КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 октября 2015 г. N 2485-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
КАЗЬМИНОЙ ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 2.2 ЗАКОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
"О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЕТЕРАНОВ", А ТАКЖЕ ПУНКТОМ 4
ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРИСВОЕНИЯ ЗВАНИЯ "ВЕТЕРАН
ТРУДА" В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ И ПУНКТОМ 4 ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ
И УСЛОВИЯХ ПРИСВОЕНИЯ ЗВАНИЯ "ВЕТЕРАН ТРУДА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки Т.Н. Казьминой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Т.Н. Казьмина оспаривает конституционность примененных при рассмотрении ее дела судами общей юрисдикции следующих норм:
утратившего силу с 1 июля 2014 года пункта 2 статьи 2.2 Закона Ставропольского края от 7 декабря 2004 года N 103-кз "О мерах социальной поддержки ветеранов" (в редакции Закона Ставропольского края от 9 июля 2007 года N 33-кз) в его толковании, изложенном в постановлении Думы Ставропольского края от 20 декабря 2007 года N 312-IV ДСК "О толковании пункта 2 статьи 22 Закона Ставропольского края "О мерах социальной поддержки ветеранов", предусматривавшего присвоение звания "Ветеран труда Ставропольского края" гражданам, достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, проработавшим в организациях Ставропольского края не менее 20 лет, имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, либо награжденным медалью "За заслуги перед Ставропольским краем" или медалью "За доблестный труд" и имеющим трудовой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин; при этом под трудовым стажем, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда Ставропольского края", следует понимать учитываемую при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;
пункта 4 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ставропольском крае (утверждено постановлением губернатора Ставропольского края от 5 сентября 2007 года N 569) и пункта 4 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда Ставропольского края" (утверждено постановлением губернатора Ставропольского края от 15 октября 2007 года N 695 и утратило силу с 1 июля 2014 года), закрепляющих в качестве одного из документов, необходимых для присвоения звания, выписку, подтверждающую начисление (уплату) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
По мнению заявительницы, оспариваемые положения не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривают возможность зачета в трудовой стаж, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда Ставропольского края", периодов работы по трудовому договору, за которые страхователем (работодателем) не уплачивались страховые взносы.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Учитывая трудовые заслуги граждан перед обществом и государством, федеральный законодатель, действующий в рамках дискреционных полномочий, выделил в Федеральном законе от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" такую категорию граждан, как ветераны труда (статья 1), и отнес определение порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда", а также мер их социальной поддержки к ведению субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 и статья 22).
Реализуя предоставленные полномочия, законодатель Ставропольского края в Законе Ставропольского края "О мерах социальной поддержки ветеранов" предусмотрел меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда (статья 4), а также условия и порядок присвоения данного звания (статьи 2.1 и 2.2). Одним из условий присвоения звания "Ветеран труда Ставропольского края" является наличие продолжительного периода трудового стажа (не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин), в том числе приобретенного на территории Ставропольского края (пункт 2 статьи 2.2, с 1 июля 2014 года - пункт 2 части 1 статьи 3 Закона Ставропольского края от 11 февраля 2014 года N 8-кз "О ветеранах труда Ставропольского края").
При этом законодатель предусмотрел, что периоды работы и (или) иной трудовой деятельности включаются в требуемый трудовой стаж, если за них уплачивались (с 1 июля 2014 года - начислялись) в том числе взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1.2 постановления Думы Ставропольского края от 20 декабря 2007 года N 312-IV ДСК, с 1 июля 2014 года - пункт 1 части 1 статьи 4 Закона Ставропольского края "О ветеранах труда Ставропольского края").
Таким образом, действующее на территории Ставропольского края правовое регулирование направлено на наиболее полный учет подтвержденных в установленном порядке периодов осуществления трудовой и иной деятельности граждан и, вопреки утверждениям Т.Н. Казьминой, не связывает право на присвоение звания "Ветеран труда Ставропольского края" с фактом обязательной и в полном объеме уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, в период осуществления трудовой деятельности застрахованным лицам предоставлено право получать от работодателя и органов Пенсионного фонда Российской Федерации информацию о начислении и уплате страховых взносов, а также осуществлять контроль за их перечислением работодателем в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 14 - 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", статьи 62 и 303 Трудового кодекса Российской Федерации). До 1 января 2013 года в соответствии с положением абзаца четвертого части второй статьи 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Пенсионный фонд Российской Федерации бесплатно один раз в год направлял застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах, в том числе о начислении страховых взносов. Следовательно, получая указанную информацию, граждане вправе обратиться к работодателю (страхователю) с требованием о начислении страховых взносов.
Как следует из представленных материалов, суды общей юрисдикции пришли к выводу о том, что представленные заявительницей доказательства в подтверждение факта работы у индивидуального предпринимателя с 24 января 1998 года по 5 июня 2007 года, который не начислял и не уплачивал за нее страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, не отвечают требованиям относимости и допустимости, поскольку в данный период Т.Н. Казьмина несколько раз состояла на учете в органах занятости в качестве безработной и получала пособие по безработице.
При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что оспариваемое заявительницей законоположение может расцениваться как нарушающее ее конституционные права в указанном в жалобе аспекте.
Проверка же по жалобам граждан конституционности подзаконных нормативных актов субъектов Российской Федерации, к числу которых относятся оспариваемые заявительницей Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ставропольском крае и Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда Ставропольского края", не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Казьминой Татьяны Николаевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН