ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 ноября 2019 г. N 5-КГ19-141
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А. и Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 ноября 2019 г. кассационную жалобу Соколова Сергея Петровича на решение Коптевского районного суда г. Москвы от 3 июля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 октября 2018 г.
по делу N 2-887/2018 Коптевского районного суда г. Москвы по иску Соколова Сергея Петровича к федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области" о признании отказа в предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение незаконным, об обязании предоставить путевки на санаторно-курортное лечение.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения Соколова С.П. и его представителя Турбеневой Г.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области Курсаева А.В.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Соколов С.П. через представителя по доверенности Турбеневу Г.Н. 21 марта 2018 г. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области" (далее также - Медико-санитарная часть МВД России по Московской области), в котором просил признать незаконным отказ Медико-санитарной части МВД России по Московской области предоставить ему и члену его семьи (супруге) путевки на санаторно-курортное лечение, обязать предоставить в 2018 году ему и члену его семьи (супруге) путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний в федеральном казенном учреждении здравоохранения "Санаторий "Буревестник" Министерства внутренних дел Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований Соколов С.П. ссылался на то, что он проходил службу во внутренних войсках МВД России, является ветераном боевых действий и с 16 апреля 2010 г. получает пенсию за выслугу лет по линии МВД России в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (название закона приведено в редакции, действовавшей на момент назначения Соколову С.П. пенсии за выслугу лет; далее также - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I). На дату увольнения выслуга лет Соколова С.П. для назначения пенсии составила в календарном исчислении 23 года 5 месяцев, в льготном - 24 года 2 месяца 14 дней.
В октябре 2017 года Соколов С.П. обратился в Медико-санитарную часть МВД России по Московской области за путевкой на санаторно-курортное лечение для своей супруги Соколовой Натальи Николаевны, однако в предоставлении путевки ему было отказано. При этом Соколову С.П. и его супруге было сообщено о том, что право на получение социальных гарантий, предусмотренных законом, в виде санаторно-курортного лечения у Соколова С.П. отсутствует, так как продолжительность его военной службы составляет менее 20 лет.
В справке Центра пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Московской области (далее также - пенсионный орган) от 30 марта 2018 г. указано, что военная служба Соколова С.П. составляет 18 лет 7 месяцев 16 дней, военная служба в льготном исчислении - 19 лет 5 месяцев 1 день.
По мнению Соколова С.П., действия Центра пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Московской области, выразившиеся в перерасчете в одностороннем порядке периода его военной службы, в результате которых он был лишен права на санаторно-курортное лечение, предоставляемое ему и членам его семьи ежегодно с 2010 года, а также отказ Медико-санитарной части МВД России по Московской области в предоставлении его супруге путевки на санаторно-курортное лечение являются незаконными. Правом на предоставление путевок на санаторно-курортное лечение Соколов С.П. пользовался длительное время (с момента увольнения с военной службы в 2010 году), поэтому такой отказ расценивается им как нарушение социальных гарантий, предоставляемых законом пенсионеру и членам его семьи.
Решением Коптевского районного суда г. Москвы от 3 июля 2018 г. в удовлетворении исковых требований Соколова С.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 октября 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Соколова С.П. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 18 июня 2019 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 4 октября 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации ответчик Медико-санитарная часть МВД России по Московской области, третье лицо Соколова Н.Н., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании части 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого характера существенные нарушения норм права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Соколов С.П., 1961 года рождения, проходил военную службу во внутренних войсках МВД СССР и МВД России, последняя занимаемая должность - заместитель начальника отделения связи и автоматизированного управления штаба 55 дивизии Центрального регионального командования внутренних войск МВД России.
В соответствии с удостоверением серии ВВ N 016360, выданным МВД России 27 октября 2004 г., Соколов С.П. является ветераном боевых действий и имеет право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах".
Приказом командующего войсками Центрального регионального командования внутренних войск МВД России от 17 февраля 2010 г. N 20 л/с подполковник Соколов С.П. уволен с 15 апреля 2010 г. с военной службы по контракту в запас по подпункту "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и подпункту "б" пункта 5 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе).
Приказом командира войсковой части 5401 от 13 марта 2010 г. N 48 с/ч Соколов С.П., уволенный с военной службы приказом командующего войсками Центрального регионального командования внутренних войск МВД России от 17 февраля 2010 г. N 20 л/с, исключен из списков личного состава части и снят со всех видов довольствия с 15 апреля 2010 г.; в приказе указано, что выслуга лет Соколова С.П. на день увольнения (15 апреля 2010 г.) составляет в календарном исчислении 23 года 5 месяцев, в льготном исчислении - 24 года 2 месяца 14 дней.
Начальником Центра пенсионного обслуживания Главного управления внутренних дел по Московской области 11 мая 2010 г. утвержден расчет выслуги лет Соколова С.П. для назначения пенсии, согласно которому выслуга лет Соколова С.П. составляет 23 года 5 месяцев (календарная) и 24 года 2 месяца 14 дней (льготная).
23 июля 2010 г. Центром пенсионного обслуживания Главного управления внутренних дел по Московской области Соколову С.П. выдано удостоверение о праве на пенсию по выслуге лет с 16 апреля 2010 г. по линии МВД России, и с этой даты Соколов С.П. получает указанную пенсию.
В справках Центра пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Московской области от 6 июля 2016 г. и от 23 марта 2017 г. приведена продолжительность выслуги лет Соколова С.П., аналогичная указанной в расчете от 11 мая 2010 г. для назначения пенсии.
В октябре 2017 года Соколов С.П. обратился к председателю санаторно-отборочной комиссии Медико-санитарной части МВД России по Московской области с заявлением о выделении его супруге Соколовой Н.Н. путевки на санаторно-курортное лечение.
Отказ в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение Соколовой Н.Н. выражен в резолюции на заявлении Соколова С.П. о выделении путевки, согласно которой выделение путевок на санаторно-курортное лечение Соколову С.П. и членам его семьи законом не предусмотрено, поскольку продолжительность военной службы Соколова С.П. - 19 лет 5 месяцев 1 день, что согласовано с Центром пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Московской области.
В справке начальника Центра пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Московской области от 30 марта 2018 г. приведены сведения о том, что выслуга лет Соколова С.П. в календарном исчислении составила 23 года 5 месяцев, в льготном - 24 года 2 месяца 14 дней; военная служба в календарном исчислении - 18 лет 7 месяцев 16 дней, в льготном - 19 лет 5 месяцев 1 день.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Соколова С.П. о признании отказа в предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение ему и его супруге незаконным, об обязании предоставить путевки на санаторно-курортное лечение, суд первой инстанции исходил из того, что правом на предоставление мер социальной поддержки, в частности обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, наделены лица, уволенные с военной службы, имеющие общую продолжительность именно военной службы 20 лет и более. Ввиду того, что продолжительность военной службы Соколова С.П. согласно документам Центра пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Московской области составляет менее 20 лет, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления пенсионеру внутренних войск МВД России Соколову С.П. и его супруге путевок на санаторно-курортное лечение.
Отклоняя доводы Соколова С.П. о наличии у него права на санаторно-курортное лечение, поскольку его общая выслуга лет составляет более 20 лет, суд первой инстанции указал на то, что данные доводы правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, так как наличие такой выслуги лет (то есть общей) не влечет право на льготы, предусмотренные статьей 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
На момент увольнения подполковника Соколова С.П. с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (15 апреля 2010 г.) и назначения ему пенсии за выслугу лет по линии МВД России (16 апреля 2010 г.) действовал Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ; утратил силу 2 июля 2016 г. в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ).
Социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом "О противодействии терроризму" (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ).
Частью 4 статьи 46 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ предусмотрено, что на военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей распространяются социальные гарантии по медицинскому обслуживанию и право на обеспечение санаторно-курортным лечением, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Для военнослужащих Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
К мерам социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей согласно нормативным положениям Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ относятся в том числе социальные гарантии, связанные с реализацией их права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Так, в силу абзаца первого пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей (за исключением членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г.) при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки (текст нормы приведен в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Абзацем первым пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ предусмотрено, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 статьи 16, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 этой статьи.
Исходя из приведенных нормативных положений меры социальной поддержки (социальные гарантии и компенсации) военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей установлены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в числе этих мер санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная служба. При этом законом определены различные условия предоставления данной меры социальной поддержки в зависимости от оснований увольнения военнослужащего с военной службы и ее продолжительности. В частности, право на санаторно-курортное лечение предоставлено офицерам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, и членам их семей.
Согласно пункту 7 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 14 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения.
Как установлено судом, приказом командующего войсками Центрального регионального командования внутренних войск МВД России от 17 февраля 2010 г. N 20 л/с подполковник Соколов С.П. был уволен с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченного годным к военной службе. Приказом командира войсковой части 5401 от 13 марта 2010 г. N 48 с/ч Соколов С.П. исключен из списков личного состава части и снят со всех видов довольствия с 15 апреля 2010 г. с указанием в приказе на то, что выслуга лет Соколова С.П. на день увольнения (15 апреля 2010 г.) составляет в календарном исчислении 23 года 5 месяцев, в льготном исчислении - 24 года 2 месяца 14 дней, что давало ему право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I и в силу положений Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в том числе право на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях МВД России.
Расчет выслуги лет Соколова С.П. для назначения пенсии был утвержден 11 мая 2010 г. Центром пенсионного обслуживания Главного управления внутренних дел по Московской области, с 16 апреля 2010 г. ему назначена и выплачивается пенсия по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I Министерством внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим на основании пункта "б" части 1 статьи 11 названного закона пенсионное обеспечение в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск.
Подпунктом 6 пункта 2 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации", в числе основных задач МВД России определено обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.
В целях выполнения этих задач МВД России организует и осуществляет санаторно-курортные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников органов внутренних дел, членов их семей, в том числе граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России; осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, пенсионное обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России (пункты 103 и 104 названного положения).
После увольнения с военной службы из внутренних войск Соколову С.П. и члену его семьи (супруге) ежегодно с 2010 года предоставлялись путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях МВД России, что не отрицалось стороной ответчика в суде первой инстанции, то есть Соколовым С.П. и членом его семьи (супругой) реализовывалось право на санаторно-курортное лечение, гарантированное военнослужащим, уволенным с военной службы, и членам их семьи Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" по соответствующим основаниям.
В октябре 2017 года Медико-санитарной частью МВД России по Московской области Соколову С.П. отказано в выделении путевки на санаторно-курортное лечение его супруге Соколовой Н.Н. со ссылкой на то, что продолжительность военной службы Соколова С.П. по данным Центра пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Московской области составляет 19 лет 5 месяцев 1 день, то есть пенсионным органом произведен перерасчет выслуги лет Соколова С.П. по сравнению с тем, как он был определен на день его увольнения с военной службы (15 апреля 2010 г.) и затем утвержден начальником пенсионного органа (11 мая 2010 г.). Факт перерасчета выслуги лет Соколова С.П. подтвержден справкой Центра пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Московской области от 30 марта 2018 г., согласно которому продолжительность военной службы Соколова С.П. составила в календарном исчислении - 18 лет 7 месяцев 16 дней, в льготном - 19 лет 5 месяцев 1 день. Перерасчет выслуги лет привел к отказу Медико-санитарной части МВД России по Московской области в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение Соколову С.П. и члену его семьи, то есть к лишению военнослужащего, уволенного с военной службы, права на санаторно-курортное лечение.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова" (далее - Постановление), Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определении ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 Постановления).
Именно на основании действий уполномоченных органов, направленных на установление продолжительности стажа службы (выслуги лет), и подготовленных ими документов сотрудник органов внутренних дел получал (и в настоящее время получает) официальное подтверждение наличия или отсутствия у него права на пенсию за выслугу лет. Это официальное подтверждение, в свою очередь, необходимо для принятия решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел по такому основанию, как выслуга срока службы, дающему право на пенсию, поскольку его увольнение по данному основанию правомерно лишь в том случае, если полностью соблюдены условия, предусмотренные частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (абзац четвертый пункта 4.1 Постановления).
Совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсии тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку предоставленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 Постановления).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана таким образом обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 Постановления).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5 Постановления).
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчета кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к спорным отношениям по настоящему делу.
Следовательно, исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации выявление ошибки в расчете выслуги лет (стажа службы) для назначения и выплаты военнослужащему, уволенному с военной службы, пенсии по выслуге лет само по себе не может служить основанием для внесения изменений в расчет выслуги лет (стажа службы), поскольку правовое регулирование по вопросу пенсионного обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы, не предоставляет права уполномоченному органу вносить какие-либо изменения в расчет выслуги лет (стажа службы), производить перерасчет выслуги лет в одностороннем порядке, равно как и совершать иные юридически значимые действия в таком же порядке, затрагивающие права и законные интересы уволенного военнослужащего, что не было принято во внимание судебными инстанциями при разрешении спора.
При определении правовых последствий исправления допущенной соответствующим уполномоченным органом ошибки (в данном случае в расчете выслуги лет военнослужащего), влияющей на реализацию гражданином права на меры социальной поддержки, должны приниматься во внимание срок, прошедший с момента признания со стороны органов государственной власти такого права за гражданином, разница между действительным (подтвержденным) и требуемым для реализации мер социальной поддержки стажем службы, возможность возвращения гражданина на военную службу для приобретения права на меры социальной поддержки, добросовестность действий гражданина.
Однако названные юридически значимые обстоятельства не вошли в предмет доказывания по делу и не получили соответствующей правовой оценки судов первой и апелляционной инстанций в нарушение положений статей 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем разница между продолжительностью военной службы (20 лет), требуемой для получения гражданином, уволенным по состоянию здоровья с военной службы, мер социальной поддержки, установленных статьей 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, и действительным (подтвержденным), по мнению ответчика, периодом военной службы Соколова С.П. (19 лет 5 месяцев 1 день) составляет 7 месяцев, при этом Соколов С.П. в силу своего возраста (58 лет) и состояния здоровья, а также учитывая установленный статьей 49 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предельный возраст пребывания на военной службе, в частности для военнослужащих мужского пола - 50 лет (за исключением Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала, генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала, полковника, капитана 1 ранга, для которых установлен иной предельный возраст пребывания на службе), объективно лишен возможности возвратиться на военную службу для приобретения права на льготы, установленные статьей 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.
Судебными инстанциями также оставлено без внимания, что при решении вопроса об увольнении Соколова С.П. с военной службы по состоянию здоровья на основании документов, представленных командиром войсковой части, в которой Соколов С.П. проходил военную службу, был произведен расчет выслуги лет Соколова С.П. как в календарном, так и в льготном исчислении. Установив, что продолжительность выслуги лет Соколова С.П. составляет более 20 лет, ему Центром пенсионного обслуживания Главного управления внутренних дел по Московской области была назначена пенсия по выслуге лет и выдано удостоверение о праве на пенсию по выслуге лет с 16 апреля 2010 г. по линии МВД России. Соколову С.П. и члену его семье (супруге) предоставлялись меры социальной поддержки, в том числе путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях МВД России. Мерами социальной поддержки Соколов С.П. пользовался с 2010 года, каких-либо действий в течение длительного периода времени, направленных на проверку правильности расчета выслуги лет Соколова С.П. (включая продолжительность военной службы) и, соответственно, правомерности получения Соколовым С.П. мер социальной поддержки, Центром пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Московской области не предпринималось. Данных, свидетельствующих о том, что со стороны Соколова С.П. имели место виновные действия, приведшие к неправильному расчету его выслуги лет, не имеется, сведения о таких действиях ответчиком также не представлены и судом не установлены.
Что касается избранного Центром пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Московской области способа исправления допущенной, по его мнению, в приказе об исключении Соколова С.П. из списков личного состава войсковой части ошибки в расчете продолжительности его военной службы путем внесения в одностороннем порядке в расчет выслуги лет изменений в сторону уменьшения выслуги лет, то судебным инстанциям следовало учесть, что внесение такого характера изменений без уведомления об этом пенсионера и приведения правовых оснований для этого противоречит действующему правовому регулированию отношений, связанных с прохождением и прекращением военной службы, и умаляет право военнослужащего, уволенного с военной службы, на меры социальной поддержки, предусмотренные законом. Подобные действия пенсионного органа привели к тому, что на бывшего военнослужащего внутренних войск, получающего пенсию по выслуге лет по линии МВД России, возложены неблагоприятные последствия, связанные с устранением возможной ошибки, допущенной уполномоченным органом при определении продолжительности его срока военной службы.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым указать на то, что в нарушение приведенных требований процессуального закона действительная продолжительность военной службы Соколова С.П., в том числе факт отсутствия у него стажа военной службы 20 лет, с достоверностью судебными инстанциями не установлен. В материалах дела отсутствуют документы, указывающие на то, какие периоды службы Соколова С.П. включены и какие периоды его службы исключены пенсионным органом из расчета выслуги лет при подсчете продолжительности военной службы Соколова С.П. Оценка имеющимся в деле доказательствам, касающимся выслуги срока военной службы Соколова С.П., по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебными инстанциями не дана (в том числе копии военного билета Соколова С.П., являющегося основным документом воинского учета военнослужащего).
Ввиду изложенного вывод судебных инстанций об отсутствии оснований для предоставления пенсионеру внутренних войск МВД России Соколову С.П. и его супруге путевок на санаторно-курортное лечение нельзя признать основанным на законе.
Судебными инстанциями допущены и другие нарушения норм права при разбирательстве настоящего дела.
Как следует из материалов дела, Соколов С.П. обратился в суд с иском к Медико-санитарной части МВД России по Московской области о признании незаконным отказа предоставить ему и члену его семье (супруге) путевки на санаторно-курортное лечение. Соколов С.П. также оспаривал незаконные действия Центра пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Московской области, выразившиеся в перерасчете периода его военной службы.
В качестве третьего лица на стороне ответчика истец в исковом заявлении указал Главное управление МВД России по Московской области, которое впоследствии принимало участие в деле в этом процессуальном статусе.
Статьей 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным статьями 4, 46 и 47 Кодекса, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства.
Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик (часть 1 статьи 38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При подготовке дела к судебному разбирательству судья разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований (пункт 4 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке дел к судебному разбирательству", состав лиц, участвующих в деле, указан в статье 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса. Поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей. С учетом конкретных обстоятельств дела судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, то есть о сторонах, третьих лицах - по делам, рассматриваемым в порядке искового производства; заявителях, заинтересованных лицах - по делам особого производства и по делам, вытекающим из публичных правоотношений, а также об участниках, содействующих рассмотрению дела, - представителях сторон и третьих лиц, экспертах, специалистах, переводчиках, свидетелях.
В нарушение указанных норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений по их применению Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд первой инстанции неправильно определил состав лиц, участвующих в деле. Учитывая заявленные истцом требования, в том числе об оспаривании действий Центра пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Московской области по перерасчету периода его военной службы, характера спорного материального правоотношения и его субъектов суду следовало рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в соответствующем процессуальном статусе Центра пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Московской области. Однако этот вопрос судом первой инстанции разрешен не был.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права не устранил.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций об отказе Соколову С.П. в удовлетворении исковых требований о признании отказа Медико-санитарной части МВД России по Московской области в предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение незаконным, возложении обязанности предоставить путевки на санаторно-курортное лечение нельзя признать правомерным, а обжалуемые судебные постановления - законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть все приведенное выше и разрешить заявленные исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, и установленных по делу обстоятельств.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15 и 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Коптевского районного суда г. Москвы от 3 июля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 октября 2018 г. по делу N 2-887/2018 Коптевского районного суда г. Москвы отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Коптевский районный суд г. Москвы.