КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2019 г. N 3159-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ЗОТОВА
ВЛАДИСЛАВА АЛЬФРЕДОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПУНКТОМ 13 ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 83 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОДПУНКТОМ 5 ПУНКТА 1 И ПУНКТОМ 1.1
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", А ТАКЖЕ ПУНКТОМ 4 ПЕРЕЧНЯ ОБЪЕКТОВ
И ОРГАНИЗАЦИЙ, В КОТОРЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ НЕ ИМЕЮТ ПРАВА
БЫТЬ ПРИНЯТЫМИ НА РАБОТУ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.А. Зотова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.А. Зотов оспаривает конституционность следующих нормативных положений:
пункта 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой трудовой договор подлежит прекращению по такому не зависящему от воли сторон основанию, как возникновение установленных данным Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности;
подпункта 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предусматривающего, что иностранный гражданин не имеет права быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации; перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;
пункта 1.1 статьи 14 названного Федерального закона, закрепляющего, что положения пункта 1 данной статьи не распространяются на лиц, имеющих гражданство Российской Федерации и одновременно гражданство иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам, при условии, что такие лица добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них гражданства иностранного государства и передали имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие их личность, в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; перечень причин, влекущих за собой невозможность отказа лица от имеющегося у него гражданства иностранного государства, определяется Правительством Российской Федерации;
пункта 4 Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 года N 755), относящего к таким объектам и организациям структурные подразделения организаций, осуществляющие соответственно разработку, производство, сооружение, испытания, эксплуатацию, хранение, транспортировку и утилизацию ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов и предназначенных для решения задач в области обеспечения обороны страны и безопасности государства радиационных источников, а также структурные подразделения этих организаций, обеспечивающие безопасность их функционирования.
Как следует из представленных материалов, заявитель в 2009 году был принят на работу заместителем директора по экономике и финансам в организацию, к видам деятельности которой относится проведение фундаментальных исследований и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области использования атомной энергии и в области ядерной оружейной продукции, в 2017 году переведен на должность советника директора (дистанционная работа) и в том же году трудовой договор с ним был прекращен по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что кроме гражданства Российской Федерации он имеет гражданство Израиля.
Нарушение своих прав оспариваемыми нормами В.А. Зотов усматривает в том, что они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, устанавливают для граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, запрет на работу в любых структурных подразделениях организаций, осуществляющих разработку, производство, сооружение, испытания, эксплуатацию, хранение, транспортировку и утилизацию ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов и предназначенных для решения задач в области обеспечения обороны страны и безопасности государства радиационных источников, а также структурных подразделениях этих организаций, обеспечивающих безопасность их функционирования, без учета таких существенных обстоятельств, как рабочее место, трудовая функция, фактически выполняемая работником работа, не связанная с обеспечением безопасности Российской Федерации, что не соответствует статьям 1 (часть 1), 2, 4, 7 (часть 1), 15, 17 - 19, 37 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Оспариваемые нормы применены в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.А. Зотовым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые заявителем положения Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ограничивающие право граждан, имеющих гражданство другого государства, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, а также нормативное положение Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу, утвержденного Правительством Российской Федерации в рамках полномочий, предоставленных ему названным Федеральным законом, направлены на обеспечение баланса частных и публичных интересов и не могут расцениваться как нарушающие права таких лиц.
Что касается пункта 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, то данная норма направлена на упорядочение трудовых отношений, поскольку обеспечивает возможность их прекращения с лицами, в силу закона утратившими возможность реализации трудовой функции, предусмотренной трудовым договором, и также не может рассматриваться в качестве нарушающей права граждан.
Разрешение же вопроса о том, могли ли быть продолжены трудовые отношения с заявителем, связано с исследованием фактических обстоятельств конкретного дела и к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зотова Владислава Альфредовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН