КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 марта 2020 г. N 715-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ТРЕГУБОВА АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 4 СТАТЬИ 29.3 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О СЛУЖБЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Н. Трегубова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.Н. Трегубов оспаривает конституционность пункта 4 статьи 29.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Как следует из представленных материалов, заявитель был уволен со службы в таможенных органах в апреле 2018 года по основанию, предусмотренному абзацем третьим пункта 1 статьи 29.2 названного Федерального закона (в связи с утратой доверия в случае непредставления сотрудником таможенных органов сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений).
Оспариваемая норма применена в деле заявителя в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 16 декабря 2019 года N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции", и на тот момент устанавливавшей, что взыскания, предусмотренные статьями 29.1 и 29.2 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником таможенного органа коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения.
Федеральным законом от 16 декабря 2019 года 432-ФЗ оспариваемая норма изложена в новой редакции, согласно которой взыскания, предусмотренные статьями 29.1 и 29.2 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником таможенного органа коррупционного правонарушения, не считая времени болезни сотрудника, нахождения его в отпуске, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения; в указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Таким образом, внесение изменений в пункт 4 статьи 29.3 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" осуществлено посредством расширения ее содержания при сохранении правового регулирования, установленного на момент рассмотрения судом дела А.Н. Трегубова.
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 15 (часть 3), 19 (часть 1), 24 (часть 2), 32 (часть 4), 37 (часть 1) 45 (часть 2), 49 и 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, допускает применение мер юридической ответственности, в том числе увольнение, без четкого установления события, с которым связано начало исчисления срока привлечения сотрудника таможенных органов к ответственности, что дает возможность произвольно увеличивать эти сроки.
Кроме того, А.Н. Трегубов просит Конституционный Суд Российской Федерации внести Федеральному Собранию Российской Федерации предложение об изменении действующего правового регулирования, установив до реализации этого предложения временные правила, обязательные для правоприменительных органов.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия жалобы к рассмотрению.
Одним из центральных направлений современной российской внутренней политики, ориентированной в том числе на повышение качества и эффективности государственного управления, является противодействие коррупции, которая в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 года N Пр-2685) названа одной из системных угроз общественной безопасности, существенно затрудняющей нормальное функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В порядке реализации данной задачи наряду с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года (Федеральный закон от 8 марта 2006 года N 40-ФЗ) был принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", устанавливающий, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" содержит законоположения, направленные на пресечение коррупционных нарушений. К их числу относится и оспариваемая норма, которая, определяя сроки привлечения сотрудников таможенных органов к ответственности за совершение таких правонарушений и правила их исчисления, имеет целью обеспечение определенности правового положения названных лиц, не предполагает произвольного применения и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Оценка же обоснованности судебных актов, принятых в отношении А.Н. Трегубова, равно как и разрешение вопроса об обеспечении внесения в законодательство целесообразных, с точки зрения заявителя, изменений, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трегубова Алексея Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН