ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2021 г. N 2-КГ21-9-К3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 июня 2021 г. кассационную жалобу Пушкаревой Виктории Александровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 14 июля 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26 октября 2020 г.
по делу N 2-2762/2020 Вологодского городского суда Вологодской области по иску Пушкаревой Виктории Александровны к Департаменту социальной защиты населения Вологодской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения, возложении обязанности выдать удостоверение.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Пушкарева Виктория Александровна 11 ноября 2019 г. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Вологодской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения, возложении обязанности выдать такое удостоверение.
В обоснование заявленных требований Пушкарева В.А. указала, что ее мать Петухова Светлана Викторовна на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.) проживала в д. Теремошке Клинцовского района Брянской области. Впоследствии распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р населенный пункт Теремошка Клинцовского района Брянской области был включен в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, и отнесен к зоне отселения.
29 января 1993 г. Петухова С.В. выехала из д. Теремошки Клинцовского района Брянской области, 2 февраля 1993 г. у нее родилась дочь - Петухова В.А. (после вступления в брак 8 августа 2014 г. изменила фамилию на Пушкареву, далее - Пушкарева В.А.) Таким образом Пушкарева В.А. на момент добровольного выезда ее матери из населенного пункта, отнесенного к зоне отселения, находилась в состоянии внутриутробного развития.
10 сентября 2019 г. Пушкарева В.А. обратилась в Департамент социальной защиты населения Вологодской области с заявлением о выдаче ей удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения (пункт 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
В ответе от 4 октября 2019 г. начальник Департамента социальной защиты населения Вологодской области сообщил Пушкаревой В.А. о том, что она не относится к категории граждан, указанных в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и не имеет права на получение удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения.
Пушкарева В.А. считает отказ Департамента социальной защиты населения Вологодской области в выдаче ей удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения, незаконным, поскольку она, являясь ребенком, находившимся в момент добровольного выезда ее матери Петуховой С.В. 29 января 1993 г. из зоны отселения в состоянии внутриутробного развития (Пушкарева В.А. родилась < ... > г.), на основании пункта 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" относится к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и имеет право на получение названного удостоверения.
Пушкарева В.А. также приводила доводы о том, что 15 августа 2019 г. Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области ее матери Петуховой С.В. было выдано удостоверение гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 23 марта 2020 г. исковые требования Пушкаревой В.А. удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Департамента социальной защиты населения Вологодской области в выдаче Пушкаревой В.А. удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения, и обязал ответчика выдать Пушкаревой В.А. удостоверение гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 14 июля 2020 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Пушкаревой В.А.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26 октября 2020 г. судебное постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Пушкаревой В.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 14 июля 2020 г., определения судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26 октября 2020 г., как незаконных, и оставления в силе решения суда первой инстанции.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 23 марта 2021 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. от 17 мая 2021 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Вологодской области, сведений о причинах неявки не представил. Истец Пушкарева В.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие (телефонограмма от 8 июня 2021 г., 11 часов 05 минут). Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть кассационную жалобу Пушкаревой В.А. в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения на нее представителя Департамента социальной защиты населения Вологодской области по доверенности Перевязкиной Т.Л., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами апелляционной и кассационной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Петухова С.В. (мать Пушкаревой В.А.) с 26 апреля 1986 г. по 29 января 1993 г. была зарегистрирована и проживала по адресу: Брянская область, Клинцовский район, д. Теремошка, < ... > .
26 апреля 1986 г. произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р населенный пункт Теремошка Клинцовского района Брянской области был включен в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, и отнесен к зоне отселения.
29 января 1993 г. Петухова С.В., будучи беременной, добровольно выехала из зоны отселения - д. Теремошки Клинцовского района Брянской области.
< ... > г. у Петуховой С.В. родилась дочь Пушкарева В.А.
15 августа 2019 г. Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области Петуховой С.В. выдано удостоверение гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения (д. Теремошка Клинцовского района Брянской области).
10 сентября 2019 г. Пушкарева В.А. обратилась в Департамент социальной защиты населения Вологодской области с заявлением о выдаче ей удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения.
4 октября 2019 г. начальником Департамента социальной защиты населения Вологодской области Пушкаревой В.А. дан письменный ответ о том, что граждане из числа детей, находившихся в состоянии внутриутробного развития на момент выезда их матерей из зоны отчуждения либо зоны отселения, приобретают статус лиц, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, при условии выезда их матерей из тех населенных пунктов зоны отчуждения либо зоны отселения, откуда население подлежало обязательному переселению. В связи с тем, что мать Пушкаревой В.А. - Петухова С.В. добровольно выехала из населенного пункта Теремошка Клинцовского района Брянской области, не поименованного в Перечне населенных пунктов Брянской области, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, жители которых подлежат переселению, утвержденном распоряжением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1989 г. N 878-р, Пушкарева В.А. не относится к категории граждан, указанных в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и не имеет права на получение удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Пушкаревой В.А. к Департаменту социальной защиты населения Вологодской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения, об обязании выдать такое удостоверение, суд первой инстанции исходил из того, что, по смыслу части 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные данным законом, имеют граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства со всей территории зоны отселения, а не только с территории, с которой граждане подлежали обязательному переселению.
Принимая во внимание, что матери Пушкаревой В.А. - Петуховой С.В. 15 августа 2019 г. Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области было выдано удостоверение гражданина, выехавшего добровольно из зоны отселения, в момент выезда матери 29 января 1993 г. из зоны отселения истец находилась в состоянии внутриутробного развития, а также то обстоятельство, что защита ребенка, находившегося в состоянии внутриутробного развития, от неблагоприятных последствий радиационного воздействия неотделима от защиты, предоставляемой вынашивавшей его матери, суд первой инстанции, руководствуясь принципом равенства прав лиц, относящихся к одной категории субъектов права, пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным отказа Департамента социальной защиты населения Вологодской области в выдаче Пушкаревой В.А. удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения, и возложения на ответчика обязанности выдать ей данное удостоверение.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты населения Вологодской области на решение суда первой инстанции, не согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Пушкаревой В.А., отменил решение суда первой инстанции и принял по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, давая толкование положениям пункта 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями статьи 8 этого же закона, полагал, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, поименованным в пункте 6 части 1 статьи 13 названного закона, на которых распространяется действие данного закона, относятся дети, которые находились в состоянии внутриутробного развития на момент эвакуации их матерей в 1986 и 1987 годах из зоны отчуждения или тех населенных пунктов зоны отселения, откуда население подлежало обязательному переселению.
По мнению суда апелляционной инстанции, поскольку в Перечне населенных пунктов Брянской области, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, жители которых подлежат переселению (утвержден распоряжением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1989 г. N 878-р), д. Теремошка Клинцовского района Брянской области отсутствует и мать Пушкаревой В.А. - Петухова С.В. не была эвакуирована, а выехала добровольно из населенного пункта, не относящегося к зоне отчуждения или к зоне отселения, откуда население подлежало обязательному переселению, истец по объему прав не относится к гражданам, указанным в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с чем является законным отказ ответчика в выдаче истцу удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения и у ответчика не имеется обязанности выдать это удостоверение Пушкаревой В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебное постановление суда апелляционной инстанции, не установила нарушения либо неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42 Конституции Российской Федерации).
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), направленным, как определено в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные названным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 1 статьи 6 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
В силу части 1 статьи 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действие этого закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан, на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом (часть 2 статьи 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986-1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и 1987 годах население было эвакуировано (часть 1 статьи 8 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Зона отселения в Законе РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определена как часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 - свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 - свыше 0.1 Ки/кв. км (часть 1 статьи 9 названного закона).
На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселение людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные данным законом (часть 2 статьи 9 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, определенным Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В этом перечне населенный пункт Теремошка Клинцовского района Брянской области отнесен к зоне отселения.
В статье 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации, на которых распространяется действие данного закона.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие названного закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части 1 статьи 13, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца (часть 11 статьи 24 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 228, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 271, Министерства финансов Российской Федерации N 63н от 11 апреля 2006 г. утвержден Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Пунктом 2 названного порядка определено, что удостоверение выдается, в частности, гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
В пункте 3 данного порядка содержится норма о том, что удостоверение по форме, предусмотренной приложением N 1 к этому порядку, оформляется и выдается гражданам органами в сфере социальной защиты населения, определенными органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 13 декабря 2017 г. N 40-П "По делу о проверке конституционности пункта 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки Т.С. Овечкиной" указал, что Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливает для граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, гарантии возмещения вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие данной катастрофы, возмещения вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставления им мер социальной поддержки, в том числе при выезде с указанной территории на другое место жительства (статьи 1, 3 и 13 названного закона) (абзац первый пункта 2.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П).
Зона отселения характеризуется различными показателями радиоактивного загрязнения, с учетом которых оценивается возможность проживания на соответствующей территории. Если плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), проживание населения на таких территориях зоны отселения запрещается. Граждане подлежат обязательному отселению, а возможность их возвращения на указанные территории исключается вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки (статьи 9 и 27 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (абзац четвертый пункта 2.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П).
Выезд из населенных пунктов, относящихся как к зоне отчуждения, так и к зоне отселения (включая ту ее часть, откуда жители подлежали обязательному переселению), мог быть осуществлен и в добровольном порядке исходя из предоставленной гражданам объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья (пункт 5 статьи 6 и пункт 6 части 1 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), что не лишает граждан, таким образом покинувших указанные территории, возможности присвоения им статуса пострадавших от чернобыльской катастрофы и, соответственно, права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, основанием возникновения которого, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, является воздействие радиации, а не какие-либо иные обстоятельства (определения от 14 июня 2006 г. N 273-О и от 1 марта 2007 г. N 26-О).
Следовательно, независимо от того, в каком порядке граждане покинули территории зоны отчуждения и зоны отселения - в порядке эвакуации, переселения или добровольно, они относятся к лицам, подвергшимся воздействию радиации, на которых в связи с этим распространяется действие названного закона (абзацы второй и третий пункта 2.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П).
Наряду с совершеннолетними гражданами и детьми, которые подверглись непосредственному радиационному воздействию в зонах отчуждения и отселения, пункт 6 части 1 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" причисляет к лицам, выехавшим из этих зон, детей, находившихся на момент эвакуации в состоянии внутриутробного развития.
Исходя из того, что моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов (часть 1 статьи 53 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), наличие биологической связи между организмом матери и плодом обусловливает радиационное воздействие на плод в случаях, если беременная женщина подвергается такому воздействию в период нахождения на территории, загрязненной радионуклидами (абзацы первый и второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П).
Проживание беременной женщины на территории, загрязнение которой радионуклидами превышает установленные значения, в силу наличия биологической связи между организмом матери и плодом обусловливает радиационное воздействие на плод, равное радиационному воздействию на организм матери. Следовательно, статус ребенка, в состоянии внутриутробного развития находившегося на территории, загрязнение которой радионуклидами превышает установленные значения, не может отличаться от статуса матери, в том числе в случае ее выезда с данной территории в целях минимизации последствий радиационного риска (абзац первый пункта 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что Конституцией Российской Федерации на государство возложена обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека, а также созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что предполагает организацию охраны окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных. В рамках реализации этой обязанности на законодательном уровне разработана система мер социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Так, Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, установлены гарантии как возмещения вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие данной катастрофы, возмещения вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, так и гарантии предоставления им мер социальной поддержки, в том числе при выезде с указанной территории на другое место жительства.
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пунктом 6 части 1 статьи 13 этого закона отнесены:
- граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения;
- граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы.
К гражданам, поименованным в пункте 6 части 1 статьи 13 названного закона, относятся и дети, в том числе дети, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития.
В зависимости от уровня радиоактивного загрязнения зона отселения подразделяется на территорию, где запрещено постоянное проживание населения и оно подлежит обязательному отселению, и на остальную территорию зоны отселения, на которой граждане самостоятельно принимают решение о дальнейшем проживании или переселении на другое место жительства. При этом граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства с остальной территории зоны отселения, в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные данным законом.
По смыслу взаимосвязанных положений части 2 статьи 9 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пункта 6 части 1 статьи 13 этого закона, граждане, переселенные (в том числе выехавшие добровольно) с территории зоны отселения, где установлен запрет на постоянное проживание, и граждане, выехавшие с остальной территории зоны отселения в добровольном порядке, относятся к категории лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в связи с чем имеют равное право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные названным законом.
Такое же равное право наряду с совершеннолетними гражданами и детьми, подвергшимися непосредственному радиационному воздействию в зонах отчуждения и отселения и выехавшими из этих зон, с учетом указанных положений закона имеют дети, находившиеся в состоянии внутриутробного развития на момент эвакуации (выезда) их матерей из зоны отчуждения и зоны отселения, безотносительно к тому, в каком порядке (в порядке эвакуации, переселения или добровольно) они покинули населенные пункты, находившиеся на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению. Равенство оснований для возмещения вреда, предоставления мер социальной поддержки и, соответственно, для присвоения статуса пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы гражданам из числа детей, находившихся в состоянии внутриутробного развития, и их матерям обусловлено тем, что проживание беременной женщины на территории, загрязнение которой радионуклидами превышает установленные значения, в силу наличия биологической связи между организмом матери и плодом влечет радиационное воздействие на плод, равное радиационному воздействию на организм матери. Защита ребенка, находившегося в состоянии внутриутробного развития, от неблагоприятных последствий радиационного воздействия неотделима от защиты, предоставляемой вынашивающей его женщине (матери), в том числе посредством выезда на другое место жительства.
Право на меры социальной поддержки, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", для граждан, в том числе выехавших добровольно из зоны отселения в 1986 году и последующие годы, включая детей, находившихся в момент выезда их матерей в состоянии внутриутробного развития, подтверждается специальным удостоверением единого образца, выдаваемым гражданам органами в сфере социальной защиты населения, определенными органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Именно из такого понимания правового регулирования отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и предоставлением мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходил суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Пушкаревой В.А. к Департаменту социальной защиты населения Вологодской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения, об обязании выдать такое удостоверение.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, неправильно применил к спорным отношениям положения статьи 8 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", содержащие понятие зоны отчуждения как территории вокруг Чернобыльской АЭС, а также части территории Российской Федерации, загрязненных радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых население было эвакуировано в 1986 и 1987 годах, и сделал ошибочный вывод о том, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, поименованным в пункте 6 части 1 статьи 13 указанного закона, относятся только дети, которые находились в состоянии внутриутробного развития на момент эвакуации их матерей в 1986 и 1987 годах из зоны отчуждения или тех населенных пунктов зоны отселения, откуда население подлежало обязательному переселению.
Суд апелляционной инстанции не учел, что пунктом 6 части 1 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к категории подвергшихся воздействию радиации граждан, на которых распространяется действие названного закона, отнесены не только граждане, эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, но и выехавшие из этих зон добровольно, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4.1 постановления от 13 декабря 2017 г. N 40-П, использование законодателем в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I термина "эвакуация" для обозначения способа выезда с территории зоны отселения женщины, вынашивавшей ребенка, в целях решения вопроса о признании такого ребенка после его рождения гражданином, выехавшим из зоны отселения, не может исключать присвоения ему указанного статуса и в том случае, если его мать покинула зону отселения не в порядке эвакуации, а в порядке переселения, в том числе добровольного.
Суд апелляционной инстанции не применил к спорным отношениям и положения части 2 статьи 9 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", по смыслу которых во взаимосвязи с нормой пункта 6 части 1 статьи 13 этого закона равное право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные названным законом, имеют как граждане, переселенные (в том числе выехавшие добровольно) с территории зоны отселения, откуда население подлежит обязательному отселению, так и граждане, выехавшие с остальной территории зоны отселения в добровольном порядке. Вследствие этого суд апелляционной инстанции сделал неправильный вывод о том, что поскольку мать Пушкаревой В.А. - Петухова С.В. не была эвакуирована, а добровольно выехала из населенного пункта, не относящегося к зоне отчуждения или к зоне отселения, откуда население подлежало обязательному переселению, то Пушкарева В.А. по объему прав не относится к гражданам, указанным в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Оставил без внимания суд апелляционной инстанции также то обстоятельство, что матери Пушкаревой В.А. - Петуховой С.В. 15 августа 2019 г. Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области было выдано удостоверение гражданина, выехавшего добровольно из зоны отселения, и ввиду того, что в момент выезда матери 29 января 1993 г. из зоны отселения истец находилась в состоянии внутриутробного развития, ее статус как ребенка, находившегося в состоянии внутриутробного развития на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, не может отличаться от статуса матери (Петуховой С.В.) как гражданина, выехавшего добровольно из зоны отселения. Иное привело бы к нарушению конституционного принципа равенства, который гарантирует одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права.
Поскольку на момент выезда из зоны отселения Петухова С.В. являлась беременной, то в силу наличия биологической связи между организмом матери и плодом радиационное воздействие на Пушкареву В.А., находившуюся в состоянии внутриутробного развития, было равным радиационному воздействию на организм ее матери. В связи с этим Пушкарева В.А. также относится к гражданам, указанным в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и, соответственно, имеет право на меры социальной поддержки, которые установлены Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для данной категории граждан.
Что касается ссылки суда апелляционной инстанции на Перечень населенных пунктов Брянской области, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, жители которых подлежат переселению, утвержденный распоряжением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1989 г. N 878-р, то она является ошибочной, так как с учетом положений статьи 9 Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к спорным отношениям подлежит применению Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р.
Исходя из приведенного является неправомерным вывод суда апелляционной инстанции о законности отказа Департамента социальной защиты населения Вологодской области в выдаче Пушкаревой В.А. удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения, и об отсутствии у ответчика обязанности выдать это удостоверение.
Суд кассационной инстанции, проверяя по кассационной жалобе Пушкаревой В.А. законность апелляционного определения суда апелляционной инстанции, допущенные им нарушения норм материального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379.6 и частей 1 - 3 статьи 379.7 ГПК РФ.
Ввиду изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 14 июля 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26 октября 2020 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 ГПК РФ является основанием для отмены указанных судебных постановлений и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390.14 - 390.16 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 14 июля 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26 октября 2020 г. отменить.
Решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23 марта 2020 г. оставить в силе.