КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2021 г. N 975-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
АХМЕТВАЛИЕВА РАСИХА ХАСИПОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 11 И ЧАСТЬЮ 4 СТАТЬИ 30
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ" ВО ВЗАИМОСВЯЗИ
С ПОЛОЖЕНИЯМИ ПРАВИЛ ПОДСЧЕТА И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
СТРАХОВОГО СТАЖА
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Р.Х. Ахметвалиева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Р.Х. Ахметвалиев оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях":
части 1 статьи 11, согласно которой в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;
части 4 статьи 30, закрепляющей возможность исчисления периодов работы (деятельности), имевших место до дня вступления в силу данного Федерального закона, с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Конституционность приведенных законоположений оспаривается заявителем во взаимосвязи с пунктом 17 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, которое Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 признано утратившим силу), предусматривавшим подтверждение периодов творческой деятельности членов творческих союзов, не состоящих в штате организаций, справкой организации, выплатившей указанному лицу вознаграждение за созданное им произведение, об уплате с суммы этого вознаграждения обязательных платежей, а также пунктом 23 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015), согласно которому периоды творческой деятельности подтверждаются справкой организации, выплатившей вознаграждение за созданное произведение, об уплате с суммы этого вознаграждения обязательных платежей.
Как следует из материалов жалобы, с 27 декабря 2016 года заявителю, 1956 года рождения, при наличии 16 лет 7 месяцев 23 дней страхового стажа была назначена страховая пенсия по старости, размер которой был определен с учетом продолжительности общего трудового стажа, составившей 22 года 4 месяца 27 дней. Полагая, что включение в страховой стаж ряда периодов творческой деятельности даст ему право на перерасчет страховой пенсии, а также на присвоение звания "Ветеран труда", Р.Х. Ахметвалиев обратился с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, отказ которого обжаловал в судебном порядке.
В обоснование своих требований заявитель, с 1992 года являющийся членом Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России", представил выданную региональным отделением названной организации справку о творческом стаже, согласно которой период его творческой деятельности начался 1 января 1970 года, что подтверждается благодарностью Музея современного искусства Республики Башкортостан за предоставление им цикла произведений на выставку "Раннее творчество. Рисунки и живопись с января 1970 года по декабрь 1977 года", а также номера республиканской газеты "Башкортостан пионере" от 3 мая 1972 года и 19 мая 1972 года, где были опубликованы его первые работы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды общей юрисдикции указали на то, что некоторые из спорных периодов уже были включены в общий трудовой и (или) страховой стаж заявителя. Принимая во внимание возраст Р.Х. Ахметвалиева по состоянию на 1 января 1970 года и его участие в 1972 году в детской, а не в профессиональной выставке, суды отклонили возможность включения в стаж в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров СССР от 7 августа 1957 года N 946 "О пенсионном обеспечении писателей, композиторов, работников изобразительных искусств и членов их семей", периода с 1 января 1970 года по 31 августа 1972 года.
Что касается периода с 26 июня 1976 года по 31 августа 1976 года, в отношении которого Р.Х. Ахметвалиевым не были представлены документы о работе, то суды также не посчитали его подтвержденным в качестве периода творческой деятельности, подлежащего зачету в стаж в указанном порядке.
Тем самым, по мнению заявителя, оспариваемым положениям при разрешении его дела было дано истолкование, ущемляющее его конституционное право на социальное обеспечение, в то время как данные нормы могут считаться соответствующими Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 1, 2, 7, 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 1), лишь как позволяющие включать в трудовой стаж гражданина периоды творческой деятельности, которые согласно действовавшему в момент ее осуществления законодательству подлежали зачету в трудовой стаж безотносительно к уплате за эти периоды страховых взносов на обязательное социальное страхование.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий (в том числе порядок подсчета общего трудового стажа как суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года (пункты 3 и 4 статьи 30), и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному Федеральному закону (части 1 и 3 статьи 36).
Закрепленное в части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" правило о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии начисления и уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и, в конечном счете, выплату застрахованным лицам страховых пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.
На достижение указанных целей направлены также оспариваемые заявителем положения правил подсчета и подтверждения страхового стажа, прямо предусматривающие возможность зачета периодов творческой деятельности, имевших место в период действия данных нормативных правовых актов, лишь при условии документального подтверждения факта уплаты организацией, выплатившей вознаграждение за созданное произведение, обязательных платежей с суммы этого вознаграждения.
Одновременно с этим действующее законодательство предоставляет гражданам возможность реализации пенсионных прав, приобретенных согласно ранее действовавшему регулированию. Так, часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" устанавливает порядок реализации права застрахованных лиц, осуществлявших отдельные виды профессиональной деятельности или занятых на отдельных видах работ, на досрочное пенсионное обеспечение исходя из избранного ими наиболее благоприятного варианта исчисления продолжительности стажа на соответствующих видах работ. В таком же порядке в целях определения права на страховую пенсию может исчисляться страховой стаж (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях"), а при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года к отношениям, возникшим до указанной даты, применяется законодательство, действовавшее на момент приобретения пенсионных прав (абзац четвертый пункта 12 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, механизм реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение включает элементы, направленные на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав при изменении системы пенсионного обеспечения, посредством чего достигается разумная стабильность правового регулирования.
При таких обстоятельствах оспариваемые заявителем положения не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права. Подвергая сомнению их конституционность, Р.Х. Ахметвалиев выражает несогласие с результатами оценки правоприменительными органами возможности зачета отдельных периодов в его страховой стаж. Однако проверка обоснованности правоприменительных решений, в том числе с точки зрения правильности выбора норм, подлежащих применению при разрешении конкретного дела, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ахметвалиева Расиха Хасиповича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН