ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
ПРИКАЗ
от 17 апреля 1995 г. N 75
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О МОДЕЛЬНОМ
ЦЕНТРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В целях унификации единой системы органов государственной службы занятости России, создания условий для осуществления полного перечня услуг в области содействия занятости в соответствии с Технологией взаимодействия с гражданами, ищущими работу, и безработными, подготовки персонала и согласно Приказу от 15.02.95 N 29 "О реализации программы создания модельных центров занятости населения в России" приказываю:
1. Утвердить Типовое положение о модельном центре занятости населения (прилагается).
2. Руководителям соответствующих органов федеральной государственной службы занятости населения республиканских в составе Российской Федерации, краевых, областных организовать в месячный срок разработку и утверждение положений о модельных центрах, указанных в Приказе от 15.02.95 N 29; копии утвержденных положений представить в Управление региональных служб занятости.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Галанца В.Д.
Приложение
к Приказу ФСЗ РФ
от 17 апреля 1995 г. N 75
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О МОДЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. Модельный центр занятости населения < * > входит в состав организационно-самостоятельной федеральной государственной службы занятости Российской Федерации, создается и ликвидируется приказами Федеральной службы занятости России на базе существующего центра занятости по представлению директора областного центра занятости, согласованному с соответствующим органом исполнительной государственной власти.
< * > Далее - МЦЗН.
МЦЗН обеспечивает реализацию в пределах своей компетенции политики занятости населения, оказание гражданам и работодателям полного перечня услуг в области содействия занятости, выполнение технологии взаимодействия с гражданами, ищущими работу, и безработными, а также осуществляет деятельность по унификации и стандартизации помещений, оснащенности центров занятости, отработке новых технологий и процедур, обучению мультипликаторов из числа работников городских и районных центров занятости, мониторинг и оценку эффективности новых ресурсов и материалов для подготовки персонала.
1.2. МЦЗН относится к местным органам федеральной государственной службы занятости и входит в структуру вышестоящего органа службы занятости.
В своей деятельности МЦЗН подчиняется вышестоящему органу службы занятости и местной администрации в пределах ее компетенции, взаимодействует с Федеральной службой занятости России, профессиональными союзами, союзами работодателей и другими общественными организациями.
1.3. В своей деятельности МЦЗН руководствуется законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями вышестоящих органов службы занятости, органа исполнительной власти, а также настоящим Положением.
1.4. МЦЗН является юридическим лицом, осуществляет оперативное управление и распоряжение средствами Государственного фонда занятости населения Российской Федерации < * > в пределах утвержденного бюджета, имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютный счета в учреждениях Банка Российской Федерации, гербовую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием принадлежности к федеральной государственной службе занятости и своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.
< * > Далее - фонд занятости.
Имущество МЦЗН, приобретенное за счет средств фонда занятости, является федеральной собственностью.
2. Основные задачи
2.1. Основными задачами МЦЗН являются:
предоставление полного перечня услуг и программ службы занятости, выполнение технологии взаимодействия с гражданами, ищущими работу, и безработными;
разработка предложений по проведению государственной политики занятости;
разработка и финансирование городских, районных программ занятости, направленных на сокращение периода трудоустройства граждан на работу; повышение качества и расширение перечня мероприятий, предназначенных для безработных и работодателей;
апробирование новых программ и услуг, осуществление связи с Федеральной службой занятости России по вопросам технологии взаимодействия с гражданами, ищущими работу, и безработными;
обучение мультипликаторов из числа работников городских и районных центров занятости, участие в обучении персонала служб занятости региона;
проведение мониторинга и оценки эффективности новых курсов и материалов для подготовки персонала;
осуществление деятельности по унификации и стандартизации помещений, оснащенности центров занятости.
3. Основные направления деятельности
3.1. МЦЗН проводит активную политику на рынке труда, строит свою работу на основе комплексных и целевых программ и осуществляет:
учет и регистрацию граждан, обращающихся в службу занятости в целях поиска подходящей работы с использованием (в необходимых случаях) медицинской экспертизы;
обеспечение в пределах своей компетенции социальной защиты безработных граждан, включая своевременную и регулярную выплату пособий, стипендий, материальной помощи гражданам, осуществление индексации пособий и стипендий, оформление досрочной пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
проведение мероприятий по трудовой реабилитации инвалидов и лиц, уволенных с военной службы, проведение тестирования их профессиональных возможностей, содействие адаптации к новой работе;
содействие безработным гражданам в организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости;
предоставление временной работы, а также направление граждан на оплачиваемые общественные работы, организованные местными органами исполнительной власти по предложению и с участием МЦЗН;
проведение профессиональной ориентации и консультации населения, в том числе молодежи;
направление на профессиональное обучение лиц, испытывающих затруднения в устройстве на работу, и в первую очередь, высвобожденных работников, одиноких и многодетных родителей, молодежи, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и иных категорий незанятого населения, особо нуждающихся в социальной защите;
регистрацию по сведениям предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности свободных рабочих мест (вакантных должностей) и свободных учебных мест;
оказание предприятиям, учреждениям и организациям помощи в подборе работников, консультирование хозяйственных руководителей и обеспечение их информацией о состоянии рынка труда;
оказание материальной поддержки в виде компенсационных выплат работникам предприятий, учреждений и организаций, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы (вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю);
оказание помощи предприятиям в разработке и реализации мероприятий по содействию занятости в условиях массового высвобождения в связи с ликвидацией предприятий, сокращением численности или штата работников за определенный календарный период;
оказание предприятиям платных услуг, не противоречащих действующему законодательству;
сбор информации, публикацию статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессионального обучения, повышения квалификации, создание автоматизированных банков данных;
обеспечение населения достоверной, полной и оперативной информацией о возможностях трудоустройства, профессионального обучения, переезда для работы в другую местность на условиях срочного контракта или переселения;
проведение консультаций и совещаний по вопросам организации работы с высвобожденными гражданами и безработными;
анализ и прогноз состояния рынка труда, разработку программ занятости населения на основе прогнозов экономического и социального развития, участие в финансировании этих программ, а также организацию их выполнения;
подготовку предложений вышестоящему органу службы занятости и администрации города (района) по организации новых рабочих мест;
заключение договоров с образовательными учреждениями (подразделениями) на профессиональную подготовку безработных граждан и незанятого населения;
регистрацию и создание автоматизированной базы данных предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих отчисление обязательных страховых взносов в фонд занятости;
контроль за поступлением отчислений в фонд занятости;
выдачу заключений на деятельность негосударственных организаций, оказывающих платные услуги, связанные с трудоустройством граждан, профессиональной подготовкой, повышением квалификации, переподготовкой, участие в работе экспертных комиссий по лицензированию;
организацию проверок предприятий по выполнению требований Закона "О занятости населения в Российской Федерации";
контроль < * > за исполнением районными подразделениями законодательства и других нормативных актов по вопросам, входящим в компетенцию служб занятости;
< * > Осуществляют МЦЗН, имеющие административно-территориальное деление.
рассмотрение жалоб граждан, предприятий, учреждений и организаций и принятие по ним решений.
3.2. МЦЗН наряду с выполнением перечисленных функций осуществляет:
первоочередную отработку новых технологий, в том числе информационных технологий в составе автоматизированной информационной системы "Занятость", программ, услуг с последующим распространением полученного положительного опыта во всех территориальных центрах занятости посредством обучения мультипликаторов;
осуществление связи с Федеральной службой занятости по вопросам технологии работы;
ведение полного учета всех направлений деятельности для целей мониторинга и оценки модели ЦЗ, эффективности новых технологий, курсов и материалов;
участие в организации и проведении учебы по повышению квалификации специалистов МЦЗН и специалистов других центров занятости данного региона;
проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, входящим в его компетенцию;
использование опыта работы центров занятости различных областей и городов Российской Федерации и бирж труда зарубежных стран:
организацию международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая вопросы трудовой деятельности граждан Российской Федерации за рубежом и иностранных граждан в Российской Федерации, в соответствии с международными соглашениями в рамках международных программ;
организацию рекламы своей деятельности через средства массовой информации.
4. Основные права Модельного центра занятости населения
4.1. В целях реализации своих основных обязанностей и направлений деятельности МЦЗН имеет право:
запрашивать и получать на безвозмездной основе у соответствующих органов власти, органов государственной статистики, налоговых органов, а также от предприятий, организаций и учреждений сведения, необходимые для разработки программ занятости и выполнения своих функций;
запрашивать у работодателей информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение работников;
входить в местную администрацию с предложениями о приостановке на срок до шести месяцев решения о высвобождении или проведении поэтапного высвобождения работников в течение года;
получать от работодателей данные о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), о количестве высвобождаемых, принятых и уволенных работников. Регулярность предоставления указанной информации определяется Госкомстатом России;
разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов исполнительной власти предложения об установлении для работодателей квоты приема на работу инвалидов;
вносить предложения о льготном налогообложении предприятий, создающих новые рабочие места сверх установленной квоты для лиц, требующих особой социальной защиты;
стимулировать создание на предприятиях новых рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью, производственных подразделений с гибкими формами организации труда, временных и общественных работ, профессиональное обучение безработных;
заключать по доверенности работодателей и от их имени договоры с гражданами о трудоустройстве (при необходимости с предварительной профессиональной подготовкой), производить выплату им пособия при переезде на новое место жительства и работы за счет средств предприятий;
направлять в установленном порядке незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
оказывать материальную помощь безработным гражданам в установленном законодательством порядке;
направлять в установленном порядке на профессиональное обучение безработных, трудоустройство которых требует получения новой профессии (специальности), повышения квалификации, а также устанавливать им на весь период обучения стипендии в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
давать в пределах своей компетенции работодателям, учреждениям, организациям и гражданам разъяснения и консультации по вопросам применения законодательства о занятости;
учреждать организации и учреждения (быть их соучредителями), непосредственно способствующие функционированию службы занятости;
осуществлять совместно с налоговыми органами контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонд занятости. При взыскании с работодателей сумм сокрытых или заниженных страховых взносов в фонд занятости, а также недоимок, штрафов и принятии иных санкций, предусмотренных законодательством, МЦЗН пользуется правами, предоставленными налоговым органам РФ по взысканию не внесенных в срок налогов;
посещать в установленном порядке для исполнения своих служебных обязанностей предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности для ознакомления с условиями труда, профессиональной подготовкой и переподготовкой работающих, а также по вопросам:
проверки обоснованности увольнений и правильности процедуры увольнений по инициативе администрации и по другим основаниям;
соответствия заполнения квотируемых рабочих мест, предназначенных для инвалидов;
проверки финансовых документов на предмет правильности перечисления обязательных страховых взносов в фонд занятости;
участия в работе комиссий в случае массового высвобождения работников или ликвидации предприятия;
проверки качества профессионального обучения граждан, направленных службой занятости, участия в аттестации лиц, окончивших обучение;
другим вопросам, входящим в компетенцию органов службы занятости.
5. Организация управления
5.1. МЦЗН возглавляет директор, назначение на должность и освобождение от должности которого производится руководителем вышестоящего органа службы занятости по представлению администрации соответствующего города и района и по согласованию с ФСЗ России.
5.2. Директор МЦЗН в соответствии с действующими нормативами выходит с ходатайством в вышестоящий орган службы занятости об открытии филиалов.
Структура, численность работников, оснащение МЦЗН согласовываются с вышестоящим (региональным) органом службы занятости и Федеральной службой занятости России.
5.3. Директор МЦЗН несет ответственность за подбор, расстановку и повышение квалификации работников, соблюдение ими правил внутреннего распорядка, применяет меры поощрения и взыскания, распоряжается фондом занятости согласно утвержденному бюджету.
Директор без доверенности действует от имени своей организации и в соответствии с трудовым законодательством самостоятельно решает вопросы приема и увольнения работников МЦЗН и его подразделений.
Вопросы приема и увольнения заместителей директора МЦЗН решаются директором МЦЗН по согласованию с руководителем вышестоящего органа службы занятости.
5.4. МЦЗН обязан представлять в Управление региональных служб занятости ФСЗ России экземпляр ежеквартальной статистической отчетности, направляемый в вышестоящий орган службы занятости; планы на полугодие и отчеты об их выполнении.
5.5. Работники МЦЗН приравниваются по условиям оплаты труда, социально-бытовому и медицинскому обслуживанию к работникам структурных подразделений соответствующих исполнительных органов власти. Решением ФСЗ России работникам МЦЗН могут быть установлены надбавки к заработной плате за увеличение объема должностных обязанностей, связанных с обучением персонала региона и выполнением других функций МЦЗН.
6. Внесение изменений и дополнений в Положение
о Модельном центре занятости
6.1. Внесение изменений и дополнений в Положение о Модельном центре занятости населения осуществляется приказом Федеральной службы занятости России.