ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 ноября 2021 г. N 5-КГ21-119-К2
УИД 77RS0021-01-2019-017405-87
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 ноября 2021 г. кассационную жалобу Щепетина Григория Ивановича на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 18 февраля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 августа 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2021 г.
по делу N 2-1085/2020 Пресненского районного суда г. Москвы по иску Щепетина Григория Ивановича к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения представителя Щепетина Г.И. по доверенности Гусаровой И.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Попова А.В., представителя федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Москвы" Тарасова Р.Е., представителя федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области" Убогой М.Г.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Щепетин Г.И. через представителя по доверенности Гусарову И.А. 3 декабря 2019 г. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, в котором просил взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в лице федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области" убытки в виде недополученной пенсии за выслугу лет за период с 1 января 1995 г. по 2 июля 2018 г. в размере 1 419 077,85 руб. В качестве третьего лица в исковом заявлении Щепетин Г.И. указал федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат города Москвы" (далее - военный комиссариат г. Москвы).
В обоснование заявленных требований Щепетин Г.И. ссылался на то, что он в период с августа 1973 года по август 1982 года проходил военную службу в Приморском районе Архангельской области, с августа 1982 года по сентябрь 1992 года - в поселке Диксоне Красноярского края, который относится к району Крайнего Севера.
Постановлением Правительства РСФСР от 27 ноября 1991 г. N 25 "Об отнесении городов и районов Архангельской области к районам Крайнего Севера и местностям, приравненных к районам Крайнего Севера" с 1 января 1992 г. Приморский район Архангельской области отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Соответственно, общий срок службы Щепетина Г.И. в районах Крайнего Севера составил 16 лет и 7 месяцев.
После увольнения с военной службы в 1992 году Щепетин Г.И. проживал и работал в поселке Диксоне Красноярского края (район Крайнего Севера), где с ноября 1992 года получал пенсию за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, которая исчислялась и выплачивалась ему с применением надбавки (районного коэффициента 1,5).
В 1995 году Щепетин Г.И. переехал на постоянное место жительства в г. Зеленоград (г. Москва), где с 1 декабря 1995 г. военный комиссариат г. Москвы осуществлял выплату ему пенсии за выслугу лет без применения надбавки (районного коэффициента).
Щепетин Г.И. неоднократно обращался в различные органы по вопросу неправильного исчисления ему пенсии, однако в разрешении этого вопроса ему было отказано соответствующими должностными лицами.
19 сентября 2018 г. и 3 июля 2019 г. Щепетиным Г.И. были поданы в военный комиссариат г. Москвы заявления с просьбой о пересмотре размера пенсии с учетом районного коэффициента.
С 1 августа 2019 г. военный комиссариат г. Москвы произвел перерасчет размера выплачиваемой Щепетину Г.И. пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента (коэффициент 1,5) и выплатил ему разницу между новым и прежним размером пенсии за 12 месяцев, предшествующих дню его последнего обращения за перерасчетом размера пенсии - 3 июля 2019 г., то есть за период с 3 июля 2018 г. по 31 июля 2019 г.
По мнению Щепетина Г.И., не полученные им по вине пенсионного органа Министерства обороны Российской Федерации денежные средства должны быть выплачены ему за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, поскольку именно по вине данного органа его пенсионное дело было ненадлежащим образом оформлено, в нем отсутствовало указание на выслугу лет, дающую право на получение пенсии с учетом надбавки (районного коэффициента).
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 18 февраля 2020 г. в удовлетворении исковых требований Щепетина Г.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 августа 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2021 г. судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Щепетиным Г.И. ставится вопрос о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 13 августа 2021 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 27 октября 2021 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судебными инстанциями, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Щепетин Г.И., < ... > года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации с 19 ноября 1992 г., которая была назначена и выплачивалась ему с применением районного коэффициента 1,5 как лицу, проживающему в районе Крайнего Севера (поселок Диксон Красноярского края).
После переезда в 1995 году Щепетина Г.И. на постоянное место жительства в г. Зеленоград (г. Москва) выплата ему пенсии за выслугу лет с 1 декабря 1995 г. осуществлялась военным комиссариатом г. Москвы без применения к ней указанного коэффициента.
19 сентября 2018 г. Щепетин Г.И. письменно обратился в военный комиссариат г. Москвы с заявлением, содержащим просьбу о запросе документов о прохождении им службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также перерасчете размера его пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента.
По запросу военного комиссариата г. Москвы филиалом Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Западного военного округа) представлена архивная справка от 29 мая 2019 г. о том, что Щепетин Г.И. проходил военную службу в районах Крайнего Севера общей продолжительностью более 15 календарных лет.
В связи с неполучением ответа на заявление от 19 сентября 2018 г. Щепетин Г.И. повторно 3 июля 2019 г. обратился в военный комиссариат г. Москвы с аналогичным заявлением о перерасчете размера пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента и выплате неполученных денежных средств за прошлое время без ограничения каким-либо сроком ввиду виновных действий пенсионного органа, назначившего и выплачивающего ему пенсию за выслугу лет.
8 июля 2019 г. временно исполняющим обязанности начальника Центра социального обеспечения военного комиссариата г. Москвы письменно Щепетину Г.И. разъяснено, что его выслуга лет, дающая право на исчисление пенсии с учетом районного коэффициента (коэффициент 1,5), составила более 15 лет, размер пенсии Щепетина Г.И. с 1 августа 2019 г. - 42 955,98 руб. (с учетом районного коэффициента), доплата разницы в пенсии за период с 3 июля 2018 г. по 31 июля 2019 г. будет произведена в сумме 185 218, 80 руб. в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Щепетина Г.И. о взыскании убытков в виде недополученной пенсии, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для взыскания с ответчика в пользу Щепетина Г.И. денежных средств (неполученной пенсии за выслугу лет) ранее 3 июля 2018 г. не имеется, так как перерасчет пенсии за выслугу лет произведен ему военным комиссариатом г. Москвы в соответствии с законом на основании представленных документов о прохождении им военной службы в определенных местностях, вины ответчика, его противоправных действий, равно как наличия причинно-следственной связи между поведением ответчика и причинением Щепетину Г.И. каких-либо убытков, не установлено.
Принимая решение, суд первой инстанции сослался на исследованные материалы пенсионного дела (личного дела) Щепетина Г.И. и исходил из того, что перерасчет пенсии носит заявительный характер и осуществлен Щепетину Г.И. с 1 августа 2019 г. военным комиссариатом г. Москвы на основании его заявления от 3 июля 2019 г. Военный комиссариат г. Москвы выплатил Щепетину Г.И. разницу между новым и прежним размерами пенсии за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (с 3 июля 2018 г. по 31 июля 2019 г.).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметив, что военным комиссариатом г. Москвы пенсионные права Щепетина Г.И. при исчислении размера пенсии по выслуге лет не нарушены, с 1 декабря 1995 г. выплата Щепетину Г.И. пенсии продлена военным комиссариатом г. Москвы, сведений о выплате пенсии с применением районного коэффициента личное дело Щепетина Г.И. не содержит.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, не установила нарушения либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, и норм процессуального права.
Пенсионное обеспечение Щепетина Г.И. по линии Министерства обороны Российской Федерации осуществлялось с 1992 года на основании Закона СССР от 28 апреля 1990 г. "О пенсионном обеспечении военнослужащих", с 1 февраля 1993 г. - на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" < 1 > (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
< 1 > Наименование Закона изменялось неоднократно, на 8 июля 2019 г. - день получения Щепетиным Г.И. письменных разъяснений от военного комиссариата г. Москвы по поводу перерасчета ему пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента - наименование Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I было следующим: "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. В их числе названы лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, и семьи этих лиц.
Частью 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определено, что лицам, указанным в статье 1 этого закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Статьей 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции на 1 февраля 1993 г.) предусмотрено, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с данным законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 названного закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Федеральным законом от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ в статью 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I введена часть 2, вступившая в силу с 1 января 1997 г., согласно которой за пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 этого закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 Закона) была исчислена с применением части первой данной статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из приведенных норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I следует, что пенсионеры из числа лиц, уволенных с военной службы, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия была исчислена с применением районного коэффициента, и выехавшие до 1 января 1997 года из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства, с 1 января 1997 г. приобрели право на сохранение размера пенсии, исчисленной им с применением соответствующего коэффициента.
Пунктом "а" части 1 статьи 11 и статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В числе основных задач Министерства обороны Российской Федерации обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 9 пункта 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В целях выполнения этих задач Министерство обороны Российской Федерации реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 43 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации), организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 44 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) < 2 > (пункт 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации в редакции, действовавшей на день получения Щепетиным Г.И. письменных разъяснений от военного комиссариата г. Москвы по поводу перерасчета ему пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента (8 июля 2019 г.).
< 2 > Аналогичное правовое регулирование функций Министерства обороны Российской Федерации в области пенсионного обеспечения устанавливалось ранее действующими нормативными правовыми актами: статьей 2, пунктом "б" статьи 144, статьи 148 Положения "О порядке назначения и выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, и их семьям", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 октября 1994 г. N 350, пунктом 10 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", подпунктом 7 пункта 6, подпунктом 31 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357.
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 (далее - Положение о военных комиссариатах), определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными задачами военных комиссариатов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах), реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подпункт 40 пункта 17 Положения о военных комиссариатах).
Ранее действующим правовым регулированием (пункт "б" статьи 144, статья 148 Положения "О порядке назначения и выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, и их семьям", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 октября 1994 г. N 350, пункты 2, 12 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1372, пункты 2, 6, подпункты 40, 41 пункта 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132) военным комиссариатам предписывалось выполнение аналогичных задач в сфере пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Судом установлено и видно из материалов дела, что Щепетин Г.И., обращаясь в суд с настоящим иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет, указывал на то, что перерасчет ему пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента должен быть осуществлен за весь период нарушения его пенсионных прав, ссылаясь на вину пенсионного органа.
В силу статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции, действующей на 1 января 1997 г.) при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 названного закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
Федеральным законом от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ в статью 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2011 г., и эта статья изложена в следующей редакции: "Перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 Закона, и членам их семей, производится: а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.".
По смыслу приведенной нормы, перерасчет пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявлений пенсионеров.
Частью 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления).
Исходя из изложенного выше обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, возложены на Министерство обороны Российской Федерации, в рамках исполнения которых Министерство обороны Российской Федерации через свои территориальные органы - военные комиссариаты - в числе прочего осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также реализацию мер правовой и социальной защиты названных лиц, в том числе проводит информационную работу по этим вопросам.
Следовательно, граждане, уволенные с военной службы, при обращении в военный комиссариат по вопросам пенсионного обеспечения имеют право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе информации об их пенсионных правах в связи с изменением пенсионного законодательства, и этому праву корреспондирует обязанность органов военного комиссариата в целях правовой и социальной защиты указанных лиц провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения.
В случае невыполнения пенсионным органом (военным комиссариатом) названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, уволенного с военной службы, в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера его пенсии в сторону увеличения в связи с изменением законодательства, данный гражданин имеет право на выплату неполученных сумм пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, уволенных с военной службы, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию или приобретение права на ее перерасчет, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии или ее перерасчета, а также на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, с тем чтобы гражданин, уволенный с военной службы, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Щепетина Г.И. о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет за спорный период приведенные нормативные положения в их взаимосвязи, в том числе об обязанности военных комиссариатов разъяснять гражданам, уволенным с военной службы, вопросы их пенсионного обеспечения, не применили.
В обоснование своих выводов об отказе в удовлетворении названных исковых требований Щепетина Г.И. судебные инстанции ограничились формальным указанием на то, что перерасчет пенсии осуществлен Щепетину Г.И. военным комиссариатом г. Москвы в соответствии с законом на основании его заявления от 3 июля 2019 г. При этом судебные инстанции отметили, что из представленных материалов пенсионного (личного) дела Щепетина Г.И. следует, что виновных противоправных действий со стороны ответчика в причинении Щепетину Г.И. каких-либо убытков за спорный период не имеется, а материалы пенсионного (личного) дела не содержат сведений о выплате ему пенсии с применением районного коэффициента.
Однако это утверждение судов первой и апелляционной инстанций опровергается материалами дела, в котором не содержится копии пенсионного дела Щепетина Г.И. Из материалов дела также усматривается, что в ходе рассмотрения спора пенсионное дело Щепетина Г.И. не обозревалось судами первой и апелляционной инстанций (л.д. 59, 60, 91, 92).
Таким образом, названные выводы судебных инстанций об отсутствии вины в действиях должностных лиц ответчика основаны на не установленных по делу обстоятельствах.
Между тем исследование пенсионного дела Щепетина Г.И. в рамках рассмотрения настоящего спора являлось обязательным для установления причин того, почему столь длительное время (21 год - с 1997 года по 2018 год) Щепетин Г.И. как гражданин, проходивший более 15 лет военную службу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, получавший пенсию за выслугу лет с применением районного коэффициента до переезда в 1995 году из района Крайнего Севера на постоянное место жительства в г. Зеленоград (г. Москва), после введения нового правового регулирования с 1 января 1997 г. был лишен гарантии материального обеспечения в положенном ему объеме и соответствующего уровня достатка.
Щепетин Г.И. в исковом заявлении и в апелляционной жалобе приводил доводы о том, что он неоднократно обращался в различные органы по вопросу неправильного исчисления ему пенсии за выслугу лет, однако в его просьбах было отказано, а также ссылался на то, что его личное дело было ненадлежащим образом оформлено, в нем отсутствовало указание на выслугу лет, дающую ему право на исчисление пенсии с учетом районного коэффициента.
Этим доводам Щепетина Г.И. суды первой и апелляционной инстанций, вопреки требованиям статей 56, 67, 196 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дали надлежащей правовой оценки в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным отношениям, в частности части 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком).
Кроме того, признавая правильным произведенный военным комиссариатом г. Москвы на основании заявления Щепетина Г.И. от 3 июля 2019 г. перерасчет размера его пенсии за период с 3 июля 2018 г. по 31 июля 2019 г. (за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии), судебные инстанции не приняли во внимание имеющееся в материалах дела письменное заявление Щепетина Г.И. в адрес военного комиссариата г. Москвы, датированное 19 сентября 2018 г., о перерасчете пенсии (л.д. 25).
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Щепетина Г.И. к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет за период с 1 января 1995 г. по 2 июля 2018 г. не могут быть признаны правомерными, они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права при формальном подходе к рассмотрению настоящего дела, связанного с правом гражданина на пенсионное обеспечение, что недопустимо при разрешении спора такой категории.
Судебными инстанциями были допущены иные нарушения норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, Щепетин Г.И. с исковыми требованиями обратился в суд к Министерству обороны Российской Федерации, при этом в исковом заявлении военный комиссариат г. Москвы Щепетин Г.И. указал в качестве третьего лица.
Статьей 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным статьями 4, 46 и 47 Кодекса, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства.
Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик (часть 1 статьи 38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При подготовке дела к судебному разбирательству судья разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований (пункт 4 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", состав лиц, участвующих в деле, указан в статье 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса. Поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей. С учетом конкретных обстоятельств дела судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, то есть о сторонах, третьих лицах - по делам, рассматриваемым в порядке искового производства; заявителях, заинтересованных лицах - по делам особого производства и по делам, вытекающим из публичных правоотношений, а также об участниках, содействующих рассмотрению дела, - представителях сторон и третьих лиц, экспертах, специалистах, переводчиках, свидетелях.
В нарушение указанных норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений по их применению Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд первой инстанции с учетом заявленного истцом требования о взыскании недополученных сумм пенсии, характера спорного материального правоотношения и его субъектов должен был рассмотреть вопрос о процессуальном положении в деле заявленного истцом в качестве третьего лица военного комиссариата г. Москвы, являющегося уполномоченным органом, непосредственно осуществляющим пенсионное обеспечение Щепетина Г.И. Однако этот вопрос судом первой инстанции разрешен не был. Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права не исправил.
Второй кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе Щепетина Г.И. законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379.6 и частей 1 - 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом приведенного состоявшиеся по делу судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны защита и восстановление нарушенных прав Щепетина Г.И., что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 18 февраля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 августа 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2021 г. по делу N 2-1085/2020 Пресненского районного суда г. Москвы отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Пресненский районный суд г. Москвы в ином составе суда.