ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2019 г. N 1-АПА19-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вельская энергетическая компания" о признании недействующими пунктов 1 и 2 постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2018 г. N 78-т/58 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "ВЭК" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Вельское" муниципального образования "Вельский муниципальный район" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Вельская энергетическая компания" на решение Архангельского областного суда от 02 июля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя агентства по тарифам и ценам Архангельской области Петухова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Вельская энергетическая компания" (далее - ООО "ВЭК", общество) обратилось в Архангельский областной суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1 и 2 постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2018 г. N 78-т/58 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "ВЭК" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Вельское" муниципального образования "Вельский муниципальный район".
Решением Архангельского областного суда от 02 июля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы агентство по тарифам и ценам Архангельской области и прокуратура Архангельской области представили отзыв и возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на нее, заслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования, Основы), Правила регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания N 760-э).
Согласно пунктам 4, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
Статьей 7 названного Закона установление тарифов, в том числе на тепловую энергию (мощность), отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее - агентство по тарифам) в силу подпункта 4 пункта 9 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. N 214-пп является органом исполнительной власти Архангельской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территории Архангельской области.
Постановлением агентства по тарифам от 20 декабря 2018 г. N 78-т/58 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества на территории муниципального образования "Вельское" муниципального образования "Вельский муниципальный район" на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годы для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению N 1 (пункт 1), а также тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "ВЭК" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Вельское" муниципального образования "Вельский муниципальный район", согласно приложению N 2 (пункт 2).
В приложении N 1 к постановлению базовый уровень операционных расходов на 2019 год определен в размере 14 194,4 тыс. руб.
В обоснование заявленного требования общество указало, что оспариваемое постановление противоречит нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения, имеющим большую юридическую силу. По мнения заявителя, органом регулирования необоснованно уменьшены расходы на оплату труда работников общества.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Расчет затрат по указанной статье расходов произведен органом регулирования в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями.
В соответствии с пунктами 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов), орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ВЭК" осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования "Вельское".
Общество 28 апреля 2018 г. обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую на территории муниципального образования "Вельское" муниципального образования "Вельский муниципальный район", на период регулирования 2019 - 2021 годы.
В связи с тем, что регулируемой организацией не представлен полный пакет документов, предусмотренный пунктом 16 Правил регулирования тарифов, дело об установлении тарифов на 2019 - 2023 годы в отношении ООО "ВЭК" открыто по инициативе органа регулирования. В качестве метода регулирования тарифов выбран метод индексации установленных тарифов.
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Согласно экспертному заключению при расчете необходимой валовой выручки на 2019 год органом регулирования снижены расходы общества на оплату труда ввиду корректировки численности работников и фонда оплаты труда.
В пункте 42 Основ ценообразования указано, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В силу пункта 37 Методических указаний N 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
При расчете численности работников ООО "ВЭК" агентство по тарифам руководствовалось приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 65 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства" (далее - рекомендации Госстроя России N 65) и Приказом Госстроя России от 12 октября 1999 г. N 74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий" (далее - рекомендации Госстрой России N 74), а также учитывало данные о фактической численности работников организации за 2017 год.
Согласно пункту 1.6 рекомендации Госстроя России N 65 нормативами предусмотрена явочная численность рабочих в сутки или смену при продолжительности рабочей недели 40 часов с учетом наиболее полного и рационального использования рабочего времени. Продолжительность одной смены рабочих, обслуживающих отопительные котельные и тепловые сети, составляет 8 часов. Сменность работы рабочих каждой профессии устанавливается администрацией предприятия с учетом производственной необходимости.
В связи с тем, что в материалы тарифного дела ООО "ВЭК" не представлены графики сменности производственного персонала, количество смен определено агентством путем деления количества часов в сутках на продолжительность одной смены и составило 3 смены (24 / 8 = 3).
Определяя нормативную численность операторов тепловых пунктов, агентство исходило из того, что ООО "ВЭК" эксплуатируется один тепловой пункт (РПБ). С учетом пункта 2.9 рекомендаций Госстроя России N 65 (таблица 9) норматив численности рабочих на один центральный (групповой) не автоматизированный тепловой пункт составляет 1 человек в смену. Следовательно, количество операторов тепловых пунктов составило 3,51 единиц (1 x 1 x 3 смены x 1,17 = 3,51) против предложенных обществом 10,56 единиц.
Довод ООО "ВЭК" о том, что обществом эксплуатируется два тепловых пункта, не влияет на правильность расчетов, поскольку документы, подтверждающие какие-либо права ООО "ВЭК" на тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Вельск, ул. 50 лет Октября, в орган регулирования не представлены.
В соответствии с пунктом 15.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. N 115, предусмотрено, что при эксплуатации систем теплоснабжения и теплопотребления мощностью 10 Гкал/час и более организуется круглосуточное диспетчерское управление, при мощности менее 10 Гкал/час диспетчерское управление устанавливается по решению ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию.
Учитывая, что в эксплуатации ООО "ВЭК" находятся 1 котельная с установленной мощностью более 10 Гкал/час и 2 котельные с установленной мощностью менее 10 Гкал/час, то в организации должна быть организована одна диспетчерская служба.
Согласно пункту 2.2.2 рекомендаций Госстроя России N 74 нормативная численность на каждую диспетчерскую службу при круглосуточном режиме работы устанавливается в количестве 5 человек.
Численность персонала аварийно-диспетчерской службы определена агентством по тарифам в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования на основании экспертной оценки в количестве 2 единиц на уровне, принятом в тарифе на тепловую энергию на 2018 год.
При расчете численности административно-управленческого аппарата агентство по тарифам руководствовалось пунктом 1.9 рекомендаций Госстроя России N 74, согласно которому в случае если числовые значения факторов значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции.
Согласно таблице 1 пункта 2.1.1 названных рекомендаций при среднесписочной численности работников до 150 человек нормативная численность административно-управленческого аппарата, осуществляющего общие функции управления, составляет 11 человек.
Поскольку фактически численность работников организации составляет 35,6 человек, используя метод интерполяции, агентством обоснованно принята нормативная численность административно-управленческого аппарата, осуществляющего общие функции управления, в количестве 2,61 единицы (11/150 x 35,6 = 2,61), а общая нормативная численность административно-управленческого персонала составила 4,4 единицы.
Рассчитывая общую нормативную численность работников общества на 2019 год в количестве 36,03 единиц, органом регулирования также учитывались фактические показатели организации за 2017 год, согласно которым фактическая численность составила ООО "ВЭК" составила 26 человек.
Определяя фонд оплаты труда в размере 11 819,5 тыс. руб., исходя из численности персонала в 36,03 единиц и среднемесячной заработной платы 27 335,7 руб., агентство по тарифам руководствовалось Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года (далее - ОТС).
Пунктом 1.13 ОТС установлено, что настоящее Соглашение вступило в силу с 1 января 2017 года и пролонгировано согласно положениям части 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации до 31 декабря 2022 года включительно.
Ставка рабочего первого разряда принята в соответствии с приложением N 1 к ОТС в размере 10 303 руб.
Тарифные коэффициенты, указанные в приложении N 3 к ОТС, приняты агентством по тарифам в следующих размерах: 1,13 - для операторов котельных, административно-управленческого персонала, 1 - для аппаратчиков, химводоочистки, операторов теплового пункта, ремонтного персонала, аварийно-диспетчерской службы, 1,28 - для цехового персонала, с учетом поэтапного доведения среднемесячной заработной платы до средней по Отраслевому тарифному соглашению.
Пунктом 2.8.2.1 ОТС доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, предусмотрены в размере не менее 12,5 процента тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. К данной категории относятся доплаты (надбавки), оплата и выплаты, в том числе: за работу в ночное время - в размере 40 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы; за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - по результатам специальной оценки условий труда, но не ниже 4% ставки (оклада) работника; за работу в выходные и нерабочие праздничные дни - не менее чем в двойном размере; за сверхурочную работу - не менее чем в двойном размере или предоставление дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Согласно экспертному заключению выплаты, связанные с режимом работы, с условиями труда приняты органом регулирования, в размере 12,5 процентов в соответствии с пунктом 2.8.2.1 ОТС.
Также судом первой инстанции признаны обоснованными примененные органом регулирования при расчете фонда оплаты труда районного коэффициента и северной надбавки в размере 70%.
Учитывая, что за 2017 год фактический фонд оплаты труда ООО "ВЭК" составил 6 538,5 тыс. руб., в то время как органом регулирования на тот же год в составе необходимой валовой выручки фонд оплаты учтен в размере 9 589,3 тыс. руб. (рост затрат на оплату труда сотрудников ООО "ВЭК" на 2019 год относительно 2017 года составил 181%), в составе среднемесячной заработной платы органом регулирования выплаты по текущему премированию учтены в размере от 28 до 44%.
Учитывая изложенное, постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2018 г. N 78-т/58 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "ВЭК" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Вельское" муниципального образования "Вельский муниципальный район" соответствует нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения и имеющим большую юридическую силу, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Архангельского областного суда от 02 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вельская энергетическая компания" - без удовлетворения.