ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 декабря 2021 г. N АКПИ21-907
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Глазковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тимофеева Михаила Геннадьевича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
по решению Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 сентября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 декабря 2020 г. и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июня 2021 г., удовлетворено административное исковое заявление Тимофеева М.Г. и признаны не действующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденные решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 г. N 169-НПА (далее - Правила землепользования), в части отнесения в приложении N 1 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" земельного участка с кадастровым номером < ... > площадью 115 кв. м, расположенного по адресу: < ... > , к территориальной зоне П-4 производственная зона.
Тимофеев М.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 1 руб.
В обоснование своего требования административный истец указал, что решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 сентября 2020 г. удовлетворено его административное исковое заявление об оспаривании Правил землепользования. В нарушение пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанное решение в течение одного месяца после вступления в законную силу Якутской городской Думой в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован оспариваемый нормативный акт, то есть в печатном издании "Эхо Столицы", не опубликовано, отсутствовала такая публикация и по стоянию на 14 августа 2021 г. Не внесены изменения и в Правила землепользования. На день подачи административного искового заявления срок неисполнения решения составил 8 месяцев 14 дней.
Административный истец и его представитель Бубякин А.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Административный ответчик Якутская городская Дума в письменных возражениях на административный иск просила отказать в удовлетворении заявленного требования, указав на то, что резолютивная часть решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 сентября 2020 г. опубликована после вступления решения в законную силу в печатном издании "Эхо Столицы" 15 января 2021 г. Якутская городская Дума надлежащим образом проинформировала окружную администрацию г. Якутска о вынесении судебного решения Верховным Судом Республики Саха (Якутия) письмом от 11 декабря 2020 г. N 1080-ЯГД, путем опубликования резолютивной части решения в печатном издании "Эхо Столицы" 15 января 2021 г., письмом от 31 августа 2021 г. N 730-ЯГД напомнила о необходимости внесения соответствующих изменений. 3 сентября 2021 г. на заседании комиссии по внесению изменений в Правила землепользования принято положительное решение по согласованию изменения территориальной зоны с П-4 на Ж-6 в отношении земельного участка с кадастровым N < ... > , расположенного по адресу: < ... > . 20 октября 2021 г. проведены публичные слушания по внесению изменений в Правила землепользования. 28 октября 2021 г. Департаментом градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска в адрес Якутской городской Думы внесен проект решения Якутской городской Думы "Об утверждении нормативного правового акта Якутской городской Думы "О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденный нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 г. N 169-НПА", который был рассмотрен 16 ноября 2021 г. на заседании постоянной комиссии Якутской городской Думы по градостроительству и архитектуре и передан на рассмотрение Президиума в Президиум Якутской городской Думы. 22 ноября 2021 г. на заседании Президиума Якутской городской Думы принято решение о внесении проекта в повестку 34 (очередной) сессии Якутской городской Думы, на которой он и был утвержден.
В судебное заседание Якутская городская Дума своего представителя не направила, просила рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Департамент финансов Окружной администрации города Якутска просил в удовлетворении административного иска отказать, полагая, что административным истцом пропущен процессуальный срок на подачу административного иска.
В судебное заседание Департамент финансов Окружной администрации города Якутска, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, своего представителя не направил.
Обсудив доводы сторон, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Частью 1 статьи 352 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что судебные акты приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном данным кодексом и другими федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. В случае указания в судебных актах способов и сроков их исполнения они приводятся в исполнение теми способами и в те сроки, которые указаны судом.
Пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ закреплено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в пункте 44 разъяснил, что с учетом того, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, статьи 196 АПК РФ, статьи 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации", вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено судом в соответствующее печатное издание.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в пункте 55 разъяснено, что в случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.
Как следует из материалов административного дела N 3а-42/2020, по решению Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 сентября 2020 г., оставленному без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 декабря 2020 г. и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июня 2021 г., удовлетворено административное исковое заявление Тимофеева М.Г., признаны не действующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования в части отнесения в приложении N 1 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" земельного участка с кадастровым номером < ... > площадью 115 кв. м, расположенного по адресу: < ... > , к территориальной зоне П-4 производственная зона. Также этим решением Якутской городской Думе предписано опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца после его вступления в законную силу в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован оспариваемый нормативный акт.
Этим же решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) установлено, что Правила землепользования опубликованы в печатном издании "Эхо Столицы" 31 декабря 2013 г., N 108. Данное решение вступило в законную силу 18 декабря 2020 г.
15 января 2021 г. в названном печатном издании N 2(488) опубликовано сообщение об удовлетворении решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 сентября 2020 г. административного иска Тимофеева М.Г. о признании не действующими Правил землепользования в части, приведена резолютивная часть этого решения.
В связи с этим не может быть признан состоятельным довод административного истца о том, что Якутской городской Думой не исполнено решения суда в части опубликования сведений в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован оспариваемый нормативный акт, о принятом решении.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 этого кодекса.
Статьей 33 названного кодекса предусмотрено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 названного кодекса, с учетом особенностей, установленных данной статьей (часть 1).
Порядок внесения изменений в Правила землепользования закреплен в статье 10.1 этих правил, согласно которой инициаторами подготовки проектов документов по основаниям, указанным в части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обсуждаемых на публичных слушаниях по внесению изменений в данные правила, могут быть федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия), орган местного самоуправления городского округа "город Якутск", заинтересованные физические и юридические лица, в соответствии с частью 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовившие предложения о внесении изменений в указанные правила (часть 1). Лица, указанные в части 1 данной статьи, направляют предложения о внесении изменений в эти правила в комиссию по Правилам землепользования и застройки городского округа "город Якутск" (далее - Комиссия). Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в Правила обеспечивает подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в Правила или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения и направляет его главе городского округа "город Якутск" (часть 3). Глава городского округа "город Якутск" с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении Комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 4). Орган Окружной администрации городского округа "город Якутск", уполномоченный в области градостроительной деятельности, обеспечивает: 1) подготовку проекта изменений Правил, а также подготовку материалов, представляемых на публичные слушания; 2) проверку проекта изменений Правил на соответствие требованиям технических регламентов (а вплоть до их вступления в установленном порядке в силу - нормативных технических документов в части, не противоречащей Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Градостроительному кодексу Российской Федерации), генеральному плану городского округа "город Якутск", схемам территориального планирования Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), городского округа "город Якутск" перед представлением такого проекта на публичные слушания; 3) подготовку экспозиционных материалов, представляемых на публичные слушания (часть 5). В случае принятия решения о подготовке проекта о внесении изменений глава городского округа "город Якутск" в течение десяти дней обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте Окружной администрации города Якутска в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть 6). Публичные слушания по внесению изменений в правила проводятся комиссией в соответствии с частью 13, 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в порядке, определяемом Уставом городского округа "город Якутск" и нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 15 февраля 2012 г. N 53-НПА "О публичных слушаниях в городском округе "город Якутск" (часть 7). После завершения публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Правила Комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает подготовку заключения о результатах публичных слушаний, его опубликование и размещение на официальном сайте городского округа "город Якутск" в сети "Интернет" и направляет его с протоколами публичных слушаний главе городского округа "город Якутск" (часть 8). Глава городского круга "город Якутск" в течение десяти дней после представления ему документов, определенных частью 8 этой статьи, принимает одно из двух решений: 1) о направлении проекта о внесении изменений в Правила в Якутскую городскую Думу; 2) об отклонении проекта (часть 9). Якутская городская Дума по результатам рассмотрения документов, представленных главой городского округа "город Якутск", принимает одно из следующих решений: 1) утвердить изменения в Правила; 2) отклонить изменения в Правила (часть 10). Утвержденные изменения в Правила подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются в газете "Эхо столицы", на сайте Окружной администрации города Якутска www.якутск.рф и в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа "город Якутск" (часть 11).
О необходимости внесения соответствующих изменений в Правила землепользования Якутской городской Думой в Окружную администрацию г. Якутска направлены соответствующие письма от 29 мая 2020 г. N 476-ЯГД, от И декабря 2020 г. N 1080-ЯГД, от 31 августа 2021 г. N 730-ЯГД.
2 сентября 2021 г. на заседании Комиссии по внесению изменений в Правила землепользования принято положительное решение по согласованию изменения территориальной зоны с П-4 на Ж-6 в отношении земельного участка с кадастровым N < ... > , расположенного по адресу: < ... > .
20 октября 2021 г. проведены публичные слушания по внесению изменений в Правила землепользования. 28 октября 2021 г. Департаментом градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска в адрес Якутской городской Думы внесен проект решения Якутской городской Думы "Об утверждении нормативного правового акта Якутской городской Думы "О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденный нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 г. N 169-НПА", который был рассмотрен 16 ноября 2021 г. на заседании постоянной комиссии Якутской городской Думы по градостроительству и архитектуре и передан на рассмотрение в Президиум Якутской городской Думы. 22 ноября 2021 г. на заседании Президиума Якутской городской Думы принято решение о внесении проекта в повестку 34 (очередной) сессии Якутской городской Думы, на которой 24 ноября 2021 г. он утвержден.
В частности, в пункте 1.11.112 (стр. 28) нормативного правового акта Якутской городской Думы от 24 ноября 2021 г. N 484-НПА установлено изменение территориальной зоны П-4 на территориальную зону Ж-6 земельного участка с кадастровым N < ... > , расположенного по адресу: г. < ... > , общей площадью 115 кв. м. Названный нормативный правовой акт Якутской городской Думы опубликован в печатном издании "Эхо Столицы" 26 ноября 2021 г., N 84 (570).
Учитывая, что для внесения изменений в Правила землепользования уполномоченным представительным органом местного самоуправления и местной администрацией требуется соблюдение необходимой процедуры, установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации и Правилами землепользования, которая была проведена Якутской городской Думой, Верховный Суд Российской Федерации не может сделать вывод о том, что в отношении административного истца было допущено нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Не усматривая оснований для удовлетворения заявленного требования, руководствуясь статьями 175 - 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Тимофеева Михаила Геннадьевича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА