ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПРИКАЗ
от 3 июля 2007 г. N 93
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ В 2007 ГОДУ НАДЗОРА
И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА
Анализ надзорно-контрольной деятельности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации за 5 месяцев 2007 года и динамика состояния задолженности по заработной плате работникам организаций всех форм собственности свидетельствует, что в целом проблема обеспечения соблюдения требований трудового законодательства об оплате труда остается достаточно острой. По состоянию на 1 мая 2007 г. в сравнении с 1 апреля 2007 года задолженность по заработной плате работникам выросла в 39 субъектах Российской Федерации.
Сложной остается ситуация с просроченной задолженностью по заработной плате работникам организаций сельского хозяйства, оборонно-промышленного комплекса, в организациях, находящихся на различных стадиях банкротства. Значительной остается величина задолженности по заработной плате в таких субъектах Российской Федерации, как Чеченская Республика, Хабаровский край, Приморский край, Республика Башкортостан, Пермский край, Тульская область, Читинская область, Камчатский край, Магаданская область, Омская область, Новосибирская область, Алтайский край, Самарская область.
В 2007 г. в рамках реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения и образования в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 825 "О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2007 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи"; от 30 декабря 2006 г. N 863 "О порядке предоставления в 2007 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения (а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации)"; от 30 декабря 2006 г. N 869 "О порядке финансирования в 2007 году расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни"; от 28 декабря 2006 г. N 814 "О порядке предоставления в 2007 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений" предусмотрены дополнительные денежные выплаты соответствующим медицинским и педагогическим работникам.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) с 1 сентября 2007 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 2300 рублей в месяц и предусмотрена возможность установления субъектом Российской Федерации размера минимальной заработной платы, превышающего минимальный размер оплаты труда, установленный на федеральном уровне. Реализация указанных Постановлений и Федерального закона N 54-ФЗ требует дополнительного внимания для обеспечения соблюдения трудовых прав работников соответствующих медицинских и образовательных учреждений в части своевременной и в полном размере выплаты заработной платы.
В целях обеспечения безусловного соблюдения трудовых прав граждан на своевременную и в полном размере выплату заработной платы и во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации приказываю:
1. Руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации обеспечить:
1.1. Разработку до 15 июля текущего года и реализацию в 2007 г. на основе анализа выявляемых госинспекторами труда нарушений законодательства об оплате труда и причин образования задолженности по заработной плате совместно с заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления согласованных планов мероприятий по сокращению и ликвидации задолженности по заработной плате в организациях региона с перечнями указанных организаций и целевыми показателями.
В ходе реализации мероприятий планов обеспечить принятие исчерпывающих мер по привлечению к ответственности должностных лиц хозяйствующих субъектов, виновных в допускаемых нарушениях законодательства об оплате труда и неправомерной задержке заработной платы, включая направление в судебные органы и органы прокуратуры материалов об их дисквалификации в соответствии с частью 2 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечении к уголовной ответственности в соответствии со ст. 145-1 Уголовного кодекса Российской Федерации;
1.2. Проведение мониторинга принимаемых региональными органами власти и органами местного самоуправления решений по реализации Федерального закона N 54-ФЗ, в том числе в части оплаты труда работников учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, обеспечив при этом сбор, обработку и ежемесячное представление, начиная с 15 июля 2007 г., в Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде по электронной почте (e-mail: unk@rostrud.info):
результатов мониторинга по прилагаемой форме ;
сведений о заключаемых на региональном уровне социального партнерства соглашениях о минимальной заработной плате;
1.3. Формирование и актуализацию на основе результатов надзорно-контрольной деятельности госинспекций труда и данных органов государственной статистики реестра хозяйствующих субъектов, имеющих задолженность по оплате труда, содержащего сведения об:
организациях , имеющих задолженность по заработной плате свыше 2 месяцев;
организациях-банкротах , имеющих текущую и (или) кредиторскую задолженность по заработной плате работникам;
1.4. Публикование в СМИ сведений об организациях, имеющих длительную задолженность по заработной плате работникам и систематически нарушающих законодательство об оплате труда, а также о работодателях и других должностных лицах, привлеченных к ответственности за нарушение законодательства об оплате труда;
1.5. Проведение с участием территориальных органов Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации системных проверок соблюдения законодательства об оплате труда в учреждениях (подразделениях) здравоохранения муниципальных образований, оказывающих медицинскую помощь в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здравоохранение", с учетом Приказа Минздравсоцразвития России от 26 января 2007 г. N 65 "Об утверждении методических рекомендаций по оформлению в 2007 г. трудовых отношений между врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики и учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации)" и последующих разъяснений Минздравсоцразвития России, а также проведение соответствующих проверок в государственных образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждениях с участием Федерального агентства по образованию.
При проведении надзорно-контрольных мероприятий в указанных организациях первоочередное внимание должно обращаться на безусловное соблюдение в них требований трудового законодательства и недопущение ухудшения (изменения) условий и размеров оплаты труда медицинских и педагогических работников, установленных трудовым договором (снижения размеров индексации заработной платы, отдельных надбавок, доплат и иных стимулирующих выплат, уменьшения их размеров и др.).
Сведения о результатах проводимой работы представлять ежеквартально в составе пояснительной записки к отчету о работе госинспекции труда по форме N 21-ГИТ , начиная с отчета за II квартал 2007 г.;
1.6. Реализацию совместно с заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления комплексных мероприятий по легализации заработной платы работников, в том числе в рамках работы действующих в регионах межведомственных комиссий.
При поступлении информации о работодателях, письменно отказавшихся от присоединения к разработанному и заключенному в соответствии со ст. 133-1 Трудового кодекса Российской Федерации региональному соглашению о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации, предусматривать в планах работы госинспекций труда проведение комплексных проверок соблюдения трудового законодательства данными работодателями.
2. Руководителям Государственных инспекций труда в Чеченской Республике и Читинской области до 1 августа 2007 г. подготовить и представить в Роструд план необходимых мер, направленных на обеспечение погашения имеющейся в регионах задолженности по заработной плате работникам.
3. Начальнику Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде И.А. Воробьеву обеспечить:
3.1. Надлежащее организационно-методическое руководство работой государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации по надзору и контролю за соблюдением законодательства об оплате труда;
3.2. Сбор, обобщение и анализ представляемой гострудинспекциями информации о результатах проведенных проверок соблюдения законодательства об оплате труда и иных надзорно-контрольных мероприятиях, в том числе выполняемых в рамках реализации настоящего Приказа, и своевременное представление обобщенных аналитических сведений руководству Роструда;
3.3. Подготовку ежеквартальных селекторных совещаний по итогам выполнения настоящего Приказа;
3.4. Разработку в целях реализации пункта 3 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ проекта типового регламента взаимодействия с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению информации о системах оплаты труда, принимаемых в регионе, включающего порядок предоставления сведений о работодателях, письменно отказавшихся от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации;
3.5. Подготовку до 1 сентября 2007 г.:
методических рекомендаций государственным инспекторам труда по организации и проведению проверок соблюдения законодательства об оплате труда в организациях, находящихся в стадии банкротства;
проекта соглашения с ФНС России об информационном взаимодействии по вопросам легализации трудовых отношений субъектов рынка труда, в том числе в целях исключения фактов выплаты заработной платы без надлежащего документального оформления;
предложений по внесению изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности работодателей и работников за соблюдение требований законодательства об оплате труда и предоставлению дополнительных полномочий должностным лицам федеральной инспекции труда при осуществлении ими надзора и контроля за соблюдением законодательства об оплате труда.
4. Управлению делами (Китину А.Г.) совместно с Управлением надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (Воробьевым И.А.) предусмотреть в плане внедрения и сопровождения "АИС ГИТ" в государственных инспекциях труда мероприятия, связанные с формированием и представлением в Роструд реестров хозяйствующих субъектов, имеющих задолженность по оплате труда.
Финансово-экономическому Управлению (Ивановой Н.И.) подготовить предложения по финансированию данной работы.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Руководителя А.В. Селиванова.
Руководитель
М.А.ТОПИЛИН
МОНИТОРИНГ ПРИНИМАЕМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ РЕШЕНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 20 АПРЕЛЯ 2007 Г. N 54-ФЗ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, ПО ____________________________________________ (наименование субъекта Российской Федерации) ┌───┬─────────────┬──────────────────────────────────────────────────┬──────────────┐ │ N │ Показатели │ Нормативный правовой акт по установлению новых │ Размер │ │п/п│ мониторинга │ условий оплаты труда работников и региональное │ (на дату │ │ │ │ соглашение о минимальной заработной плате, │представления │ │ │ │ принятые в субъекте Российской Федерации в связи │ формы) │ │ │ │ с обеспечением реализации Федерального закона │ │ │ │ │ от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ │ │ │ │ ├────────────┬────────┬────┬─────────────┬─────────┼───────┬──────┤ │ │ │Наименование│ Дата │ N │ Орган, │ Срок │Регио- │Приме-│ │ │ │ │принятия│акта│ принявший │введения │нальный│чание │ │ │ │ │ │ │ нормативный │ в │уровень│ │ │ │ │ │ │ │правовой акт │действие │ │ │ │ │ │ │ │ │(региональное│ │ │ │ │ │ │ │ │ │соглашение о │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ МРОТ) │ │ │ │ ├───┼─────────────┼────────────┼────────┼────┼─────────────┼─────────┼───────┼──────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ ├───┼─────────────┼────────────┼────────┼────┼─────────────┼─────────┼───────┼──────┤ │1. │Минимальный │ │ │ │ │ │ │ │ │ │размер оплаты│ │ │ │ │ │ │ │ │ │труда в │ │ │ │ │ │ │ │ │ │субъекте │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Российской │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Федерации │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼─────────────┼────────────┼────────┼────┼─────────────┼─────────┼───────┼──────┤ │2. │Размер тариф-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ной ставки │ │ │ │ │ │ │ │ │ │1 разряда │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼─────────────┼────────────┼────────┼────┼─────────────┼─────────┼───────┼──────┤ │3. │Число разря- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │дов тарифной │ │ │ │ │ │ │ │ │ │сетки │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼─────────────┼────────────┼────────┼────┼─────────────┼─────────┼───────┼──────┤ │4. │Тарифные │ │ │ │ │ │ │ │ │ │коэффициенты │ │ │ │ │ │ │ │ │ │по разрядам │ │ │ │ │ │ │ │ │ │сетки │ │ │ │ │ │ │ │ │ │(соотношение │ │ │ │ │ │ │ │ │ │первого и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │последнего │ │ │ │ │ │ │ │ │ │разрядов) │ │ │ │ │ │ │ │ └───┴─────────────┴────────────┴────────┴────┴─────────────┴─────────┴───────┴──────┘ Руководитель Государственной инспекции труда в ____________________________________________ (наименование субъекта Российской Федерации) ______________________________________________ (подпись) "__" ___________ 2007 г. Реестр организаций в ______________________________, (субъект Российской Федерации) имеющих задолженность по заработной плате работникам свыше 2-х месяцев по состоянию на первое число месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала ┌─┬───────┬────────┬────────┬───────┬────────────────────┬────────┬────────────┬─────────┐ │N│Наиме- │Вид │Ведомст-│ Фонд │Задолженность по з/п│Коли- │Меры инспек-│Планы по │ │ │нование│экономи-│венная │оплаты │ (тыс. рублей) │чество │торского │погашению│ │ │органи-│ческой │принад- │ труда │ │работ- │реагирова- │(ликвида-│ │ │зации, │деятель-│лежность│ (тыс. │ │ников, │ния, в том │ция) │ │ │адрес, │ности, │ < * > │рублей)│ │перед │числе сведе-│задолжен-│ │ │Ф.И.О. │код по │ │ ├─┬────┬───────┬─────┤которыми│ния о ре- │ности по │ │ │руково-│ ОКВЭД │ │ │В│Фед.│Бюджета│Мест-│имеется │зультатах │з/п │ │ │дителя │ │ │ │с│бюд-│субъек-│ног │задол- │рассмотрения│ │ │ │ │ │ │ │е│жета│та РФ │бюд- │женность│материалов, │ │ │ │ │ │ │ │г│ │ │жета │по з/п │направленных│ │ │ │ │ │ │ │о│ │ │ │ │в суд и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │прокуратуру │ │ ├─┼───────┼────────┼────────┼───────┼─┼────┼───────┼─────┼────────┼────────────┼─────────┤ │1│ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │6│ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │ └─┴───────┴────────┴────────┴───────┴─┴────┴───────┴─────┴────────┴────────────┴─────────┘< * > Принадлежность организации к федеральным органам исполнительной власти (федеральные министерства, службы, агентства), органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации (комитеты, департаменты, управления и др.), органам местного самоуправления (наименование муниципального образования).
Реестр организаций-банкротов в ______________________________, (субъект Российской Федерации) имеющих текущую и (или) кредиторскую задолженность по заработной плате по состоянию на первое число месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала ┌─┬───────┬────────┬────────┬───────┬──────────────────────┬────────┬────────┬───────┬───────────┬─────────┐ │N│Наим-е │Вид │Ведомст-│ Фонд │Текущая задолженность │Коли- │Креди- │Коли- │Меры инс- │Планы по │ │ │органи-│эконом. │венная │оплаты │ по з/п (тыс. рублей) │чество │торская │чество │пектор-го │погашению│ │ │зации, │деятель-│принад- │ труда │ │работ- │задол- │креди- │реагирова- │(ликвида-│ │ │адрес, │ности │лежность│ (тыс. │ │ников, │женность│торов │ния, в том │ция) │ │ │Ф.И.О. │(код по │ < * > │рублей)│ │перед │по з/п │второй │числе │задолжен-│ │ │руково-│ ОКВЭД ) │ │ ├─┬──────┬───────┬─────┤которыми│ │очереди│сведения о │ности по │ │ │дителя │ │ │ │В│Фед. │Бюджета│Мест-│имеется │ │ │результатах│з/п │ │ │ │ │ │ │с│бюдже-│субъек-│ного │текущая │ │ │рассмот-я │ │ │ │ │ │ │ │е│та │та РФ │бюд- │задол- │ │ │материалов,│ │ │ │ │ │ │ │г│ │ │жета │женность│ │ │направлен-х│ │ │ │ │ │ │ │о│ │ │ │по з/п │ │ │в суд и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │прокуратуру│ │ ├─┼───────┼────────┼────────┼───────┼─┼──────┼───────┼─────┼────────┼────────┼───────┼───────────┼─────────┤ │1│ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │6│ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │ 13 │ 14 │ └─┴───────┴────────┴────────┴───────┴─┴──────┴───────┴─────┴────────┴────────┴───────┴───────────┴─────────┘< * > Принадлежность организации к федеральным органам исполнительной власти (федеральные министерства, службы, агентства), органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации (комитеты, департаменты, управления и др.), органам местного самоуправления (наименование муниципального образования).