КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ АРХИВОВ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 9 декабря 1992 г. N 226
О ВВЕДЕНИИ ЕТС В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРЕДПРИЯТИЯХ
СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АРХИВНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
В целях практической реализации Постановлений Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" и от 8 ноября 1992 г. N 855 "О повышении уровня оплаты труда работников учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы" приказываю:
1. Утвердить согласованные с Министерством труда Российской Федерации:
- Перечни должностей руководителей и специалистов архивных учреждений с отнесением к разрядам оплаты труда ЕТС и Показатели и порядок отнесения архивных учреждений к группам ( Приложения 1 , 2 , 3 , 4 );
- тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников бюджетных учреждений и организаций системы Государственной архивной службы России (приложение 5 - не приводится).
2. Утвердить:
- Перечень должностей высококвалифицированных рабочих архивных учреждений, занятых на важных и ответственных работах (Приложение 6);
- Дополнительные показатели и порядок отнесения государственных архивов, центров хранения документации к группам и Показатели и порядок отнесения архивохранилищ к группам ( Приложения 7 , 8 );
- Положение о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий системы Государственной архивной службы России, находящихся на бюджетном финансировании (Приложение 9);
- Методические рекомендации по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений, организаций и предприятий системы Государственной архивной службы России на основе применения ЕТС (Приложение 10).
3. Руководителям учреждений, организаций и предприятий системы Государственной архивной службы России осуществить необходимые мероприятия по введению с 1 декабря 1992 г. ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы с месячной тарифной ставкой (окладом) I разряда в размере 1800 рублей:
- подготовить новые штатные расписания, внести в установленном порядке предложения о дополнительном фонде оплаты труда, необходимом для введения ЕТС. Учреждениям, организациям и предприятиям федерального подчинения проекты штатных расписаний и расчеты дополнительного фонда оплаты труда представить в Роскомархив в недельный срок;
- разработать с учетом "Квалификационного справочника должностей работников архивных учреждений (руководители и специалисты)" и утвердить в установленном порядке новые должностные инструкции работников;
- провести аттестацию служащих и перетарификацию рабочих учреждений, организаций и предприятий системы ГАС России;
- до 1 марта 1993 г. информировать Роскомархив о проведенной работе, представить копии новых штатных расписаний.
4. Отделам Роскомархива:
4.1. Кадров (Стольников В.В.), федеральных архивов (Улько Е.С.):
- в недельный срок внести предложения о проведении аттестации руководящих работников учреждений и организаций, непосредственно подчиненных Роскомархиву;
4.2. федеральных архивов (Улько Е.С.), анализа и регулирования развития архивного дела (Артизов А.Н.), экономической и планово-финансовой работы (Хвощ Л.П.):
- уточнить и до 1 марта 1993 г. внести на утверждение Показатели, условия и размеры премирования директоров учреждений и организаций, непосредственно подчиненных Роскомархиву;
4.3. Оказать необходимую консультативную и практическую помощь учреждениям, организациям и предприятиям системы ГАС России в введении новых условий оплаты труда на основе ЕТС.
5. Считать утратившим силу Приказ Роскомархива от 28.03.91 N 56 "О должностных окладах и ставках заработной платы специалистов и ряда других категорий работников архивных учреждений".
6. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Председателя Комитета В.А. Тюнеева.
Председатель Комитета
Р.Г.ПИХОЯ
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АРХИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
С ОТНЕСЕНИЕМ К РАЗРЯДАМ ОПЛАТЫ ТРУДА ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ
Наименование должностей | Диапазон разрядов по группам архивов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Директор (заведующий) архивного учреждения, директор филиала | 16 | 15 | 14 | 13 |
Главный хранитель фондов | 15 | 14 | 13 | 12 |
Главный бухгалтер | 15 | 14 | 13 | - |
Заведующие (начальники): отделами по основной деятельности, лабораториями, цехами лабораторий | 14 | 13 | 12 | 11 |
Главные: архивисты, палеографы, археографы | 13 - 14 | 12 - 13 | 11 - 12 | - |
Заведующие (начальники): секторами по основной деятельности | 13 | 12 | 11 | - |
Заведующие архивохранилищами: | ||||
1 группы | 13 - 14 | 12 - 13 | - | - |
2 группы | 12 | 11 | 11 | - |
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
АРХИВОВ И ЦЕНТРОВ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ, ЦЕНТРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ МОСКВЫ, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ОТНЕСЕНИЕМ К РАЗРЯДАМ ОПЛАТЫ
ТРУДА ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ
Наименование должностей | Диапазон разрядов |
Директор | 17 |
Главные: хранитель фондов, инженер, бухгалтер | 16 |
Руководитель основного структурного подразделения | 15 |
Главные специалисты: | |
архивист, археограф, палеограф | 14 |
Заведующие секторами | 13 - 14 |
Заведующие архивохранилищами: | |
1 группы | 14 - 15 |
2 группы | 13 |
Приложение 3
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОЛЖНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ
АРХИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ОТНЕСЕНИЕМ К РАЗРЯДАМ ОПЛАТЫ ТРУДА
ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ
Наименование должностей | Диапазон разрядов |
Художники-реставраторы, занятые реставрацией архивных документов: | |
высшей категории | 14 - 15 |
первой категории | 12 - 13 |
второй категории | 10 - 11 |
третьей категории | 9 |
Ведущий методист | 12 |
Ведущие: архивист, палеограф, археограф Методист: | 11 |
первой категории | 10 - 11 |
второй категории | 8 - 9 |
Архивист, палеограф, археограф: | |
первой категории | 10 |
второй категории | 8 - 9 |
Архивист, палеограф, археограф | 6 - 7 |
Старший хранитель фондов | 8 - 9 |
Хранитель фондов | 5 - 7 |
Приложение 4
ПОКАЗАТЕЛИ И ПОРЯДОК
ОТНЕСЕНИЯ АРХИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ГРУППАМ
1. Федеральные государственные архивы и центры хранения документации, государственные архивы и центры хранения документации республик в составе Российской Федерации, краев, областей и их филиалы, автономных образований, городов и районов относятся к группам исходя из значимости, объема хранения и вида документов по следующим показателям:
Группы | Объем хранения документов (в тыс. ед. хр.) |
а) для государственных архивов управленческой документации | |
1 | свыше 1500 |
2 | от 1000 до 1500 |
3 | от 500 до 1000 |
4 | до 500 |
б) для государственных архивов литературы и искусства, кинофотодокументов, научно-технической документации | |
1 | свыше 200 |
2 | от 100 до 200 |
3 | от 50 до 100 |
4 | до 50 |
Дополнительные показатели устанавливаются Государственной архивной службой России с учетом качества хранения, удельного веса использования архивного фонда и работы по его формированию, а также введения в научный оборот новых документов.
2. Филиалы федеральных государственных архивов, центров хранения документации не могут быть отнесены ниже 1 группы.
Центральные государственные архивы, центры хранения документации республик в составе Российской Федерации, государственные архивы и центры хранения документации краев, областей, автономных образований не могут быть отнесены ниже 3 группы.
Зональные (кустовые) лаборатории микрофотокопирования и реставрации, обеспечения сохранности документов Архивного фонда РФ, находящиеся на самостоятельном балансе, относятся к высшей группе, установленной для обслуживаемых ими государственных архивов, центров хранения документации (исключая архивы, отнесенные к особо ценным объектам национального достояния).
3. Общий объем хранения документов государственных архивов, центров хранения документации, хранящих наряду с управленческой документацией творческую и научно-техническую документацию, документы личного происхождения и кинофотодокументы, определяется с учетом перевода единиц хранения этих видов документов в единицы хранения управленческой документации в соотношении: 10 тыс. единиц хранения иной документации приравниваются к 50 тыс. единиц хранения управленческой документации.
В объем хранения документов включается страховой фонд копий особо ценных документов, фонд пользования документов, в том числе поступивший из-за рубежа и других государственных архивов страны. Страховой фонд копий особо ценных документов в микрофильмах включается в объеме единиц хранения страхового фонда; микрофиши страхового фонда, микрофильмы и микрофиши фонда пользования, в том числе поступившие из-за рубежа и других государственных архивов страны, включаются с учетом перевода их в единицы хранения документов на бумажной основе в соотношении: 10 тыс. кадров позитивов микрофильмов и микрофиш приравниваются к 0,1 тыс. единиц хранения управленческой документации или 0,5 тыс. единиц хранения документов личного происхождения или научно-технической документации.
При наличии в составе государственного архива, центра хранения документации научно-справочной библиотеки или хранилища печатных изданий в общий объем хранения документов включается общее количество печатных изданий.
Объем хранения документов устанавливается исходя из общего количества единиц хранения по паспортам архива и его филиалов.
4. Отнесение государственных архивов, центров хранения документации к группам производится вышестоящим органом управления, в непосредственном ведении которого они находятся, ежегодно.
Группа по результатам работы за год подтверждается при выполнении всех показателей, предусмотренных для этой группы; с учетом достижений в научно-производственной деятельности отдельные архивы, центры могут быть переведены на одну группу выше без выделения средств на эти цели из государственного бюджета.
При наличии в государственных архивах, центрах хранения документации существенных недостатков по основным направлениям их деятельности, прежде всего по обеспечению сохранности документов, невыполнении планов работы, других планов и программ группа может понижаться на одну против установленной.
5. Объединенные ведомственные и межведомственные архивы, архивы предприятий, учреждений и организаций относятся к группам по показателям, установленным для государственных архивов.
Приложение 6
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОЛЖНОСТЕЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ
РАБОЧИХ АРХИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ЗАНЯТЫХ НА ВАЖНЫХ
И ОТВЕТСТВЕННЫХ РАБОТАХ (МЕСЯЧНЫЕ СТАВКИ И ОКЛАДЫ
ИСХОДЯ ИЗ 9 И 10 РАЗРЯДОВ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ)
1. Оператор аппаратов микрофильмирования и копирования, занятый на съемке особо ценных архивных документов, книг и других печатных изданий.
2. Переплетчик особо ценных архивных документов, книг и других печатных изданий.
3. Реставратор особо ценных архивных документов, книг и других печатных изданий.
4. Реставратор особо ценных архивных кинофотодокументов.
5. Фотограф, занятый выполнением репродукцированных работ и реставрацией особо важных документов с угасающими текстами.
6. Киномеханик, занятый на особо важных и ответственных работах.
7. Оператор копировальных и множительных машин при получении копий на бумаге с архивных документов с угасающим текстом.
8. Оператор по копированию особо ценных фонодокументов.
9. Механик, занятый обслуживанием и ремонтом точной оптической аппаратуры, микрофильмирующей и копирующей техники.
10. Машинист по обслуживанию сложного технологического оборудования по кондиционированию воздуха и холодильных установок.
11. Машинист компрессорных установок и систем пылеудаления.
12. Наладчик полиграфического оборудования.
13. Наладчик КИП и автоматики.
14. Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования.
15. Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.
16. Слесарь по ремонту автомобилей.
17. Электромонтер охранно-пожарной сигнализации.
18. Электромонтер по обслуживанию электрооборудования.
Приложение 7
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ОТНЕСЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ, ЦЕНТРОВ
ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ < * > К ГРУППАМ
< * > Далее по тексту - "государственные архивы".
При отнесении государственных архивов к группам могут использоваться дополнительные показатели, установленные с учетом качества хранения, удельного веса использования архивного фонда, работы по его формированию, а также введения в научный оборот новых документов. Применение дополнительных показателей позволяет повысить архиву группу на одну по сравнению с установленной группой по основным показателям.
1. Государственные архивы, имеющие в своей структуре службы, осуществляющие создание страхового фонда копий особо ценных документов с полным комплектом фонда пользования, консервационно-профилактическую обработку документов, сложные реставрационные работы, относятся на одну группу выше установленной по показателю объема хранения документов.
Для государственных архивов, осуществляющих хранение и использование документов на пяти и более видах носителей, требующих обеспечения различных условий хранения документов, вводится поправочный коэффициент к объему хранения документов в сторону увеличения 1,3.
Для государственных архивов, осуществляющих хранение и использование документов на языках народов РФ и иностранных языках, вводятся поправочные коэффициенты к объему хранения документов в сторону увеличения: при наличии документов на трех-четырех языках народов РФ и иностранных языках в объеме не менее 5 процентов размер поправочного коэффициента составляет 1,1; при наличии в архиве документов на древних языках народов РФ и иностранных языках в объеме не менее 1 процента поправочный коэффициент составляет 1,2.
Для государственных архивов, обеспечивающих оптимальные условия хранения документов в соответствии с действующими нормативными требованиями в объеме не менее 75 процентов архивного фонда, вводится поправочный коэффициент к объему хранения документов в сторону увеличения 1,2, а в полном объеме архивного фонда - коэффициент 1,3.
Для государственных архивов, осуществляющих систематическое введение в научный оборот архивных документов путем издания справочников и других информационных изданий о составе и содержании документов архива, в том числе на основе внедрения автоматизированных технологий, а также периодические информации о новых поступлениях и рассекреченных документах, вводится поправочный коэффициент к объему хранения документов в сторону увеличения 1,2.
Для государственных архивов, в которых удельный вес использования архивного фонда составляет не менее 3 процентов объема хранения документов, вводится поправочный коэффициент к объему хранения документов в сторону увеличения 1,2.
Для государственных архивов, имеющих неучтенные и не описанные в установленном порядке документы в объеме свыше 0,2 процента, вводится поправочный коэффициент в сторону уменьшения объема хранения документов 1,1.
Для государственных архивов, допустивших факты повреждения или утраты документов, не вызванные стихийными бедствиями или несчастными случаями, вводится поправочный коэффициент к объему хранения документов в сторону уменьшения 1,2.
Если государственный архив может применить несколько указанных в этом пункте поправочных коэффициентов одновременно, то уточненный (условный) объем хранения документов рассчитывается по произведению поправочных коэффициентов от объема хранения документов. При этом объем хранения документов филиалов государственного архива не учитывается.
2. Наличие дополнительных показателей и фактические данные по ним устанавливаются на основании статистической отчетности, а также учетных документов государственного архива, предусмотренных правилами работы, и оформляются в качестве приложения к утвержденным формам статистической отчетности за подписью директора архива.
Приложение 8
ПОКАЗАТЕЛИ И ПОРЯДОК
ОТНЕСЕНИЯ АРХИВОХРАНИЛИЩ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ, ЦЕНТРОВ
ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ И ИХ ФИЛИАЛОВ К ГРУППАМ
1. Архивохранилища создаются во всех государственных архивах, центрах хранения документации и их филиалах независимо от объема хранения документов. При необходимости также могут создаваться хранилища печатных изданий.
2. Архивохранилища относятся к группам в зависимости от состава и объемов хранения документов.
В зависимости от состава документов (хранение различных по видам и носителям документов), находящихся на хранении в одном архивохранилище, при определении общего объема хранения документов действуют условия перевода в единицы хранения управленческой или иной документации в соответствии с " Показателями и порядком отнесения архивных учреждений к группам".
3. Архивохранилища государственных архивов, центров хранения документации и их филиалов относятся к группам по следующим показателям:
Виды архивохранилищ | Объемы хранения документов (в тыс. единиц хранения, млн. кадров) | Группы |
Архивохранилища управленческой документации, печатных изданий | свыше 250 | I |
от 100 до 250 | II | |
Архивохранилища документов личного происхождения, научно-технической документации, кинофотофоно-(видео-)документов | свыше 45 | I |
от 15 до 45 | II | |
Архивохранилища микрофотокопий страхового фонда особо ценных документов, микрофильмов, микрофиш | свыше 20 | I |
от 2 до 20 | II |
4. Заведование архивохранилищами, где не предусмотрена должность заведующего, а также архивохранилищами с объемами меньше, чем указано для архивохранилищ II группы, возлагается на архивистов I категории или старших хранителей фондов.
5. Отнесение архивохранилищ к группам (подтверждение, повышение, понижение) производится ежегодно директором государственного архива, центра хранения документации или его филиала по результатам работы за прошедший год при условии выполнения всех показателей, предусмотренных для этой группы.
Приложение 9
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ СЛУЖАЩИХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АРХИВНОЙ
СЛУЖБЫ РОССИИ, НАХОДЯЩИХСЯ НА БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ
I. Общие положения
1. Аттестация работников учреждений, организаций и предприятий системы Государственной архивной службы России осуществляется и проводится в IV квартале 1992 года с целью установления соответствия работника занимаемой должности и его тарификации, т.е. определения разряда оплаты труда в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785.
2. Основными критериями при проведении аттестации служат квалификация работника и результаты, достигнутые им при исполнении должностных обязанностей. Тарификация осуществляется на основе утвержденных в установленном порядке квалификационных требований по общеотраслевым должностям, а также квалификационных требований к должностям работников учреждений, организаций и предприятий системы Государственной архивной службы России.
3. Аттестации подлежат все руководители, специалисты и другие служащие учреждений, организаций и предприятий системы ГАС России, переводимые на условия оплаты труда на основе Единой тарифной сетки.
4. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий системы ГАС России осуществляют Росархив по подчиненности, местная администрация, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Методическую и консультационную работу при проведении аттестации осуществляют местные органы по труду.
II. Порядок подготовки и проведения аттестации
5. Подготовка к проведению аттестации организуется администрацией учреждений, организаций и предприятий при участии соответствующих профсоюзных организаций.
Она включает следующие мероприятия:
подготовку необходимых материалов на аттестуемых;
разработку графиков проведения аттестации;
определение состава аттестационных комиссий;
организацию разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.
6. На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала ее проведения его непосредственным руководителем подготавливается представление, содержащее всестороннюю оценку соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты его труда; его профессиональной компетентности; отношения к работе и выполнению должностных обязанностей; показателей результатов работы за прошедший период.
7. Основные подходы к оценке деловых качеств и квалификации работника при установлении разряда оплаты, предусмотренного ЕТС, приведены в Приложении N 1 к настоящему Положению.
8. Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представленными материалами.
9. Аттестационная комиссия рассматривает представления, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Обсуждение работы аттестуемого должно проходить в обстановке требовательности, объективности и доброжелательности, исключающей проявление субъективизма.
10. Конкретные сроки, а также график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии утверждаются руководителем учреждения, организации и предприятия и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за две недели до начала аттестации.
В графике проведения аттестации указываются наименование подразделения, в котором работает аттестуемый, его фамилия, должность, даты проведения аттестации и представления в аттестационную комиссию необходимых документов, а также должности и фамилии работников, ответственных за их подготовку.
Как правило, в первую очередь аттестуются руководители подразделений, а затем подчиненные им работники. Аттестация членов аттестационной комиссии проводится на общих основаниях.
11. Руководители учреждений, организаций и предприятий проходят аттестацию в комиссиях, организуемых вышестоящими органами по подчиненности, в соответствии с утвержденной архивным органом номенклатурой, в порядке, определенном настоящим Положением.
III. Состав аттестационных комиссий и регламент их работы
12. В состав аттестационной комиссии включается председатель (как правило, заместитель руководителя учреждения, организации, предприятия), секретарь и члены комиссии. В аттестационную комиссию включаются руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты, представители профсоюзной организации, общества историков-архивистов.
В необходимых случаях могут образовываться несколько аттестационных комиссий.
13. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого. Аттестация и голосование проводятся при участии в заседании не менее двух третей состава аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемый работник признается соответствующим определенной должности и разряду оплаты.
В случае аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, аттестуемый в голосовании не участвует.
Результаты аттестации сообщаются работнику сразу же после голосования.
14. По результатам проведенной аттестации комиссия выносит рекомендации о соответствии работника определенной должности и отнесении к тому или иному разряду оплаты труда.
15. Результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносятся в аттестационный лист, который составляется в одном экземпляре и подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании.
Аттестационный лист (Приложение N 2 к настоящему Положению) и представление на работника, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле.
16. Результаты аттестации в недельный срок сообщаются руководителю учреждения, организации, предприятия.
17. Руководитель учреждения, организации, предприятия с учетом рекомендаций аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ об установлении работникам соответствующих разрядов оплаты труда.
18. О принятом руководителем решении в трудовой книжке делается соответствующая запись с указанием разряда оплаты по Единой тарифной сетке (без указания ставки).
19. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.
Примечание: Аттестация, проводимая в соответствии с настоящим Положением в IV квартале 1992 года, может быть совмещена с аттестацией государственных служащих, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.04.92 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы".
Приложение N 1
к "Положению о порядке
проведения аттестации
служащих учреждений,
организаций и предприятий
системы Государственной
архивной службы России"
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ СЛУЖАЩИХ
N п/п | Показатели, характеризующие квалификацию служащего | Категории служащих | ||
руководители | специалисты | др. служащие | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Образование | + | + | + |
2. | Стаж работы по специальности | + | + | + |
3. | Профессиональная компетентность | + | + | + |
3.1. | Знание необходимых нормативных актов, регламентирующих развитие отрасли | + | + | |
3.2. | Знание отечественного и зарубежного опыта | + | + | |
3.3. | Умение оперативно принимать решения по достижению поставленных целей | + | ||
3.4. | Умение готовить нормативные и методические документы | + | + | |
3.5. | Качество законченной работы | + | + | + |
3.6. | Способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем | + | + | |
3.7. | Своевременность выполнения должностных обязанностей, ответственность за результаты работы | + | + | + |
3.8. | Интенсивность труда (способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы) | + | + | + |
3.9. | Способность прогнозировать и планировать, организовывать, координировать и регулировать, а также контролировать и анализировать работу подчиненных | + | ||
3.10. | Способность к самообразованию | + | + | |
3.10. | Способность прогнозировать и планировать, организовывать, координировать и регулировать, а также контролировать и анализировать работу подчиненных | + | ||
3.11. | Способность к самообразованию | + | + | + |
4. | Производственная этика, стиль общения | + | + | + |
5. | Способность к творчеству, предприимчивость | + | + | + |
6. | Дисциплинированность | + | + | + |
Приложение N 2
к "Положению о порядке
проведения аттестации
служащих учреждений,
организаций и предприятий
системы Государственной
архивной службы России"
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ | ||
1. Фамилия, имя, отчество _________________________________________________ ________________________________________________________________________ | ||
2. Год рождения _________________________________________________________ | ||
3. Сведения об образовании и повышении квалификации ______________________ ________________________________________________________________________ (что окончил и когда, специальность и квалификация по образованию, ________________________________________________________________________ ученая степень, ученое звание) ________________________________________________________________________ | ||
4. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность ________________________________________________________________________ | ||
5. Общий трудовой стаж __________________________________________________ | ||
6. Вопросы к аттестуемому и ответы на них _________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | ||
7. Замечания и предложения, высказанные членами аттестационной комиссии ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | ||
8. Замечания и предложения, высказанные аттестуемым работником ____________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | ||
9. Оценка деятельности работника по результатам голосования _______________ | ||
- соответствие должности ________________________________________________________________________ | ||
- отнесение к разряду оплаты ________________________________________________________________________ | ||
Количество голосов за _________________________ против ____________________ | ||
10. Рекомендации аттестационной комиссии _________________________________ ________________________________________________________________________ (с указанием мотивов, по которым они даются) ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | ||
11. Примечания __________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | ||
Председатель аттестационной комиссии | ||
Секретарь аттестационной комиссии | ||
Члены аттестационной комиссии | ___________________________ ___________________________ ___________________________ | |
Дата аттестации ______________________ | ||
С аттестационным листом ознакомился | ________________________________ (подпись аттестованного и дата) |
Приложение 10
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АРХИВНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ НА ОСНОВЕ
ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ОПЛАТЫ ТРУДА
Настоящие Методические рекомендации призваны оказать помощь учреждениям, организациям и предприятиям системы Росархива в организации и проведении комплекса работ по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки".
Цели, принципы и основная направленность
совершенствования оплаты труда работников бюджетных
учреждений, организаций и предприятий
Совершенствование оплаты труда работников учреждений, организаций и предприятий системы Росархива имеет целью упорядочить тарифные условия оплаты труда, установить обоснованные соотношения в уровнях заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников в зависимости от сложности труда и квалификации на основе применения Единой тарифной сетки (соблюдения тарифных коэффициентов сетки).
Вводимая в бюджетных отраслях Единая тарифная сетка (ЕТС) призвана обеспечивать равный подход к оценке квалификации работников (сложности выполняемых ими работ) и означает переход от отраслевого к межотраслевому принципу организации заработной платы работников бюджетной сферы с учетом объективно существующих отраслевых особенностей. В этой связи при введении ЕТС следует руководствоваться основными принципами построения нового механизма организации заработной платы, которые излагаются ниже. ЕТС охватывает все группы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти), - от рабочих до руководителей различного уровня, начиная от заведующего камерой хранения до директоров (генеральных директоров) учреждений, организаций, предприятий, ректоров вузов, главных редакторов газет (журналов) и т.д.
Разряды оплаты ЕТС отражают, как правило, только сложность выполняемых работ (функций). Они не учитывают условий труда, значимости тех или иных профессий (должностей) и каких-либо других факторов.
ЕТС предусматривает дифференциацию оплаты по 18 разрядам.
Тарификация рабочих проводится по восьми разрядам (с 1 по 8).
Это соответствует ныне действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС). Вместе с тем согласно Постановлению Правительства от 14 октября 1992 г. N 785 в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться оклады исходя из 9 - 10 разрядов оплаты ЕТС по перечню, утвержденному в установленном порядке Росархивом, и из 11 - 12 разрядов оплаты ЕТС - по перечням, утвержденным Министерством труда Российской Федерации.
Эта мера предусмотрена в целях усиления материального стимулирования наиболее сложного и квалифицированного труда рабочих.
Служащие, в том числе технические исполнители, специалисты и руководители, тарифицируются со 2 по 18 разряды.
В целях стимулирования повышения квалификации и установления обоснованных соотношений в оплате труда различных категорий работников в ЕТС предусмотрено нарастание уровней ставок оплаты от более низкого разряда к более высокому, так что общий диапазон 18-разрядной сетки составляет 1:10,07, т.е. ставка 18 разряда в 10,07 раза превышает ставку первого разряда. При этом с 1 по 3 разряд ставки увеличиваются на 30% от разряда к разряду, с 4 по 15 - на 13%, с 16 по 18 - на 11%.
Нарастание тарифных коэффициентов от разряда к разряду, когда наибольший прирост (30%) предусмотрен на начальных разрядах, а наименьший (11%) - на высших, объясняется необходимостью социальной защиты наименее квалифицированных (а следовательно, и низко оплачиваемых в прошлом) групп работников по сравнению с высококвалифицированными специалистами и руководителями.
В соответствии с принципами разработки ЕТС исходная ставка оплаты, т.е. размер ставки первого разряда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, устанавливаемого в Российской Федерации в законодательном порядке.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 1992 г. N 855 "О повышении уровня оплаты труда работников учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы" с 1 декабря 1992 года месячная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС установлена в размере 1800 рублей.
Организация работы по введению оплаты труда на основе
Единой тарифной сетки
Работу по введению в учреждении, организации и на предприятии оплаты труда на основе ЕТС возглавляет его руководитель. К ее проведению привлекаются наиболее квалифицированные работники бухгалтерии, кадровой службы, экономисты и другие специалисты по усмотрению руководителя.
Содержание подготовительной работы сводится к следующему:
- тщательному изучению всех нормативных документов по реализации Постановления ;
- предварительному расчету средств, необходимых для введения ЕТС, и подготовке предложений о возможностях их покрытия в пределах имеющихся бюджетных ассигнований, выявлению потребности в дополнительных средствах;
- согласованию величины дополнительных средств с вышестоящей организацией, дающей разрешение на введение ЕТС, составлению нового штатного расписания;
- проведению аттестации служащих и перетарификации рабочих;
- осуществлению мероприятий по совершенствованию организации и нормирования труда, организационной структуры учреждения, организации, предприятия, изысканию собственных ресурсов на введение ЕТС;
- определению даты завершения подготовительной работы и введения новых условий оплаты труда, доведению их до каждого работника.
В процессе подготовительной работы руководитель организации издает специальный приказ (распоряжение).
В констатирующей части приказа (распоряжения) до сведения всех работников доводится содержание Постановления Правительства о введении в учреждениях, организациях и на предприятиях системы Росархива условий оплаты на основе ЕТС.
В постановляющей части приказа утверждаются:
- состав комиссии по проведению подготовительной работы (в случае необходимости создаются центральная и несколько местных комиссий);
- состав комиссии (комиссий) по проведению аттестации служащих и перетарификации рабочих.
В приказе определяются сроки начала и завершения работы, даются поручения бухгалтерии, кадровой службе и другим привлекаемым к проведению подготовительной работы подразделениям или специалистам.
Подготовительная работа осуществляется на основании нормативных документов, принятых Правительством Российской Федерации, Министерством труда Российской Федерации, а также разработанных Росархивом.
При проведении подготовительной работы учреждения, организации и предприятия должны располагать:
текстом Постановления Правительства со всеми приложениями к нему;
необходимыми для тарификации рабочих выпусками ЕТКС или извлечениями из них;
тарифно-квалификационными характеристиками по отраслевым и общеотраслевым должностям, содержащими критерии установления разряда оплаты в соответствии с ЕТКС;
Положением о порядке проведения аттестации, утвержденным Росархивом;
рекомендациями о порядке применения ЕТС в учреждениях, организациях и на предприятиях отрасли.
Предварительный расчет средств, необходимых для введения новых условий оплаты труда, осуществляется исходя из численности и квалификационно-должностного состава работников по действующему штатному расписанию и предварительного (до аттестации) присвоения по каждой должности квалификационного разряда ЕТС исходя из квалификационных требований и объективных данных о работнике, занимающем эту должность. По вакантным должностям разряд устанавливается исходя из требований, которым должен отвечать будущий работник.
Предварительный расчет средств осуществляется в следующей последовательности:
а) по каждой должности, включенной в штатное расписание, проставляется соответствующий ей разряд ЕТС и месячная тарифная ставка. При этом целесообразно использовать следующую примерную форму:
N | Наименование должности по штатному расписанию | Установленный в штатном расписании должностной оклад в месяц (руб.) без надбавок | Фамилия, и., о. работника, занимающего должность | Проектируемый разряд оплаты по должности | Месячная тарифная ставка согласно ЕТС |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Директор архива | 2830 | Петрова М.В. | 13 | 7776 | |
Архивист II категории | 2084 | Столяров И.П. | 9 | 4766 | |
Электрик | 1098 | Иванов Н.Ф. | 3 | 2282 | |
Плотник | 1098 | вакансия | 4 | 2579 | |
Итого по архиву | 180000 | 397430 |
б) суммированием проектируемых тарифных ставок определяется новый тарифный фонд по штатному расписанию;
в) по фактическим данным за месяц, предшествующий предварительному расчету средств, определяется отношение фактически выплаченных работникам доплат за условия труда, работу в ночное время, надбавок и других выплат стимулирующего характера (за исключением доплат и надбавок за квалификацию работников и сложность выполняемых работ), не имеющих своим источником экономию фонда заработной платы и других статей сметы расходования, к тарифному фонду по действующему в этом месяце штатному расписанию (в процентах);
г) умножением тарифного фонда, определенного в соответствии с разрядами ЕТС (п. "б") , на отношение фактически выплаченных работникам поощрительных выплат к тарифному фонду по штатному расписанию (п. "в") рассчитывается необходимый при новых условиях оплаты труда фонд доплат, надбавок и других выплат стимулирующего характера помимо тех, которые могут выплачиваться за счет экономии бюджетных средств;
д) необходимый для обеспечения введения ЕТС фонд средств на оплату труда определяется путем суммирования нового тарифного фонда (п. "б") и нового фонда доплат и надбавок (п. "г") .
Пример. Отношение фактически выплаченных в месяц, предшествующий предварительному расчету средств, доплат, надбавок и других стимулирующих выплат к тарифному фонду по действовавшему в этот месяц штатному расписанию составит 15%. Тогда, используя данные, приведенные в п. "а" , новый фонд поощрительных выплат составит:
397430 x 15 / 100 = 59615 руб., а необходимый для обеспечения введения ЕТС фонд средств на оплату труда в расчете на месяц составит:
397430 + 59615 = 457045 руб., при этом дополнительная потребность в средствах на оплату труда составит в расчете на месяц:
457045 - 180000 x (100 + 15) / 100 = 457045 - 207000 = 250045 руб.
При определении дополнительной потребности в увеличении бюджетных средств на введение новых условий оплаты труда необходимо иметь в виду, что вместе с увеличением средств на оплату должны также возрастать средства, требуемые для отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, в фонд занятости, другие отчисления, устанавливаемые в процентах к фонду заработной платы.
Пример. Отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд занятости составляют 38% к фонду оплаты труда. Тогда дополнительная потребность в средствах на введение новых условий оплаты труда в расчете на месяц исходя из данных, приведенных в примере в п. 3.5, составит:
250045 x (100 + 38) / 100 = 345062 руб.
После предварительного определения потребности в дополнительных средствах комиссия по проведению подготовительной работы рассматривает их и дает предложения по более рациональному использованию других (кроме зарплаты и связанных с нею отчислений) статей сметы расходов учреждения, организации, предприятия.
Дополнительная потребность в средствах с предложениями по ее уменьшению за счет изыскания собственных ресурсов сообщается вышестоящей организации, которая рассматривает поступившие предложения, принимает решение о размере реально выделяемых дополнительных средств и дает разрешение на введение ЕТС в пределах выделенных средств.
После получения разрешения в учреждении, организации и на предприятии в пределах выделенных ассигнований составляется новое штатное расписание, которое служит руководством для комиссий по аттестации и перетарификации, а также для проведения мероприятий по изысканию внутренних резервов покрытия дополнительных средств.
При отнесении к разрядам оплаты ЕТС конкретных должностей руководителей, специалистов и других служащих учреждений, организаций и предприятий системы Росархива следует руководствоваться квалификационными требованиями по должностям, разработанными Росархивом, а также тарифно-квалификационными характеристиками общеотраслевых должностей служащих.
По результатам проведенной аттестации комиссия должна принять решение о соответствии работника определенной должности и об отнесении его к тому или иному разряду оплаты труда.
При несогласии руководителя с решением аттестационной комиссии он имеет право направить работника на повторную аттестацию, результаты которой являются окончательными.
При проведении аттестации для определения разряда оплаты не следует одновременно рассматривать вопросы, связанные с установлением надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера.
Установленный служащему разряд оплаты в данном учреждении, организации и на предприятии не означает, что при переходе или переводе работника на другую работу этот разряд оплаты ему должен быть обязательно сохранен. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.
Тарификация и присвоение разрядов рабочим при введении
Единой тарифной сетки
Тарификация рабочих в пределах 8-разрядного диапазона, отведенного этой категории работников в ЕТС, должна осуществляться в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) работ и профессий рабочих, который сохраняет роль нормативного документа в вопросах тарификации труда как для бюджетного, так и предпринимательского сектора экономики. При этом следует иметь в виду, что согласно ЕТКС подавляющее число профессий рабочих тарифицируются в настоящее время не выше 6 разряда и лишь для небольшого числа профессий (около 60 наименований) высшими разрядами тарификации являются 7 и 8. В последнее время в ходе совершенствования ЕТКС, уточнения его выпусков и разделов по производствам и видам работ Центральным бюро нормативов по труду при Всероссийском центре производительности Минтруда России (ЦБНТ) совместно с Институтом труда Минтруда России в дополнение к предусмотренным в ЕТКС профессиям рабочих этот перечень расширен. Сейчас он содержит 93 наименования профессий, по которым разработаны тарифно-квалификационные характеристики. Все вопросы, возникающие в части тарификации рабочих 7 - 8 разрядами, которые не предусмотрены в ЕТКС, следует разрешать с ЦБНТ.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады исходя из 9 - 12 разрядов ЕТС по перечням, утвержденным министерствами и ведомствами Российской Федерации и Министерством труда Российской Федерации. Постановлением предусмотрено, что перечни важных и ответственных работ, выполняемых высококвалифицированными рабочими, которым могут устанавливаться месячные ставки и оклады исходя из 9 и 10 разрядов ЕТС, утверждаются министерствами и ведомствам в установленном порядке, а перечень особо важных и особо ответственных работ, выполняемых высококвалифицированными рабочими, которым могут устанавливаться ставки оплаты исходя из 11 и 12 разрядов ЕТС, утверждается Министерством труда Российской Федерации.
Названные перечни наряду с ЕТКС и дополнениями к нему в части тарификации рабочих 7 - 8 разрядами следует рассматривать как нормативные документы, которыми необходимо руководствоваться при отнесении рабочих учреждений, организаций и предприятий, финансируемых из бюджетных источников, к разрядам оплаты ЕТС.
Для рабочих введение ЕТС, как правило, не требует перетарификации, поскольку ЕТКС остался в основном без изменения. Им просто устанавливается новый размер оплаты согласно уже присвоенному разряду. Вопрос о перетарификации может быть поставлен только в том случае, если при переходе на новые условия оплаты в целях совершенствования организации деятельности соответствующего подразделения учреждения, организации, предприятия было проведено перераспределение объема работ, предъявляющее к работнику новые квалификационные требования. В этом случае, однако, перетарификация работника должна быть произведена в соответствии с требованиями ЕТКС, т.е. рабочий должен сдать экзамен, подтверждающий его реальные квалификационные возможности. Если в учреждении, организации и на предприятии нет возможности создать достаточно компетентную квалификационную комиссию, то следует обратиться за помощью в вышестоящую организацию или в организацию, где такие возможности есть.
Совершенствование практики применения доплат, надбавок
и поощрений работников при введении Единой тарифной сетки
Главное направление совершенствования практики применения доплат, надбавок и поощрений работников учреждений, организаций и предприятий системы Росархива - это их ориентация на учет индивидуальных качеств работника, обеспечивающих высокую личную результативность его работы. При этом должны быть сохранены те виды доплат и надбавок, которые связаны с различиями в интенсивности труда и загрузке работников при равном должностном наименовании (например, за ведение делопроизводства и бухгалтерского учета, когда это не входит в основную работу). Должны быть во всех случаях сохранены надбавки к заработной плате, выплачиваемые за вредные, тяжелые и опасные условия труда.
В условиях напряженности с бюджетными средствами возможны определенные колебания размеров выделяемых учреждению, организации и предприятию ассигнований на их деятельность. Поэтому целесообразно все виды стимулирующих доплат, надбавок и поощрений устанавливать на определенный срок (3 - 6 месяцев). Такой подход к тому же целесообразен с позиций постоянного поддержания у работника стремления не только сохранять достигнутые результаты, но и повышать их. Размеры доплат, надбавок и поощрений должны быть увязаны с величиной средств по фонду заработной платы и степенью превышения личных результатов по сравнению с теми, которые характерны для большинства работников.
Введение надбавок за высокую результативность работы необходимо сопровождать установлением показателей, с помощью которых эта результативность должна быть изменена. Среди этих показателей могут быть, например, степень повышения нормируемого объема работ, успешное выполнение наиболее сложных работ (заданий), высокое качество выполняемой работы, систематическое досрочное выполнение работы с проявлением определенного риска и инициативы, определенный выход за рамки должностных обязанностей и т.п.
У рабочих учреждений, организаций и предприятий системы Росархива могут достаточно широко применяться надбавки за профессиональное мастерство. Их целесообразно выплачивать работникам, обладающим высокими деловыми качествами, владеющим передовыми приемами и методами труда, имеющим высокий уровень профессиональной подготовки и устойчиво высокую производительность. Конкретные показатели высокого профессионального мастерства разрабатываются непосредственно в учреждении, организации и на предприятии. Одним из наиболее типичных показателей профессионального мастерства работника архивного учреждения, организации, предприятия (особенно небольших) может быть овладение профессиональными навыками нескольких профессий и специальностей.