ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 марта 2020 г. N 45-КГ20-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 марта 2020 г. кассационную жалобу представителя Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Никифоровой А.Е. на решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 16 января 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 апреля 2019 г.
по делу N 2-14/2019 Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области по иску Иванова Сергея Анатольевича к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области, Военному комиссариату Свердловской области, войсковой части 37271 о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, признании незаконным бездействия, взыскании убытков.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Шиляева А.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Турченковой С.В.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Иванов Сергей Анатольевич обратился 26 июня 2018 г. в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области (далее также - территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации), Военному комиссариату Свердловской области, войсковой части 37271 о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, признании незаконным бездействия, взыскании убытков.
В обоснование исковых требований Иванов С.А. ссылался на то, что в период с июня 2006 г. по май 2009 г. являлся военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, в период с 4 августа 2008 г. по 3 марта 2009 г. проходил военную службу в войсковой части 37271 и принимал участие в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Южная Осетия с 8 по 22 августа 2008 г.
В марте 2010 г. Иванов С.А. обратился в отдел Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району с заявлением о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий, к которому приложил все необходимые документы, однако удостоверение ему выдано не было, отказа в его выдаче он не получал.
Иванов С.А. указал, что впоследствии он неоднократно обращался в отдел Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району с заявлением о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий. 14 марта 2011 г. документы были ему возвращены в связи с недостаточностью сведений, подтверждающих его участие в боевых действиях на территории Республики Южная Осетия.
13 ноября 2017 г. Военным комиссариатом Свердловской области Иванову С.А. выдано удостоверение ветерана боевых действий, дающее право на получение льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". На основании данного удостоверения Иванов С.А. имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", которая осуществляется через территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с 17 января 2018 г.
По мнению Иванова С.А., в результате длительного бездействия органов, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации (Военного комиссариата Свердловской области, войсковой части 37271), по нерассмотрению его заявления о выдаче удостоверения ветерана боевых действий и непринятия мер к розыску документов, подтверждающих статус участника боевых действий, он в период с марта 2010 г. по ноябрь 2017 г. был лишен возможности получения ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
По приведенным основаниям Иванов С.А. со ссылкой на нормы статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом уточненных исковых требований просил суд признать за ним как участником боевых действий право на получение ежемесячной денежной выплаты с января 2010 г. по ноябрь 2017 г., признать бездействие войсковой части 37271, Военного комиссариата Свердловской области незаконным, взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в его пользу убытки в виде неполученной ежемесячной денежной выплаты за период с апреля 2015 г. по декабрь 2017 г. в размере 88 998, 22 руб.
Представители Министерства обороны Российской Федерации, Военного комиссариата Свердловской области, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области исковые требования в суде первой инстанции не признали.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации исковые требования не признал, заявил, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского от 16 января 2019 г. исковые требования Иванова С.А. удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие Военного комиссариата Свердловской области, выразившееся в ненадлежащей организации подготовки документов, необходимых для выдачи Иванову С.А. удостоверения ветерана боевых действий. С Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Иванова С.А. взысканы убытки в сумме 88 998 руб. 22 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 апреля 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Никифоровой А.Е. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 16 января 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 апреля 2019 г. о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Иванова С.А. убытков, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 12 декабря 2019 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 7 февраля 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец Иванов С.А., представители ответчиков - Военного комиссариата Свердловской области, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области, представитель третьего лица по делу - войсковой части 37271 и филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Иванов С.А., представители войсковой части 37271 и Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области сведений о причинах неявки не представили, представители Военного комиссариата Свердловской области и филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации направили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 20 июня 2006 г. по 28 мая 2009 г. Иванов С.А. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в период с 4 августа 2008 г. по 3 марта 2009 г. при прохождении военной службы в составе войсковой части 37271 принимал участие в боевых действиях при выполнении задач по обеспечению безопасности и защиты граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия.
В марте 2010 г. Иванов С.А. обратился в отдел Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району с заявлением о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий с приложением документов.
В связи с отсутствием в представленных Ивановым С.А. документах необходимых сведений для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий начальником отдела военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району в адрес командира войсковой части 37271 был направлен запрос о предоставлении соответствующих документов.
В 2011 году Иванов С.А. повторно обратился в отдел Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району по вопросу выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
Впоследствии в период с 2011 по 2017 год Военным комиссариатом Свердловской области неоднократно в различные подразделения Министерства обороны Российской Федерации направлялись запросы о предоставлении информации об участии Иванова С.А. в период с 4 августа 2008 г. по 3 марта 2009 г. в боевых действиях при выполнении задач по обеспечению безопасности и защиты граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия.
18 сентября 2017 г. филиалом Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации в адрес военного комиссара г. Каменска-Уральского и Каменского района Свердловской области направлена архивная справка, подтверждающая участие Иванова С.А. в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Южная Осетия в августе 2008 года.
13 ноября 2017 г. Иванову С.А. Военным комиссариатом Свердловской области выдано удостоверение ветерана боевых действий серии < ... > N < ... > , дающее право на получение льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Удостоверение получено Ивановым С.А. 12 января 2018 г.
17 января 2018 г. Иванов С.А. обратился в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты на основании пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области от 30 января 2018 г. Иванову С.А. назначена ежемесячная денежная выплата на основании подпунктов 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Обращаясь в суд с настоящим иском, Иванов С.А. указывал, что длительное бездействие ответчиков при решении вопроса о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий, выразившееся, в том числе в непринятии мер к розыску документов, подтверждающих его участие в выполнении задач по обеспечению безопасности и защиты граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в августе 2008 года, нарушило право истца на своевременное получение льгот, установленных положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Иванова С.А. о признании незаконным бездействия, взыскании убытков, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие Военного комиссариата Свердловской области в лице его отдела по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району, выразившееся в ненадлежащей организации работы по розыску документов, подтверждающих участие Иванова С.А. в период прохождения военной службы в боевых действиях, привело к невозможности своевременного получения им удостоверения ветерана боевых действий и, как следствие, лишению Иванова С.А. права на получение ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
Определяя лицо, на которое должна быть возложена обязанность по возмещению суммы убытков в виде не полученной Ивановым С.А. ежемесячной денежной выплаты в результате бездействия Военного комиссариата Свердловской области, суд первой инстанции сослался на нормы статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, и указал на то, что поскольку бездействие, нарушающее права Иванова С.А., допущено территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации, финансирование деятельности которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, то есть казны Российской Федерации, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации, обязанность по возмещению причиненных Иванову С.А. убытков надлежит возложить на Министерство финансов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
С выводами судов первой и апелляционной инстанций о возложении на Министерство финансов Российской Федерации обязанности по возмещению Иванову С.А. убытков Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации согласиться не может ввиду следующего.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Из данной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, государство, по смыслу статьи 53 Конституции Российской Федерации, несет обязанность возмещения вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2009 г. N 1005-О-О, от 25 мая 2017 г. N 1117-О, от 16 января 2018 г. N 7-О).
Пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К отношениям, связанным с причинением вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, применяются нормы главы 59 (Обязательства вследствие причинения вреда) Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц, закреплены в статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации определены органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет.
В соответствии с указанной нормой закона, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта первого статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Подпунктом первым пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что в случае причинения вреда гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов при исполнении ими служебных обязанностей его возмещение производится в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, за счет соответствующей казны (казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации). При этом обязанность по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в порядке главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации, возникает в случае установления вины должностных лиц государственных органов в причинении данного вреда. Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред. Критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования.
Однако названные нормативные положения, подлежащие применению к спорным отношениям, судебными инстанциями при принятии решения о возложении обязанности по возмещению Иванову С.А. убытков, причиненных бездействием органов, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, на Министерство финансов Российской Федерации были применены неправильно, вследствие этого не установлены обстоятельства, связанные с определением надлежащего ответчика по настоящему делу, с которого в пользу истца подлежит взысканию сумма убытков.
Как установлено судом, Иванов С.А. в период с марта 2010 г. по ноябрь 2017 г. был лишен возможности получать ежемесячную денежную выплату, предусмотренную подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в связи с длительным нерассмотрением его заявления о выдаче удостоверения ветерана боевых действий подразделениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации (Военным комиссариатом Свердловской области).
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее также - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации).
Согласно пункту 1 раздела I названного Положения Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
Основные задачи Министерства обороны Российской Федерации определены в пункте 3 раздела I Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, в их числе: нормативно-правовое регулирование в области обороны; координация и контроль деятельности подведомственных Министерству обороны Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 раздела I Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В силу пункта 10 раздела III Положения Министр обороны Российской Федерации решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий и компенсаций; представляет в установленном порядке проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий.
Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет в том числе текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 13 раздела III Положения).
Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах.
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти, актами федеральных государственных органов и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также настоящим Положением (пункт 3 Положения о военных комиссариатах).
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 4 Положения о военных комиссариатах).
Основными задачами военных комиссариатов в силу пункта 17 Положения о военных комиссариатах является, в том числе: участие в работе (включая подготовку и направление соответствующих запросов) по розыску архивных документов, подтверждающих участие граждан, уволенных с военной службы, и других граждан в Великой Отечественной войне, боевых действиях, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, а также документов, необходимых для решения вопроса об установлении причинной связи полученных гражданами ранений, контузий, увечий или заболеваний с прохождением ими военной службы (подпункт 35); осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39); реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подпункт 40).
В пределах предоставленной Министерству обороны Российской Федерации компетенции, в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации.
Согласно положениям названного порядка в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется выдача удостоверений ветерана боевых действий лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"; рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий под общим руководством и контролем центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий; организация подготовки документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к заявлению (рапорту) о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, возлагается, в том числе на военных комиссаров по месту постановки граждан на воинский учет. В случае отсутствия у заявителя необходимых документов, соответствующими должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации организуется работа по розыску указанных документов.
Таким образом Министерство обороны Российской Федерации и его территориальные органы (военные комиссариаты) в силу приведенных правовых норм уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства обороны Российской Федерации и обязаны осуществлять действия, направленные на подготовку документов с целью реализации требований законодательства о выдаче удостоверений. При этом Министерство обороны Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него полномочий, в том числе по выдаче удостоверений ветерана боевых действий, несет ответственность от имени Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности его должностных лиц и территориальных органов, в случае их незаконных действий (бездействия), в том числе в рамках подготовки документов на выдачу удостоверений, если такими действиями (бездействием) физическому или юридическому лицу причинен вред.
С учетом приведенных нормативных положений при рассмотрении исковых требований Иванова С.А. о возмещении Российской Федерацией убытков в порядке, предусмотренном статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, причиненных незаконным бездействием войсковой части 37271 и Военного комиссариата Свердловской области, суду следовало определить надлежащего ответчика, наделенного полномочиями выступать от имени Российской Федерации в суде, в лице федерального органа государственной власти, являющегося главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности, с которого подлежит взысканию спорная сумма.
Между тем, принимая решение о взыскании в пользу Иванова С.А. убытков, причиненных в результате незаконного бездействия Военного комиссариата Свердловской области, за счет средств казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации, судебными инстанциями в нарушение приведенного выше правового регулирования не принято во внимание, что Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства финансов Российской Федерации и реализацию возложенных на это Министерство функций. Однако Министерство финансов Российской Федерации (его территориальные органы) не является органом государственной власти, уполномоченным на выдачу удостоверений ветерана боевых действий лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Следовательно, вывод судебных инстанций о взыскании в пользу Иванова С.А. убытков в результате незаконного бездействия Военного комиссариата Свердловской области за счет средств казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации со ссылкой на то, что финансирование деятельности Министерства обороны Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, не соответствует подлежащим применению нормам права, в связи с чем является неправомерным.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить заявленные исковые требования Иванова С.А. в соответствии с подлежащими применению к возникшим отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Кроме того, суду следует учесть правовую позицию, изложенную в пунктах 14, 15, 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 16 января 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 апреля 2019 г. по делу N 2-14/2019 Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.