ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2019 г. N 5-АД19-215
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Магомедова К.А., действующего на основании доверенности в интересах генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Планета" (далее - ООО "Планета", Общество) Соловьевой Е.В. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 02 мая 2017 года N 4-1872-17-ППР/1056/101/4, постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 02 мая 2017 года N 4-1875-17-ППР/1056/103/4, решение судьи Таганского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2017 года N 12-1588/2017, решение судьи Московского городского суда от 22 июня 2018 года N 7-7960/2018 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 09 января 2019 года N 4а-7022/18, вынесенные в отношении генерального директора ООО "Планета" Соловьевой Елены Викторовны по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 02 мая 2017 года N 4-1872-17-ППР/1056/101/4 Соловьева Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 02 мая 2017 года N 4-1875-17-ППР/1056/103/4 Соловьева Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Определением судьи Таганского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2017 года дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 5.27.1, объединены в одно производство.
Решением судьи Таганского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2017 года N 12-1588/2017, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 22 июня 2018 года N 7-7960/2018 и постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 09 января 2019 года N 4а-7022/18, постановления государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 02 мая 2017 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО "Планета" Соловьевой Е.В. изменены: генеральному директору Общества Соловьевой Е.В. назначено административное наказание с применением положений статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 данного Кодекса в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей; в остальной части постановления должностного лица Инспекции от 02 мая 2017 года N 4-1872-17-ППР/1056/101/4 и N 4-1875-17-ППР/1056/103/4 оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Магомедов К.А. просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении генерального директора ООО "Планета" Соловьевой Е.В. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения генерального директора ООО "Планета" Соловьевой Е.В. к административной ответственности) нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе:
не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Перечня работ, при выполнении которых производятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н, ежегодным медицинским осмотрам (обследованиям) подлежат работники организаций общественного питания, торговли, буфетов, пищеблоков, в том числе на общественном транспорте.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 8 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - информационная система учета), за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.
Из материалов дела усматривается, что в результате проведения с 16 февраля 2017 года по 03 марта 2017 года должностными лицами Таганской межрайонной прокуратуры г. Москвы совместно с государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в г. Москве выездной проверки по соблюдению требований федерального законодательства, в том числе требований по охране труда и техники безопасности, в отношении ООО "Планета" (ресторан "ДжонДжоли", адрес: г. Москва, ул. Николоямская, д. 28/60, стр. 1) установлено, что в нарушение статей 212, 213, абзацев 3, 4 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 15 Перечня работ, при выполнении которых производятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, части 2 статьи 4, статьи 8 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" генеральным директором ООО "Планета" Соловьевой Е.В. как работодателем не было организовано за счет собственных средств Общества проведение обязательного медицинского осмотра работников; при приеме на работу и проведение периодических медицинских осмотров, не организовано прохождение обязательного психиатрического освидетельствования работников общественного питания - работников кухни ООО "Планета", осуществляющих деятельность в условиях повышенной опасности, не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в январе 2017 года и на момент проведения выездной проверки 16 февраля 2017 года работодатель не отстранил от работы (допускает к работе) работника, не прошедшего обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке; специальная оценка условий труда работников в Обществе не проведена, документы, подтверждающие проведение аттестации рабочих мест, не представлены.
Фактические обстоятельства совершения генеральным директором ООО "Планета" Соловьевой Е.В. противоправных деяний подтверждаются: постановлением исполняющего обязанности Таганского межрайонного прокурора г. Москвы о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; постановлением исполняющего обязанности Таганского межрайонного прокурора г. Москвы о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; справкой о результатах проведения проверки; решением о назначении Соловьевой Е.В. на должность генерального директора ООО "Планета"; приказом от 20 августа 2015 г. N 5; договором аренды помещения N Э/13-11/НЯ от 25 сентября 2013 г.; приказами о приеме на работу в ООО "Планета" К. М. А. Л. и иными доказательствами, исследованными должностным лицом и судебными инстанциями, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Генеральный директор ООО "Планета" Соловьева Е.В., имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности за совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия генерального директора ООО "Планета" Соловьевой Е.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы настоящей жалобы, имеющие правовое значение для разрешения дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки нижестоящих судов и были отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Несогласие защитника Магомедова К.А. с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу судебных актов не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 02 мая 2017 года N 4-1872-17-ППР/1056/101/4, постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 02 мая 2017 года N 4-1875-17-ППР/1056/103/4, решение судьи Таганского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2017 года N 12-1588/2017, решение судьи Московского городского суда от 22 июня 2018 года N 7-7960/2018 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 09 января 2019 года N 4а-7022/18, вынесенные в отношении генерального директора ООО "Планета" Соловьевой Елены Викторовны по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Магомедова К.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