ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июля 2019 г. N 67-КГ19-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июля 2019 г. гражданское дело по иску Зайцева Сергея Алексеевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области о признании решения об отказе в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения незаконным
по кассационной жалобе представителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) Зеленкиной Л.А. на решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 23 июля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 9 октября 2018 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Зайцев С.А. 14 мая 2018 г. обратился в суд иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области (далее также - УПФР в Новосибирском районе Новосибирской области, пенсионный орган) о признании решения об отказе в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения незаконным.
В обоснование заявленных требований Зайцев С.А. указал, что ему постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1998 г. N 382 присуждена премия Правительства Российской Федерации за разработку и организацию производств новых высокоэффективных средств диагностики ВИЧ-инфекции и гепатитов A, B, C.
С 26 мая 2017 г. Зайцев С.А. получает страховую пенсию по старости.
30 июня 2017 г. Зайцев С.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (далее также - дополнительное материальное обеспечение) в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".
Решением пенсионного органа от 13 июля 2017 г. N 127 Зайцеву С.А. было отказано в назначении дополнительного материального обеспечения по причине того, что лауреатам премии Правительства Российской Федерации назначение дополнительного материального обеспечения законодательством не предусмотрено.
По мнению Зайцева С.А., данный отказ пенсионного органа является незаконным, поскольку премия присуждена ему высшим органом государственной власти от имени Российской Федерации, носит общегосударственный характер, в связи с чем он имеет право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.
Ссылаясь на положения подпункта 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" и Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению и выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 июня 2017 г. N 520н, Зайцев С.А. просил суд признать незаконным решение УПФР в Новосибирском районе Новосибирской области от 13 июля 2017 г. N 127 об отказе в назначении ему дополнительного материального обеспечения, возложить на ответчика обязанность назначить дополнительное материальное обеспечение.
Представитель ответчика в суде иск не признал.
Решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 23 июля 2018 г. исковые требования Зайцева С.А. удовлетворены, решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области от 13 июля 2017 г. N 127 об отказе в назначении Зайцеву С.А. дополнительного ежемесячного материального обеспечения признано незаконным.
На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области возложена обязанность назначить Зайцеву С.А., 26 мая 1957 года рождения, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" с 30 июня 2017 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 9 октября 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, имеющейся в материалах дела, правопреемником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области в порядке реорганизации является государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное).
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, представитель государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) Зеленкина Л.А. просит отменить принятые по делу судебные постановления, как незаконные.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 20 марта 2019 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 27 июня 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела стороны, не представившие сведений о причинах неявки. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Зайцеву С.А., 26 мая 1957 года рождения, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1998 г. N 382 "О присуждении премий Правительства Российской Федерации 1997 года в области науки и техники" присуждена премия Правительства Российской Федерации 1997 года в области науки и техники за разработку и организацию производства новых высокоэффективных средств диагностики ВИЧ-инфекции и гепатитов A, B, C.
С 26 мая 2017 г. Зайцев С.А. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
30 июня 2017 г. Зайцев С.А. обратился в УПФР в Новосибирском районе Новосибирской области с заявлением о назначении ему дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".
Решением пенсионного органа от 13 июля 2017 г. N 127 Зайцеву С.А. отказано в назначении дополнительного материального обеспечения по причине того, что лауреатам премий Правительства Российской Федерации право на назначение дополнительного материального обеспечения законом не предусмотрено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Зайцева С.А. о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении дополнительного материального обеспечения и о возложении на УПФР в Новосибирском районе Новосибирской области обязанности назначить Зайцеву С.А. дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, суд первой инстанции сослался на статью 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", телеграмму Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. N 2181-ЮЛ/ЛЧ-06-32/3539 и пришел к выводу о том, что поскольку премия Правительства Российской Федерации присуждена высшим органом государственной власти от имени Российской Федерации, носит общегосударственный характер, то истец, являющийся лауреатом премии Правительства Российской Федерации, имеет право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. При этом суд первой инстанции исходил из того, что законодатель использует обобщающие понятия "государственные премии СССР" и "государственные премии Российской Федерации (РСФСР)", не раскрывая содержания этих понятий и не конкретизируя виды премий, присвоение которых является основанием для установления дополнительного материального обеспечения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
1. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статья 39).
В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (далее также - Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ) определены условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ приведен исчерпывающий перечень граждан, которым назначается дополнительное материальное обеспечение.
В числе таких граждан лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР) (подпункт 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 ноября 2007 г. N 736-О-О Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение относятся в том числе лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом исходя из норм закона лауреаты государственной премии - это граждане Российской Федерации, отмеченные за особые заслуги и выдающиеся достижения в соответствующей области перед Российской Федерацией.
2. Распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. N 282-рп "О государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники", действовавшим на дату награждения Зайцева С.А. премией Правительства Российской Федерации, постановлено учредить на 1992 год 18, а с 1993 года 20 ежегодных Государственных премий Российской Федерации в области науки и техники размером 100 тысяч рублей каждая в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Этим же распоряжением утверждено Положение о государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники (утратило силу с 1 января 2005 г. в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры", которым было утверждено новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства).
Пунктом 1 Положения о государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. N 282-рп, было определено, что государственные премии Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно: за значительный вклад в развитие естественных, гуманитарных и технических наук, соответствующий уровню передовых достижений в мире и способствующий решению проблем развития регионов и отраслей народного хозяйства Российской Федерации; за разработку и внедрение принципиально новых ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и техники, прогрессивных материалов, машин и механизмов, которые по своим показателям находятся на уровне лучших мировых аналогов; за выдающиеся производственные результаты в отраслях народного хозяйства Российской Федерации, полученные на основе широкого внедрения достижений науки и техники, обеспечивающие создание качественно новых видов продукции.
Работы, представленные на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники, принимаются Комитетом по Государственным премиям Российской Федерации в области науки и техники при Правительстве Российской Федерации ежегодно до 1 сентября (абзац первый пункта 4 Положения о государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. N 282-рп).
Указ Президента Российской Федерации о присуждении Государственных премий Российской Федерации в области науки и техники подлежит опубликованию в печати в мае (пункт 5 Положения о государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. N 282-рп).
Согласно пункту 6 названного положения лицам, получившим Государственные премии Российской Федерации в области науки и техники, присваивается звание "Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники", вручаются диплом, почетный знак и удостоверение.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" учреждены 4 Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и 3 Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства в размере 5 000 000 руб. каждая и утверждено Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Пунктом 1 указанного положения установлено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства являются высшим признанием заслуг деятелей науки и культуры перед обществом и государством.
Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются Президентом Российской Федерации (пункт 3 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785).
Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства состоят из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии и удостоверения к нему, а также фрачного знака лауреата Государственной премии (пункт 4 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785).
Названное положение утратило силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485, которым утверждены новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Пунктом 1 нового Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий предусмотрено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей науки перед обществом и государством.
Пунктом 1 нового Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства также предусмотрено, что Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей культуры и искусства перед обществом и государством.
Государственная премия присуждается Президентом Российской Федерации (пункт 5 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и пункт 3 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485).
Государственная премия состоит из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии, удостоверения к нему и фрачного знака лауреата Государственной премии (пункт 6 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и пункт 4 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485).
Таким образом, Государственная премия Российской Федерации является высшим признанием заслуг деятелей науки, культуры и искусства перед обществом и государством, присуждается Президентом Российской Федерации гражданам Российской Федерации.
3. С целью стимулирования научно-технического развития постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 1994 г. N 873 "Об учреждении премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники" учреждено 50 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники с присуждением их начиная с 1995 года в размере 8 млн рублей каждая (пункт 1 названного постановления, действовавшего на момент награждения Зайцева С.А. премией Правительства Российской Федерации).
Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники являются средством поощрения ученых и специалистов за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в результате которых получен значительный экономический или социальный эффект, разработаны принципиально новые технологии и техника, приборы, материалы, оборудование, вещества, другие достижения в области науки и техники, а также за создание высококачественных учебников для образовательных учреждений Российской Федерации (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 1994 г. N 873).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 г. N 1424 утверждено Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Пунктом 1 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники определено, что премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно за следующие достижения: научно-технические исследования и опытно-конструкторские разработки, завершившиеся созданием и широким применением в производстве принципиально новых технологий, техники, приборов, оборудования, материалов и веществ; практическую реализацию изобретений, открывающих новые направления в технике и технологии; крупные, реализованные на практике научно-технические разработки в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; высокие результаты в разработке и практическом применении новых методов и средств в медицине и здравоохранении; научно-исследовательские, проектно-конструкторские и технологические работы в области строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства; научно-технические исследования и разработки в интересах обороны и безопасности страны, результаты которых использованы при создании военной и специальной техники; работы, являющиеся значительным вкладом в решение проблем экологии и охраны природы; создание высококачественных учебников для образовательных учреждений Российской Федерации.
Присуждение премий производится на основании предложений Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники (пункт 3 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники).
Постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премий публикуется в средствах массовой информации (пункт 11 Положения о премиях Правительства Российской Федерации).
Лицам, удостоенным премии, присваивается звание "Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники" и в торжественной обстановке вручается диплом и почетный знак (пункт 12 Положения о премиях Правительства Российской Федерации).
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 1994 г. N 873 "Об учреждении премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники", действовавшее на момент награждения Шилина В.Л. премией Правительства Российской Федерации, утратило силу с 1 января 2005 г. на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 439 "О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники", которым было учреждено 40 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники с присуждением их начиная с 2005 года в размере 1 000 000 руб. каждая, в том числе 10 премий за работы в сфере обороны и безопасности, и утверждено Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 544 "Об утверждении Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники" Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 439, признано утратившим силу, и утверждено новое Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Согласно пунктам 1 и 3 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 544, премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за достижения, перечисленные в подпунктах "а" - "и" названного пункта, по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
В целях стимулирования научно-технического развития и совершенствования системы премирования за достижения в области науки и техники постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 954 "О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники" учреждено 20 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники в размере 2 000 000 руб. каждая, в том числе 5 премий за работы в сфере обороны и безопасности.
Таким образом, премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники является средством поощрения ученых и специалистов за достижения в соответствующих направлениях научно-исследовательской и научно-технической деятельности, присуждается Правительством Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим определенные научные достижения и разработки.
4. Исходя из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К числу таких граждан относятся лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом в системе премий, присуждаемых в Российской Федерации, различаются Государственные премии Российской Федерации и премии Правительства Российской Федерации, имеющие различные цели и основания присуждения, правовой статус и субъектов присуждения.
Так, Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий присуждаются гражданам Российской Федерации Президентом Российской Федерации за особые заслуги перед Российской Федерацией и выдающие достижения в соответствующей области науки и являются высшим признанием заслуг гражданина Российской Федерации перед обществом и государством в этой сфере.
В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники носят стимулирующий, поощрительный характер, присуждаются решением Правительства Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за определенные достижения в области науки и техники.
К государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и выдающие достижения, на получение дополнительного материального обеспечения, устанавливаемого к пенсии, относятся премии, имеющие статус Государственной в соответствии с нормативным актом, учредившим их, и положением о них. Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР, лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).
Однако судебные инстанции вследствие ошибочного толкования норм материального права о системе премий, присуждаемых в Российской Федерации, и, как следствие, норм Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ, регулирующих порядок и условия назначения гражданам Российской Федерации дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, пришли к ошибочному выводу о том, что законодатель использует обобщающие понятия "государственные премии СССР" и "государственные премии Российской Федерации" (РСФСР)", не раскрывая содержание этих понятий и не конкретизируя виды премий, а потому присвоение этих премий является основанием для установления дополнительного материального обеспечения. Данный вывод не соответствует изложенным выше нормам о государственных премиях Российской Федерации и премиях Правительства Российской Федерации.
Суждение судебных инстанций о том, что премия Правительства Российской Федерации присуждается высшим органом государственной власти от имени Российской Федерации и носит общегосударственный характер, также ошибочно, сделано без учета нормативных положений о полномочиях Правительства Российской Федерации, которое в силу нормативных предписаний Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации не наделено.
Нельзя признать соответствующей закону и ссылку судебных инстанций в обоснование вывода о том, что премия Правительства Российской Федерации относится к государственным премиям, дающим право на получение дополнительного материального обеспечения, на телеграмму Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. N 2181-ЮЛ/ЛЧ-06-32/3539, в которой указано, что из числа лауреатов соответствующих премий право на дополнительное материальное обеспечение имеют в том числе лауреаты премий Правительства Российской Федерации. Названная телеграмма Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. не прошла регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, не является нормативным актом, в связи с чем не может служить правовым основанием для удовлетворения иска.
Кроме того, судебными инстанциями не принято во внимание, что приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 172, действовавшим на момент разрешения судом спора, утвержден Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации, где в пункте 5 указаны диплом лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоения звания лауреата в этом перечне не названо.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 31 января 2019 г. N АКПИ18-1245, оставленным без изменения Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2019 г., в удовлетворении административного искового заявления гражданина Зворыгина Н.М. о признании недействующим пункта 5 перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 172н, отказано.
С учетом приведенного выше вывод судебных инстанций об удовлетворении исковых требований Зайцева С.А. о признании решения пенсионного органа об отказе в назначении дополнительного материального обеспечения и о возложении на пенсионный орган обязанности назначить Зайцеву С.А. дополнительное материальное обеспечение, является неправомерным. Этот вывод сделан при неправильном применении норм материального права.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 23 июля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 09 октября 2018 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Новосибирска.