КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 января 2021 г. N 68-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ЧЕРНЫШЕВА ЮРИЯ СТЕПАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН,
ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ
НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Ю.С. Чернышева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Ю.С. Чернышев оспаривает конституционность части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой гражданам, получавшим до вступления в силу данного Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Как следует из представленных материалов, заявитель, проходивший действительную военную службу, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в 1996 году был признан инвалидом II группы вследствие чернобыльской катастрофы. Решением Безенчукского районного суда Самарской области от 2 ноября 1999 года за ним было признано право на выплату денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С учетом последующих индексаций (в том числе на основании решения названного суда от 3 апреля 2017 года) размер данной выплаты по состоянию на 1 января 2019 года составил 102 362 руб. 62 коп. Отказ военного комиссариата Самарской области в индексации с 1 февраля 2019 года размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью был обжалован Ю.С. Чернышевым в судебном порядке. Решением Безенчукского районного суда Самарской области от 7 августа 2019 года на ответчика была возложена обязанность с 1 июля 2019 года производить данную выплату в размере 106 764 руб. 21 коп. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 октября 2019 года, оставленным без изменения определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 5 марта 2020 года, данное решение было отменено с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации Ю.С. Чернышеву было отказано определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2020 года. Об отсутствии оснований для несогласия с указанным определением заявитель был уведомлен письмом Первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2020 года.
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 2, 7, 15 (части 1, 2 и 4), 18, 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 33, 39 (части 1 и 2), 42, 46 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащиеся в ней положения - в истолковании, расходящемся с конституционно-правовым смыслом, выявленным в сохраняющих силу решениях Конституционного Суда Российской Федерации (в частности, постановлениях от 19 июня 2002 года N 11-П и от 8 февраля 2018 года N 7-П, Определении от 14 мая 2018 года N 1112-О), - допускают отказ инвалидам-чернобыльцам в индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, если ее размер превышает максимальный размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, чем препятствуют возмещению в полном объеме вреда, причиненного воздействием радиации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемая норма, предоставляя инвалидам-чернобыльцам, приобретшим данный статус до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ и получавшим возмещение вреда, исчисленное из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, возможность сохранения ранее определенного размера соответствующих выплат (если он превышает размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), ограничивает его максимальным размером ежемесячной страховой выплаты, установленным федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Такое регулирование было установлено законодателем на основании правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П, в целях обеспечения компенсации вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации и признанных инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, на условиях, отвечающих конституционному принципу равенства всех перед законом и вытекающему из него равенству ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы.
Что касается индексации установленной инвалиду-чернобыльцу ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью - независимо от того, определен ли ее размер в твердой сумме либо исчислен из среднего заработка (в том числе когда он превышает максимальный размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), - то часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ ее порядок не регулирует, а потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чернышева Юрия Степановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН