МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 августа 2001 г. N 2953
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОГО СТАНДАРТА
"УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА И ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ
МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
ОСТ-01-2001"
В целях реализации ст. 11 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 N 181-ФЗ и совершенствования организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в органах управления образованием всех уровней и образовательных учреждениях всех типов и видов приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие прилагаемый согласованный с ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и Министерством труда и социального развития Российской Федерации отраслевой стандарт "Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России. Основные положения. ОСТ-01-2001" (далее - Стандарт).
2. Рекомендовать руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации:
2.1. Довести настоящий Стандарт до сведения местных (муниципальных) органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений.
2.2. Привести в трехмесячный срок организацию работы и обязанности должностных лиц в структурных подразделениях аппаратов в соответствие с настоящим Стандартом.
2.3. Организовать работу в подведомственных образовательных учреждениях по выполнению требований Стандарта в части, их касающейся.
3. Руководителям образовательных учреждений высшего профессионального образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству образования Российской Федерации, привести в трехмесячный срок организацию работы и обязанности должностных лиц по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в соответствие с настоящим Стандартом.
4. Считать утратившим силу Приказ Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР от 05.05.86 N 302 "Об утверждении Положения об организации работы по охране труда".
5. Не применять Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 04.03.86 N 168 "Об утверждении Положения об организации работы по охране труда в системе Министерства высшего и среднего специального образования СССР".
6. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя министра Г.А. Балыхина.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Утвержден
Приказом
Минобразования России
от 14 августа 2001 г. N 2953
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
И ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОСТ-01-2001
Предисловие
1. Настоящий Стандарт направлен на реализацию Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 N 181-ФЗ и разработан в соответствии с п. 4 ст. 11 "Государственное управление охраной труда" данного Закона.
2. Стандарт разработан в целях совершенствования организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в органах управления образованием всех уровней и образовательных учреждениях всех типов и видов.
3. Утвержден по согласованию с Минтрудом России (письмо от 20.03.01 N 2033-ВЯ), ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (письмо от 21.05.01 N 81) и введен в действие Приказом Минобразования России от 14.08.01 N 2959.
4. Введен впервые.
Область применения
Отраслевой Стандарт "Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России" < * > устанавливает общие положения и основные требования к деятельности федерального (центрального) государственного органа управления образованием, государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений всех типов < ** > в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса.
< * > Далее по тексту - Стандарт.
< ** > Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Стандарт распространяется на федеральный (центральный) государственный орган управления образованием, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации, местные (муниципальные) органы управления образованием и образовательные учреждения всех типов и видов < * > системы Минобразования России.
< * > Далее по тексту - образовательные учреждения.
Стандарт является основополагающим нормативным документом и служит правовой и организационно - методической основой формирования нормативных правовых, методических и распорядительных документов до охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса для органов управления образованием и образовательных учреждений всех типов и видов.
Определения и пояснения к терминам, применяемым в Стандарте, приведены в Приложении 1 к настоящему Стандарту.
1. Общие положения
1.1. Охрана труда и обеспечение безопасности образовательного процесса - система сохранения жизни и здоровья работников, обучающихся и воспитанников < * > в процессе их трудовой и образовательной деятельности, включающая в себя правовые, социально - экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические, лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
< * > Далее по тексту - обучающиеся.
1.2. Отраслевая система управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса - скоординированная система взаимодействия федерального (центрального) государственного органа управления образованием, государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений, профессиональных союзов и иных организаций, направленная на реализацию государственной политики в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса, главной целью которой является сохранение жизни и здоровья работников и обучающихся в процессе трудовой и образовательной деятельности и организованного отдыха.
1.3. Настоящий Стандарт определяет принципы формирования, функции, задачи, организационную структуру отраслевой системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса и основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Законе Российской Федерации "Об образовании" и других законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актах Минтруда России, Минобразования России и других федеральных органов исполнительной власти.
1.4. Функциональными объектами управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе образования являются различные направления деятельности образовательного учреждения. Организационными объектами управления являются звенья организационной структуры всех уровней иерархии управления образованием.
1.5. Организационная структура управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса, соответствующая организационной структуре управления образованием в системе Минобразования России, представлена в Приложении 2 к настоящему Стандарту.
1.6. Типы образовательных учреждений приведены в Приложении 3 к настоящему Стандарту.
1.7. Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса основано на выполнении следующих общих функций управления:
- прогнозирование;
- планирование;
- организация;
- координация,
- стимулирование;
- контроль;
- учет;
- анализ.
1.8. Деятельность руководящих работников и специалистов органов управления образованием и образовательных учреждений в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса регламентируется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также их должностными обязанностями по охране труда.
Деятельность рабочих и обучающихся регламентируется инструкциями по охране труда и безопасности.
Должностные обязанности руководящих работников и специалистов и инструкции по охране труда для рабочих и обучающихся разрабатываются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса и настоящим Стандартом.
Руководители, должностные лица, специалисты и рабочие несут персональную ответственность за выполнение должностных обязанностей и соблюдение требований правил, инструкций и других нормативных правовых документов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса.
2. Принципы функционирования отраслевой
системы управления охраной труда и обеспечением
безопасности образовательного процесса
2.1. Основополагающими принципами функционирования отраслевой системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса являются:
- признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников и обучающихся по отношению к результатам их трудовой и образовательной деятельности;
- гарантии прав работников и обучающихся на охрану труда и здоровья, на нормативное правовое обеспечение этих прав;
- профилактическая направленность деятельности всей системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса на предупреждение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости работников и несчастных случаев с обучающимися;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;
- экономическая заинтересованность субъектов страхования (застрахованного, страхователя, страховщика) в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- научная обоснованность требований по обеспечению безопасности труда и жизнедеятельности, содержащихся в отраслевых правилах по охране труда и учебы, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, в отраслевых стандартах системы стандартов безопасности труда, организационно - методических документах, инструкциях по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- сотрудничество всех субъектов социально - трудовых отношений в решении вопросов охраны труда и учебы: работодателей и работников, учредителей образовательных учреждений, государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов;
- перспективное целевое планирование мероприятий по охране труда и учебы и их обязательное финансирование на всех уровнях управления образованием;
- неукоснительное исполнение требований по охране труда работодателями и работниками и ответственность за их нарушение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Организационная структура отраслевой
системы управления охраной труда и обеспечением
безопасности образовательного процесса
3.1. Организационная структура отраслевой системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса включает четыре уровня управления.
Первый уровень - уровень федерального (центрального) управления, осуществляемый Министерством образования Российской Федерации через государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и непосредственно подведомственными образовательными учреждениями.
Второй уровень - уровень управления субъекта Российской Федерации, осуществляемый государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации через местный (муниципальный) орган управления образованием и непосредственно подведомственными образовательными учреждениями.
Третий уровень - уровень местного самоуправления, осуществляемый местным (муниципальным) органом управления образованием непосредственно подведомственными образовательными учреждениями.
Четвертый уровень - уровень управления образовательного учреждения, осуществляемый непосредственно работодателем (руководителем) через руководителей структурных подразделений.
4. Функциональные задачи
отраслевой системы управления охраной труда
и обеспечением безопасности образовательного
процесса по уровням управления
Отраслевая система управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса направлена на обеспечение охраны труда и здоровья работников и обучающихся в процессе их трудовой и образовательной деятельности, профилактику травматизма, профессиональной заболеваемости и несчастных случаев путем реализации присущих данной системе функций, осуществляемых федеральным (центральным) органом управления образованием, государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием и образовательными учреждениями.
4.1. Федеральный (центральный) уровень управления
Министерство образования Российской Федерации в рамках своих полномочий обеспечивает:
- создание в аппарате министерства функционального подразделения (службы) < * > охраны труда и учебы для координации и контроля за деятельностью подведомственных образовательных учреждений и государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации в области охраны труда и учебы. Структуру, численность работников и функции службы охраны труда и учебы определяет министр образования Российской Федерации с учетом рекомендаций Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
< * > Под службой охраны труда организации понимается функциональное подразделение, т.е. управление, отдел, сектор или специалист (инженер) по охране труда и учебы.
- определение и закрепление распорядительным документом задач и функций по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса за структурными подразделениями аппарата министерства в соответствии с их пожеланиями и настоящим Стандартом;
- реализацию государственной политики в области охраны труда и здоровья работников и обучающихся;
- определение и реализацию отраслевой политики в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса;
- организацию и проведение внутриведомственного контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- проведение методического руководства службами охраны труда подведомственных образовательных учреждений и государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации;
- участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- организацию разработки и реализацию отраслевых программ улучшения условий и охраны труда и учебы;
- разработку и утверждение по согласованию с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации Положения о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися образовательных учреждений;
- разработку, пересмотр и утверждение в установленном порядке отраслевых нормативных правовых актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- участие в рассмотрении проектов законодательных и иных государственных нормативных правовых актов по охране труда;
- проведение анализа состояния условий и охраны труда и учебы, причин несчастных случаев с обучающимися, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников системы Минобразования России, разработку и принятие мер по их предупреждению и снижению;
- организацию совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации и с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации аттестации рабочих и учебных мест и сертификации работ по охране труда в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
- участие в расследовании несчастных случаев с работниками, обучающимися образовательных учреждений системы Минобразования России в соответствии с действующим порядком;
- организацию повышения квалификации работников служб охраны труда отрасли, обучения и проверки знаний по охране труда работников, в том числе руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений совместно с государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации;
- организацию обучения отдельных категорий застрахованных от несчастных случаев на производстве;
- подготовку ежегодных докладов о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в отрасли, предложений о совершенствовании управления охраной труда и о формировании государственной и отраслевой политики в области охраны труда и направление их в Министерство труда и социального развития Российской Федерации;
- определение перечня производств и профессий в отрасли, для которых необходимо установление гарантированных государством компенсаций за работу в условиях повышенного профессионального риска;
- разработку отраслевых норм обеспечения работников и обучающихся средствами индивидуальной защиты (СИЗ), спецодеждой и спецобувью;
- определение отраслевой тематики исследований в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса, разработку пакета заказов по указанной тематике для подведомственных вузов и научно - исследовательских организаций;
- участие в разработке раздела "Охрана труда" отраслевого тарифного соглашения;
- финансирование федеральных мероприятий, предусмотренных отраслевым тарифным соглашением;
- руководство работой отраслевого совета по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- выполнение иных функций по вопросам охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса в пределах компетенции министерства.
4.2. Уровень субъекта Российской Федерации
Государственный орган управления образованием субъекта Российской Федерации в рамках своих полномочий обеспечивает:
- создание в структуре государственного органа управления образованием субъекта Российской Федерации функционального подразделения (службы) охраны труда и учебы для координации и контроля за деятельностью подведомственных образовательных учреждений и организаций, местных (муниципальных) органов управления образованием в области охраны труда и учебы. Структуру, численность работников и функции службы определяет руководитель государственного органа управления образованием субъекта Российской Федерации;
- разработку и утверждение Положения об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в аппарате органа управления образованием субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Стандартом < * > ;
< * > В Положении определяются функции руководителей и специалистов по охране труда и учебы в соответствии с их должностными обязанностями и настоящим Стандартом.
- реализацию государственной и отраслевой политики в области охраны труда и учебы в системе образования субъекта Российской Федерации;
- участие в разработке проектов законодательных, нормативных правовых актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса, направленных на сохранение жизни и здоровья работников, обучающихся в процессе их трудовой и образовательной деятельности;
- организацию разработки и реализации региональных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечения безопасных условий образовательного процесса в образовательных учреждениях;
- участие в разработке и реализации отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечения безопасных условий образовательного процесса;
- финансирование подведомственных образовательных учреждений на мероприятия по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- планирование и организацию обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов, а также повышения квалификации работников служб охраны труда, специалистов, занимающихся вопросами охраны труда и здоровья в органах управления образованием и образовательных учреждениях;
- организацию проведения аттестации рабочих и учебных мест по условиям труда и учебы, сертификации работ по охране труда в образовательных учреждениях;
- содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- контроль за отражением требований, направленных на охрану труда и обеспечение безопасных условий образовательного процесса, в учредительных документах подведомственных образовательных учреждений и документах, представляемых на лицензирование образовательной деятельности;
- участие в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходами с работниками и обучающимися в соответствии с установленным порядком;
- ежегодную подготовку информации Министерству образования Российской Федерации о состоянии и принимаемых мерах по улучшению условий и охраны труда, обеспечению безопасности образовательного процесса в соответствии с разделом "Охрана труда" коллективного договора и ежегодного соглашения по охране труда в образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации;
- оказание методической помощи местным (муниципальным) органам управления образованием и подведомственным образовательным учреждениям в совершенствовании работы, направленной на охрану труда и обеспечение безопасных условий образовательного процесса;
- организацию (в пределах компетенции) проведения экспертизы условий труда и учебы по проектам строительства новых и реконструируемых образовательных и производственных объектов в части соответствия запроектированных в них условий труда требованиям охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса;
- разработку совместно с заинтересованными организациями мероприятий по обобщению и распространению передового опыта в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса, проведение смотров - конкурсов, дней охраны труда и т.п.;
- взаимодействие с органом по труду субъекта Российской Федерации и органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса;
- организацию и проведение внутриведомственного контроля за выполнением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- проведение анализа состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев с обучающимися, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников, разработку и принятие мер по их предупреждению и снижению;
- контроль за выполнением требований, направленных на охрану труда и обеспечение безопасных условий образовательного процесса в учебных заведениях, при осуществлении лицензирования образовательной деятельности;
- обеспечение местных (муниципальных) органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений нормативной правовой и бланковой документацией по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- представление в установленном порядке Минобразованию России ежегодной госстатотчетности по формам 7-Т (травматизм) и 1-Т (условия труда) и отраслевой отчетности о травматизме обучающихся, а также оперативной информации о фактах крупных аварий, пожаров, групповых и смертельных несчастных случаев, происшедших с работниками и обучающимися;
- приостановление частично или полностью деятельности подведомственных образовательных учреждений при возникновении опасности для жизни и здоровья обучающихся и работников до полного устранения причин, порождающих указанную опасность;
- привлечение в установленном порядке к ответственности лиц, нарушающих трудовое законодательство, правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности, требования нормативных правовых документов по обеспечению безопасности образовательного процесса;
- реализацию иных функций по вопросам охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса в пределах компетенции государственного органа управления образованием субъекта Российской Федерации.
4.3. Уровень местного самоуправления
Местный (муниципальный) орган управления образованием в рамках своих полномочий обеспечивает:
- создание в аппарате местного (муниципального) органа управления образованием функционального подразделения (службы) охраны труда и учебы для координации и контроля работы, направленной на обеспечение здоровых и безопасных условий труда и учебы в подведомственных образовательных учреждениях. Структуру, численность работников и функции службы определяет руководитель местного (муниципального) органа управления образованием;
- разработку и утверждение Положения об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в аппарате местного (муниципального) органа управления образованием в соответствии с настоящим Стандартом;
- реализацию основных направлений государственной и отраслевой политики в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных ему органом государственной власти субъекта Российской Федерации в установленном порядке;
- координацию и методическое руководство работой служб охраны труда и учебы подведомственных образовательных учреждений;
- участие в расследовании несчастных случаев с работниками и обучающимися в соответствии с установленным порядком;
- содействие организации работ, связанных с проведением аттестации рабочих и учебных мест и сертификации работ по охране труда в образовательных учреждениях;
- финансирование образовательных учреждений на мероприятия по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- контроль за выполнением требований, направленных на охрану труда и обеспечение безопасных условий образовательного процесса в учебных заведениях, при лицензировании образовательной деятельности;
- содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- планирование и организацию обучения и проверки знаний по охране труда работников муниципального (местного) органа управления образованием, руководителей и специалистов образовательных учреждений, а также повышения квалификации работников служб охраны труда и учебы;
- организацию обучения отдельных категорий застрахованных за счет средств фонда социального страхования;
- совместно с заинтересованными организациями участие в проведении семинаров, выставок и других мероприятий по пропаганде передового опыта по вопросам охраны труда и обеспечения безопасных условий образовательного процесса;
- организацию и проведение ведомственного контроля за выполнением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и обеспечению безопасных условий образовательного процесса;
- представление ежегодной госстатотчетности по форме 7-Т (травматизм) и отраслевой отчетности о травматизме обучающихся, а также оперативной информации о фактах крупных аварий, пожаров, групповых и смертельных несчастных случаев, происшедших с работниками и обучающимися, государственному органу управления образованием субъекта Российской Федерации;
- проведение анализа состояния условий и охраны труда и учебы, причин несчастных случаев с обучающимися, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников, разработку и принятие мер по их предупреждению и снижению;
- оказание методической помощи образовательным учреждениям в совершенствовании работы по вопросам охраны труда и обеспечения безопасных условий образовательного процесса;
- обеспечение образовательных учреждений нормативной правовой и бланковой документацией по вопросам охраны труда и обеспечения безопасных условий образовательного процесса;
- выполнение иных функций по вопросам охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса в пределах компетенции местного (муниципального) органа управления образованием.
4.4. Уровень образовательного учреждения
Образовательное учреждение в рамках своих полномочий обеспечивает:
- создание функционального подразделения (службы) охраны труда и учебы для организации, координации и контроля работы за соблюдением работниками и обучающимися законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- разработку и утверждение Положения об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в образовательном учреждении в соответствии с настоящим Стандартом;
- финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебы в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда и здоровья;
- в установленном порядке разработку, утверждение и пересмотр инструкций по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса для работников и обучающихся;
- совместно с профсоюзной организацией создание комитета (комиссии), корпуса уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в соответствии с государственными нормативными требованиями в целях осуществления сотрудничества работодателя и работников и общественного контроля по вопросам охраны труда и безопасности в процессе трудовой и образовательной деятельности;
- безопасность работников и обучающихся при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования при осуществлении технологических и образовательных процессов;
- в установленном порядке работников и обучающихся специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами;
- в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, прохождение работниками стажировки на рабочих местах и проверку их знаний требований охраны труда;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
- недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров или при наличии у них медицинских противопоказаний;
- проведение контроля за обеспечением безопасных условий трудового и образовательного процессов, за состоянием условий труда и учебы на рабочих и учебных местах, а также за правильностью применения работниками и обучающимися средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение аттестации рабочих и учебных мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в учреждении;
- проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам;
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников и обучающихся при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
- организацию и проведение расследования в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расследования в установленном Минобразованием России порядке несчастных случаев с обучающимися;
- обучение и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов и повышение квалификации работников служб охраны труда в установленные сроки;
- организацию обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных за счет средств фонда социального страхования;
- санитарно - бытовым и лечебно - профилактическим обслуживанием работников в соответствии с требованиями охраны труда;
- предоставление беспрепятственного допуска должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации для проведения проверок условий и охраны труда, соблюдения установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- выполнение предписаний представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- другие функции по вопросам охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса в пределах компетенции образовательного учреждения.
5. Организация службы охраны труда
Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных учреждениях осуществляется их руководителями (работодателями).
Организация, координация и контроль работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в образовательных учреждениях осуществляется службой охраны труда и учебы.
Организацию службы охраны труда осуществляют работодатели в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с подразделениями образовательного учреждения, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, службой охраны труда вышестоящей организации, а также с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
Служба охраны труда осуществляет работу в соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организациях, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14, и Типовым положением о службе охраны труда образовательного учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования, утвержденным Приказом Минобразования России от 11.03.98 N 662.
Приложение 1
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ
К ТЕРМИНАМ, ПРИМЕНЯЕМЫМ В СТАНДАРТЕ
