КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 марта 2022 г. N 723-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ДУРКИНА ЕВГЕНИЯ ЕВГЕНЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ЧАСТЯМИ ПЯТОЙ И ШЕСТОЙ СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЧЛЕНОВ ЛЕТНЫХ
ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ" И ПОЛОЖЕНИЕМ
СПИСКА ДОЛЖНОСТЕЙ ЧЛЕНОВ ЛЕТНЫХ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО
НА ЕЖЕМЕСЯЧНУЮ ДОПЛАТУ К ПЕНСИИ В СООТВЕТСТВИИ
С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ
ОБЕСПЕЧЕНИИ ЧЛЕНОВ ЛЕТНЫХ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Е.Е. Дуркина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Е.Е. Дуркин оспаривает конституционность частей пятой и шестой (ошибочно названных абзацами 5 и 6) статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", согласно которым доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии; при поступлении пенсионера, получающего доплату к пенсии, вновь на летную работу на должность, дающую право на доплату к пенсии, выплата доплаты к пенсии приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот пенсионер был принят на указанную работу.
Заявитель также считает неконституционными положения Списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 года N 155, а именно указанной в нем должности "генеральный директор, директор (их заместители)" раздела "Другие члены летного экипажа".
Как следует из представленных судебных постановлений, Е.Е. Дуркин с апреля 1995 года является получателем пенсии за выслугу лет как работник гражданской авиации, с ноября 2001 года - получателем доплаты к пенсии, введенной Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации". С 1 февраля 2020 года выплата доплаты к пенсии заявителю была приостановлена в связи с тем, что выявлен факт его работы в должности генерального директора ООО "Тулпар Экспресс" с 24 сентября 2014 года.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы, примененные судами при рассмотрении его дела, противоречат статьям 2, 15 (часть 1), 17 (часть 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, ухудшают положение получателей доплат к пенсии по сравнению с условиями, действовавшими на дату назначения такой доплаты, в случае поступления пенсионера на работу в должности генерального директора.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение в установленных законом случаях (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, включая установление доплат к пенсиям, круга их получателей и оснований приобретения права на них, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", согласно его преамбуле и статье 1, предоставил право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с особым характером их труда. Федеральным законом от 12 марта 2002 года N 25-ФЗ "О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", вступившим в силу с 1 января 2002 года, законодатель уточнил, что условием предоставления такой доплаты является оставление членами летных экипажей воздушных судов гражданской авиации летной работы.
При этом Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" предусматривал утверждение Правительством Российской Федерации списка должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии. Правительство Российской Федерации Постановлением от 14 марта 2003 года N 155 утвердило Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации". Данный Список должностей содержит, в частности, должности генерального директора, директора (их заместителей). Он разработан на основе дифференцированной оценки профессиональной деятельности соответствующих лиц, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, а также с учетом функциональных обязанностей лиц, работающих на разных должностях.
Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" статья 1 Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ была дополнена нормами, в частности, определяющими порядок приостановления и возобновления выплаты доплаты к пенсии.
Такое правовое регулирование, введенное законодателем в рамках предоставленной ему дискреции, является элементом правового механизма реализации права на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в равной мере распространяется на всех лиц, относящихся к данной категории, не препятствует принятию лицом, имеющим право на доплату к пенсии, решения о продолжении или оставлении работы в должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и потому не может расцениваться как нарушающее в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявителя, который, как следует из представленных судебных постановлений, приступил к работе в должности генерального директора ООО "Тулпар Экспресс" после введения его в действие.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дуркина Евгения Евгеньевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН