ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПРИКАЗ
от 24 марта 2005 г. N 199
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с пунктом 5.6 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Государственной инспекции труда в Челябинской области (территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).
2. Ввести в действие Положение , утвержденное настоящим Приказом, с 1 апреля 2005 года.
Руководитель
М.А.ТОПИЛИН
Утверждено
Приказом
Федеральной службы
по труду и занятости
от 24 марта 2005 г. N 199
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ
ОБЛАСТИ (ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ
И ЗАНЯТОСТИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ НАДЗОРУ И КОНТРОЛЮ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ
ТРУДОВОГО ПРАВА)
I. Общие положения
1.1. Государственная инспекция труда в Челябинской области (далее - Инспекция) является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости (далее - Служба) по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
1.2. Инспекция имеет сокращенное наименование: Гострудинспекция в Челябинской области.
1.3. Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Министерство), индивидуальными правовыми актами Службы, а также настоящим Положением.
1.4. Инспекция имеет единый баланс по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников.
Инспекция имеет смету доходов и расходов, утверждаемую Службой.
1.5. Имущество Инспекции является федеральной собственностью и находится в ее оперативном управлении.
1.6. Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Челябинской области, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, общественными объединениями и организациями.
1.7. Инспекция осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Челябинской области, а также на других территориях в соответствии с решениями Службы.
II. Полномочия
2. В соответствии с действующим законодательством Инспекция осуществляет следующие полномочия:
2.1. Осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:
2.1.1. Трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2.1.2. Установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
2.2. Осуществляет:
2.2.1. Проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, привлечение виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2.2.2. Рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;
2.2.3. Анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
2.2.4. Информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2.2.5. Обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;
2.2.6. Анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике, участие в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение его самостоятельно;
2.2.7. Информирование общественности о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведение разъяснительной работы о трудовых правах работников;
2.3. Направляет в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды информацию о фактах нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2.4. Реализует мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2.5. Проводит предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих безопасность труда;
2.6. Принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, а также получения информации о влиянии применяемых способов, методов и используемых материалов на состояние здоровья и безопасность работников;
2.7. Осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Инспекции, и реализацию возложенных на нее полномочий;
2.8. Ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
2.9. Подготавливает и представляет в Службу в установленном порядке статистическую, финансовую, бухгалтерскую и иную ведомственную отчетность о деятельности Инспекции;
2.10. Приобретает в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в пределах предоставленных ей полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде;
2.11. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
2.12. Обеспечивает мобилизационную подготовку Инспекции;
2.13. Осуществляет профессиональную подготовку работников Инспекции, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
2.14. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Инспекции;
2.15. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Инспекции;
2.16. Осуществляет иные функции, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства, индивидуальными правовыми актами Службы.
III. Права Инспекции и ее должностных лиц
3.1. В целях реализации своих полномочий в установленной сфере деятельности Инспекция имеет право:
3.1.1. Запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и организаций и безвозмездно получать от них информацию, необходимую для выполнения задач, возложенных на Инспекцию;
3.1.2. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции;
3.1.3. Создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы) в установленной сфере деятельности;
3.1.4. Участвовать в подготовке, проведении и финансировании семинаров, совещаний и других мероприятий по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции;
3.1.5. Участвовать в пределах своей компетенции в организуемых Службой мероприятиях по международному сотрудничеству в установленной сфере деятельности;
3.1.6. Организовывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля в установленной сфере деятельности;
3.1.7. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов.
3.2. Должностные лица Инспекции, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности в соответствии с действующим законодательством имеют право:
3.2.1. Беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции работодателей и организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;
3.2.2. Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
3.2.3. Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
3.2.4. Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
3.2.5. Привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в Инспекцию в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в судебные и правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством, предъявлять иски в суд;
3.2.6. Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
3.3. Должностные лица Инспекции, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда, наряду с правами, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения, имеют право:
3.3.1. Изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с обязательным уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта;
3.3.2. Требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников;
3.3.3. Приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
3.3.4. Требовать отстранения от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
3.3.5. Запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
3.4. Руководитель Инспекции, наряду с правами, указанными в пунктах 3.2 и 3.3 настоящего Положения, имеет право:
приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований охраны труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.
IV. Организация деятельности
4.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют следующие должностные лица Инспекции:
руководитель Государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда в Челябинской области;
заместитель руководителя Государственной инспекции труда - заместитель главного государственного инспектора труда в Челябинской области (по правовым вопросам);
заместитель руководителя Государственной инспекции труда - заместитель главного государственного инспектора труда в Челябинской области (по охране труда);
начальники отделов Инспекции и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), являющиеся главными государственными инспекторами труда по направлениям (отраслям, группам отраслей или организаций) государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
главные государственные инспекторы труда и государственные инспекторы труда (по правовым вопросам и по охране труда).
4.2. Должностные лица Инспекции, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют удостоверения единого образца, утвержденного Службой, и подписанные руководителем Службы, а также личные печати (штампы) с указанием наименования Инспекции, наименования должности, фамилии и инициалов.
4.3. Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению руководителя Службы, согласованному с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе.
Руководитель Инспекции несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Инспекцию функций.
4.4. Руководитель Инспекции имеет заместителей и распределяет обязанности между ними.
Заместители руководителя Инспекции назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем Службы по представлению руководителя Инспекции, согласованному с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе.
Главный бухгалтер Инспекции назначается на должность и освобождается от должности руководителем Инспекции по согласованию со Службой.
4.5. Руководитель Инспекции:
4.5.1. Представляет руководителю Службы:
предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников Инспекции, смету доходов и расходов на содержание Инспекции в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Инспекции, а также отчет об их исполнении;
4.5.2. Утверждает в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда штатное расписание, положения о структурных подразделениях Инспекции;
4.5.3. Издает приказы по вопросам деятельности Инспекции;
4.5.4. Назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников Инспекции (за исключением заместителей руководителя Инспекции);
4.5.5. Без доверенности действует от имени Инспекции, распоряжается ее имуществом, заключает договоры по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции, выдает доверенности.
4.6. Инспекция создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.7. Контроль за деятельностью Инспекции осуществляется Службой.
4.8. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение осуществляется приказом Службы.
4.9. Инспекция является юридическим лицом, имеет лицевой счет в органах федерального казначейства, обособленное имущество, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца.
4.10. Место нахождения Инспекции:
454080, г. Челябинск, Свердловский проспект, д. 60.