ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 августа 2011 г. N ВАС-7729/11
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Петровой С.М., судей Завьяловой Т.В. и Зориной М.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (ул. Юности, д. 17, г. Белово, 652600) от 21.03.2011 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кемеровской области от 30.09.2010 по делу N А27-11154/2010, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.02.2011 по тому же делу по заявлению государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) к индивидуальному предпринимателю Шамочкину В.А. (ул. Октябрьская, д. 59, кв. 115, г. Белово, 652600) о взыскании не принятых расходов страхователя, а также по заявлению индивидуального предпринимателя Шамочкина В.А. к государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) о признании незаконным решения от 30.04.2010 N 21.
Суд установил: на основании решения от 18.03.2010 N 35с/с государственным учреждением - Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) проведена документальная выездная проверка правильности расходования средств обязательного социального страхования индивидуальным предпринимателем Шамочкиным В.А. (далее - предприниматель), являющимся страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.
По результатам проверки составлен акт от 31.03.2010 N 2000035 с/с и принято решение от 30.04.2010 N 21, согласно которому расходы, произведенные предпринимателем на выплату 8 525 рублей 55 копеек пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, главному бухгалтеру Шамочкиной Е.В., не приняты в счет средств, полученных им от фонда на цели обязательного социального страхования.
Основанием для непринятия указанных расходов послужили выводы фонда о том, что предпринимателем создана искусственная ситуация, направленная на необоснованное возмещение расходов за счет средств обязательного социального страхования, путем завышения в расчетном периоде размера начисленной заработной платы и числа календарных дней, приходящихся на этот период, Шамочкиной Е.В.
Предпринимателю выставлено требование от 18.05.2010 N 23 о возврате данной суммы.
В связи с неисполнением данного требования фонд обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с предпринимателя 8 525 рублей 55 копеек, выделенных ему на осуществление (возмещение) расходов по выплате пособия по беременности и родам главному бухгалтеру Шамочкиной Е.В.
Предприниматель обратился со встречным заявлением о признании недействительным решения фонда от 30.04.2010 N 21, которым указанные расходы не были приняты в счет средств, полученных от фонда.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.09.2010 требования предпринимателя удовлетворены; требования фонда оставлены без удовлетворения.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 24.02.2011 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
При рассмотрении дела суды, исследовав и оценив представленные доказательства, сделали вывод о том, что предпринимателем создана искусственная ситуация, направленная на необоснованное возмещение расходов за счет средств обязательного социального страхования, однако признали недействительным решение фонда как не соответствующее по форме Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) (в редакции Федерального закона N 213-ФЗ) и приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 N 1014н "Об утверждении формы решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и формы требования об их возмещении" (далее - приказ N 1014н).
При этом суды исходили из того, что в решении не указаны адрес места жительства предпринимателя, приведены ссылки на общие нормативные акты и нет ссылки на основной закон (специальную норму), регулирующий отношения, связанные с обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; резолютивная часть решения не соответствует форме решения, утвержденной названным приказом: не содержит указания на основания нарушения, на конкретные периоды и суммы с уточнением месяца года, в котором произведены расходы, не принятые к зачету.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов фонд просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Рассмотрев заявление и изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Признавая недействительным решение фонда, суды исходили из части 16 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 213-ФЗ), согласно которой правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, возникшие по 31 декабря 2009 года (включительно) в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Федеральный закон N 190), не прекращаются и регулируются в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ (в редакции Федерального закона N 213-ФЗ).
Положениями частей 1 и 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Форма решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения утверждена приказом N 1014н.
Вместе с тем, судами не учтено, что в проверяемый период предприниматель применял специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход (уплата которого предусматривает замену уплаты единого социального налога) и не являлся плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Страхователи-работодатели, применяющие специальные налоговые режимы, до 01.01.2010 не являлись плательщиками страховых взносов и осуществляли расходы по обязательному социальному страхованию за счет средств, выделяемых отделением фонда в порядке, установленном пунктом 3.3 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 (далее - Инструкция N 22).
Согласно пункту 14 статьи 37 Федерального закона N 213-ФЗ в 2010 году средства на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, выделяются указанным предпринимателям в порядке, установленном частями 3 - 6 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ по месту их регистрации в качестве страхователей.
В связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) страхователи-работодатели, применяющие специальные налоговые режимы, с 01.01.2010 стали признаваться плательщиками страховых взносов и произведенные ими расходы на выплату страхового обеспечения засчитываются в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Следовательно, при проверке расходования средств обязательного социального страхования, полученных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в 2009 году, фонд не мог вынести решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, поскольку такие расходы, произведенные страхователем-работодателем, не являющимся плательщиком страховых взносов, не могут быть зачтены в счет их уплаты. Поэтому указанное решение не является решением о непринятии к зачету расходов и не должно соответствовать Федеральному закону N 255-ФЗ и приказу N 1014н.
Фонд, принимая решение по результатам документальной выездной проверки, руководствовался Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81, действие которого не прекратилось в связи с изданием Федерального закона N 213-ФЗ (далее - Методические указания).
Поскольку форма решения об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения не установлена, а решение фонда по форме и содержанию соответствует требованиям названных Методических указаний, то оснований для признания решения фонда незаконным у судов не имелось.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса является основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А27-11154/2010 Арбитражного суда Кемеровской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Кемеровской области от 30.09.2010, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.02.2011.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 03 октября 2011 года.
Председательствующий судья
С.М.ПЕТРОВА
Судья
Т.В.ЗАВЬЯЛОВА
Судья
М.Г.ЗОРИНА