МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ПРИКАЗ
от 20 февраля 2023 г. N 36
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
В соответствии с частью 2 статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда" (зарегистрирован в Минюсте России 14.12.2021 N 66318), приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37 "Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда" приказываю:
1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом согласно приложению к настоящему приказу.
2. Руководителям территориальных органов (межрегиональных территориальных органов) Росимущества в месячный срок со дня поступления настоящего приказа разработать и утвердить положения о системе управления охраной труда.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом Шишкина А.С.
Врио руководителя
М.Е.ИВАНОВСКАЯ
Утверждено
приказом Федерального
агентства по управлению
государственным имуществом
от 20 февраля 2023 г. N 36
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
1. Общие положения
1.1. Система управления охраной труда в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - СУОТ) является неотъемлемой частью управленческой системы Росимущества.
1.2. Разработка и внедрение СУОТ обеспечивают достижение ожидаемых результатов в области улучшения условий и охраны труда, которые включают в себя:
а) постоянное улучшение показателей в области охраны труда;
б) соблюдение законодательных и иных норм;
в) достижение целей в области охраны труда.
1.3. Настоящее Положение о СУОТ в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение) определяет общий порядок управления охраной труда, организацию работ по охране труда, права и обязанности, ответственность должностных лиц, на которых возложены полномочия по обеспечению охраны труда.
1.4. Действие Положения распространяется на все структурные подразделения Росимущества и обязательны для всех государственных гражданских служащих (далее - Работники).
1.5. Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению и перемещению по объектам Росимущества, распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях Росимущества, в том числе для представителей органов надзора и контроля и работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности на территории и объектах Росимущества в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
2. Политика и цель в области охраны труда в Росимуществе
2.1. Политика Росимущества в области охраны труда является публичной документированной декларацией о намерении и гарантированном выполнении государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (далее - профсоюз) или иного уполномоченного Работниками органа и обеспечивает:
1) приоритет сохранения жизни и здоровья Работников в процессе их служебной деятельности;
2) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
3) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья Работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
4) учет индивидуальных особенностей Работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, средств индивидуальной и коллективной защиты;
5) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;
6) обязательное привлечение Работников к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения;
2.2. Политика Росимущества в области охраны труда должна быть доступна всем Работникам, а также иным лицам, находящимся на территории и в зданиях Росимущества.
2.3. Основной целью Росимущества в области охраны труда является обеспечение соответствия условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда путем реализации процедур, предусмотренных разделом 4 Положения.
3. Обеспечение функционирования СУОТ
3.1. В Росимуществе установлена многоуровневая СУОТ.
3.2. Руководитель Росимущества:
гарантирует права Работников на охрану труда, включая обеспечение условий труда соответствующих требованиям охраны труда;
распределяет обязанности между должностными лицами в сфере охраны труда;
определяет ответственность соответствующих должностных лиц за деятельность в области охраны труда;
2) заместитель руководителя Росимущества, на которого возложены полномочия по обеспечению охраны труда:
организует ресурсное обеспечение мероприятий по охране труда;
обеспечивает доступность документов и информации, содержащих требования охраны труда в Росимуществе, для ознакомления с ними Работников и иных лиц;
организует управление профессиональными рисками;
организует и проводит контроль за состоянием условий и охраны труда;
содействует работе Комиссии по проверке знаний в области охраны труда;
принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
организует исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности;
обеспечивает информирование органов государственной власти о происшедших авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;
осуществляет контроль за разработкой и актуализацией актов по охране труда;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные актами Росимущества в сфере охраны труда;
3) специалист по охране труда Управления государственной службы и кадров:
обеспечивает функционирование СУОТ;
организует размещение наглядных пособий по охране труда;
контролирует соблюдение требований охраны труда в Росимуществе, трудового законодательства в части охраны труда;
исполняет указания и предписания совместно с заинтересованными структурными подразделениями Росимущества органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности;
осуществляет оперативную связь с органами государственной власти по вопросам охраны труда;
разрабатывает и актуализирует совместно с заинтересованными структурными подразделениями акты Росимущества по охране труда;
участвует в управлении профессиональными рисками;
участвует в расследовании аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, ведет учет и отчетность по ним;
участвует в проверке знаний в области охраны труда;
организует обучение и повышение квалификации Работников в области охраны труда;
осуществляет оказание методической помощи Работникам Росимущества в области охраны труда;
запрашивает и получает от структурных подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросу охраны труда;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные актами Росимущества в сфере охраны труда;
4) специалист по охране труда Управления обеспечения деятельности и организации торгов:
принимает участие в работе комиссии по расследованию аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
обеспечивает безопасную эксплуатацию зданий Росимущества;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные актами Росимущества в сфере охраны труда;
5) каждый Работник:
соблюдает правила служебного распорядка и функции, возложенные служебным контрактом и должностным регламентом;
проходит подготовку по охране труда, а также по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате несчастных случаев, аварий;
содержит в чистоте свое рабочее место;
перед началом рабочего дня проводит осмотр своего рабочего места;
следит за исправностью оборудования на своем рабочем месте;
о выявленных при осмотре своего рабочего места недостатках докладывает начальнику структурного подразделения и действует по его указанию;
извещает начальника структурного подразделения о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью Работников, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья;
при возникновении пожара, аварий действует в соответствии с утвержденными в Росимуществе актами и принимает необходимые меры по ограничению развития возникшей аварии и ее ликвидации;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные актами Росимущества в сфере охраны труда.
4. Процедуры, направленные на достижение цели
в области охраны труда
4.1. С целью организации процедуры подготовки Работников по охране труда в Росимуществе реализуются следующие мероприятия:
проводятся соответствующие инструктажи по охране труда;
обеспечивается обучение и повышение квалификации Работников в области охраны труда;
определяется перечень должностей Работников, освобожденных от прохождения отдельных видов инструктажей по охране труда на рабочем месте;
разрабатывается регламент работы и состав Комиссии по проверке знаний в области охраны труда;
определяется порядок подготовки Работников по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев.
4.1.1. Специалист по охране труда Управления государственной службы и кадров:
проводит вводный инструктаж по охране труда для всех вновь принимаемых на государственную гражданскую службу Работников Росимущества и иных лиц, участвующих в деятельности Росимущества (командированных работников, лиц проходящих производственную практику, представителей органов контроля и надзора), до начала выполнения ими служебных обязанностей;
проводит инструктаж по охране труда на рабочем месте, за исключением лиц, освобожденных от прохождения отдельных видов инструктажей по охране труда на рабочем месте;
Структурные подразделения Росимущества при приеме командированных работников, лиц, проходящих производственную практику, направляют последних для проведения вводного инструктажа по охране труда к специалисту по охране труда Управления государственной службы и кадров.
4.1.2. Специалист по охране труда Управления обеспечения деятельности и организации торгов:
проводит вводный инструктаж по охране труда для работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности на территории и в зданиях Росимущества.
Управление реестра федерального имущества и цифрового развития и иные структурные подразделения Росимущества направляют для проведения вводного инструктажа по охране труда работников подрядных организаций к специалисту по охране труда Управления обеспечения деятельности и организации торгов.
4.1.3. Организация процесса обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также разработка соответствующих актов Росимущества осуществляется Управлением государственной службы и кадров.
4.2. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками в Росимуществе реализуются следующие мероприятия:
выявление опасностей;
оценка уровня профессиональных рисков для всех выявленных опасностей;
снижение уровней профессиональных рисков.
4.2.1. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью Работников, и составление их перечня (реестра) в Росимуществе проводится специалистом по охране труда Управления государственной службы и кадров с учетом приказа Минтруда России от 31.01.2022 N 36 "Об утверждении рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей".
4.2.2. В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни, здоровью Работников, определяются следующие опасности, которые могут возникнуть в процессе служебной деятельности:
механические опасности:
опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или поскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам, передвижении на высоких каблуках;
опасность удара;
опасность воздействия жидкости под давлением при выбросе (прорыве трубопровода холодной и горячей воды);
опасность пореза частей тела, в том числе кромкой листа бумаги, канцелярским ножом, ножницами;
опасность травмирования, в том числе снегом и (или) льдом, упавшими с крыш зданий и строений;
электрические опасности:
опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт);
опасность поражения при прямом попадании молнии;
опасность косвенного поражения молнией;
термические опасности:
опасность ожога от воздействия открытого пламени;
ожог роговицы глаза;
опасности, связанные с воздействием микроклимата и климатические опасности:
опасность воздействия пониженных температур воздуха;
опасность воздействия повышенных температур воздуха;
опасность недостатка кислорода из-за вытеснения его другими газами или жидкостями;
опасности, связанные с воздействием преимущественно фиброгенного действия:
опасность воздействия пыли на глаза;
опасность повреждения органов дыхания частицами пыли;
опасность воздействия пыли на кожу;
опасность, связанная с выбросом пыли;
опасности, связанные с воздействием биологического фактора:
опасности из-за укуса переносчиков инфекций;
опасности, связанные с воздействием тяжести и напряженности трудового процесса:
опасность, связанная с рабочей позой;
опасность психических нагрузок, стрессов;
опасность перенапряжения зрительного анализатора;
опасности, связанные с воздействием световой среды:
опасность недостаточной освещенности на рабочем месте;
опасность повышенной яркости света;
опасность пониженной контрастности;
опасности, связанные с воздействием неионизирующих излучений:
опасность, связанная с воздействием постоянного магнитного поля;
опасность от электромагнитных излучений;
опасности, связанные с воздействием животных, птиц:
опасность заражения;
опасность воздействия выделений;
опасности, связанные с воздействием насекомых:
опасность укуса;
опасность попадания в организм;
опасность инвазий гельминтов;
опасности, связанные с воздействием растений:
опасность воздействия пыльцы, фитонцидов и других веществ, выделяемых растениями;
опасность ожога выделяемыми растениями веществами;
опасность пореза растениями;
опасности, связанные с организационными недостатками:
опасность, связанная с отсутствием информации (схемы, знаков, разметки) о направлении эвакуации в случае возникновения аварии;
опасность, связанная с допуском к работе работника, не прошедшего обучение по охране труда;
опасности пожара:
опасность от вдыхания дыма, паров вредных газов и пыли при пожаре;
опасность воспламенения;
опасность воздействия открытого пламени;
опасность воздействия повышенной температуры окружающей среды;
опасность воздействия пониженной концентрации кислорода в воздухе;
опасность воздействия огнетушащих веществ;
опасности транспорта:
опасность наезда на человека;
опасность раздавливания человека, находящегося между двумя сближающимися транспортными средствами;
опасность травмирования в результате дорожно-транспортного происшествия;
опасности насилия:
опасность насилия от враждебно настроенных работников;
опасность насилия от третьих лиц;
опасности взрыва:
опасность самовозгорания горючих веществ;
опасность воздействия ударной волны;
опасность воздействия высокого давления при взрыве;
опасность ожога при взрыве;
опасности, связанные с применением средств индивидуальной защиты:
опасность, связанная с несоответствием средств индивидуальной защиты анатомическим особенностям человека;
опасность, связанная со скованностью, вызванной применением средств индивидуальной защиты;
опасность отравления;
опасность, которая может возникнуть в связи с неисправностью лифтов (задымление, отключение вентиляции и др.).
4.2.3. Данный перечень опасностей не является исчерпывающим и подлежит корректировке путем проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом штатных условий своей деятельности, случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.
4.3. С целью организации ознакомления Работников с условиями труда на рабочих местах, уровнями профессиональных рисков и иной информации в области охраны труда в Росимуществе реализуются следующие мероприятия:
изготовление и распространение информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео и аудиоматериалов;
использование информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
проведение семинаров, конференций, круглых столов;
консультирование Работников по вопросам охраны труда, проводимое специалистами по охране труда Управления государственной службы и кадров и Управления обеспечения деятельности и организации торгов, как в очном формате, так и в дистанционном с использованием телефонной связи и электронной почты.
4.4. С целью организации процедуры обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха Работников в Росимуществе:
проводятся мероприятия по предотвращению возможности травмирования Работников, их заболеваемости из-за переутомления и воздействия психофизиологических факторов;
обеспечивается рациональное использование рабочего времени;
обеспечиваются перерывы для отдыха Работников, включая перерывы для создания благоприятных микроклиматических условий;
поддерживается высокий уровень работоспособности и профилактики утомляемости Работников.
5. Планирование мероприятий по реализации процедур
5.1. Планирование мероприятий по реализации процедур, направленных на достижение цели в области охраны труда и совершенствования СУОТ, осуществляется на основе анализа состояния условий и охраны труда в Росимуществе (далее - План).
5.2. В Плане отражаются:
а) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
б) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
в) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому по реализации процедур и улучшению СУОТ;
г) ответственные лица за реализацию мероприятий на каждом уровне управления;
д) источник финансирования мероприятий.
5.3. Проект Плана на очередной календарный год разрабатывается специалистом по охране труда Управления государственной службы и кадров и подлежит согласованию с заинтересованными структурными подразделениями Росимущества в срок до 15 декабря текущего календарного года.
5.4. Согласованный проект Плана представляется на утверждение руководителю Росимущества в срок до 30 декабря текущего календарного года.
6. Реагирование на чрезвычайные ситуации,
несчастные случаи и профзаболевания
6.1. В целях обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости специалистом по охране труда Управления государственной службы и кадров разрабатываются порядок выявления потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения.
6.2. При установлении порядка действий при возникновении аварии специалист по охране труда Управления государственной службы и кадров разрабатывает планы реагирования на аварии и ликвидацию их последствий, а также мероприятия, гарантирующие в случае аварии:
6.2.1. Защиту людей, находящихся в зданиях Росимущества путем использования имеющихся систем оповещения.
6.2.2. Возможность Работников остановить работу и (или) незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место.
6.2.3. Невозобновление работы в условиях аварии.
6.2.4. Предоставление информации об аварии уполномоченным органам.
6.2.5. Оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев и при необходимости вызов скорой медицинской помощи, выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в зданиях Росимущества.
6.3. С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний приказом Росимущества устанавливается порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных документов.
6.4. Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются специалистом по охране труда Управления государственной службы и кадров в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.
7. Управление документами СУОТ
7.1. Порядок разработки и актуализации документов СУОТ устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2022 N 255 "О разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".
7.2. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению определяются контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:
а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ, в частности, сведения об инструктажах и обучении Работников по охране труда;
б) журналы учета и акты записей данных о авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;
в) результаты контроля функционирования СУОТ.
8. Улучшение функционирования системы управления охраной
труда в Росимуществе
8.1. В целях улучшения функционирования СУОТ определяются и реализуются мероприятия (действия), направленные на улучшение функционирования СУОТ, контроля реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, а также результатов расследований аварий, несчастных случаев на производстве, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон.
8.2. При планировании улучшения функционирования СУОТ проводится анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:
а) степень достижения цели Росимущества в области охраны труда;
б) необходимость изменения СУОТ, включая перераспределение обязанностей должностных лиц Росимущества в области охраны труда, перераспределение ресурсов Росимущества;
в) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех Работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
г) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.
9. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг
реализации процедур
9.1. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур приказом Росимущества устанавливается порядок мероприятий, обеспечивающих:
9.1.1. Оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, подлежащим выполнению.
9.1.2. Получение информации для определения результативности и эффективности процедур функционирования СУОТ и мониторинга показателей их реализации.
9.1.3. Получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.
9.1.4. Контроль состояния рабочего места, используемого оборудования, выполнения работ Работником в рамках осуществляемой деятельности, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур.
9.1.5. Учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, подлежащих выполнению.
9.2. Результаты контроля эффективности процедур функционирования СУОТ и мониторинга их реализации оформляются специалистом по охране труда Управления государственной службы и кадров в форме акта.
9.3. В случаях, когда в ходе проведения контроля эффективности процедур функционирования СУОТ и мониторинга их реализации выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.
10. Ответственность
10.1. Работники, виновные в нарушениях требований безопасности и условий охраны труда, несут ответственность в пределах своих должностных обязанностей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.