КОЛЛЕГИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
РЕШЕНИЕ
от 3 августа 1995 г. N 5
О ПРОБЛЕМАХ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Правительство Российской Федерации обязало заинтересованные органы федеральной исполнительной власти провести с участием Минобразования России коллегии, на которых определить комплекс мер по развитию и совершенствованию подготовки, переподготовки квалифицированных рабочих, переобучению высвобождаемого и незанятого населения. В соответствии с этим поручением 3 июля 1995 года проведено совместное заседание ученых советов Института развития профессионального образования Минобразования России и Российского учебного центра ФСЗ России по вопросу "Научно-методические основы переподготовки безработных граждан и незанятого населения". В заседании приняли участие члены коллегии Минобразования России и ФСЗ России.
Коллегия решила:
1. Одобрить решение ученых советов Института развития профессионального образования Минобразования России и Российского учебного центра ФСЗ России по вопросу "Научно-методические основы переподготовки безработных граждан и незанятого населения" (прилагается) .
2. Региональным органам занятости:
совместно с органами управления образованием осуществить дополнительные меры по совершенствованию профессионального обучения безработных граждан;
организовать внедрение в практику работы методических материалов по обучению безработных граждан, разработанных Институтом развития профессионального образования Минобразования России и Российским учебным центром ФСЗ России.
3. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на заместителя руководителя ФСЗ России Гончарова В.М.
Приложение
РЕШЕНИЕ
УЧЕНЫХ СОВЕТОВ ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ
И РОССИЙСКОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ФСЗ РОССИИ ОТ 3 ИЮЛЯ
1995 ГОДА ПО ВОПРОСУ "НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ"
Ученые советы отмечают, что разработка проблемы "Научно - методические основы переподготовки безработных граждан и незанятого населения" осуществлялась в соответствии с Договором о сотрудничестве Министерства образования РФ и Федеральной службы занятости в тесном взаимодействии с ИРПО, Российским учебным центром ФСЗР.
Важный вклад в решение задач научно-организационного, методического и информационного обеспечения профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения внесла совместная лаборатория, в рамках деятельности которой:
определены наиболее актуальные направления НИР по проблеме профессионального обучения незанятого населения, в том числе молодежи;
сформулированы организационно-педагогические условия профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения;
выявлена необходимость разработки педагогических технологий профессиональной переподготовки различных категорий безработных граждан;
подготовлены методические рекомендации по разработке учебных планов и программ для подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в различных сферах профессиональной деятельности;
проведены первые совместные курсы повышения квалификации работников служб занятости и системы профессионального образования по проблемам профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.
Итоги деятельности Института и лаборатории представлены научной продукцией и публикациями:
Вариативно-модульная учебно-программная документация для профессионального обучения безработных граждан по профессиям сварки, строительства, сельского хозяйства;
Комплект материалов по применению интенсивных методов обучения при профессиональной переподготовке безработных граждан и незанятого населения;
Сборники нормативных документов по проблемам профессионального образования и профессионального обучения незанятого населения;
Современное состояние и перспективы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения (аналитический обзор);
Методические аспекты профессиональной подготовки безработных граждан в учебных центрах службы занятости (рекомендации для преподавателей);
Организационно-педагогические основы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения (курс лекций);
Учебно-программная документация для профессиональной подготовки безработных граждан (общие требования);
Библиографический указатель литературы для использования в профориентационной работе специалистами служб занятости;
Типовые учебные планы для профессионального обучения безработных и ряд других работ.
Экспертиза научно-методических разработок, осуществляемая РУЦ ФСЗР (В.А. Похвощев), позволяет адаптировать их к различным формам организации учебного процесса в учреждениях профессионального образования и способствует обеспечению необходимого уровня и качества профессионального обучения безработных граждан.
Вместе с тем остается немало нерешенных проблем в области научно-методического обеспечения профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.
Отсутствуют методические материалы по современным педагогическим технологиям с учетом их применения для переподготовки незанятого населения, имеющего различный интеллектуальный потенциал, дифференцированные возрастные особенности и навыки учебной деятельности.
Методические службы профессионального образования слабо подготовлены в области профориентационной работы, профдиагностики и психологической поддержки незанятого населения и безработных граждан.
Не создана в системе начального профессионального образования информационная сеть, позволяющая в режиме реального времени обеспечивать регионы и отдельные учебные заведения квалифицированно разработанными учебными материалами для переподготовки безработных по конкретным профессиям и специальностям.
Руководители и методисты учреждений профессионального образования слабо ориентируются в потребностях рынка труда, недостаточно владеют нормативно-методическими основами профессионального обучения безработных.
Ученые советы постановляют:
1. Одобрить работу совместной лаборатории научно - методического обеспечения переподготовки незанятого населения.
2. Продолжить дальнейшую совместную разработку проблем профессионального обучения и профориентации безработных граждан, незанятого населения, в том числе молодежи, сконцентрировав внимание на:
разработке педагогических технологий профессионального обучения различных категорий незанятого населения, создания опытно-экспериментальных площадок для их апробации;
определении специфических особенностей реализации требований государственного стандарта профессионального образования в процессе профессионального обучения безработных граждан;
создании системы оперативного информационно-методического обеспечения образовательных учреждений начального профессионального образования, осуществляющих профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения на основе новых информационных технологий;
выявлении методов и средств обеспечения взаимосвязи профессионального обучения и профориентации безработных граждан и незанятого населения;
оценке эффективности профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения в учреждениях начального профессионального образования;
повышении квалификации специалистов в области начального профессионального образования безработных граждан и незанятого населения.
3. Поручить лаборатории научно-методического обеспечения переподготовки незанятого населения ИРПО и кафедрам профессионального обучения незанятого населения, профессиональной ориентации и психологической поддержки РУЦ осуществлять координацию совместных работ.
4. На базе факультета повышения квалификации ИРПО совместно с РУЦ организовать подготовку педагогов - мультипликаторов и менеджеров образовательных услуг для организации профессионального обучения незанятого населения в учреждениях начального профессионального образования.
5. Считать целесообразным совместное организационно - методическое сопровождение проекта разработки и создания учебной литературы для начального профессионального образования граждан.
6. Подготовить предложения Министерству образования РФ и Федеральной службе занятости России по пролонгации Договора о сотрудничестве на 1996 - 1997 гг.