КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2019 г. N 2219-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
МАМАДЖАНОВА БАХОДИРА ТОЙЧИЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЯМИ 4 И 18 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ
СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, УЧРЕЖДЕНИЯХ
И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ВОЙСКАХ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ИХ СЕМЕЙ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Б.Т. Мамаджанова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Б.Т. Мамаджанов оспаривает конституционность следующих положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей":
статьи 4, в соответствии с которой пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями);
статьи 18, которая закрепляет периоды военной и приравненной к ней службы, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий (часть первая); предусматривает возможность зачета времени прохождения службы в особых условиях в выслугу лет в льготном исчислении (часть вторая), а также возлагает на Правительство Российской Федерации определение порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии (часть третья).
Как следует из представленных документов, в 2011 году заявитель, замещавший должность заместителя начальника Горноспасательной службы МЧС Киргизской Республики, был уволен с действительной военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Ему была назначена пенсия за выслугу лет, которую он получал до октября 2013 года, когда переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации отказал заявителю в признании за ним права на пенсию за выслугу лет, сославшись на отсутствие оснований для зачета в выслугу лет периодов работы, учтенных при назначении ему пенсии по законодательству Киргизской Республики, и недостижение им возраста 45 лет к моменту увольнения с военной службы в 2011 году.
Правильность отказа была подтверждена судами общей юрисдикции.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы вступают в противоречие со статьями 7, 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45, 46 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, лишают граждан, которым была назначена пенсия в государстве - участнике Содружества Независимых Государств, в котором они проходили военную службу, права на возобновление ее выплаты после переезда в Российскую Федерацию.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Военная служба является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров страховых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Оспариваемая Б.Т. Мамаджановым статья 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, устанавливающая порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии, направлена на реализацию указанными в нем категориями граждан права на пенсионное обеспечение, в силу чего не может расцениваться как нарушающая права заявителя.
Что касается статьи 4 названного Закона Российской Федерации, то данная норма непосредственно не устанавливает условий назначения пенсий лицам, проходившим службу в вооруженных силах и правоохранительных органах иностранных государств, является отсылочной и применяется только в системной связи с международными договорами и соглашениями о социальном обеспечении указанных категорий лиц, в силу чего сама по себе также не может рассматриваться как ущемляющая конституционные права заявителя.
Разрешение же вопроса о проверке правильности исчисления на основании положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, в том числе с учетом их истолкования, данного Экономическим Судом Содружества Независимых Государств в решении от 13 апреля 2007 года N 01-1/5-06, продолжительности имеющейся у Б.Т. Мамаджанова выслуги лет предполагало бы оценку законности и обоснованности принятых по его делу судебных постановлений, что не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мамаджанова Баходира Тойчиевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН