ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2021 г. N 75-АД21-2-К3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Нечаева Геннадия Павловича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Прионежского района Республики Карелия от 26.12.2019 N 5-2173, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 12.02.2020 N 12-27/2020 и постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 30.06.2020 N 16-2099/2020, вынесенные в отношении председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Маткачи-9" Нечаева Геннадия Павловича (далее - Нечаев Г.П.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка Прионежского района Республики Карелия от 26.12.2019 N 5-2173, оставленным без изменения решением судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 12.02.2020 N 12-27/2020 и постановлением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 30.06.2020 N 16-2099/2020, председатель правления садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Маткачи-9" (далее также - товарищество) Нечаев Г.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Нечаев Г.П. просит отменить судебные акты, состоявшиеся в отношении него по данному делу об административном правонарушении, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете) определено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 указанной статьи, - в налоговые органы по месту их учета (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Нечаева Г.П. к административной ответственности).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83 п.
Непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде в силу статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет административную ответственность.
Как усматривается из материалов дела, заместителем начальника Управления Пенсионного фонда в городе Петрозаводске Республики Карелия (межрайонного) в отношении Нечаева Г.П. 01.10.2019 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 указанного Кодекса, согласно которому названным лицом, являющимся должностным лицом садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Маткачи-9", не представлены в орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации сведения по форме СЗВ-М (тип - "исходная") за отчетные периоды январь, февраль, март 2019 года в установленный законодательством срок.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения председателя правления товарищества Нечаева Г.П. мировым судьей судебного участка Прионежского района Республики Карелия постановлением от 26.12.2019 N 5-2173 к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышестоящие судебные инстанции с выводами мирового судьи согласились.
Между тем выводы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, и судебных инстанций не учитывают следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 названного Кодекса по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В ходе производства по настоящему делу Нечаев Г.П. и его защитник Железовская Н.В. настаивали на том, что функции председателя правления в садоводческом некоммерческом товариществе собственников недвижимости "Маткачи-9" исполнялись Нечаевым Г.П. на безвозмездной основе в интересах товарищества, членом которого он являлся, в трудовых отношениях с данной организацией он не состоял, в связи с чем обязанность представления в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений у него отсутствовала.
На эти обстоятельства указывалось Нечаевым Г.П. и его защитником Железовской Н.В. при составлении протокола об административном правонарушении в письменных объяснениях (л.д. 8), в судебных заседаниях по рассмотрению дела мировым судьей и судьей районного суда, в жалобах, поданных на вынесенные по делу судебные акты, однако надлежащая правовая оценка этим доводам не дана.
Между тем из статьи 1 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете следует, что страхователями признаются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи по обязательному пенсионному страхованию определены как лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с приведенными выше нормами Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете отчетность по форме СЗВ-М предоставляется в отношении застрахованного лица при наличии трудовых отношений либо при наличии выплат по договору гражданско-правового характера, на которые начисляются страховые взносы.
Из части первой статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя.
Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", определявший в числе прочего особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества, утратил силу с 1 января 2019 года в связи с принятием Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд).
Как следует из норм, содержащихся в частях 1, 3 статьи 4 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
В силу статьи 7 указанного Закона товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей: 1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия); 2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества; 3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.
Принятие в члены товарищества осуществляется на основании заявления правообладателя садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, которое подается в правление товарищества для вынесения его на рассмотрение общего собрания членов товарищества (часть 2 статьи 12 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд).
Из частей 1, 3, 5 статьи 16 указанного Закона следует, что высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества. В товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества). Председатель товарищества, члены правления товарищества, ревизионная комиссия (ревизор) избираются на общем собрании членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на пять лет из числа членов товарищества тайным или открытым голосованием.
Частями 1, 2, 8 статьи 18 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд определено, что правление товарищества подотчетно общему собранию членов товарищества, председатель товарищества является членом правления товарищества и его председателем, правление товарищества в соответствии с его уставом имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности товарищества, за исключением решений, отнесенных этим законом и уставом товарищества к полномочиям иных органов товарищества.
При этом к полномочиям председателя товарищества статьей 19 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд в числе прочего отнесены прием на работу в товарищество работников по трудовым договорам, осуществление прав и исполнение обязанностей товарищества как работодателя по этим договорам.
Аналогичные приведенным выше нормам Закона положения предусмотрены Уставом садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Маткачи-9" (л.д. 61 - 82).
Из материалов дела следует, что 30.06.2014 собранием членов товарищества Нечаев Г.П. избран на должность председателя (л.д. 120).
Доказательств того, что между товариществом и Нечаевым Г.П. заключен трудовой договор либо договор гражданско-правового характера, того, что ему производились выплаты, на которые начислялись страховые взносы, материалы дела не содержат. На безвозмездный характер выполнения данных функций Нечаевым Г.П. указывалось в поданных по делу жалобах.
Исходя из приведенного правового регулирования и установленных фактических обстоятельств председатель правления садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Маткачи-9" Нечаев Г.П. действовал в интересах членов данного некоммерческого объединения, то есть в своих интересах.
Доказательств выполнения им функций председателя правления на возмездной основе, получения им выплат, подлежащих обложению страховыми взносами, и принадлежности его к застрахованным лицам по настоящему делу об административном правонарушении не добыто.
Предусмотренных статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации признаков трудовых отношений или гражданско-правовых отношений в рассматриваемом случае не имелось.
Следовательно, обязанность представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации по месту регистрации товарищества сведения по форме СЗВ-М за спорные периоды у Нечаева Г.П. отсутствовала, что свидетельствует об отсутствии его вины и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, во вменяемом ему деянии.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, вынесенные в отношении Нечаева Г.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса в связи с отсутствием в деянии названного лица состава вменяемого административного правонарушения.
Изложенное в данном постановлении согласуется с правовым подходом, сформулированным Верховным Судом Российской Федерации в кассационном определении от 24.05.2019 N 84-КА19-1 и в постановлении от 11.12.2020 N 67-АД20-3.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка Прионежского района Республики Карелия от 26.12.2019 N 5-2173, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 12.02.2020 N 12-27/2020 и постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 30.06.2020 N 16-2099/2020, вынесенные в отношении Нечаева Геннадия Павловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