┌───┬───────────────────────┬────────────────────────────────────┐ │ N │ Термин │ Пояснения │ │п/п│ │ │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │1. │Аттестация рабочих мест│Система анализа и оценки рабочих │ │ │по условиям труда и │мест для проведения оздоровительных │ │ │учебы │мероприятий, ознакомления работников│ │ │ │с условиями труда, сертификации про-│ │ │ │изводственных объектов, для подт- │ │ │ │верждения или отмены права предос- │ │ │ │тавления компенсаций и льгот работ- │ │ │ │никам, занятым на тяжелых работах и │ │ │ │работах с вредными и опасными усло- │ │ │ │виями труда │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │2. │Условия труда │Совокупность факторов производствен-│ │ │ │ной среды и трудового процесса, ока-│ │ │ │зывающих влияние на работоспособ- │ │ │ │ность и здоровье работника │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │3. │Вредный производствен- │Производственный фактор, воздействие│ │ │ный фактор │которого на работника может привести│ │ │ │к его заболеванию │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │4. │Опасный производствен- │Производственный фактор, воздействие│ │ │ный фактор │которого на работника может привести│ │ │ │к его травме │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │5. │Безопасные условия │Условия труда, при которых воздейс- │ │ │труда │твие на работающих вредных и опасных│ │ │ │производственных факторов исключено │ │ │ │либо уровни их воздействия не превы-│ │ │ │шают установленные нормативы │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │6. │Рабочее место │Место, в котором работник должен │ │ │ │находиться или в которое ему необхо-│ │ │ │димо прибыть в связи с его работой и│ │ │ │которое прямо или косвенно находится│ │ │ │под контролем работодателя │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │7. │Средства индивидуальной│Технические средства, используемые │ │ │и коллективной защиты │для предотвращения или уменьшения │ │ │работников │воздействия на работников вредных │ │ │ │или опасных производственных факто- │ │ │ │ров, а также для защиты от загрязне-│ │ │ │ния │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │8. │Внешняя среда │Среда обитания, окружающая человека,│ │ │ │характеризующаяся физическими, хими-│ │ │ │ческими, биологическими, информаци- │ │ │ │онными, социально - психологическими│ │ │ │и эстетическими факторами │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │9. │Вредные условия труда │Условия труда, характеризующиеся на-│ │ │ │личием вредных производственных фак-│ │ │ │торов, превышающих гигиенические │ │ │ │нормативы и оказывающих неблагопри- │ │ │ │ятное воздействие на организм рабо- │ │ │ │тающего и (или) его потомство │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │10.│Место организованного │Зона, оснащенная необходимыми техни-│ │ │отдыха │ческими средствами, в которой совер-│ │ │ │шается процесс психофизической раз- │ │ │ │грузки │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │11.│Охрана труда │Система сохранения жизни и здоровья │ │ │ │работников в процессе трудовой дея- │ │ │ │тельности, включающая в себя право- │ │ │ │вые, социально - экономические, │ │ │ │организационно - технические, сани- │ │ │ │тарно - гигиенические, лечебно - │ │ │ │профилактические, реабилитационные и│ │ │ │иные мероприятия │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │12.│Производственная │Совокупность действий людей с приме-│ │ │деятельность │нением орудий труда, необходимых для│ │ │ │превращения ресурсов в готовую про- │ │ │ │дукцию, включающая в себя производ- │ │ │ │ство и переработку различных видов │ │ │ │сырья, строительство, оказание раз- │ │ │ │личных видов услуг │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │13.│Орган управления │Самостоятельная единица в совокуп- │ │ │образованием │ности органов управления образовани-│ │ │ │ем, входящая в иерархическую органи-│ │ │ │зационную структуру управления обра-│ │ │ │зованием и осуществляющая управление│ │ │ │деятельностью образовательных учреж-│ │ │ │дений │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │14.│Организационная струк- │Упорядоченная совокупность органов, │ │ │тура управления образо-│управляющих деятельностью системы │ │ │ванием │образования │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │15.│Сертификат соответствия│Документ, удостоверяющий соответ- │ │ │работ по охране труда │ствие проводимых в организации работ│ │ │(сертификат безопаснос-│по охране труда установленным госу- │ │ │ти) │дарственным нормативным требованиям │ │ │ │охраны труда │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │16.│Система управления │Совокупность органов (звеньев) │ │ │ │управления, реализующих по опреде- │ │ │ │ленным принципам с помощью опреде- │ │ │ │ленных методов управления функции │ │ │ │(задачи) управления, направленные на│ │ │ │достижение главных целей всей дея- │ │ │ │тельности. В системе управления │ │ │ │обеспечивается рациональное сочета- │ │ │ │ние целевого, функционального и │ │ │ │линейного управления │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │17.│Структура │Совокупность устойчивых связей объ- │ │ │ │екта, обеспечивающих его целост- │ │ │ │ность, т.е. сохранение основных │ │ │ │свойств при различных внешних и │ │ │ │внутренних изменениях │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │18.│Структурное │Крупная составная часть органа │ │ │подразделение │управления образованием или образо- │ │ │ │вательного учреждения, обладающая │ │ │ │значительной самостоятельностью (уп-│ │ │ │равление, отдел, факультет, научно -│ │ │ │исследовательская часть, эксперимен-│ │ │ │тально - опытный завод, ремонтно - │ │ │ │строительное управление и т.д.) │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │19.│Уровень управления │Совокупность органов управления на │ │ │ │определенной ступени иерархии управ-│ │ │ │ления │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │20.│Учебное место │Зона, оснащенная необходимыми техни-│ │ │ │ческими средствами, в которой совер-│ │ │ │шается учебный процесс обучающегося │ │ │ │или группы обучающихся │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │21.│Учебное рабочее место │Зона, оснащенная необходимыми техни-│ │ │ │ческими средствами, в которой совер-│ │ │ │шается учебный процесс и трудовая │ │ │ │деятельность обучающегося или группы│ │ │ │обучающихся │ ├───┼───────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │22.│Условия учебы │Условия, в которых совершается учеб-│ │ │ │ный процесс или трудовая деятель- │ │ │ │ность обучающегося или группы обуча-│ │ │ │ющихся │ └───┴───────────────────────┴────────────────────────────────────┘Приложение 2
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
ОХРАНОЙ ТРУДА В СИСТЕМЕ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
I ┌───────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────┐ уровень │Федеральный (центральный) орган│ │ ЦК профсоюза работников │ │ управления образованием │ │ народного образования и │ │ (Министерство образования │ │науки Российской Федерации│ │ Российской Федерации) │ └────────────────┬─────────┘ └────────┬────────────────┬┬─┬──┘ │ ┌─────┘ ││ │ │ \/ ││ └───────┐ │ II ┌─────────────┴──────────────────┐ │└────────┐│ ┌────────────────┴─────────┐ уровень │Государственный орган управления│ └───────┐ ││ │Республиканский, краевой, │ │образованием субъекта Российской│ │ ││ │областной комитет профсою-│ │ Федерации (министерство, │ │ ││ │за работников народного │ │ департамент, комитет, главное │ │ ││ │образования │ │ управление) │ │ ││ └────────────────┬─────────┘ └──────┬──────┬─┬─┬───────┬─┬─┬─┬┘ │ ││ ┌────────────────┴─────────┐ ┌──────────┘ │ │ │ │ │ │ │ │ ││ │Городской, районный коми- │ \/ │ │ │ │ │ │ │ │ ││ │тет профсоюза работников │ III ┌─────────────┴───────────────┐ │ │ │ │ │ │ │ │ ││ │народного образования │ уро-│ Местный (муниципальный) │ │ │ │ │ │ │ │ │ ││ └────────────────────────┬─┘ вень│орган управления образованием│ │ │ │ │ │ │ │ │ │└───────────────────┐ │ │(комитет, управление, отдел) │ │ │ │ │ │ │ │ │ └──────────┐ │ │ └───┬─────────┬──────┬────────┘ │ │ │ │ │ │ └────────────┼────────────┼──────┐ │ │ │ │ │ ┌──────┘ │ └────┐ │ │ └──────────────┼─────────┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └──────────────┐ └──┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └─────────┐ │ │ │ │ │ │ │ \/ \/ \/ \/ \/ \/ \/ \/ \/ \/ \/ \/ \/ │ IV ┌───────┐┌────────┐┌────────┐┌─────────┐┌─────────┐┌───────┐┌───────┐ ┌─────────┐┌───────┐┌──┴────┐ уро-│Образо-││Общеоб- ││Образо- ││Специаль-││Образова-││Образо-││Образо-│ │Образова-││Образо-││Проф- │ вень│ватель-││разова- ││ватель- ││ные (кор-││тельные ││ватель-││ватель-│ │тельные ││ватель-││союзный│ │ные уч-││тельные ││ные уч- ││рекцион- ││учрежде- ││ные уч-││ные уч-│ │учрежде- ││ные уч-││комитет│ │режде- ││учрежде-││реждения││ные) об- ││ния для ││режде- ││режде- │ │ния выс- ││режде- ││ │ │ния ││ния (на-││дополни-││разова- ││детей - ││ния на-││ния │ │шего про-││ния до-││ │ │дош- ││чального││тельного││тельные ││сирот и ││чально-││средне-│ │фессио- ││полни- ││ │ │кольно-││общего, ││образо- ││учрежде- ││детей, ││го про-││го про-│ │нального ││тельно-││ │ │го об- ││основно-││вания ││ния для ││оставших-││фессио-││фессио-│ │и после- ││го об- ││ │ │разова-││го обще-││детей ││обучаю- ││ся без ││нально-││нально-│ │вузовско-││разова-││ │ │ния ││го, ││ ││щихся, ││попечения││го об- ││го об- │ │го про- ││ния ││ │ │ ││среднего││ ││воспитан-││родителей││разова-││разова-│ │фессио- ││взрос- ││ │ │ ││(полно- ││ ││ников с ││(законных││ния ││ния │ │нального ││лых ││ │ │ ││го) об- ││ ││отклоне- ││предста- ││ ││ │ │образова-││ ││ │ │ ││щего ││ ││ниями в ││вителей) ││ ││ │ │ния ││ ││ │ │ ││образо- ││ ││развитии ││ ││ ││ │ │ ││ ││ │ │ ││вания) ││ ││ ││ ││ ││ │ │ ││ ││ │ └───────┘└────────┘└────────┘└─────────┘└─────────┘└───────┘└───────┘ └─────────┘└───────┘└───────┘Приложение 3
ПЕРЕЧЕНЬ
ТИПОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ < * >
< * > Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации "Об образовании".
К образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения дополнительного образования;
7) учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.