СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 11 мая 2021 г. N 65
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРИКАЗ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 НОЯБРЯ 2020 Г. N 122 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ
КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В соответствии с частью 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 27, ст. 4238), подпунктом 14.11 пункта 7 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 4, ст. 572; 2020, N 27, ст. 4193), приказываю:
Внести изменения в приказ Следственного комитета Российской Федерации от 19 ноября 2020 г. N 122 "Об установлении квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Следственного комитета Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2020 г., регистрационный N 61498), согласно приложению к настоящему приказу.
Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
генерал юстиции
Российской Федерации
А.И.БАСТРЫКИН
Приложение
к приказу Следственного комитета
Российской Федерации
от 11 мая 2021 г. N 65
ИЗМЕНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В ПРИКАЗ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 НОЯБРЯ 2020 Г. N 122 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ
КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
1. Из пункта 1 приказа Следственного комитета Российской Федерации от 19 ноября 2020 г. N 122 "Об установлении квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Следственного комитета Российской Федерации" (далее - приказ от 19 ноября 2020 г. N 122) слова "по образовательным программам высшего образования" исключить.
2. Квалификационные требования к специальной профессиональной подготовке выпускников федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и находящихся в ведении Следственного комитета Российской Федерации, утвержденные приказом от 19 ноября 2020 г. N 122, дополнить разделом III "Специальность 37.05.02 Психология служебной деятельности (квалификация Психолог)" следующего содержания:
"III. Специальность 37.05.02 Психология служебной
деятельности (квалификация Психолог)
N п/п | Основные должностные обязанности | Должен знать: (основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей) | Должен уметь, владеть: (основные умения и навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей) |
1. | Общепрофессиональные. | Конституцию Российской Федерации. Основополагающие принципы и нормы международного права, регламентирующие права и свободы человека и гражданина. Федеральное законодательство о противодействии коррупции. Нормативные правовые акты Следственного комитета Российской Федерации по вопросам психологического обеспечения служебной деятельности и осуществления следственной деятельности. Требования профессиональной этики и служебного этикета сотрудника Следственного комитета Российской Федерации. Правила оформления служебных документов. | Формировать гражданскую позицию и способствовать развитию патриотизма. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета. Оптимизировать собственную деятельность, определять приоритеты в решении поставленных задач. Ответственно выполнять должностные обязанности. Проявлять нетерпимое отношение к коррупционному поведению. Соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Разрабатывать и правильно оформлять служебные документы. Составлять заключение по результатам мероприятий психологического исследования. Использовать в работе необходимые компьютерные программы и оргтехнику. |
2. | Оказание практической помощи с применением методов прикладной психологии следственным органам Следственного комитета Российской Федерации при расследовании и раскрытии преступлений. | Отечественную и зарубежную психологию (отрасли психологии, современные направления, актуальные проблемы и методы психологии). Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни. Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации. Психологию зависимости, аддикции, девиантологию. Виктимологию, суицидологию. Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды. Психологию беженцев, мигрантов, маргиналов. Современные направления молодежных движений. Методы количественной и качественной обработки информации, полученной в процессе проведения психологического исследования. Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств. Права и обязанности психолога в уголовном процессе. Правовой статус специалиста и эксперта в уголовном процессе. Тактику проведения отдельных следственных действий. Требования уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации к производству следственных действий с участием несовершеннолетних. Психологию следственных действий. | Консультировать следователя при анализе индивидуальных и возрастных особенностей участников уголовного судопроизводства, а также при определении тактики и стратегии следственных действий. Проводить предварительную беседу с целью подготовки несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства к следственным действиям. Создавать психологический портрет преступника. Применять методы активизации памяти. Проводить психофизиологические исследования при раскрытии и расследовании преступлений. Навыками получения информации от участников уголовного судопроизводства с использованием методов прикладной психологии. Проводить психологический анализ участников уголовного судопроизводства на основании материалов уголовного дела. |
3. | Осуществление психологического сопровождения служебной деятельности сотрудников, работников Следственного комитета Российской Федерации, а также образовательной деятельности обучающихся образовательных организаций Следственного комитета Российской Федерации. | Психологию управления, организационную психологию. Методологические основы профессиональной ориентации и профессионального консультирования. Методы оценки и отбора персонала организации, этапы адаптации персонала организации. Социальную психологию, психологию малых групп. Методологию и технологии командной работы, формирования благоприятного психологического климата в коллективе. Техники эффективной коммуникации. Конфликтологию (в том числе виды конфликтов, способы и технологии их разрешения). Психологию кризисных состояний. Методы индивидуального психологического консультирования, психологической работы с группой, психокоррекции. Методы психологических и психофизиологических исследований, в том числе с применением специализированных технических средств. Методы морально-психологического обеспечения служебной деятельности. | Определять профессиональную психологическую пригодность лиц, принимаемых на службу в Следственный комитет Российской Федерации и на обучение в образовательные организации Следственного комитета Российской Федерации. Определять профессиональную психологическую пригодность сотрудников, перемещаемых по службе на другие должности, прогнозировать их психологическую готовность к выполнению профессиональных задач. Осуществлять психокоррекционную работу с обучающимися, сотрудниками для их адаптации к условиям учебы, служебной деятельности. Осуществлять психологическую работу с резервом кадров на управленческие должности. Методами изучения социально-психологического климата в коллективе. Осуществлять мониторинг психологического климата в коллективе. Выявлять психологические проблемы, затрудняющие функционирование подразделения, организации, учреждения. Проводить психологическую диагностику с сотрудниками, работниками, обучающимися, осуществлять консультирование их руководителей по результатам психологического обследования. Проводить психологическую реабилитацию и восстановление работоспособности сотрудников, работников, обучающихся. Осуществлять морально-психологическое обеспечение служебной и образовательной деятельности. |
4. | Оказание психологической помощи лицам, признанным в установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации порядке потерпевшими, а также подозреваемыми, обвиняемыми или свидетелями. | Международные нормы и договоры в области прав ребенка, детей. Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка. Теоретические основы консультативной психологии. Психологию экстремальных ситуаций, психологию горя, потери, утраты. Психологию семьи, консультирования семьи, кризисов семьи. Национальные, этнокультурные, конфессиональные особенности и традиции населения. Теорию, методологию психодиагностики, классификацию психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования. Психологические методы и технологии, позволяющие решать диагностические задачи. Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики. Методы математической обработки результатов психологической диагностики. Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического исследования. Методы психокоррекции и психопрофилактики. Требования уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации к производству следственных действий с участием несовершеннолетних. | Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям психологического исследования. Адаптировать новые методы и процедуры психологического консультирования в процессе работы. Проводить диагностическое исследование лица с использованием инструментария, включая первичную обработку результатов и их интерпретацию. Осуществлять диагностическую работу по выявлению особенностей и причин дезадаптации лица с целью определения направлений оказания психологической помощи. Выявлять психологические причины и способствовать устранению нарушений межличностных отношений исследуемого лица с иными лицами. Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности лиц, в том числе несовершеннолетних, признанных в установленном порядке потерпевшими, подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями. Владеть навыками консультирования законных представителей несовершеннолетнего лица. Оказывать психологическую помощь подозреваемым, обвиняемым. Оказывать психологическую помощь потерпевшим или свидетелям преступления. |
".