Утверждены
решением
Правления Федеральной
нотариальной палаты
от 19 декабря 2016 года
(протокол N 13/16)
РЕКОМЕНДАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ НОТАРИАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НОТАРИУСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящие Рекомендации содержат общие требования к содержанию и структуре программ повышения квалификации нотариусов Российской Федерации, разрабатываемых образовательными учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность, в целях аккредитации образовательной программы Федеральной нотариальной палатой.
1. Описание программы. Программа повышения квалификации должна быть направлена на изучение слушателями основных тенденций развития отечественного нотариата, на детальный и системный анализ изменений российского законодательства, касающихся организации деятельности нотариусов и особенностей совершения отдельных видов нотариальных действий, а также на овладение способами взаимодействия с современными информационно-телекоммуникационными системами, ресурсами, реестрами и их операторами.
Реализация Программы должна быть нацелена на расширение слушателями знаний действующего законодательства Российской Федерации, международных правовых актов, норм иностранного права, применяемых в нотариальной практике, формирование навыков самостоятельного решения наиболее сложных вопросов нотариального правоприменения, способствующих повышению качества предоставляемой нотариусами правовой помощи гражданам и юридическим лицам, уменьшению рисков имущественной ответственности нотариусов.
В рамках Программы необходимо предусматривать проведение практико-ориентированных занятий, направленных на освоение слушателями навыков совершения новых нотариальных действий, участия при осуществлении нотариальной деятельности в информационном взаимодействии с государственными органами, использования единой информационной системы нотариата (далее - ЕИС).
2. Основные характеристики, включаемые в Программу.
2.1. Категория слушателей: нотариусы, помощники нотариусов, стажеры нотариусов, работники нотариальных палат субъектов Российской Федерации, лица, взаимодействующие с нотариусами.
К освоению Программы допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие высшее юридическое образование.
2.2. Срок обучения: 72 академических часа.
2.3. Режим обучения: занятия проводятся три - пять раз в неделю с 9.00 до 18.00 (с перерывами для отдыха и питания). Занятия могут проводиться как в будние, так и в выходные дни (суббота, воскресенье).
Обучение по Программе может быть построено на модульном принципе, предусматривающем поэтапное (дискретное) освоение отдельных дисциплин (модулей).
2.4. Форма обучения: очная и дистанционная форма обучения посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (вебинары, конференции). При этом соотношение очной и дистанционной формы обучения при реализации Программы объемом 72 часа должно составлять не менее 70% учебных часов по очной форме и 30% учебных часов по дистанционной (электронной) форме.
2.5. Выдаваемый документ о квалификации: лицам, успешно освоившим Программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.
3. В Программе должно быть предусмотрено нормативно-правовое и методическое обеспечение программы, в частности:
1) Гражданский кодекс Российской Федерации.
2) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.
3) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
4) Приказ Министерства образования и науки от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".
5) Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации 22 января 2015 г. N ДЛ-1/15.
6) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.04.2015 N ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций-разъяснений по разработке дополнительных профессиональных программа на основе профессиональных стандартов".
7) Письмо Министерства образования и науки РФ от 30.03.2015 N АК-821/06 "О направлении методических рекомендаций организации итоговой аттестации слушателей".
8) Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.08.2015 N АК-2453/06 "Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО" (вместе с "Разъяснениями об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования").
9) Письмо Минобрнауки России от 07.05.2014 N АК-1261/06 "Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО" (вместе с "Разъяснениями об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования").
10) Письмо Минобрнауки России от 09.10.2013 N 06-735 "О дополнительном профессиональном образовании" (вместе с "Разъяснениями о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования").
4. В Программе должны быть отражены цель программы и планируемые результаты ее освоения. При этом необходимо иметь в виду, что целью Программы является совершенствование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности нотариусов, помощников нотариусов, стажеров нотариусов, работников нотариальных палат субъектов Российской Федерации, лиц, взаимодействующих с нотариусами, и отражение результатов обучения, в частности, получения конкретных знаний и умений.
5. Содержание программы. Программа должна предусматривать учебный и учебно-тематический план. Учебный план отражает наименование дисциплин (модулей), количество часов занятий (в том числе, количество лекций, практических занятий, самостоятельной работы) и формы аттестации.
Учебный план Программы должен включать в себя следующие дисциплины:
- правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации;
- нотариальное делопроизводство;
- особенности совершения отдельных видов нотариальных действий;
- применение в нотариальной практике положений гражданского законодательства;
- применение в нотариальной практике норм международного частного права;
- применение в нотариальной практике положений других отраслей законодательства;
- ЕИС: теория и практика использования, внесение сведений в ЕИС, предоставление сведений из ЕИС, новое в правовом регулировании.
Учебно-тематический план подробно отражает дисциплины (модули) каждого раздела, количество часов занятий (в том числе, количество лекций, практических занятий, самостоятельной работы) и формы аттестации.
Программа должна содержать планируемый календарный учебный график. При этом обучение по Программе может осуществляться как единовременно непрерывно, так и поэтапно (дискретно). При этом планируемые графики для единовременного и поэтапного освоения программы с указанием потока, периодов начала и окончания обучения составляются раздельно.
Конкретные сроки обучения и тип построения обучения устанавливаются при объявлении набора каждой конкретной группы слушателей на обучение по программе и указываются на официальном сайте организации, осуществляющей образовательную деятельность. Сроки и тип построения обучения фиксируются в соответствующем договоре на обучение по Программе.
Структура Программы. В Программе отражаются: модуль (раздел) Программы, умения и знания слушателей, а также результаты обучения.
Рабочие программы дисциплин (модулей) должны содержать краткое описание каждой из тем конкретного модуля (раздела) с указанием на соответствующие нормативные правовые акты, а также указание на наличие практических занятий по теме. Практические занятия проводятся в форме дискуссий, деловых игр, подготовки проектов нотариальных документов, решения задач, обмена положительным опытом, тренингов.
6. Организационно-педагогические условия реализации программы
Сведения о кадровом обеспечении программы. Образовательный процесс по дисциплинам (модулям) должен обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю дисциплины (модулю), и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. При этом преподавательский состав образовательного учреждения, обеспечивающий процесс повышения квалификации, должен ежегодно участвовать в семинарах, проводимых Федеральной нотариальной палатой, по наиболее актуальным вопросам правоприменительной практики в целях освещения слушателям, обучающимся на курсах повышения квалификации, правоприменительной практики в соответствии с официальной позицией Федеральной нотариальной палаты, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
К образовательному процессу по дисциплинам (модулям) также могут быть привлечены преподаватели из числа практикующих нотариусов, адвокатов, а также действующих руководителей и ведущих работников государственных органов и профильных организаций.
7. Материально-технические условия реализации программы
Лекционные и практические занятия должны проводиться в специальных залах, оборудованных компьютером, видео- и мультимедиапроектором с возможностью демонстрации компьютерных слайдов, оборудованием для усиления звука, видеоэкраном, универсальной доской (мел, маркеры).
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Программа должна быть обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам (модулям).
Программа должна содержать список рекомендуемых источников и литературы (основной и дополнительной).
9. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы должна осуществляться путем проведения итоговой аттестации слушателей в форме экзамена по всей программе обучения (тестирование) с применением тестового комплекса (тестовые задания, отражающие содержание каждой темы дополнительной профессиональной образовательной программы).
Тестирование может проводиться на бумажных носителях или с использованием электронной информационно-образовательной системы образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по повышению квалификации. В случае проведения итоговой аттестации в электронной форме результаты тестирования фиксируются в электронной информационно-образовательной системе образовательной организации и доводятся до сведения слушателя через личный кабинет.
Предмет оценки - освоение следующих профессиональных компетенций: способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в нотариальной деятельности; навыки подготовки документов, необходимых для совершения нотариальных действий, и иных юридических документов; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам совершения нотариальных действий.
Объект оценки: тестовые задания, отражающие содержание каждой темы Программы.
Один тест содержит 20 вопросов по темам, изучаемым в ходе освоения Программы.
Прошедшим Итоговую аттестацию считается слушатель, ответивший правильно на 75 и более процентов тестовых заданий. При оценке результатов выполнения тестирования следует использовать шкалу критериев оценки, по которой устанавливается уровень знаний путем подсчета процента правильных ответов.
Количество правильных ответов | Процент правильных ответов | Оценка |
0 - 14 | 0 - 74% | неудовлетворительно |
15 - 20 | 75 - 100% | удовлетворительно |