КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2019 г. N 1948-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ЗИГАНШИНА ИЛЬГИЗА ХАЛИМОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2 ЧАСТИ 13 СТАТЬИ 3
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ДЕНЕЖНОМ ДОВОЛЬСТВИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
И ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИМ ОТДЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина И.Х. Зиганшина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин И.Х. Зиганшин оспаривает конституционность пункта 2 части 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", предусматривающего, что при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности II группы вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере 7 000 рублей.
Как следует из представленных материалов жалобы, И.Х. Зиганшин, в настоящее время являющийся инвалидом II группы, получил ранение при прохождении военной службы по призыву в Демократической Республике Афганистан в 1980 - 1982 годах. В августе 1987 года заявитель поступил на службу в органы внутренних дел, откуда в июле 1998 года был уволен по пункту "з" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I (по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья).
В 2013 году в соответствии с Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в судебном порядке И.Х. Зиганшину была назначена ежемесячная денежная компенсация. Впоследствии он обратился в суд с требованием об установлении ежемесячной денежной компенсации по нормам части 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", в чем ему было отказано, поскольку военная травма была получена заявителем в период военной службы по призыву, а не во время службы в органах внутренних дел.
По мнению заявителя, оспариваемая норма, примененная в его деле судами общей юрисдикции, не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ей в системе действующего регулирования правоприменительной практикой, лишает военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы), получивших военную травму, права на исчисление ежемесячной денежной компенсации с учетом оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением коэффициента 0,5, как это предусмотрено частью 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции" для инвалидов II группы.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные И.Х. Зиганшиным материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Часть 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (включая оспариваемый заявителем пункт 2), предусматривая ежемесячную денежную компенсацию и определяя ее размер, направлена на реализацию права на социальное обеспечение и охрану здоровья лиц, которым установлена инвалидность вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (т.е. в результате военной травмы), и является элементом созданного в системе действующего правового регулирования специального публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного здоровью указанных военнослужащих.
При этом разрешение вопроса о правилах исчисления данной выплаты, т.е. выбор того или иного способа возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, относится к дискреции федерального законодателя, который обязан обеспечить эффективное правовое регулирование, учитывающее правовую природу и цели возмещения указанного вреда. Таким образом, оспариваемое законоположение, гарантирующее предоставление лицам, проходившим военную службу, выплату соответствующей компенсации с учетом тяжести причиненного им вреда, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зиганшина Ильгиза Халимовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН