ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2011 г. N 67-Г11-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Беспаловой З.Д. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Птицыной Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление участвовавших в деле прокуроров прокуратуры Новосибирской области Авдеевой Н.К. и Язвенко С.П. на решение Новосибирского областного суда от 27 января 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора Новосибирской области об оспаривании отдельных положений постановлений губернатора Новосибирской области от 13 декабря 2010 года N 388 "О внесении изменений в постановление губернатора Новосибирской области от 29 октября 2007 года N 422" и N 389 "О внесении изменений в постановление губернатора Новосибирской области от 31 января 2005 года N 32".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения прокурора прокуратуры Новосибирской области Трифоновой М.К., поддержавшей доводы кассационного представления, представителя губернатора Новосибирской области Омелехиной Н.В., возражавшей против доводов кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением губернатора Новосибирской области от 31 января 2005 года N 32 утверждено Положение о едином социальном проездном билете на территории Новосибирской области и установлено, что он является специальным месячным проездным билетом на территории Новосибирской области.
Постановлением губернатора Новосибирской области от 13 декабря 2010 года N 389 в указанное постановление внесены изменения, касающиеся реализации единых социальных билетов на территории Новосибирской области с отрывными социальными талонами на разовую поездку гражданам, имеющим право на приобретение единого социального билета на территории Новосибирской области в соответствии с перечнем граждан, утвержденным постановлением губернатора Новосибирской области от 3 сентября 2010 года N 271. Согласно внесенным изменениям единый социальный проездной билет дает его владельцу право на совершение 30 поездок в месяц по отрывным талонам, каждый из которых действителен на одну поездку, без взимания платы по муниципальным и пригородным маршрутам регулярного сообщения на пассажирском электрическом (трамвай, троллейбус, метрополитен) и автомобильном (кроме такси) транспорте.
Постановлением губернатора Новосибирской области от 29 октября 2007 года N 422 утверждено Положение о микропроцессорной пластиковой карте "Социальная карта".
Постановлением губернатора Новосибирской области от 13 декабря 2010 года N 388 в указанное постановление внесены изменения, в частности установлено, что с 1 января 2011 года возмещение расходов перевозчикам, осуществляющим перевозки отдельных категорий граждан по микропроцессорным пластиковым картам, сверх стоимости месячной активации микропроцессорной пластиковой карты за каждую поездку до размера действующего тарифа на перевозки пассажиров, но не выше предельного (максимального) тарифа, установленного департаментом по тарифам Новосибирской области по видам транспорта, за фактическое количество поездок, производится в количестве, не превышающем 30 поездок на 1 микропроцессорную пластиковую карту в месяц, в пределах средств, предусмотренных законом Новосибирской области об областном бюджете. Изменения внесены и в Положение о микропроцессорной пластиковой карте, в частности, указано, что она является специальным проездным документом, подтверждающим право его владельца на совершение 30 поездок в месяц без взимания платы по муниципальным и пригородным маршрутам регулярного сообщения на пассажирском электрическом (трамвай, троллейбус, метрополитен) и автомобильном (кроме такси) транспорте.
Прокурор Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с заявлениями о признании противоречащими пункту 2 статьи 6 Закона РФ от 15 января 1993 года N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", части 2 статьи 4 Федерального закона от 9 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующими с момента вступления в законную силу положений абзаца 2 пункта 2, абзаца 1 пункта 5, первого предложения пункта 6, абзаца 3 пункта 8 постановления губернатора Новосибирской области от 13 декабря 2010 года N 388; пункта 1, пункта 2, абзаца 5 пункта 3, абзаца 7 пункта 3 в части слов, абзаца 8 пункта 3, абзаца 10 пункта 3, абзаца 13 пункта 3 в части слов, абзаца 15 пункта 3 постановления губернатора Новосибирской области от 13 декабря 2010 года N 389.
Прокурор полагал, что вносимые названными постановлениями изменения, в соответствии с которыми отдельные категории граждан, пользующиеся льготами по проезду с использованием единого социального проездного билета, смогут осуществить по нему бесплатно не более 30 поездок в месяц, ухудшают их положение.
В обоснование требования прокурор указал, что льготы по бесплатному проезду для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы установлены федеральными законами, финансирование их предоставления является расходным обязательством Российской Федерации, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации не предоставлено право уменьшения объема льгот указанной категории граждан.
По мнению прокурора, оспариваемыми положениями нарушаются также права граждан, прибывших из других регионов и относящихся к вышеуказанным категориям, поскольку они не смогут беспрепятственно воспользоваться правом на бесплатный проезд, установленным Законом РФ от 15 января 1993 года N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральным законом от 9 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
Кроме того, прокурор полагал, что оспариваемыми нормами нарушаются права и других категорий граждан, указанных в перечне, утвержденном постановлением губернатора Новосибирской области от 3 сентября 2010 года N 271, поскольку эти граждане пользовались правом на бесплатный проезд в соответствии с нормами федерального и областного законодательства до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ на основании Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Закона РФ от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Закона Новосибирской области от 25 июля 2003 года 127-ОЗ "О ветеранах труда Новосибирской области", распоряжения администрации Новосибирской области от 17 февраля 1994 года N 67-р "О бесплатном проезде пенсионеров и инвалидов в общественном транспорте".
