ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июня 2011 г. N ВАС-6612/11
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области (ул. Тернопольская, д. 4, г. Челябинск, 454080) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Челябинской области от 25.11.2010 по делу N А76-18015/2010-61-559, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.04.2011 по тому же делу по иску товарищества собственников жилья "Оптимист" (далее - ТСЖ "Оптимист") к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации 92 162 рублей 23 копеек, к Министерству социальных отношений Челябинской области и Управлению социальной защиты населения администрации Советского района г. Челябинска (далее - управление соцзащиты) о взыскании за счет казны Челябинской области 56 373 рублей 14 копеек расходов, возникших в связи с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Суд
установил:
определением суда от 11.10.2010 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Челябинской области.
Определением суда от 18.11.2010 прекращено производство по делу в части требований к Министерству социальных отношений Челябинской области, управлению соцзащиты в связи с отказом истца от иска в этой части на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 25.11.2010, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковое требование удовлетворено: с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ТСЖ "Оптимист" взыскано 92 162 рубля 23 копейки расходов. С Минфина Челябинской области за счет казны Челябинской области в пользу ТСЖ "Оптимист" взыскано 56 373 рубля 14 копеек расходов.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России просит их отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что между ТСЖ "Оптимист" и управлением соцзащиты заключен договор от 14.03.2008 N 52-ФЗ о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан из числа инвалидов, ветеранов и лиц, подвергшихся радиационному воздействию, оказание мер социальной поддержки которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Также между ТСЖ "Оптимист" и управлением соцзащиты заключены договоры от 14.03.2008 N 52-ВТ, 52-ДМ, 52-ВО о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением ветеранам труда Челябинской области мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Данными договорами регулируются отношения по возмещению товариществу "Оптимист" за счет средств областного бюджета предоставленных ветеранам льгот, установленных законами Челябинской области.
В соответствии с уведомлением от 21.04.2008 ТСЖ "Оптимист" освобождено от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
ТСЖ "Оптимист, являясь некоммерческой организацией, формой объединения собственников помещений в жилом доме для совместного управления комплексом недвижимого и движимого имущества многоквартирного дома и прилегающего земельного участка, приобретало услуги у ресурсоснабжающих организаций по тарифам, утвержденным для населения и включающим НДС.
В период с 01.03.2008 по 31.12.2008 ТСЖ "Оптимист" предоставляло льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные действующим законодательством для отдельных категорий граждан, в соответствии с условиями договоров ежемесячно представляло в управление соцзащиты отчетные документы; возмещение расходов производилось за вычетом НДС.
Ссылаясь на невозмещение понесенных расходов, ТСЖ "Оптимист" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренные законами Российской Федерации и законами Челябинской области меры социальной поддержки являются соответственно расходными обязательствами Российской Федерации и Челябинской области, следовательно, подлежат возмещению из федерального и областного бюджетов.
Удовлетворяя исковое требование за счет казны Российской Федерации, суды руководствовались федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; законами Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделения особого риска", статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации; Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Довод Минфина России о том, что он выполнил свои обязательства в полном объеме, подлежит отклонению. Доказательств нецелевого использования перечисленных средств федерального бюджета Минфином России не представлено, в связи с чем суд пришел к выводу о недоказанности ответчиком факта предоставления денежных средств на реализацию льгот, предусмотренных названными законами, в достаточном размере. То обстоятельство, что ответчик обеспечил получение субъектом Российской Федерации субвенций в размере, установленном Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска с учетом того, что выделенные бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Имеющиеся в бюджете Челябинской области по итогам 2008 года неиспользованные субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан возвращены в федеральный бюджет. Доказательств того, что в бюджете субъекта Российской Федерации на текущую дату имеются субвенции, за счет которых возможно возмещение расходов истца, понесенных в 2008 году, с учетом того, что нецелевое расходование денежных средств недопустимо, ответчиком не представлено.
По мнению Минфина России, он как государственный орган, выступающий по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве ответчика освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Между тем взыскание государственной пошлины по названному основанию не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А76-18015/2010-61-559 Арбитражного суда Челябинской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 25.11.2010, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.04.2011 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья
О.А.КОЗЛОВА
Судья
И.М.МАРАМЫШКИНА
Судья
М.В.ПРОНИНА