КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 декабря 2020 г. N 3031-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ВОЛЬНИКОВА СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЯМИ 5 И 6 СТАТЬИ 43
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОЛИЦИИ", ПУНКТОМ 2 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 61
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПОДПУНКТОМ "Г" ПУНКТА 3 ПОЛОЖЕНИЯ
О ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.М. Вольникова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин С.М. Вольников оспаривает конституционность положений статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", устанавливающих выплату единовременного пособия в размере двух миллионов рублей при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции (часть 5), а также ежемесячной денежной компенсации с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, - при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции (часть 6).
Кроме того, заявитель ставит вопрос о конституционности пункта 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которому военно-врачебная экспертиза проводится в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы), и подпункта "г" пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565), возлагающего на военно-врачебную комиссию определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - прокурорские работники), а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, С.М. Вольников проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. На момент увольнения в 2014 году в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии он был признан ограниченно годным к службе в органах внутренних дел и годным к службе по занимаемой им должности. В дальнейшем С.М. Вольникову была установлена II группа инвалидности (по зрению) с указанием причины инвалидности "военная травма". В установлении единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации как сотруднику органов внутренних дел, получившему в связи с выполнением служебных обязанностей военную травму, заявителю было отказано, поскольку на момент увольнения по заключению военно-врачебной комиссии он был признан годным к службе по занимаемой им должности. Правильность такого отказа была подтверждена судами общей юрисдикции со ссылкой в том числе на оспариваемые нормы.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 7, 19 (часть 2), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1) и 71 (пункт "е") Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют отказывать в предоставлении единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации сотруднику органов внутренних дел, уволенному со службы в органах внутренних дел и признанному в дальнейшем инвалидом вследствие военной травмы.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Закрепление законодателем в частях 5 и 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции" права сотрудника полиции, а также в силу части 2 статьи 56 данного Федерального закона - сотрудника органов внутренних дел, не являющегося сотрудником полиции, на выплату единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации относится к формам реализации обязанности государства по возмещению указанной категории граждан вреда, причиненного их здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей и исключением возможности дальнейшего прохождения службы.
При этом законодатель, определяя в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" виды медицинских экспертиз, цели и порядок их проведения, отнес установление причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы) к целям проведения военно-врачебной экспертизы (пункт 2 части 1 статьи 61), а также закрепил полномочие Правительства Российской Федерации по установлению в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях в том числе порядка проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования указанных лиц (часть 2 статьи 61).
Действуя в рамках предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 4 июля 2013 года N 565 утвердило Положение о военно-врачебной экспертизе, в котором с учетом положений Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закрепило обязанности военно-врачебной комиссии, в том числе по определению причинной связи увечий, заболеваний лиц, в отношении которых проводится медицинское освидетельствование (подпункты "а", "г" пункта 3).
Таким образом, оспариваемые положения выступают необходимыми элементами механизма охраны здоровья, в том числе граждан, проходивших службу в федеральных государственных органах, и в рамках особого публично-правового механизма возмещения вреда пострадавшим сотрудникам органов внутренних дел закрепляют дополнительные социальные гарантии, предоставляемые им в случае невозможности продолжения службы в связи с получением увечья или иного повреждения здоровья при осуществлении служебной деятельности. В системе действующего правового регулирования данные нормы направлены на защиту интересов сотрудников органов внутренних дел, в равной мере распространяются на всех лиц, относящихся к названной категории, и не могут расцениваться как не соответствующие конституционным предписаниям и нарушающие какие-либо права заявителя, признанного на момент увольнения с со службы в органах внутренних дел - на основании заключения военно-врачебной комиссии - годным к прохождению службы по занимаемой им должности.
Разрешение же вопроса о предоставлении сотрудникам органов внутренних дел, получившим военную травму и имевшим на момент увольнения возможность дальнейшего прохождения службы, при последующем установлении инвалидности вследствие военной травмы права на предусмотренные оспариваемыми положениями Федерального закона "О полиции" выплаты не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вольникова Сергея Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН