КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июня 2020 г. N 1517-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
БАДРЕТДИНОВА РАФАИЛА РАЗИТОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 3 УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ
ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ С ТЕРРИТОРИИ КОМПЛЕКСА "БАЙКОНУР",
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПОДПУНКТОМ "Г" ПУНКТА 4 ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ ОТДЕЛЬНЫМ
КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПЕРЕСЕЛЕНИЮ С ТЕРРИТОРИИ КОМПЛЕКСА "БАЙКОНУР",
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Р.Р. Бадретдинова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Р.Р. Бадретдинов оспаривает конституционность пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 года N 219 "О предоставлении социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации", предписывающего Администрации города Байконура осуществлять учет имеющих право на предоставление социальной выплаты в соответствии с данным Указом граждан Российской Федерации и членов их семей, а также выдачу им государственных жилищных сертификатов. Также заявитель оспаривает конституционность подпункта "г" пункта 4 Положения о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации (утверждено названным Указом), согласно которому социальная выплата предоставляется гражданам Российской Федерации и членам их семей при условии, что они на день вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 года N 219 состоят в установленном администрацией города Байконура порядке на учете в администрации города Байконура в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Российской Федерации и подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур".
Как следует из представленных материалов, Р.Р. Бадретдинов в сентябре 2019 года обратился в Комиссию по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса "Байконур" с заявлением о постановке его на учет в целях включения в состав участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710), которая реализуется в том числе посредством предоставления государственных жилищных сертификатов определенным категориям граждан, установленным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, но получил отказ.
Решением гарнизонного военного суда данный отказ был признан правомерным. Как указал суд, Р.Р. Бадретдинов не обращался до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 года N 219 с заявлением о постановке на жилищный учет (осуществляемый в целях переселения граждан с территории комплекса "Байконур"). Также суд отметил, что обеспечение жильем заявителя, проходившего службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 1994 по 2019 годы, должно осуществляться в рамках иных правовых механизмов (законодательства, регламентирующего социальные гарантии для сотрудников органов внутренних дел) и ему в 2014 году решением жилищно-бытовой комиссии территориального органа внутренних дел было отказано в постановке на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По мнению Р.Р. Бадретдинова, оспариваемые нормативные положения в их взаимосвязи не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 18, 19 (часть 2), 40 и 55 (часть 3), поскольку они порождают неравенство в жилищных правах граждан в зависимости от даты их обращения с заявлением о постановке на соответствующий учет (до или после 18 мая 2018 года), препятствуют гражданам в постановке на такой учет и обеспечении жилым помещением на территории Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право на жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому их введение, отмена, установление и изменение порядка и условий их предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей (определения от 25 февраля 2016 года N 432-О, от 28 июня 2018 года N 1573-О, от 25 апреля 2019 года N 998-О и др.).
В соответствии со статьей 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе издавать указы, в том числе - согласно частям 2 и 3 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации - регламентирующие жилищные правоотношения. Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 года N 219 и соответствующим Положением, принятыми в порядке реализации приведенных конституционных положений, предусмотрены социальные выплаты в жилищной сфере для определенных категорий граждан при условии, что на день вступления в силу данного Указа они состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Российской Федерации и подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", а также определен уполномоченный орган, осуществляющий предоставление данных социальных выплат гражданам и ведущий их учет.
Подобное правовое регулирование, которое не отменяет каких-либо жилищных гарантий, но призвано предоставить меры социальной поддержки в жилищной сфере гражданам, признанным ранее в установленном порядке в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Российской Федерации и подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", не нарушает конституционных прав заявителя, который, как отметил суд, не обращался за постановкой на такой учет и подлежал жилищному обеспечению как сотрудник органов внутренних дел.
Установление же фактических обстоятельств конкретного дела к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бадретдинова Рафаила Разитовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН