МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ПРИКАЗ
от 4 августа 2022 г. N 428
О КООРДИНАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПО СРЕДНЕМУ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
В соответствии со статьями 19 , 89 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п. 6.4 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 397, а также в целях совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного процесса, повышения качества развития содержания профессионального образования и обучения в подведомственных Федеральному агентству железнодорожного транспорта образовательных организациях приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Положение о Координационно-методическом совете по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению на железнодорожном транспорте при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (далее - Координационно-методический совет) согласно Приложению N 1 к настоящему приказу.
1.2. Состав Координационно-методического совета согласно Приложению N 2 к настоящему приказу (не приводится).
1.3. Положение об Экспертном совете при Координационно-методическом совете согласно Приложению N 3 к настоящему приказу.
1.4. Положение о Региональном совете профессионального образования и профессионального обучения на железнодорожном транспорте согласно Приложению N 4 к настоящему приказу.
1.5. Положение об Учебно-методическом совете в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий, специальностей согласно Приложению N 5 к настоящему приказу.
1.6. Положение об Учебно-методической комиссии в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий, специальностей согласно Приложению N 6 к настоящему приказу.
2. Сопровождение деятельности Координационно-методического совета, Экспертного совета и других органов, входящих в их состав, возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте" (далее - УМЦ ЖДТ).
3. УМЦ ЖДТ в срок до 20 сентября 2022 г. утвердить составы: Координационно-методического совета, Экспертного совета, Региональных советов профессионального образования и профессионального обучения на железнодорожном транспорте, Учебно-методических советов в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий и специальностей, Учебно-методических комиссий в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий, специальностей, а также представителей: государственных университетов путей сообщения, курирующих среднее профессиональное образование (далее - СПО), образовательных организаций СПО, Института развития профессионального образования, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Некоммерческой организации "Ассоциация колледжей и техникумов транспорта", Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта, Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", Центральной дирекции управления движением, Дирекции тяги, Центральной дирекции инфраструктуры, Учебного центра профессиональных квалификаций - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
4. Признать утратившими силу:
приказ Росжелдора от 20 апреля 2017 г. N 135 "О Координационно-методическом совете по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению на железнодорожном транспорте при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта";
приказ Росжелдора от 13 декабря 2017 г. N 481 "О внесении изменений в приказы Федерального агентства железнодорожного транспорта "О Координационно-методическом совете по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению на железнодорожном транспорте при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта";
приказ Росжелдора от 20 апреля 2017 г. N 135 "О региональных советах профессионального образования и обучения на железнодорожном транспорте";
приказ Росжелдора от 25 мая 2017 г. N 180 "О региональных советах профессионального образования и обучения на железнодорожном транспорте";
приказ Росжелдора от 26 ноября 2019 г. N 516 "О внесении изменений в приказ Федерального агентства железнодорожного транспорта "О Координационно-методическом совете по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению на железнодорожном транспорте при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта" от 20 апреля 2017 г. N 135".
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта В.В. Лукьянова.
Руководитель
А.А.ДРУЖИНИН
Приложение N 1
к приказу
Федерального агентства
железнодорожного транспорта
от 4 августа 2022 г. N 428
ПОЛОЖЕНИЕ
О КООРДИНАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПО СРЕДНЕМУ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
1. Общие положения
1.1. Координационно-методический совет по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению на железнодорожном транспорте при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (далее - Координационно-методический совет) является совещательным органом, действующим на постоянной основе.
1.2. В своей деятельности Координационно-методический совет руководствуется Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, руководящими и нормативными документами Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, приказами Федерального агентства железнодорожного транспорта, а также настоящим Положением.
1.3. Сопровождение деятельности Координационно-методического совета, Экспертного совета при Координационно-методическом совете (далее - Экспертный совет) и других органов, входящих в их состав, осуществляет Федеральное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте" (далее - УМЦ ЖДТ).
2. Основные направления деятельности
2.1. Разработка решений, направленных на реализацию нормативных документов в области среднего профессионального образования (далее - СПО) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и регулированию в сфере образования.
2.2. Формирование предложений по вопросам регулирования в сфере СПО, содержания кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса и представление их в федеральные органы исполнительной власти (в том числе в Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, другие по причастности рассматриваемых предложений), Советы по профессиональным квалификациям транспортных отраслей.
2.3. Развитие взаимодействия с социальными партнерами: организациями Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, работодателями, Советом по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте, Общероссийским отраслевым объединением работодателей железнодорожного транспорта "Желдортранс", некоммерческой организацией "Ассоциация колледжей и техникумов транспорта" (далее - НО АСКИТТ) - в целях совершенствования направлений работы Координационно-методического совета.
2.4. Формирование единых требований и подходов к разработке федеральных государственных образовательных стандартов, по которым ведется подготовка специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих (специальности и профессии СПО) в государственных университетах путей сообщения, филиалах и структурных подразделениях СПО, находящихся в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - образовательные организации Росжелдора), примерных основных профессиональных образовательных программ для всех форм обучения и профессионального обучения рабочих в соответствии с законодательством Российской Федерации (типовых основных программ профессионального обучения работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой).
2.5. Формирование требований к оценке качества образовательной деятельности образовательных организаций Росжелдора.
2.6. Участие в проведении анализа результатов оценки выпускников образовательных организаций Росжелдора по моделям корпоративных и профессиональных компетенций открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") с целью повышения качества подготовки специалистов.
2.7. Обеспечение принципов преемственности и непрерывности образовательных программ высшего образования и СПО по родственным специальностям, профессиям и направлениям подготовки.
2.8. Участие в организации работы по реализации федеральных проектов (в том числе "Профессионалитет"), федеральных программ развития СПО.
2.9. Исследование тематики научных и опытно-экспериментальных работ преподавателей, обсуждение результатов, принятие решений об их апробации и использовании при реализации образовательных программ СПО с учетом современных вызовов в образовании.
2.10. Развитие направлений методической работы, методических объединений, выработка методологии научно-исследовательской, методической, инновационной работы в образовательных организациях Росжелдора.
2.11. Мониторинг реализации федеральных государственных образовательных стандартов образовательными организациями СПО Росжелдора.
2.12. Участие в разработке совместно с объединениями работодателей фондов оценочных средств.
2.13. Формирование рекомендаций по организации учебного процесса образовательных организаций СПО Росжелдора, предложений по повышению качества теоретической и практической подготовки специалистов среднего звена, рабочих и служащих железнодорожного транспорта на основе анализа отчетов государственных экзаменационных комиссий, отчетов образовательных организаций Росжелдора по проведению практической подготовки.
2.14. Рассмотрение, согласование тематики и планов проведения смотров-конкурсов по учебной, производственной, культурно-массовой, воспитательной и спортивной работе образовательных организаций СПО Росжелдора; подведение их итогов, разработка предложений по поощрению победителей.
2.15. Обобщение и распространение лучшего опыта организации учебно-воспитательной и методической работы преподавателей и мастеров производственного обучения, а также методических служб образовательных организаций Росжелдора.
2.16. Организация работы по выстраиванию сетевого глобального взаимодействия между странами-партнерами ближнего и дальнего зарубежья в сфере профессионального образования и развития профессиональных компетенций и технологий.
Развитие взаимодействия с социальными партнерами в области практического обучения и реализации стандартов движения Ворлдскиллс Россия ("Молодые профессионалы", "Агентство развития профессионального мастерства"), а также в области развития перспективных профессиональных навыков с участием в международных чемпионатах стран - участниц БРИКС (BRICS Future Skills Challenge).
3. Структура и организация деятельности
3.1. Координационно-методический совет формируется в следующем составе: председатель, заместители председателя (до трех человек), Экспертный совет, ответственный секретарь, члены Координационно-методического совета.
3.2. Исполнение обязанностей председателя Координационно-методического совета, его заместителей, ответственного секретаря, членов Экспертного совета и членов Координационно-методического совета осуществляется на общественных началах.
3.3. Экспертный совет является постоянно действующим экспертно-консультативным органом, созданным для осуществления функций по экспертно-аналитическому и научно-методическому обеспечению работы Координационно-методического совета. Экспертный совет принимает решения, носящие рекомендательный характер.
3.4. В состав членов Координационно-методического совета включаются:
- представители Росжелдора;
- представители УМЦ ЖДТ;
- руководители университетов путей сообщения, курирующие СПО;
- представители образовательных организаций СПО Росжелдора;
- представители НО АСКИТТ (по согласованию);
- представители Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Института развития профессионального образования, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (по согласованию);
- представители Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта "Желдортранс" (по согласованию);
- представители ОАО "РЖД", их подразделений и филиалов, учебных центров профессиональных квалификаций, центральной дирекции управления движением, дирекции тяги, центральной дирекция инфраструктуры (по согласованию).
3.5. В целях эффективного осуществления функций, возложенных на Координационно-методический совет, по решению председателя могут образовываться секции по основным направлениям его деятельности, Региональные советы профессионального образования и профессионального обучения на железнодорожном транспорте (далее - РСПО), Учебно-методические советы (далее - УМС) и Учебно-методические комиссии (далее - УМК) по специальностям, дисциплинам СПО и направлениям профессионального обучения.
3.6. Количество РСПО, УМС и УМК Координационно-методического совета утверждает УМЦ ЖДТ.
3.7. Деятельность Координационно-методического совета осуществляется в форме пленарных заседаний, заседаний секций, Экспертного совета, РСПО, УМС, УМК.
3.8. Пленарные заседания Координационно-методического совета, рабочие заседания секций, Экспертного совета, РСПО, УМС, УМК являются правомочными, если на них присутствует не менее половины входящих в их составы членов.
3.9. Решения Координационно-методического совета, секций, Экспертного совета, РСПО, УМС, УМК принимаются открытым простым голосованием - большинством голосов от числа членов, присутствующих на пленарных заседаниях, оформляются протоколами и носят рекомендательный характер.
3.10. При необходимости отдельные решения Координационно-методического совета могут быть объявлены приказами Росжелдора для исполнения всеми образовательными организациями, подведомственными Росжелдору.
3.11. Координационно-методический совет собирается на заседания по мере необходимости.
3.12. Экспертный совет, РСПО, УМС, УМК собираются на заседания по мере необходимости, но не реже двух раз в учебном году.
3.13. Представители государственных университетов путей сообщения Росжелдора, образовательных организаций СПО Росжелдора, ОАО "РЖД", педагогические работники, специалисты, не входящие в состав Координационно-методического совета, могут принимать участие в работе Координационно-методического совета, его секций, региональных УМС и УМС с правом совещательного голоса.
4. Полномочия
4.1. Каждый член Координационно-методического совета имеет право участвовать в свободном и деловом обсуждении вопросов повестки дня заседаний.
Возражения члена Координационно-методического совета, не согласного с принятым решением, по его желанию заносятся в протокол.
4.2. Каждый член Координационно-методического совета вправе вносить свои предложения по плану его работы, повесткам заседаний, по совершенствованию учебно-воспитательного процесса образовательных организаций, методической и научно-исследовательской работы образовательных организаций СПО Росжелдора.
4.3. Члены Координационно-методического совета, его секций, Экспертного совета, РСПО, УМС, УМК обязаны:
- регулярно посещать заседания по направлениям деятельности и активно участвовать в их работе;
- своевременно и качественно выполнять решения и поручения Координационно-методического совета;
- оказывать консультативную помощь работникам образовательных организаций и членам РСПО, УМС, УМК в вопросах их профессиональной деятельности.
5. Заключительные положения
5.1. Предварительно обсуждаются (принимаются) изменения и дополнения в настоящее Положение, принимаются председателем Координационно-методического совета.
5.2. Вопросы деятельности Координационно-методического совета, не урегулированные в настоящем Положении, регламентируются законодательством Российской Федерации.
Приложение N 3
к приказу
Федерального агентства
железнодорожного транспорта
от 4 августа 2022 г. N 428
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ ПРИ КООРДИНАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМ
СОВЕТЕ ПО СРЕДНЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
1. Общие положения
1.1. Экспертный совет при Координационно-методическом совете по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению на железнодорожном транспорте (далее - Экспертный совет) создан для решения задач по обеспечению единой научно-методической политики в области проведения экспертизы средств обучения.
1.2. Экспертный совет в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими действующими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области профессионального образования и занятости населения, а также настоящим Положением.
2. Термины и определения
2.1. В целях данного Положения применяются следующие термины:
профессиональное образование включает: профессиональное обучение, среднее профессиональное образование (далее - СПО), высшее образование, дополнительное профессиональное образование по укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки по наземному транспорту;
средства обучения включают: федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы, примерные общие образовательные программы, учебные планы, рабочие планы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), междисциплинарных курсов, фонды оценочных средств, примерные оценочные материалы для промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации, демонстрационных экзаменов и другие научно-методические материалы; учебные издания печатные - учебники, учебные и учебно-методические пособия; электронные образовательные ресурсы, технические и наглядные средства обучения - электронные учебники, учебные и учебно-методические пособия, стенды, тренажеры и др. в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки по наземному транспорту.
3. Цели, задачи, сфера действия и принципы работы
3.1. Основной целью Экспертного совета является организация и проведение компетентной экспертизы средств обучения и образовательных проектов для профессионального образования в системе СПО для обеспечения согласованных действий специалистов образовательных, научных и общественных организаций, издателей.
3.2. Основными задачами Экспертного совета являются:
проведение экспертизы образовательных программ для профессионального образования;
проведение экспертизы и подготовка рецензий о возможности использования учебных изданий в образовательном процессе образовательных организаций профессионального образования;
проведение экспертизы электронных образовательных ресурсов, технических и наглядных средств обучения для целей профессионального обучения;
подготовка аналитических и информационно-методических материалов и предложений по совершенствованию нормативной базы по вопросам организации и проведения экспертизы средств обучения.
3.3. Экспертный совет строит свою работу на принципах прозрачности и объективности проведения экспертизы, комплексности и научной обоснованности, системного единства нормативно-методологического обеспечения, независимости привлекаемых к работе экспертов и объективности экспертных оценок, гласности результатов экспертизы.
3.4. Проведение экспертизы в Экспертном совете осуществляется добровольно, на договорной основе между заказчиком и Федеральным государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте" (далее - УМЦ ЖДТ).
Стоимость услуг по проведению экспертизы определяется по методикам, утвержденным УМЦ ЖДТ.
4. Структура и организация деятельности
4.1. Экспертный совет формируется в составе: председатель, заместитель председателя, секретарь, члены Экспертного совета.
4.2. Председатель Экспертного совета назначает заместителя председателя и секретаря.
4.3. Состав Экспертного совета утверждается УМЦ ЖДТ и пересматривается не реже одного раза в три года.
4.4. В состав членов Экспертного совета включаются:
представители УМЦ ЖДТ;
члены Координационно-методического совета;
представители ведущих учебных, научных и общественных организаций.
4.5. Секретарь обеспечивает деятельность Экспертного совета и подготовку материалов к заседаниям совета и секций, осуществляет оповещение членов Экспертного совета о мероприятиях, организует своевременное доведение решений Экспертного совета до его членов, ведет внутреннюю документацию.
4.6. Экспертный совет формирует профильные секции по направлениям работы, по циклам, модулям дисциплин.
Профильные секции могут состоять из председателя секции по направлению работы секции, его заместителя, членов секции.
Председатель профильной секции формирует персональный состав секции, разрабатывает регламенты проведения экспертизы по направлению, утверждает состав и регламенты и представляет их председателю Экспертного совета по требованию.
4.7. Председатель Экспертного совета принимает решение о реорганизации и формировании новых секций.
4.8. Допускается проведение заседаний Экспертного совета и секций в очной и заочной форме с оформлением протоколов.
5. Полномочия
5.1. Председатель, в его отсутствие заместитель председателя Экспертного совета имеет право:
распределять функции среди членов Экспертного совета, формировать бюро для решения оперативных вопросов;
формировать и реорганизовывать профильные секции Экспертного совета, утверждать персональный состав секций;
разрабатывать и утверждать регламенты проведения экспертизы по направлениям работы секций;
принимать решение о рекомендации средств обучения к использованию в учебном процессе соответствующего уровня профессионального образования.
5.2. Члены Экспертного совета имеют право:
проводить экспертизу средств обучения и образовательных проектов;
проводить анализ результатов экспертизы;
вносить предложения руководству Координационно-методического совета, в федеральные и региональные органы исполнительной власти о совершенствовании средств профессионального образования и профессионального обучения.
5.3. Профильные секции Экспертного совета имеют право:
разрабатывать регламенты проведения экспертизы по направлению работы секции, представлять материалы на утверждение председателю Экспертного совета;
силами членов секции и с помощью привлеченных специалистов проводить экспертизу средств обучения и образовательных проектов, представлять председателю Экспертного совета предложения о рекомендации средств обучения к использованию в учебном процессе;
запрашивать у заказчиков экспертизы дополнительные материалы, необходимые для проведения экспертизы.
5.4. Члены Экспертного совета обязаны соблюдать утвержденные регламенты проведения экспертизы, а также настоящее Положение.
6. Порядок принятия решений
6.1. Заседания Экспертного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год, и являются правомочными, если на них присутствуют более половины членов Экспертного совета.
Решения принимаются большинством голосов на основе предложений, представленных профильными секциями.
Экспертный совет вносит следующие варианты решений: "рекомендовано к использованию", "не рекомендовано к использованию".
6.2. Заседания профильных секций Экспертного совета проводятся по мере необходимости и являются правомочными, если на них присутствует более половины членов профильной секции.
Предложения о рекомендации к использованию принимаются большинством голосов на основе подготовленных экспертных заключений, оформляются в виде протокола и направляются вместе с сопутствующими материалами председателю Экспертного совета для принятия решения.
Приложение N 4
к приказу
Федерального агентства
железнодорожного транспорта
от 4 августа 2022 г. N 428
ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕГИОНАЛЬНОМ СОВЕТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
1. Общие положения
1.1. Региональный совет профессионального образования и профессионального обучения на железнодорожном транспорте (далее - РСПО) создается для осуществления функций, возложенных на Координационно-методический совет по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению на железнодорожном транспорте при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор), и координации взаимодействия территориальных управлений Росжелдора, Федерального государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте" (далее - УМЦ ЖДТ), филиалов УМЦ ЖДТ, структурных подразделений среднего профессионального образования (далее - СПО) государственных университетов путей сообщения, подведомственных Росжелдору, филиалов и структурных подразделений Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") и других организаций железнодорожного транспорта по реализации приоритетных направлений развития профессионального образования и профессионального обучения на железнодорожном транспорте, совершенствованию организации, содержания и технологий образования в образовательных организациях, подведомственных Росжелдору:
1.2. В своей деятельности РСПО руководствуется Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, региональным законодательством, нормативно-правовыми актами Росжелдора, УМЦ ЖДТ.
1.3. Информация о деятельности РСПО размещается на официальном сайте УМЦ ЖДТ.
2. Задачи и деятельность
2.1. Основными задачами РСПО являются:
реализация приоритетных направлений развития профессионального образования и профессионального обучения по профессиям и специальностям железнодорожного транспорта;
совершенствование организации, содержания и технологий образования, а также внедрение инновационных методик в образовательный процесс в организациях СПО Росжелдора;
развитие и реализация государственных программ и проектов в сфере профессионального образования и развития профессиональных компетенций;
развитие взаимодействия с социальными партнерами и работодателями в целях совершенствования направлений работы.
2.2. Для выполнения возложенных задач РСПО:
формирует предложения и рекомендации по вопросам обеспечения качества и развития содержания образовательных организаций СПО Росжелдор в регионе;
обеспечивает взаимодействие и согласованность учебно-методического сопровождения в системе профессионального образования и профессионального обучения с органами образования в регионе;
вносит предложения в Координационно-методический совет по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению на железнодорожном транспорте при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (далее - Координационно-методический совет) по вопросам содержания образования, кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций СПО Росжелдор;
рассматривает вопросы преемственности и непрерывности образовательных программ высшего образования и СПО по родственным специальностям, профессиям и направлениям подготовки;
формирует предложения по организации взаимодействия образовательных организаций друг с другом, с филиалом, организациями железнодорожного транспорта в сфере образовательных услуг и анализирует результативность этого взаимодействия;
формирует предложения и рекомендации по вопросам организации и проведения олимпиад, конкурсов, национальных, межвузовских и международных чемпионатов Ворлдскиллс, БРИКС и др.;
организовывает изучение и распространение передового педагогического опыта, лучших педагогических и управленческих практик, организации учебно-методической работы в СПО;
формирует предложения по организации работы по повышению квалификации педагогических работников образовательных организаций СПО и специалистов железнодорожной отрасли;
участвует в организации и проведении мероприятий по вопросам развития СПО;
готовит предложения по основным направлениям совместной учебно-методической работы филиала УМЦ ЖДТ с образовательными организациями СПО, организациями и предприятиями железнодорожного транспорта;
участвует совместно с объединениями работодателей в разработке фондов оценочных средств государственной итоговой аттестации, выпускных аттестационных работ, демонстрационных экзаменов и др.;
принимает участие в рабочих группах по заданию УМЦ ЖДТ для подготовки предложений в вышестоящие организации по вопросам актуализации образовательных программ СПО, макетов примерных основных образовательных программ СПО и др.;
анализирует организацию и проведение производственной практики обучающихся образовательных организаций СПО, готовит предложения по совершенствованию практического обучения студентов;
рассматривает вопросы по исследованию тематики научных и опытно-экспериментальных работ преподавателей; обсуждение результатов, принятие решений об их апробации и использовании при реализации образовательных программ СПО с учетом современных вызовов в образовании;
рассматривает и рекомендует к утверждению в УМЦ ЖДТ планы проведения семинаров, повышения квалификации преподавателей и переподготовки педагогических работников образовательных организаций СПО и специалистов железнодорожного транспорта региона;
организует проведение региональных этапов смотров, конкурсов, олимпиад по стандартам Ворлдскиллс и др. среди студентов и педагогических работников образовательных организаций СПО;
готовит предложения по обобщению научных и практических результатов по основным направлениям подготовки квалифицированных кадров железнодорожного транспорта для публикации современных достижений в области организации СПО в научно-практическом журнале по подготовке кадров для транспорта "Техник транспорта: образование и практика".
3. Структура и состав
3.1. РСПО формируется в следующем составе: председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь, члены РСПО.
3.2. Исполнение обязанностей председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и членов РСПО осуществляется на общественных началах.
3.3. Председателей РСПО назначает УМЦ ЖДТ.
3.4. Заместителей председателя назначает председатель РСПО.
3.5. В состав членов РСПО включаются представители:
УМЦ ЖДТ или филиала УМЦ ЖДТ;
территориального управления Росжелдора;
образовательных организаций университетов путей сообщения;
ассоциации работодателей: филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" и других организаций железнодорожного транспорта (по согласованию);
образовательных организаций региона (по согласованию).
3.6. Состав РСПО формируется по предложениям Координационно-методического совета, руководителей университетов путей сообщения, территориальных управлений Росжелдора; ассоциации работодателей и утверждается УМЦ ЖДТ.
3.7. Председателем РСПО может являться член администрации УМЦ ЖДТ или директор филиала УМЦ ЖДТ.
4. Регламент работы и полномочия
4.1. Заседания РСПО проводятся один раз в полугодие в соответствии с планом работы УМЦ ЖДТ.
4.2. План-график работы РСПО составляется на календарный год, обсуждается на заседании РСПО и представляется для утверждения в УМЦ ЖДТ.
4.3. Подготовку вопросов повестки заседаний РСПО на год осуществляет УМЦ ЖДТ с учетом предложений филиалов УМЦ ЖДТ.
Для подготовки отдельных вопросов, выносимых на рассмотрение РСПО, могут формироваться рабочие или экспертные группы, состоящие как из членов РСПО, так и из числа привлеченных работников образовательных организаций и организаций, вошедших в состав РСПО. Включение отдельных вопросов в повестку заседания представляется на согласование в УМЦ ЖДТ и утверждается председателем РСПО.
4.4. Заседания РСПО ведет председатель или его заместитель.
4.5. На заседания РСПО, кроме членов РСПО, могут быть приглашены представители работодателей: работники филиалов ОАО "РЖД", образовательных организаций региона, представители других учреждений, организаций, предприятий - для рассмотрения, обсуждения вопросов учебно-методической и воспитательной работы.
4.6. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих членов РСПО (при равенстве голосов председатель имеет право решающего голоса). Решения РСПО носят рекомендательный характер.
4.7. Заседания РСПО оформляются протоколами, подписываются председателем, направляются в установленные сроки в УМЦ ЖДТ и размещаются на официальном сайте УМЦ ЖДТ.
4.8. В случае невозможности присутствия на заседании члена РСПО он вправе представить свое мнение по обсуждаемым вопросам в письменном виде либо через уполномоченного представителя.
4.9. Председатель РСПО:
руководит работой РСПО;
осуществляет контроль за исполнением решений РСПО;
подписывает протоколы проведения заседаний.
4.10. Член РСПО имеет право:
вносить предложения по обсуждаемым вопросам;
входить в состав или участвовать в деятельности рабочих и экспертных групп, в том числе через своих представителей;
получать от филиала и образовательных организаций различную информацию, необходимую для выполнения поручений РСПО;
в случае несогласия с решением РСПО, принятым по какому-либо вопросу, изложить свое мнение, которое приобщается к протоколу заседания.
4.11. Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности РСПО, его рабочих и экспертных групп осуществляется филиалом.
Приложение N 5
к приказу
Федерального агентства
железнодорожного транспорта
от 4 августа 2022 г. N 428
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УКРУПНЕННЫМ
ГРУППАМ ПРОФЕССИЙ, СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об Учебно-методическом совете в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий, специальностей (далее - УМС) определяет организационные основы деятельности УМС и регламентирует его работу.
1.2. УМС осуществляет свою деятельность, руководствуясь законами и иными нормативными актами Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства просвещения Российской Федерации, Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор), Федерального государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте" (далее - УМЦ ЖДТ).
1.3. УМС создается в соответствии с Положением о Координационно-методическом совете по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению на железнодорожном транспорте при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (далее - Координационно-методический совет) с целью координации и совершенствования учебной и методической работы, качества образовательного процесса и его методического обеспечения, а также решения вопросов, связанных с распространением и внедрением образовательных инноваций.
2. Основные направления деятельности
2.1. Основными направлениями деятельности УМС являются:
2.1.2. Создание и совершенствование единой учебно-методической системы при Координационно-методическом совете, обеспечение ее функционирования, а также совершенствование системы организации и управления образовательного процесса.
2.1.3. Совершенствование планирования и организации образовательного процесса в соответствии с образовательными и профессиональными стандартами, государственными требованиями и государственным заданием.
2.1.4. Повышение качества образовательного процесса за счет разработки и внедрения новых инновационных форм и методов обучения.
2.1.5. Разработка рекомендаций и других локальных нормативных актов Координационно-методического совета по совершенствованию методического, информационного и организационного обеспечения образовательного процесса.
2.1.6. Разработка и проведение мероприятий по повышению эффективности и качества учебно-методической работы, обобщение и распространение передового опыта членов Координационно-методического совета на Учебно-методических комиссиях (далее - УМК) по специальностям, дисциплинам СПО и направлениям профессионального обучения, а также на региональных советах профессионального образования и обучения на железнодорожном транспорте (далее - РСПО).
2.1.7. Рассмотрение вопросов, связанных с проведением экспертиз и получением рекомендаций УМС на образовательные программы, учебные планы, различные учебно-методические материалы, пособия и учебники.
2.1.8. Выработка рекомендаций по принципам и правилам ведения методической работы по предпочтительным направлениям ведения учебной и методической работы, по внедрению отдельных разработок в учебный процесс.
2.1.9. Участие в рабочих группах УМЦ ЖДТ по актуализации образовательных программ СПО, макетов примерных основных образовательных программ СПО и др.
2.1.10. Участие совместно с объединениями работодателей в разработке фондов оценочных средств государственной итоговой аттестации, выпускных аттестационных работ, демонстрационных экзаменов и др.
2.1.11. Организация работы по адаптации преподавателей образовательных организаций СПО Росжелдора к требованиям международной образовательной среды и реализуемых образовательных программ.
2.1.12. Обобщение опыта методической работы на конференциях, совещаниях, семинарах и иных мероприятиях, оказание информационных и экспертных услуг, а также создание и распространение информационных ресурсов, учебно-методических материалов, печатных изданий в сфере образовательной деятельности СПО.
3. Структура и состав
3.1. Структура и состав УМС утверждаются УМЦ ЖДТ.
3.2. В состав УМС входят председатель УМС, его заместитель, секретарь УМС, представитель Росжелдора, представитель организации, ведущей проектную работу по развитию, содержанию и оценке качества СПО, представители образовательных организаций и других организаций по методической, образовательной, издательской деятельности.
3.3. В целях эффективного осуществления функций, возложенных на УМС, для рассмотрения и оперативного решения вопросов, касающихся учебно-методической работы по направлениям подготовки (специальностям), при УМС создаются учебно-методические комиссии (УМК) или секции из числа членов УМС и высококвалифицированного научно-педагогического состава, представителей профессиональных сообществ и работодателей.
4. Организация работы и отчетность
4.1. УМС осуществляет свою деятельность на основе годовых планов работы, утверждаемых председателем УМС, заседания УМС проводятся по плану.
В случаях оперативного решения вопросов допускается заочное участие в заседаниях (в том числе с использованием информационных технологий и коммуникационного оборудования).
4.2. Решения УМС оформляются секретарем УМС в форме протокола и подписываются председателем.
Решения УМС носят рекомендательный характер.
4.3. Решения УМС по всем вопросам принимаются открытым голосованием большинством голосов.
4.4. Заседания УМС являются правомочными, если на них присутствует не менее половины его членов при обязательном присутствии председателя УМС или его заместителя. Повестка очередного заседания рассылается членам совета не менее чем за 2 дня до назначенного срока заседания.
4.5. Решения УМС вступают в силу с момента их принятия, если иное не установлено в самом решении.
4.6. Отчет о работе УМС ежегодно заслушивается на последнем заседании (в соответствии с планом работы УМС) и утверждается председателем УМС.
4.7. Отчет о работе УМС председатель УМС представляет председателю секции Координационно-методического совета согласно плану работы на год, при необходимости - по требованию.
5. Права и обязанности
5.1. УМС имеет право:
5.2. Принимать решения по вопросам, входящим в его компетенцию, и осуществлять контроль их исполнения.
5.3. Готовить предложения по совершенствованию учебной и методической деятельности и представлять их для рассмотрения на заседаниях РСПО, Координационно-методического совета.
5.4. Присутствовать на заседаниях УМК.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения.
6.2. В Положение могут вноситься изменения и дополнения в установленном председателем Координационно-методического совета порядке.
Приложение N 6
к приказу
Федерального агентства
железнодорожного транспорта
от 4 августа 2022 г. N 428
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УКРУПНЕННЫМ ГРУППАМ
ПРОФЕССИИ, СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
1. Общие положения
1.1. Учебно-методическая комиссия (далее - УМК) создается для организации учебно-методической работы, координации деятельности по вопросам учебно-методического обеспечения учебного процесса по образовательным программам железнодорожной направленности.
1.2. В своей деятельности УМК руководствуется законами и иными нормативными актами РФ, приказами и распоряжениями Министерства просвещения Российской Федерации.
1.3. Учебно-методическая комиссия организует свою деятельность на основе годовых планов.
1.4. Учебно-методическая комиссия формируется из членов Координационно-методического совета и подчиняется председателю УМК.
2. Цель и задачи деятельности
2.1. Основной целью деятельности Учебно-методической комиссия является методическое обеспечение учебного процесса, а также координация и повышение эффективности учебно-методической работы.
2.2. Для достижения этой цели перед Учебно-методической комиссией ставятся следующие задачи:
- участие в разработке учебно-методической документации;
- осуществление контроля за методическим сопровождением и качеством учебного процесса;
- внесение предложений в УМС в сфере среднего профессионального образования, содержания среднего профессионального образования, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
В части федеральных образовательных стандартов СПО и примерных образовательных программ:
- внесение предложений в УМС в сфере среднего профессионального образования, содержания среднего профессионального образования, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
В части федеральных образовательных стандартов СПО и примерных образовательных программ:
- участие в разработке проектов ФГОС СПО, примерных образовательных программ; проведение экспертизы проектов ФГОС СПО и ПОП;
- участие в общественном обсуждении;
- осуществление методического сопровождения реализации ФГОС СПО.
3. Функции Учебно-методической комиссии
3.1. Проводить предварительную экспертизу примерных основных образовательных программ, практик, учебно-методических пособий, определяет их соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
3.2. УМК принимает участие в организации и проведении научно-методических конференций и семинаров.
3.3. УМК осуществляет контроль за качеством преподавания, проведением текущего промежуточного и итогового контроля знаний обучающихся, оказывает методическую помощь преподавателям.
3.4. Принимает участие в работе по адаптации к требованиям международной образовательной среды реализуемых образовательных программ.
4. Обязанности и права членов Учебно-методической комиссии
4.1. Члены УМК обязаны:
- соблюдать настоящее Положение;
- участвовать в заседаниях УМК;
- принимать активное участие в работе УМК и выполнять на них поручения.
4.2. Члены УМК имеют право:
- высказывать замечания по организации учебно-методической работы;
- вносить предложения по улучшению работы УМК и ее развитию;
- участвовать в разработке и обсуждении учебных и учебно-методических документов;
- принимать участие в научно-методических конференциях, семинарах.
4.3. Председатель УМК осуществляет руководство работой УМК:
- разрабатывает план работы УМК, ее решения и рекомендации;
- принимает участие и руководит заседаниями УМК.
5. Организация деятельности Учебно-методической комиссии
5.1. Учебно-методическая комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, разрабатываем на год.
5.2. На первом заседании УМК избирает председателя.
5.3. УМК проводит заседания по мере необходимости в соответствии с планом и графиком заседаний не менее 2 заседаний в год.
5.4. Решения и рекомендации УМК принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.
6. Заключительные положения
6.1. Положение об Учебно-методической комиссии принимается и утверждается на Координационно-методическом совете.
6.2. По мере необходимости в данное Положение могут быть внесены дополнения и изменениями.
6.3. Дополнения и изменения вносятся в данное Положение, рассматриваются и утверждаются в установленном порядке.