Применительно к названной категории граждан прокурор указал, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ изменил правовое регулирование вопросов их социальной поддержки, предоставив субъектам Российской Федерации право самостоятельно устанавливать меры их социальной поддержки и отнеся финансирование предоставления этих мер к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, но установил, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся этим категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
По мнению прокурора, названное требование федерального законодательства губернатором Новосибирской области не выполнено.
Определением судьи от 24 января 2011 года дела по заявлениям прокурора об оспаривании положений постановлений губернатора Новосибирской области от 13 декабря 2010 года N 388 и N 389 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Новосибирского областного суда от 27 января 2011 года в удовлетворении требования прокурора Новосибирской области отказано.
В кассационном представлении участвовавших в деле прокуроров прокуратуры Новосибирской области ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об удовлетворении требования прокурора Новосибирской области.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Постановлением губернатора Новосибирской области от 31 января 2005 года N 32 установлено, что специальным месячным проездным билетом, введенным на территории Новосибирской области постановлением губернатора области от 18 января 2005 года N 10, является единый социальный проездной билет.
Перечень граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета на территории Новосибирской области, утвержден постановлением губернатора Новосибирской области от 3 сентября 2010 года N 271.
К их числу относятся ветераны Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий; инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий; ветераны труда по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости; ветераны труда Новосибирской области по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости; Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы; бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан; инвалиды всех групп инвалидности, дети-инвалиды, один из родителей (опекунов, попечителей) ребенка-инвалида (детей-инвалидов), лицо, сопровождающее инвалида 1 группы или ребенка-инвалида (не более одного сопровождающего на каждого инвалида); лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, подвергшиеся политическим репрессиям и признанные реабилитированными; лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях; дети из многодетных семей - учащиеся образовательных учреждений всех типов; пенсионеры, получающие трудовую пенсию по старости, проживающие на территории Новосибирской области.
Единый социальный проездной билет дает право его владельцу на совершение 30 поездок в месяц по отрывным талонам, каждый из которых действителен на одну поездку, без взимания платы по муниципальным и пригородным маршрутам регулярного сообщения на пассажирском электрическом (трамвай, троллейбус, метрополитен) и автомобильном (кроме такси) транспорте.
Для участников Великой Отечественной войны, инвалидов войны, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, детей из многодетных семей - учащихся образовательных учреждений всех типов и одного из родителей многодетной семьи, а также инвалидов всех групп инвалидности, детей-инвалидов, одного из родителей (опекунов, попечителей) ребенка-инвалида (детей-инвалидов) и одного лица, сопровождающего инвалида 1 группы или ребенка-инвалида (не более одного сопровождающего на каждого инвалида) в поездке, количество поездок по единому социальному проездному билету в месяц не ограничивается и талоны не выдаются (абзац 2 пункта 3 Положения о едином социальном проездном билете на территории Новосибирской области в редакции постановлений губернатора Новосибирской области от 13 декабря 2010 года N 389, от 24 декабря 2010 года N 409).
Разрешая заявленные требования, суд проанализировал положения Закона РФ от 15 января 1993 года N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона от 9 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" и признал несостоятельными доводы прокурора о нарушении оспариваемыми нормами постановлений губернатора Новосибирской области от 13 декабря 2010 года N 388, 389 права на бесплатный проезд такой категории граждан как Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы.
Согласно статье 1.1 Закона РФ от 15 января 1993 года N 4301-1 граждане, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы, имеют право на льготы, предусмотренные статьями 2 - 9 настоящего Закона (среди них бесплатное личное пользование внутригородским транспортом, поездами пригородного сообщения, а в сельской местности - автобусами внутриобластных линий, предусмотренное пунктом 2 статьи 6), или на ежемесячную денежную выплату в порядке и размере, предусмотренных статьей 9.1 настоящего Закона, и льготы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи (в числе которых отсутствует бесплатный проезд).
Таким образом, указанные граждане, при выборе ежемесячной денежной выплаты в порядке и размере, предусмотренных статьей 9.1 Закона РФ от 15 января 1993 года N 4301-1, не имеют права на бесплатный проезд в соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Закона.
В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона от 9 января 1997 года N 5-ФЗ Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы имеют право на льготы, предусмотренные статьями 2 - 6.1 настоящего Федерального закона (среди них бесплатное пользование городским пассажирским транспортом, поездами пригородного сообщения, а в сельской местности - автобусами внутриобластных линий, предусмотренное частью 2 статьи 4), или на ежемесячную денежную выплату в порядке и размере, установленных статьей 6.2 настоящего Федерального закона, и льготы, предусмотренные частью 2 настоящей статьи (в числе которых отсутствует бесплатный проезд).
Таким образом, указанные граждане при выборе ежемесячной денежной выплаты в порядке и размере, установленных статьей 6.2 Федерального закона от 9 января 1997 года N 5-ФЗ, не имеют права на бесплатный проезд в соответствии с частью 2 статьи 4 названного Федерального закона.
Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что оспариваемые нормы постановлений губернатора Новосибирской области не нарушают прав граждан, относящихся к указанным выше категориям.
В случае, если они не получают ежемесячную денежную выплату, а пользуются льготами, предусмотренными статьями 2 - 6.1 Федерального закона от 9 января 1997 года N 5-ФЗ и статьями 2 - 9 Закона РФ от 15 января 1993 года N 4301-1, они пользуются льготой по бесплатному проезду на основании удостоверений, подтверждающих их статус, поскольку названная льгота установлена федеральным законодательством, расходы, связанные с ее реализацией, финансируются за счет средств федерального бюджета (статья 7 Федерального закона от 9 января 1997 года N 5-ФЗ, статья 11 Закона РФ от 15 января 1993 года N 4301-1).
В случае получения ими ежемесячной денежной выплаты предоставление им 30 поездок без взимания платы не противоречит пункту 2 статьи 6 Закона РФ от 15 января 1993 года и части 2 статьи 4 Федерального закона от 9 января 1997 года N 5-ФЗ, поскольку является дополнительной мерой социальной поддержки, установленной субъектом Российской Федерации (Новосибирской областью) для граждан, проживающих в Новосибирской области и относящихся к указанным категориям граждан.
Право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан установлено статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Довод кассационного представления об отсутствии в оспариваемых постановлениях губернатора указания на предоставление 30 бесплатных поездок дополнительно к ежемесячной денежной компенсации не опровергает вывода суда, основанного на анализе федерального законодательства.
Поскольку для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, получающих ежемесячную денежную выплату, право на 30 бесплатных поездок, предоставленное оспариваемыми постановлениями, является дополнительной мерой социальной поддержки, установленной субъектом Российской Федерации за счет собственных средств, не представляется возможным согласиться с доводом прокурора о нарушении прав лиц названных категорий, прибывших в Новосибирскую область из других регионов.
Следует признать правильными выводы суда по доводам прокурора о противоречии оспариваемых постановлений статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ применительно к иным категориям граждан (кроме тех, которые перечислялись выше и не имеют ограничений по количеству бесплатных поездок по единому социальному проездному билету).
Судом установлено, что эти категории граждан до 1 января 2005 года пользовались правом на бесплатный проезд в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом РФ от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") и законодательством Новосибирской области (Законом Новосибирской области от 25 июля 2003 года N 127-ОЗ "О ветеранах труда Новосибирской области", распоряжением администрации Новосибирской области от 17 февраля 1994 года N 67-р "О бесплатном проезде пенсионеров и инвалидов в общественном транспорте").
С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в названные выше законы Российской Федерации, меры социальной поддержки лиц, на которых они распространяются, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Новосибирской области от 25 июля 2003 года N 127-ОЗ "О ветеранах труда Новосибирской области" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, лица, удостоенные звания "Ветеран труда Новосибирской области", имели право на бесплатный проезд, расходы по реализации которого возмещались за счет средств бюджета Новосибирской области. С 1 января 2005 года названная мера социальной поддержки исключена в связи с внесением изменений в названный Закон Законом Новосибирской области от 29 декабря 2004 года.
В соответствии со статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 1); расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 85).
С учетом приведенных положений закона, информации министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области за период с 1 января 2005 года по настоящее время и анализа законов Новосибирской области об областном бюджете с 2005 года по настоящее время суд пришел к выводу о том, что совокупный объем финансирования льготного транспортного обслуживания граждан Новосибирской области увеличился, в связи с чем отсутствуют основания для признания оспариваемых постановлений губернатора Новосибирской области противоречащими статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Соответствующие цифры приведены в решении суда, Судебная коллегия не усматривает оснований для признания вывода суда неправильным.
Довод кассационного представления о том, что для вывода о соблюдении требований статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ суду надлежало оценить совокупный объем финансирования всех льгот и выплат, т.е. иных мер социальной поддержки, а не только льготного проезда, по мнению Судебной коллегии, является ошибочным, поскольку в статье 153 говорится о совокупном объеме финансирования соответствующих льгот и выплат.
5 марта 2011 года и 31 марта 2011 года в постановления губернатора Новосибирской области от 29 октября 2007 года N 422 и от 31 января 2005 года N 32 внесены изменения, увеличившие объем льгот по проезду и расширившие круг лиц, имеющих право на льготы по проезду.
Поскольку изменения не касаются оспариваемых прокурором норм постановлений губернатора Новосибирской области от 13 декабря 2010 года N 388 и 389 о внесении изменений в постановления губернатора Новосибирской области от 31 января 2005 года N 32 и от 29 октября 2007 года N 422, они не могут повлиять на существо решения по настоящему заявлению.
Не усматривая оснований к отмене решения суда, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Новосибирского областного суда от 27 января 2011 года оставить без изменения, кассационное представление участвовавших в деле прокуроров прокуратуры Новосибирской области Авдеевой Н.К. и Язвенко С.П. - без удовлетворения.