КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 декабря 2019 г. N 3385-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
КАРИБДЖАНЯНА НАГАПЕТА АБРАМОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 3 СТАТЬИ 8 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2018 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019
И 2020 ГОДОВ", А ТАКЖЕ ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 1 И СТАТЬЕЙ 10
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ
ПОРЯДКА ИНДЕКСАЦИИ ВЫПЛАТ, ПОСОБИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ,
УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
И ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ" ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ПОЛОЖЕНИЯМИ АБЗАЦЕВ
ПЕРВОГО, ВТОРОГО И ОДИННАДЦАТОГО ПУНКТА 1 ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
КОЭФФИЦИЕНТА ИНДЕКСАЦИИ ВЫПЛАТ, ПОСОБИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ
В 2018 ГОДУ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Н.А. Карибджаняна к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Н.А. Карибджанян оспаривает конституционность следующих нормативных положений:
пункта 1 статьи 1 и статьи 10 Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", которыми соответственно часть третья статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изложены в новой редакции, предусматривающей индексацию выплат, установленных названными законодательными актами, один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год, с возложением на Правительство Российской Федерации полномочий по определению коэффициента индексации;
абзацев первого, второго и одиннадцатого пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2018 года N 74 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году", которыми для предусмотренных вышеназванными законодательными актами выплат установлен с 1 февраля 2018 года коэффициент индексации 1,025;
части 3 статьи 8 Федерального закона от 5 декабря 2017 года N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", которой с 1 января 2018 года установлен размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, 1,04.
По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют статьям 1, 2, 6 (часть 2), 7, 10, 15 (части 1 и 2), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (часть 2), 21 (часть 1), 42, 45, 46 (часть 1), 53 и 55 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в силу неопределенности своего нормативного содержания допускают различный подход к определению подлежащих применению коэффициентов индексации компенсационных выплат для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, которым размеры таких выплат ранее были установлены судебными решениями.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для соответствующих компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе изменять их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ, вступившим в силу 1 января 2018 года, был изменен порядок индексации компенсационных выплат, установленных для инвалидов-чернобыльцев, а постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2018 года N 74 был установлен коэффициент индексации 1,025, подлежащий применению в этих целях с 1 февраля 2018 года.
Такое правовое регулирование установлено федеральными органами государственной власти в пределах предоставленных им полномочий, в равной мере распространяется на всех граждан из числа указанной категории, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, которому, как следует из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации документов, индексация определенных судебными решениями размеров денежных компенсаций, обусловленных причинением вреда здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, с 1 февраля 2018 года произведена с применением коэффициента 1,025.
Что касается части 3 статьи 8 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", то она направлена на обеспечение антиинфляционной защиты сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, а потому не может расцениваться как нарушающая конституционные права инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, компенсационные выплаты для которых, равно как и механизм их индексации устанавливаются специальным законом.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Карибджаняна Нагапета Абрамовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН