ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2019 г. N 58-АПА19-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Производственное предприятие тепловых сетей" о признании недействующим пункта 1 постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12 декабря 2018 г. N 37/5 "Об установлении тарифов на услуги передачи тепловой энергии, теплоносителя по сетям муниципального унитарного предприятия "Производственное предприятие тепловых сетей" в городе Комсомольске-на-Амуре на 2019 - 2033 годы" по апелляционной жалобе Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 27 мая 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя МУП "Производственное предприятие тепловых сетей" Паначевой О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
муниципальное унитарное предприятие "Производственное предприятие тепловых сетей" (далее - МУП "Производственное предприятие тепловых сетей") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12 декабря 2018 г. N 37/5 "Об установлении тарифов на услуги передачи тепловой энергии, теплоносителя по сетям муниципального унитарного предприятия "Производственное предприятие тепловых сетей" в городе Комсомольске-на-Амуре на 2019 - 2033 годы".
Решением Хабаровского краевого суда от 27 мая 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено, оспариваемый нормативный правовой акт признан не действующим с даты его принятия.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как вынесенный с нарушением норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, административным истцом представлен отзыв.
В судебное заседание представители Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, извещенные надлежащим образом, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
МУП "Производственное предприятие тепловых сетей" осуществляет по своим сетям передачу тепловой энергии, вырабатываемой АО "ДГК", для абонентов-потребителей АО "ДГК" в г. Комсомольске-на-Амуре. Являясь транспортировщиком тепловой энергии, предприятие осуществляет следующие виды деятельности: передачу пара и горячей воды (тепловой энергии); обеспечение работоспособности тепловых сетей; выполнение строительных работ для зданий и сооружений второго уровня ответственности.
В апреле 2018 года предприятие обратилось в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифов на передачу тепловой энергии на долгосрочный период регулирования.
Постановлением Комитета от 12 декабря 2018 г. N 37/5 установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям МУП "Производственное предприятие тепловых сетей" в городе Комсомольске-на-Амуре на 2019 - 2033 годы.
Административный истец, оспаривая нормативный правовой акт, полагал, что Комитетом неправомерно исключены экономически обоснованные расходы предприятия на оплату труда и, как следствие, на страховые взносы, а также на приобретение сырья и материалов в части затрат на обслуживание, проведение текущего и капитального ремонтов тепловых сетей и закупки горюче-смазочных материалов для работы машин и механизмов.
Удовлетворяя исковое заявление, суд исходил из того, что орган регулирования при принятии оспариваемого постановления нарушил порядок ценообразования: расходы на оплату труда определены без учета действующего отраслевого тарифного соглашения, коллективного договора и фактического объема фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования.
Согласно статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) одним из принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее - Основы ценообразования), при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Административный истец не заявлял письменный мотивированный отказ присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденному Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08 декабря 2016 г., следовательно, на него распространяется действие вышеуказанного соглашения в сфере оплаты труда.
Вместе с тем указанные нормы права органом регулирования не учтены.
По условиям отраслевого тарифного соглашения организации обеспечивают минимальную месячную тарифную ставку рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), закрепленную в соглашении.
Для организаций коммунального теплоснабжения минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2019 г. составила 10 303 руб. Расчет заработной платы, произведенный органом регулирования исходя из минимальной тарифной ставки рабочего разряда в размере 7 424,13 руб., полученной из расчета плана на 2018 год, проиндексированной на индекс потребительских цен на 2019 год в размере 104, 6%, (7 097,66 руб. x 104,6% = 7 424, 15 руб.), является неправомерным и экономически необоснованным, поскольку на момент установления оспариваемых тарифов административный ответчик уже располагал сведениями о минимальной месячной тарифной ставке, установленной отраслевым тарифным соглашением.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что Комитетом нарушен порядок ценообразования, предусмотренный пунктом 42 Основ ценообразования, является обоснованным.
В части затрат на обслуживание, проведение текущего и капитального ремонтов тепловых сетей, а также закупки горюче-смазочных материалов для работы машин и механизмов, решение суда первой инстанции не обжалуется.
Принимая во внимание, что тарифы, установленные в экономически необоснованном размере, в течение периода регулирования применялись, то признание судом оспариваемого постановления не действующим с даты его принятия правомерно.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 27 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.