КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 февраля 2020 г. N 349-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
НИКОЛАЕВА СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ ПУНКТА 8 ПРАВИЛ ПОДСЧЕТА И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
СТРАХОВОГО СТАЖА ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ И ПИСЬМОМ
МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.И. Николаева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин С.И. Николаев оспаривает конституционность абзаца второго (ошибочно названного в жалобе подпунктом 8 пункта 2) пункта 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555), предусматривающего, что продолжительность периода работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей; в случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей. Указанное постановление Правительства Российской Федерации утратило силу с 1 января 2015 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015.
По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку препятствует включению в общий трудовой и страховой стаж периодов работы по договору подряда, связывая возможность зачета их в стаж с предоставлением документов работодателя об уплате обязательных платежей.
Кроме того, заявитель просит проверить на соответствие статье 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 20 февраля 1992 года N 1-299-17/ЮСИ-22/ин "О стаже и заработке по договорам подряда и поручения".
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если этим законом затрагиваются его конституционные права и свободы и если оспариваемый закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде; при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде; к жалобе должна быть приложена копия официального документа, подтверждающего применение оспариваемого закона в деле заявителя.
Между тем из представленных материалов следует, что с момента завершения рассмотрения дел С.И. Николаева в суде и до подачи им жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации прошло более одного года, т.е. заявителем не соблюден установленный названным Федеральным конституционным законом срок подачи жалобы.
Приложенными же к жалобе постановлениями судов общей юрисдикции от 17 июня 2019 года и от 19 августа 2019 года применение абзаца второго пункта 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий не подтверждается, поскольку судами при их вынесении разрешался вопрос о пересмотре решения Свердловского районного суда города Костромы от 11 марта 2011 года и кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 8 июня 2011 года по вновь открывшимся обстоятельствам. Следовательно, жалоба заявителя в этой части не может быть признана допустимой в силу требований статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Проверка же конституционности письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Николаева Сергея Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН