КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июня 2021 г. N 1249-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ЯКОВЛЕВА АНАТОЛИЯ ИВАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ЧАСТЬЮ ШЕСТНАДЦАТОЙ СТАТЬИ 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ",
А ТАКЖЕ РЯДОМ ПОЛОЖЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.И. Яковлева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, частично удовлетворены исковые требования прокурора, предъявленные к ряду ответчиков, в том числе гражданину А.И. Яковлеву, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании недействительным постановления администрации муниципального образования, признании отсутствующим права собственности муниципального образования на земельный участок, признании отсутствующим права собственности А.И. Яковлева на земельный участок, истребовании в собственность Российской Федерации земельного участка из чужого незаконного владения и признании недействительными результатов образования (межевания) земельного участка. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации в передаче кассационной жалобы А.И. Яковлева для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано, с чем не нашел оснований не согласиться заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
А.И. Яковлев оспаривает конституционность части шестнадцатой (в жалобе ошибочно именуемой частью четырнадцатой) статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающей право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Конституционность данной нормы оспаривается заявителем во взаимосвязи с содержащимися в Обзоре судебной практики за январь - июль 2014 года (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 сентября 2014 года) разъяснениями о том, что предусмотренная ею мера социальной поддержки предоставляется лишь инвалидам, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или имеют основания для постановки на жилищный учет.
По мнению А.И. Яковлева, придание оспариваемой норме такого смысла порождает неопределенность порядка реализации инвалидами права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства, приводит к нарушению конституционных принципов справедливости и равенства, а также обусловливает ее несоответствие статьям 7 (часть 2) и 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Кроме того, заявитель просит проверить на соответствие статьям 2, 18, 19 (часть 1), 21 (часть 1), 24 (часть 2), 46 (часть 1) и 126 Конституции Российской Федерации исполнение требований части первой статьи 11 "Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел", части четвертой статьи 67 "Оценка доказательств", части четвертой статьи 198 "Содержание решения суда", части третьей статьи 329 "Постановление суда апелляционной инстанции", части второй статьи 388 "Постановление или определение суда кассационной инстанции" (утратила силу с 1 октября 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ), части третьей статьи 390.7 "Рассмотрение кассационных жалобы, представления" и статьи 390.9 "Определение судьи об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции" ГПК Российской Федерации при рассмотрении судами гражданского дела с его участием в части реализации ими своих дискреционных полномочий, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Часть шестнадцатая (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 399-ФЗ, - часть четырнадцатая) статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" принята в порядке реализации конституционных требований (статья 7; статья 40, часть 2, Конституции Российской Федерации) и закрепляет для граждан, признанных инвалидами, гарантии в жилищной сфере (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2014 года N 2728-О, от 20 апреля 2017 года N 893-О и др.). Данная норма, предоставляя инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства, правил реализации данного права не устанавливает, действует в системной связи с иными нормами названного Федерального закона и нормами земельного законодательства и не может рассматриваться как нарушающая права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Кроме того, как следует из материалов жалобы, при разрешении дела суд, признавая отсутствующим право собственности А.И. Яковлева на земельный участок, руководствовался не только положениями оспариваемой нормы и данными в Обзоре судебной практики за январь - июль 2014 года разъяснениями, содержащими ссылку на Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, утратили силу на момент рассмотрения судами дела с участием А.И. Яковлева), а исходил в первую очередь из того, что спорный участок сформирован с нарушением земельного, водного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Доводы, приведенные А.И. Яковлевым в отношении оспариваемых им норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, свидетельствуют о том, что нарушение своих конституционных прав он связывает не с их содержанием, которое само по себе не может расцениваться как нарушающее его конституционные права, а, по существу, предлагает Конституционному Суду Российской Федерации оценить правомерность вынесенных по его конкретному делу судебных постановлений, указывая, в частности, на то, что суды, реализуя предоставленные им дискреционные полномочия, не учитывали содержащиеся в данных нормах предписания.
Между тем разрешение данного вопроса, как непосредственно связанного с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Что касается части второй статьи 388 ГПК Российской Федерации, утратившей силу с 1 октября 2019 года, то представленными материалами не подтверждается ее применение в деле заявителя, а следовательно, его жалоба в силу статьи 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в этой части также не может считаться допустимой.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Яковлева Анатолия Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН