КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2021 г. N 1797-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ЧУДИНОВОЙ ВЕРЫ ВАЛЕНТИНОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПУНКТАМИ 11 И 20 ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕДИНОВРЕМЕННОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛОГО
ПОМЕЩЕНИЯ СОТРУДНИКАМ, ПРОХОДЯЩИМ СЛУЖБУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ОРГАНАХ
ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
СЛУЖБЫ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
А ТАКЖЕ ПРИЛОЖЕНИЕМ К ДАННЫМ ПРАВИЛАМ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки В.В. Чудиновой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка В.В. Чудинова оспаривает конституционность следующих положений Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, а также приложением к данным Правилам, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 и в которые неоднократно вносились изменения, включая их наименование:
пункта 11, согласно которому при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником;
пункта 20 в его первоначальной редакции, предусматривавшего, что в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 данных Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи; положения данного пункта не распространяются на случаи, указанные в пунктах 3 и 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Также заявительница оспаривает конституционность приложения "Расчет размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" к данным Правилам, устанавливающего формулы определения размера единовременной социальной выплаты и общей площади жилого помещения.
Как следует из представленных материалов, В.В. Чудинова вместе с тремя детьми была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 83,5 кв. м, предоставленном ее отцу на условиях социального найма согласно ордеру, в котором она также была указана. В 2018 году заявительница получила единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения исходя из состава ее семьи. Размер выплаты был рассчитан с учетом общей площади указанного жилого помещения, приходящейся на долю заявительницы и ее детей, а именно 37,12 кв. м (на каждого из 9 человек, зарегистрированных в квартире, приходилось 9,27777778 кв. м; данный показатель был округлен при расчете до 9,28 кв. м). Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, заявительнице отказано в удовлетворении исковых требований, касающихся признания незаконными расчета размера единовременной социальной выплаты и действий уполномоченного органа, выразившихся в использовании ордера на жилое помещение в качестве правового основания для снижения размера выплаты. Как указали суды, истица была вселена в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя, при проведении расчета выплаты использовался математический метод округления результатов до сотых.
По мнению заявительницы, оспариваемые нормативные положения не соответствуют статьям 17 (часть 1), 18, 40, 45 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку они в силу своей неопределенности и противоречивости позволяют рассчитывать размер единовременной социальной выплаты исходя из общей площади жилого помещения, в котором проживают на условиях социального найма как члены семьи сотрудника, так и другие граждане, и поскольку они допускают произвольное округление результатов математических вычислений общей площади жилого помещения, что влечет необоснованную дифференциацию жилищных гарантий, предоставляемых сотрудникам при одних и тех же исходных данных.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые нормативные положения, устанавливающие порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, а также правила расчета ее размера с учетом общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности либо занимаемых им и (или) членами его семьи по договорам социального найма, исходят из общего требования о недопустимости необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий.
Соответственно, эти положения не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы, в деле с участием которой суды пришли к выводам, что она и ее дети проживают в квартире на условиях социального найма вместе с другими родственниками нанимателя и данные жилищные права семьи В.В. Чудиновой подлежат учету при расчете размера единовременной социальной выплаты.
Установление же фактических обстоятельств конкретного дела, оценка правомерности округления квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящихся на семью заявительницы, не входят в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чудиновой Веры Валентиновны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН