КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 апреля 2019 г. N 1082-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
КОВАЛЕВА РОМАНА ВАСИЛЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ ПУНКТА 5 ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА
РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ,
ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ДОЛЖНОСТЯМИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Р.В. Ковалева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Р.В. Ковалев оспаривает конституционность пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 176 "Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы" в той части, согласно которой работникам федеральных государственных органов, находящихся за пределами Российской Федерации, должностные оклады и иные выплаты в рублях производятся в размере 50 процентов установленных должностных окладов и выплат (абзац первый).
По мнению заявителя, оспариваемое положение, примененное в его деле судами общей юрисдикции, не соответствует Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 7 (часть 2), 18, 19 (часть 2) и 37 (часть 3), поскольку предусматривает выплату работникам, заключившим срочный трудовой договор о работе в представительствах федеральных органов исполнительной власти за границей, установленной в рублях заработной платы в размере 50 процентов. Кроме того, Р.В. Ковалев полагает, что неопределенность содержания данного положения не позволяет установить, относится ли указанное ограничение к должностному окладу или ко всем выплатам, в связи с чем просит Конституционный Суд Российской Федерации дать истолкование оспариваемой нормы.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель в пределах своих полномочий вправе осуществлять дифференциацию правового регулирования труда с учетом специфики осуществления трудовой деятельности (постановления от 27 декабря 1999 года N 19-П, от 16 июля 2007 года N 12-П, от 27 ноября 2009 года N 18-П; Определение от 24 октября 2013 года N 1592-О).
Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей, устанавливаются главой 53 Трудового кодекса Российской Федерации. В частности, согласно статье 340 Трудового кодекса Российской Федерации условия их материально-бытового обеспечения и оплаты труда устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом климатических и иных особых условий в стране пребывания.
В соответствии с Правилами предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 года N 911), порядок и механизм установления материального обеспечения в иностранной валюте, а также порядок исчисления и выплаты денежного вознаграждения, денежного содержания, заработной платы, тарифной ставки (оклада) в рублях указанным работникам устанавливаются специальными нормативными правовыми актами. В частности, Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" Правительству Российской Федерации было дано поручение обеспечить упорядочение оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы (подпункт "в" пункта 13). Во исполнение данного поручения Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 24 марта 2007 года N 176 "Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы", которое в первоначальной редакции предусматривало выплату указанным работникам заработной платы в рублях в размере 20 процентов установленных должностных окладов и выплат. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2009 года N 269 данная норма была увеличена до 50 процентов соответствующих выплат.
Следовательно, оспариваемое Р.В. Ковалевым положение, предусматривающее наряду с выплатой таким работникам заработной платы в иностранной валюте также выплату заработной платы в рублях, принято Правительством Российской Федерации в пределах его дискреционных полномочий, направлено на создание благоприятных условий оплаты труда с учетом осуществления ими своих трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права данной категории граждан, включая заявителя.
Кроме того, условия оплаты труда, определенные соответствующими нормативными правовыми актами для работников, которые направляются на работу в представительства федеральных органов исполнительной власти за границей, воспроизводятся в заключаемых с ними трудовых договорах, что подтверждает как предоставление работникам информации о порядке выплаты заработной платы в рублях, так и их согласие с таким порядком.
Разрешение же вопроса о выплате указанным работникам наряду с заработной платой в валюте, которая, как видно из материалов жалобы, многократно превышает размер установленного в рублях должностного оклада и надбавок к нему, заработной платы в рублях в размере ста процентов, равно как и иных поставленных в данной жалобе вопросов, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ковалева Романа Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН