Утверждаю
Руководитель
Федеральной службы
по труду и занятости
М.Ю.ИВАНКОВ
23 июня 2023 года
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ЗАНЯТОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕДАННОГО ИМ
ПОЛНОМОЧИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ ГРАЖДАНАМ,
ПРИЗНАННЫМ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ БЕЗРАБОТНЫМИ,
НА II ПОЛУГОДИЕ 2023 ГОДА
I. Общие положения
Программа профилактики нарушений действующего законодательства о занятости при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного им полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, на II полугодие 2023 года (далее - Программа профилактики нарушений) разработана в соответствии с пунктом 5.5(7) Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324, в целях организации проведения во II полугодии 2023 года Федеральной службой по труду и занятости мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, установленных действующим законодательством о занятости населения в Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере занятости населения (далее - обязательные требования), предупреждения и разъяснения контролируемым лицам обязательных требований.
Программа профилактики нарушений определяет цели и задачи проведения профилактических мероприятий, содержит анализ текущего состояния контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного им полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, описание текущего уровня развития профилактической деятельности, план мероприятий по профилактике нарушений действующего законодательства о занятости при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного им полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (приложение N 1), а также график проведения профилактических мероприятий на II полугодие 2023 года (приложение N 2).
II. Цели и задачи проведения профилактических мероприятий
Целью проведения профилактических мероприятий является:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований органами службы занятости субъектов Российской Федерации при осуществлении ими переданного полномочия;
- устранение причин и условий, способных привести к нарушениям обязательных требований и нарушению прав безработных граждан;
- устранение выявленных в ходе проведения мониторинга нарушений обязательных требований;
- создание условий для доведения обязательных требований до органов службы занятости субъектов Российской Федерации, повышение информированности о способах их соблюдения;
- повышение прозрачности системы осуществления государственного контроля (надзора).
Задачами проведения профилактических мероприятий являются:
- выявление причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников отношений государственного контроля (надзора);
- создание и внедрение мер системы позитивной профилактики, повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
- укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;
- создание условий для изменения ценностного отношения контролируемых лиц к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
- снижение издержек при осуществлении федерального государственного контроля (надзора).
III. Анализ текущего состояния осуществления контроля
за эффективностью и качеством осуществления органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
переданного им полномочия по осуществлению социальных
выплат гражданам, признанным в установленном порядке
безработными, характеристика проблем
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", сводным планом проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", в 2022 году, сформированным и размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также Планом проведения в 2022 году проверок по контролю за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденным приказом Роструда от 27 января 2022 г. N 17, Рострудом были проведены 2 плановые выездные проверки осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, во Владимирской и Костромской областях.
По результатам надзорно-контрольных мероприятий было выявлено 1790 фактов нарушений норм и требований законодательства о занятости населения, в части:
- выплаты пособия по безработице гражданам, которые являлись занятыми, а также гражданам, которым была назначена страховая пенсия по старости;
- необеспечения гарантий социальной поддержки безработным гражданам в виде пособия по безработице;
- определения размеров пособия по безработице, стипендии, и сроков их выплаты;
- несоответствия информации, вносимой в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц фактическим результатам работы и сведениям, содержащимся в личных делах получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
- иные нарушения обязательных требований при осуществлении органами службы занятости субъектов Российской Федерации социальных выплат безработным гражданам.
В результате допущенных нарушений общий объем невыплаченных (недоплаченных) средств 124 гражданам составил 519,1 тыс. рублей, общий объем переплаченных средств в отношении 1023 граждан составил 10752,7 тыс. рублей.
Общий показатель эффективности и качества осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия (далее - общий показатель эффективности и качества), рассчитанный по методике , установленной Приложением N 2 к Порядку осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного им полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 октября 2018 г. N 617н, в проверенных в 2022 году субъектах Российской Федерации составил: Владимирская область - 79,7%, Костромская область - 83,7%, что соответствует удовлетворительному уровню осуществления переданного полномочия.
Плановые проверки, запланированные Рострудом в период с апреля по декабрь 2022 года, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2022 г. N 448) (далее - Постановление N 336) были исключены из сводного плана проверок.
В 2022 году была продолжена работа по исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений, выданных Рострудом по итогам проведенных проверок в 2021 году в Республиках Адыгея, Дагестан (2 предписания) Карелия, Крым, Саха (Якутия), Магаданской, Московской областях, г. Севастополе.
По итогам исполнения предписаний руководители органов исполнительной власти Республики Дагестан и Московской области, осуществляющие переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, были признаны виновными в нарушении сроков исполнения выданных Рострудом предписаний, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам анализа документов, подтверждающих исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации выданных Рострудом предписаний об устранении выявленных нарушений за 2021 и 2022 годы:
- восстановлены права 1208 граждан и произведены доплаты на общую сумму 5309,01 тыс. рублей;
- возвращены денежные средства, выплаченные в нарушение законодательства о занятости, 3185 гражданам на общую сумму 33525,69 тыс. рублей.
В настоящее время в соответствии с Постановлением N 336 плановые выездные проверки по контролю за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, не проводятся.
IV. Текущий уровень развития профилактической деятельности
В рамках методического сопровождения и в целях профилактики нарушений при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного им полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с ноября 2022 г. организован мониторинг, направленный на профилактику нарушений действующего законодательства о занятости в части социальных выплат безработным гражданам (далее - профилактические мероприятия).
В рамках проведенного мониторинга на основе специализированных запросов, разработанных и внедренных в подсистеме "Регистр получателей услуг" Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - Регистр), сформирован рейтинг субъектов Российской Федерации с наибольшим количеством несоответствий законодательству о занятости на сумму более 1 млн. рублей и выбраны 7 субъектов Российской Федерации (Республика Дагестан, Чеченская Республика, Алтайский и Краснодарский края, Амурская, Архангельская, Смоленская области) для адресной методической помощи со стороны Роструда.
В соответствии с выгруженными таблицами из Регистра на начало проведения профилактических мероприятий (декабрь 2022 г.) отмечено:
в части недоплаты пособия по безработице - 188, 839,5 тыс. руб. в отношении 17289 граждан,
в части переплаты пособия по безработице - 39609,2 тыс. руб. в отношении 6071 гражданина.
Наибольшее из них:
Республика Дагестан: недоплата - 3224,7 тыс. руб. (2366 чел.), переплата - 2585,3 тыс. (550 чел.);
Чеченская Республика: недоплата - 181423,9 тыс. руб. (13891 чел.), переплата - 2881,3 тыс. руб. (1126 чел.);
Амурская область: недоплата - 3920,1 тыс. руб. (931 чел.), переплата - 4064,0 тыс. (1904 чел.).
Следует отметить, что в связи с выявленной в Регистре большой недоплатой пособия по безработице перед гражданами в Республике Дагестан и Чеченской Республике были проведены выездные профилактические выезды с проведением совещаний в режиме видео-конференц-связи, семинары-совещания с должностными лицами Роструда, руководителями и специалистами органов службы занятости субъектов, а также выезды в центры занятости населения.
После окончания проведения профилактических мероприятий (май 2023 г.) в Чеченской Республике долг по пособию был погашен полностью в отношении 3121 гражданина на общую сумму 49290,9 тыс. руб., а в отношении 10770 граждан (общая сумма задолженности по данным запроса в Регистре составила 132133,03 тыс. руб.) разработчиком региональной программы АС "Занятость" ООО "СоцИнформТех" была устранена ранее выявленная сотрудниками Роструда программная ошибка.
В части переплаты пособия по безработице возвращено переплаченных денежных средств в отношении 180 граждан на общую сумму 454,3 тыс. руб., а в отношении 901 гражданина (общая сумма переплаты по данным запроса составила 2426,9 тыс. руб.) разработчиком устранена программная ошибка.
По информации, представленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и проанализированной Управлением рынка труда и международных проектов (далее - Управление), недоплата по пособию по безработице практически устранена в Алтайском, Краснодарском краях, Амурской, Архангельской, Смоленской областях.
Данный итог подтверждается повторной выгрузкой таблиц из Регистра.
Вместе с тем в Республике Дагестан погашен долг перед 1887 гражданами по сумму 2256,3 тыс. руб. Не восстановлены права 479 граждан (963,4 тыс. руб.). Работа Управления с Министерством труда и социального развития Республики Дагестан по данному вопросу будет продолжена до полного восстановления прав граждан.
В части переплаты пособия по безработице в 6 регионах (без учета Чеченской Республики) из выявленных в Регистре 36727,9 тыс. руб. в отношении 4945 граждан подтверждено документами правомерное начисление, а также представлена информация о возврате денежных средств на общую сумму 37418,0 тыс. руб. в отношении 5735 граждан. Не возращено 2191,2 тыс. руб. (494 чел.).
Повторная выгрузка из Регистра данных и информации, представленной регионами, практически совпали.
Учитывая изложенное, профилактические мероприятия, проведенные в 7 субъектах Российской Федерации, Управлением оцениваются положительно.
В настоящее время мониторинг проводится в отношении других 12 субъектов Российской Федерации в период с марта по август 2023 г.
V. Ожидаемые результаты внедрения профилактических
мероприятий и их значимость
1. Расширение объема профилактических мероприятий над контрольно-надзорными мероприятиями;
разработка и внедрение новых форм дистанционного контроля;
постоянно действующий онлайн-мониторинг нарушений;
развитие информационных систем в сфере занятости.
2. Построение и развитие доверительных отношений между гражданином и государством и формирование указанной системы взаимодействия;
проактивность со стороны органов власти;
своевременное удовлетворение актуальных потребностей гражданина.
Приложение N 1
к Программе профилактики нарушений
действующего законодательства о занятости
при осуществлении органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
переданного им полномочия по осуществлению
социальных выплат гражданам, признанным
в установленном порядке безработными,
на II полугодие 2023 года
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ЗАНЯТОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕДАННОГО ИМ
ПОЛНОМОЧИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ ГРАЖДАНАМ,
ПРИЗНАННЫМ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ БЕЗРАБОТНЫМИ,
НА II ПОЛУГОДИЕ 2023 ГОДА
N п/п | Наименование мероприятия | Срок | Ответственный |
Подготовка к мероприятиям по профилактике нарушений и методическому сопровождению | |||
1. | Осуществление запросов в библиотеке запросов нарушений в подсистеме "Регистр получателей услуг" Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - Регистр). Определение субъектов Российской Федерации с наибольшим количеством нарушений для осуществления профилактических мероприятий. Информирование регионов - участников мониторинга посредством электронных таблиц. Выбор субъекта Российской Федерации для проведения выездного мероприятия из участников мониторинга. | в течение 1-й недели | Управление рынка труда и международных проектов |
А) Подготовка выездного профилактического мероприятия в субъекте Российской Федерации | |||
2. | Подготовка презентации по профилактике нарушений при осуществлении переданного полномочия (далее - презентация 1). | в течение 2-й и 3-й недели | Управление рынка труда и международных проектов |
3. | Подготовка презентации по методическому сопровождению работы ЦЗН при осуществлении полномочий в области содействия занятости населения (далее - презентация 2). | в течение 2-й и 3-й недели | Управление рынка труда и международных проектов |
Выездные профилактические мероприятия в субъектах Российской Федерации (3 - 4 рабочих дня) | |||
4. | Проведение ВКС с ответственными должностными лицами Роструда и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области содействия занятости населения (далее - ОИВ субъекта РФ), по организационным вопросам. | в течение 1 рабочего дня | Управление рынка труда и международных проектов, ОИВ субъекта РФ |
5. | Посещение центра занятости населения с целью определения полноты и достоверности информации, содержащейся в Регистре, в сравнении с региональной информационной системой на основе анализа личных дел граждан. Проведение рабочего совещания с сотрудниками ЦЗН. | Управление рынка труда и международных проектов | |
6. | Проведение семинар-совещания с участием руководителей и сотрудников органов службы занятости субъекта Российской Федерации (далее - ОСЗ субъекта РФ) по вопросам: презентация 1 . Обсуждение результатов работы ОСЗ субъекта РФ по устранению нарушений, указанных в профилактических таблицах; презентация 2 . Повышение квалификации руководителей и специалистов ОСЗ субъекта РФ. | в течение 2 и 3 рабочего дня | Управление рынка труда и международных проектов, ОСЗ субъекта РФ |
7. | Индивидуальные консультации руководителей и специалистов ОСЗ субъекта РФ. | В течение выездного мероприятия | Управление рынка труда и международных проектов |
8. | Проведение итогового совещания в режиме ВКС по рассмотрению актуальных вопросов, возникших у ОСЗ субъекта РФ при осуществлении полномочий в области содействия занятости и при осуществлении выездного мероприятия и принятие решений по итогам выездного мероприятия. | в течение 3 и 4 рабочего дня | Управление рынка труда и международных проектов, ОИВ субъекта РФ сторонние организации - участники мероприятий |
Заключительные мероприятия выездного профилактического мероприятия (1 месяц) | |||
9. | Реализация решений итогового совещания в соответствии с установленными протоколами сроками их реализации регионом выезда | в течение 1 месяца после выездного мероприятия | Управление рынка труда и международных проектов |
Б) Дистанционные мероприятия в субъектах РФ (шесть месяцев) | |||
10. | Предоставление ОИВ субъектов РФ отработанных таблиц нарушений в соответствии с планом-графиком, проверка предоставленной информации, запрос дополнительной информации от ОИВ субъекта РФ и ОСЗ субъекта РФ. | В течение 6 месяцев по плану-графику | Управление рынка труда и международных проектов, ОИВ субъекта РФ |
11. | Итоговый анализ результатов деятельности ОИВ участников дистанционного мониторинга. Анализ информации о проведенной методической работе в регионах-участниках. | в течение 2-х недель по истечении 6 месяцев | Управление рынка труда и международных проектов, ОИВ субъекта РФ |
III. Заключительные мероприятия по профилактике нарушений и методическому сопровождению (2 месяца) | |||
12. | Осуществление мониторинга после проведения профилактических мероприятий. Оценка проведенной работы. Формирование итогового отчета об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения мониторинга. | в течение 7-го месяца | Управление рынка труда и международных проектов |
13. | Проведение ВКС с ОИВ субъектов РФ по результатам проведенного мониторинга. | в течение 8-го месяца | Управление рынка труда и международных проектов |
Приложение N 2
к Программе профилактики нарушений
действующего законодательства о занятости
при осуществлении органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
переданного им полномочия по осуществлению
социальных выплат гражданам, признанным
в установленном порядке безработными,
на II полугодие 2023 года
ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, ВКЛЮЧАЯ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ВЫЕЗДЫ НА II ПОЛУГОДИЕ 2023 ГОДА
N | Наименование органа контроля (надзора) | Наименование контролируемого лица | Дата последней плановой выездной проверки | Кол-во граждан/недоплата денежных средств (тыс. рублей) на 15.06.2023 | Кол-во граждан/переплата денежных средств (тыс. рублей) период с 01.01.2020 по 15.06.2023 | Период проведения профилактических мероприятий/профилактического визита (указывается месяц) |
1 | ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ | Управление государственной службы занятости населения Нижегородской области | 2014 | 1811/14654,23 | 7850/67500,22 | июль - декабрь 2023 года/(выезд) октябрь |
2 | ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ | Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области | 2021 | 40/51,93 | 5084/41171,24 | июль - декабрь 2023 года |
3 | ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ | Департамент труда и занятости населения Тюменской области | 2019 | 7/11,58 | 4729/39933,08 | июль - декабрь 2023 года |
4 | ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ | Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры | 2018 | 988/2571,93 | 3199/38942,24 | июль - декабрь 2023 года/(выезд) август |
5 | ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ | Министерство социальной политики Калининградской области | 2018 | 38/175,99 | 3241/18339,47 | июль - декабрь 2023 года |
6 | ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ | Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области | 2013 | 77/368,74 | 1884/16498,55 | июль - декабрь 2023 года |
7 | ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ | Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия | 2017 | 18 / 146,69 | 1156/14833,66 | июль - декабрь 2023 года |
8 | ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ | Республиканское агентство занятости населения Республики Бурятия | 2014 | 50/195,13 | 1761/12483,57 | июль - декабрь 2023 года |
9 | ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ | Министерство труда и социальной политики Республики Тыва | 2014 | 2972/16335,81 | 1209/13648,71 | июль - декабрь 2023 года/(выезд) сентябрь |
10 | ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ | Главное управление по труду и занятости населения Курганской области | 2010 | 5/9,19 | 1376/10466,11 | июль - декабрь 2023 года |
11 | ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ | Главное управление по труду и занятости населения Тверской области | 2014 | 129/313,16 | 1684/10439,28 | июль - декабрь 2023 года/(выезд) ноябрь |
12 | ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ | Министерство труда и занятости населения Оренбургской области | 2015 | 94/383,14 | 729/9661,35 | июль - декабрь 2023 года |