МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 сентября 1996 г. N 335
О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В НОМЕНКЛАТУРУ
ВРАЧЕБНЫХ И ПРОВИЗОРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
За последние годы наметилась тенденция к росту числа больных с тугоухостью, обусловленной, в основном, патологией внутреннего уха, что связано с применением препаратов с ототоксическим действием, ростом числа больных с наследственной и врожденной патологией, с экологическими факторами и т.д. По данным Всемирной организации здравоохранения, 4 - 7% населения страдает нарушениями слуховой функции (взрослых - 17,6 на 1000, детей - 1,2 на 1000). Число больных с нарушениями слуха в Российской Федерации превышает 12 млн. человек, из них более 3 млн. человек нуждается в слухопротезировании. Особенно настораживает положение с контингентом детей и подростков, среди которых число больных с тугоухостью превышает 600 тыс. человек.
Несвоевременное выявление нарушений слуха у детей первого года жизни ведет к развитию глухонемоты и, как следствие, к инвалидизации больных. Это определяет социальную значимость и актуальность внедрения системы раннего выявления нарушений слуха начиная с периода новорожденности с последующей адекватной их реабилитацией (медицинской, сурдопедагогической, социальной).
Учитывая специфику обследования больных с нарушениями слуха (применение сложных диагностических технологий), лечения и реабилитации, которые выходят за рамки клинической оториноларингологии и не могут осуществляться врачами-оториноларингологами, особое значение приобретает подготовка специалистов соответствующего профиля.
В целях совершенствования оказания квалифицированной медицинской помощи больным с тугоухостью утверждаю:
1. Дополнение номенклатуры врачебных и провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации (Приложение 1), утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 16.02.95 N 33.
2. Положение о враче-сурдологе-оториноларингологе (Приложение 2).
3. Квалификационную характеристику врача-сурдолога-оториноларинголога (Приложение 3).
4. Инструктивно-методические указания по аттестации на присвоение квалификационной категории по специальности "сурдология-оториноларингология" (Приложение 4).
Разрешаю:
руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации до 1 декабря 1996 года присвоить специалистам сурдологам-оториноларингологам, имеющим соответственно вторую, первую и высшую квалификацию категории по специальности "оториноларингология", без дополнительного прохождения аттестации соответственно вторую, первую и высшую квалификационные категории по специальности "сурдология-оториноларингология". Стаж работы по специальности "оториноларингология" засчитывать в стаж работы по специальности "сурдология-оториноларингология" при аттестации врачей по данному профилю.
Приказываю:
1. Начальнику Управления учебных заведений (Володину Н.Н.) до 01.01.97 внести необходимые дополнения и изменения в типовую программу повышения квалификации врачей-оториноларингологов.
2. Начальнику Управления организации медицинской помощи населения (Карпееву А.А.), Научному центру аудиологии и слухопротезирования (Таварткиладзе Г.А.), председателю Центральной аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации (Доскину В.А.) до 01.01.97 разработать и представить на утверждение типовые тестовые задания для проведения аттестации врачей-сурдологов-оториноларингологов на присвоение квалификационных категорий в соответствии с Положением "Об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации" с последующим обеспечением ими территориальных аттестационных комиссий.
3. Начальнику отдела статистики и информатики (Погореловой Э.И.) внести необходимые изменения в формы отчетов учреждений здравоохранения в связи с введением специальности "сурдология-оториноларингология" в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации.
4. Контроль за выполнением Приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра
здравоохранения России
А.М.МОСКВИЧЕВ
Приложение 1
к Приказу Минздрава России
от 10 сентября 1996 г. N 335
ДОПОЛНЕНИЕ
НОМЕНКЛАТУРЫ ВРАЧЕБНЫХ И ПРОВИЗОРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 16.02.95 N 33
Утратило силу. - Приказ Минздрава РФ от 28.09.1999 N 353
Приложение 2
к Приказу Минздрава России
от 10 сентября 1996 г. N 335
ПОЛОЖЕНИЕ О ВРАЧЕ СУРДОЛОГЕ-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГЕ
1. Общая часть
1.1. Врач сурдолог-оториноларинголог - специалист с высшим медицинским образованием по специальности "лечебное дело" или "педиатрия", прошедший специализацию по оториноларингологии (интернатура, ординатура) и по сурдологии (курсы специализации, повышения квалификации) в Научном центре аудиологии и слухопротезирования и профильных НИИ или на ЛОР кафедре высших медицинских образовательных учреждений и институтов (академий) усовершенствования врачей и получивший сертификат специалиста. Врачи, не прошедшие указанную подготовку, к работе сурдологом-оториноларингологом не допускаются.
1.2. В своей работе руководствуется настоящим Положением и другими нормативными документами Российской Федерации по вопросам охраны здоровья населения.
1.3. Врач сурдолог-оториноларинголог осуществляет свою деятельность, как правило, в государственном медицинском учреждении (поликлиника) и при наличии лицензии в негосударственном медицинском учреждении (малое, акционерное, коллективное предприятие, кооператив), а также в порядке частной практики.
2. Обязанности врача сурдолога-оториноларинголога
2.1. Организация приема и обследования населения с нарушениями слуха.
2.2. Прием больных с нарушениями слуха; аудиологическое обследование больных с использованием современных достижений медицинской науки и техники; проведение ориентировочного отоневрологического обследования; описание аудиограмм; назначение лечения (консервативное, хирургическое, слухопротезирование); динамическое наблюдение.
2.3. Проведение профилактических осмотров организованных контингентов населения в соответствии с годовым планом работы.
2.4. Ежегодные осмотры детей с нарушениями слуха, обучающихся в специализированных детских садах и школах.
2.5. Осуществление учета и динамического наблюдения детей и взрослых с тугоухостью и глухотой.
2.6. Участие в работе республиканской (краевой, областной) медико-педагогической комиссии по отбору детей с нарушениями слуха в дошкольные и школьные специализированные детские учреждения, подготовка необходимой документации.
2.7. Проведение санитарно-просветительной работы среди акушеров, педиатров, родителей, воспитателей, сурдопедагогов специализированных детских учреждений.
2.8. Участие в работе выездной бригады в области (районе) по обеспечению населения сурдологической помощью.
2.9. Внедрение в практику центра (кабинета) новых прогрессивных методов диагностики и лечения нарушений слуха, реабилитации больных с дефектами слуха и связанными с ними дефектами речи.
2.10. Подготовка предложений органам здравоохранения по улучшению сурдологической и слухопротезной помощи населению республики (края, области).
2.11. Систематическое проведение работы по повышению квалификации среднего медицинского персонала специализированного центра (кабинета).
2.12. Систематический анализ показателей деятельности сурдологопедического центра (кабинета).
2.13. Обеспечение правильного и своевременного ведения учетно-отчетной документации.
2.14. Систематическое повышение своей квалификации.
2.15. Руководство в своей работе официальными документами, приказами и распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц.
2.16. Осуществление постоянного контакта с Научным центром аудиологии и слухопротезирования Минздрава России, с учреждениями Министерства просвещения, социального обеспечения и обществами глухих.
3. Права врача сурдолога-оториноларинголога
3.1. Привлекать в необходимых случаях врачей других специальностей для консультации и проведения лечения больных.
3.2. Возможность изменять тактику лечения больных, руководствуясь состоянием больного и данными диагностического обследования.
3.3. Отдавать распоряжения и указания среднему и младшему медицинскому персоналу и контролировать их выполнение.
3.4. Участвовать в работе совещаний, школ-семинаров, проводимых для врачей-сурдологов-оториноларингологов.
3.6. Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.
4. Ответственность врача сурдолога-оториноларинголога
4.1. Несет ответственность за четкое и своевременное выполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящим Положением и правилами внутреннего трудового распорядка лечебного учреждения.
4.2. Несет персональную ответственность за правильную и своевременную лечебно-диагностическую помощь своим больным.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.А.КАРПЕЕВ
Приложение 3
к Приказу Минздрава России
от 10 сентября 1996 г. N 335
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА
ВРАЧА-СУРДОЛОГА-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГА
В соответствии с требованиями специальности врач-сурдолог-оториноларинголог должен знать и уметь:
1. Общие знания
- основы законодательства о здравоохранении и основные директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- правовые вопросы российского здравоохранения;
- общие вопросы организации сурдологической и оториноларингологической помощи взрослому и детскому населению и работы больнично-поликлинических учреждений, детских дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушенным слухом;
- принципы выявления групп "риска" по тугоухости и глухоте у новорожденных;
- принципы определения групп "риска" по тугоухости у работников вредных профессий;
- принципы диспансеризации детей и взрослых с нарушениями слуха;
- вопросы санитарно-просветительной работы с родителями и детьми;
- санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, направленные на предотвращение развития нарушений слуха у взрослых и детей;
- физиологию ЛОР-органов, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;
- возрастные аспекты развития слухового анализатора;
- анатомию и физиологию слухового и вестибулярного анализаторов;
- основы медикаментозного и хирургического лечения нарушений слуха у детей и взрослых; механизм действия основных групп лекарственных веществ; показания и противопоказания к их применению; осложнения, вызванные их применением;
- современные представления об этиологии и патогенезе различных форм тугоухости;
- общие и специальные методы исследования в оториноларингологии;
- клиническую и аудиологическую семиотику различных форм тугоухости;
- дифференциальную и топическую диагностику различных форм тугоухости;
- основы физической и физиологической акустики;
- принципы и критерии электроакустической коррекции нарушений слуха при различных формах тугоухости;
- современные виды слухопротезирования, включающие различные виды имплантационного слухопротезирования;
- организацию сурдопедагогической реабилитации больных с нарушениями слуха;
- правильно установить диагноз при ЛОР патологии и назначить адекватное лечение;
- владеть современными методами обследования больных с нарушениями слуха (тональной и речевой пороговой и надпороговой аудиомертрией, импедансометрией) и правильно их интерпретировать;
- владеть современными методами слухопротезирования;
- владеть дифференциальной и топической диагностикой различных форм тугоухости.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.А.КАРПЕЕВ
Приложение 4
к Приказу Минздрава России
от 10 сентября 1996 г. N 335
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО АТТЕСТАЦИИ НА ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СУРДОЛОГИЯ-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ"
Высшая квалификационная категория присваивается врачу-сурдологу-оториноларингологу:
- имеющему высокую теоретическую и практическую подготовку в диагностике и лечении заболеваний уха, горла и носа;
- в совершенстве владеющему современными методами аудиологической диагностики заболеваний наружного, среднего и внутреннего уха;
- умеющему квалифицированно решать вопросы дифференциальной и топической диагностики различных форм тугоухости;
- умеющему квалифицированно оценивать данные психофизических и объективных методов исследования слуха, компьютерной томографии и рентгенологического исследования уха, микробиологических, микологических иммунологических и биохимических исследований;
- квалифицированно решающему вопросы о направлении больных с патологией среднего и внутреннего уха на стационарное лечение, в том числе, на слухоулучшающие и слухосохраняющие операции, кохлеарную имплантацию;
- имеющему высокую теоретическую и практическую подготовку в области медицинской акустики, конструктивных особенностей различных классов слуховых аппаратов, применения их при различных формах и степенях тугоухости;
- умеющему высококвалифицированно решать вопросы выбора параметров электроакустической коррекции, оценки эффективности слухопротезирования;
- квалифицированно решающему вопросы определения инвалидности и врачебно-трудовой экспертизы;
- имеющему необходимые знания о распространенности нарушений слуха, их структуре, профилактике, раннем выявлении, диспансеризации и реабилитации больных с нарушениями слуха;
- умеющему провести анализ показателей работы сурдологопедического центра (кабинета);
- имеющему высокие производственные показатели в работе и принимающему активное участие в научно-практической деятельности, в подготовке и повышении квалификации врачей-сурдологов-оториноларингологов и медсестер-аудиометристов;
- участвующему в пропаганде медицинских и санитарно-гигиенических знаний среди населения.
По своим знаниям и опыту работы он может обеспечить квалифицированное руководство сурдологопедическим центром (кабинетом) в республиканских, краевых, областных и городских лечебно-профилактических учреждениях и назначаться внештатным сурдологом органов здравоохранения.
Первая квалификационная категория присваивается врачу-сурдологу-оториноларингологу:
- имеющему хорошую теоретическую и практическую подготовку в диагностике и лечении заболеваний уха, горла и носа;
- хорошо владеющему современными методами аудиологической диагностики заболеваний наружного, среднего и внутреннего уха;
- умеющему квалифицированно решать вопросы дифференциальной и топической диагностики различных форм тугоухости;
- умеющему правильно оценивать данные психофизических и объективных методов исследования слуха, рентгенологического исследования уха, микробиологических, микологических, иммунологических и биохимических исследований;
- квалифицированно решающему вопросы о направлении больных с патологией среднего и внутреннего уха на стационарное лечение, в том числе, на слухоулучшающие и слухосохраняющие операции, кохлеарную имплантацию;
- имеющему хорошую теоретическую и практическую подготовку в области медицинской акустики, конструктивных особенностей различных классов слуховых аппаратов, применения их при различных формах и степенях тугоухости;
- умеющему квалифицированно решать вопросы выбора параметров электроакустической коррекции, оценки эффективности слухопротезирования;
- квалифицированно решающему вопросы определения инвалидности и врачебно-трудовой экспертизы;
- имеющему необходимые знания о распространенности нарушений слуха, их структуре, профилактике, раннем выявлении, диспансеризации и реабилитации больных с нарушениями слуха;
- умеющему провести анализ показателей работы сурдологопедического центра (кабинета);
- имеющему высокие производственные показатели в работе и принимающему участие в подготовке врачей сурдологов-оториноларингологов и медсестер-аудиометристов;
- участвующему в пропаганде медицинских и санитарно-гигиенических знаний среди населения.
По своим знаниям и опыту работы он может обеспечить квалифицированное руководство сурдологопедическим центром (кабинетом) в областных и городских лечебно-профилактических учреждениях и может быть использован в качестве внештатного сурдолога органов здравоохранения.
Вторая квалификационная категория присваивается врачу-сурдологу-оториноларингологу:
- имеющему достаточную теоретическую и практическую подготовку в диагностике и лечении заболеваний уха, горла и носа;
- владеющему современными методами аудиологической диагностики заболеваний наружного, среднего и внутреннего уха;
- умеющему правильно решать вопросы дифференциальной и топической диагностики различных форм тугоухости;
- умеющему правильно оценивать данные аудиологического обследования, рентгенологического исследования уха, микробиологических и микологических исследований;
- правильно решающему вопросы о направлении больных с патологией среднего и внутреннего уха на стационарное лечение, в том числе, на слухоулучшающие и слухосохраняющие операции;
- владеющему информацией о конструктивных особенностях различных классов слуховых аппаратов и применение их при различных формах и степенях тугоухости;
- умеющему правильно решать вопросы выбора параметров электроакустической коррекции, оценки эффективности слухопротезирования;
- правильно решающему вопросы определения инвалидности и врачебно-трудовой экспертизы;
- имеющему необходимые знания о распространенности нарушений слуха, профилактики, раннем выявлении, диспансеризации и реабилитации больных с нарушениями слуха;
- умеющими провести анализ показателей работы сурдологопедического кабинета;
- имеющему высокие производственные показатели в работе и принимающему участие в повышении квалификации медсестер-аудиометристов;
- участвующему в пропаганде медицинских и санитарно-гигиенических знаний среди населения.
По своим знаниям и опыту может работать врачом-сурдологом-оториноларингологом.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.А.КАРПЕЕВ