КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2021 г. N 979-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
СИБИРЯКОВА ВАСИЛИЯ САЯРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СПИСКА N 2 ПРОИЗВОДСТВ,
РАБОТ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ВРЕДНЫМИ
И ТЯЖЕЛЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, ЗАНЯТОСТЬ В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО
НА ПЕНСИЮ ПО ВОЗРАСТУ (ПО СТАРОСТИ) НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ,
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СПИСКАХ
РАБОТ, ПРОИЗВОДСТВ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ, СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
И УЧРЕЖДЕНИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ), С УЧЕТОМ КОТОРЫХ ДОСРОЧНО
НАЗНАЧАЕТСЯ СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ, И ПРАВИЛАХ
ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕРИОДОВ РАБОТЫ (ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), ДАЮЩЕЙ ПРАВО
НА ДОСРОЧНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.С. Сибирякова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.С. Сибиряков оспаривает конституционность:
положения подраздела 3 "Морской и речной флот" раздела XXVIII "Транспорт" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утвержден Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10), которыми позицией 23003010-14706 предусмотрены мотористы всех наименований;
подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", предусматривающего применение при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
По мнению заявителя, оспариваемые положения, примененные в его деле судами общей юрисдикции, противоречат Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 15, 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3), поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, препятствуют зачету в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с работой по Списку N 2, отдельных периодов его работы в плавсоставе по причине того, что не была подтверждена занятость в течение полного рабочего дня на таких работах, в том числе в период до 1 января 1992 года, а также при реализации пенсионных прав ставят лиц, работавших в должности моториста судов дальнего плавания, в неравное положение с мотористами машинной команды судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта, что приводит к нарушению его права на досрочное пенсионное обеспечение и конституционного принципа равенства.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно (пункт 2 части 1 и часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 18 июля 2002 года N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и с учетом принципа действия нормативного правового акта во времени в подпункте "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 определило порядок применения Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, и Списка N 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173.
Правительством Российской Федерации в пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Постановление от 11 июля 2002 года N 516), закреплено положение о зачете в специальный стаж периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Оспариваемые положения в их взаимосвязи с действующим правовым регулированием, предусматривающим льготу по снижению пенсионного возраста лиц, занятых на определенных видах работ, и условия ее предоставления, учитывающие, в частности, различную степень влияния тяжелых условий труда на лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе в течение полного рабочего дня или при неполной занятости на соответствующих работах, направлены на реализацию пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с нормативным правовым актом, на основании которого они были приобретены, и не могут расцениваться как ограничивающие их конституционные права.
Как следует из материалов жалобы, В.С. Сибиряков полагает, что периоды его работы в должностях ремонтного моториста, моториста-матроса и матроса должны быть включены в стаж работы по Списку N 2, поскольку работу в указанных должностях следует относить к профессии "мотористы всех наименований". Однако суды при решении вопроса о зачете таких периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, пришли к выводу о том, что у заявителя, занятого выполнением работы в качестве моториста, предусмотренного Списком N 2 (утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173), и совмещавшего указанную работу с выполнением других работ, которые не отнесены к работам с особыми условиями труда, не подтвердилось выполнение работы в условиях труда, предусмотренных указанным Списком, не менее 80 процентов рабочего времени.
Установление же факта выполнения В.С. Сибиряковым работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, постоянно в течение полного рабочего дня, в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Разрешение поставленных В.С. Сибиряковым вопросов о разъяснении порядка применения оспариваемых положений, о признании незаконными решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и определений судов апелляционной инстанции в части определения стажа на соответствующих видах работ при разрешении вопроса о наличии у заявителя права на досрочную пенсию также не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сибирякова Василия Саяровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН