ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
ПРИКАЗ
от 5 мая 1994 г. N 58
О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.92 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС", в соответствии с Приказом Минобразования России от 17.06.93 N 256 "Об утверждении типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации" и в целях стимулирования роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развития творческой инициативы, обеспечения социальной защищенности работников учебных центров службы занятости приказываю:
1. Утвердить Положение об аттестации работников учебных центров федеральной государственной службы занятости населения России, объемные показатели и порядок отнесения учебных центров федеральной государственной службы занятости населения России к группам по оплате труда руководящих работников для установления разрядов оплаты труда по ЕТС и состав Главной аттестационной комиссии. Срок полномочий Главной аттестационной комиссии установить в течение трех лет с момента издания настоящего Приказа (прилагается).
2. Российскому учебному центру (В.Л. Похвощев):
2.1. Ознакомить директоров учебных центров службы занятости населения с нормативными материалами по проведению аттестации.
3. Территориальным органам службы занятости:
3.1. Создать аттестационные комиссии.
3.2. Провести в мае - июне 1994 года аттестацию директоров учебных центров.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Руководителя О.А. Славуцкого.
Приложение
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение составлено на основании Типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.06.93 N 256, и регламентирует порядок проведения аттестации руководящих и педагогических работников учебных центров.
1.2. Целью аттестации является стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной занятости работников учебных центров в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда.
Задачами аттестации являются: целенаправленное, непрерывное повышение профессионального уровня руководящих и педагогических работников учебных центров, установление соответствия между качеством и оплатой труда, управление качеством образования для создания оптимальных условий профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.
Аттестация осуществляется на основе комплексной оценки уровня квалификации, педагогического и управленческого профессионализма и продуктивности деятельности работников учебных центров.
1.3. Основными принципами аттестации являются: добровольность, открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к педагогическим и руководящим работникам учебных центров.
1.4. Нормативной основой для проведения аттестации являются данное Положение, тарифно - квалификационные характеристики, утверждаемые в установленном порядке, содержащие критерии соответствующих квалификационных категорий и определяющие их количество, Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы и объемные показатели и порядок отнесения учебных центров федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации к группам по оплате труда, нормативные акты Федеральной службы занятости России, регламентирующие уровень оплаты труда педагогических и руководящих работников учебных центров.
Директорам учебных центров при аттестации присваивается соответствующая квалификационная категория (высшая, первая, без категории).
При оценке их деятельности учитывается группа по оплате труда, диапазон разрядов оплаты труда по ЕТС и показатели уровня квалификации руководящих работников.
При наличии показателей, значительно увеличивающих объем и сложность работы в учебном центре, аттестационная комиссия выносит решение о персональных надбавках к должностным окладам руководящих и педагогических работников.
Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам учебных центров присваиваются на срок 5 лет.
1.5. Аттестация для вновь назначаемых на должность директоров учебных центров является обязательной в соответствии с пунктом статьи 35 Закона Российской Федерации "Об образовании".
1.6. Аттестацию проходят изъявившие желание получить квалификационную категорию, подтвердить или повысить имеющуюся квалификационную категорию педагогические и руководящие работники, квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий.
1.7. Педагогическим и руководящим работникам учебных центров, изъявившим желание проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории, разряды оплаты труда по ЕТС устанавливаются:
- педагогическим работникам - в зависимости от образования и стажа работы (стажа работы по специальности);
- руководящим работникам - по начальному разряду в диапазоне разрядов, соответствующем группе по оплате труда руководящих работников, к которой отнесен учебный центр.
1.8. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации, правовой и социальной защищенности руководящих и педагогических работников учебных центров осуществляет Федеральная служба занятости России и территориальные (республиканские в составе Российской Федерации, краевые, областные, автономных областей, автономных округов, городов федерального значения службы занятости < * > ).
< * > В дальнейшем - территориальные службы занятости.
2. Аттестационная комиссия, ее состав
2.1. Задачами аттестационной комиссии являются обобщение итогов деятельности педагогических и руководящих работников, обеспечение объективности экспертных оценок, соблюдение основных принципов аттестации.
2.2. Для проведения аттестации создаются:
- Главная аттестационная комиссия,
- территориальная аттестационная комиссия,
- аттестационная комиссия учебного центра.
Формы и процедуры проведения аттестации и деятельность аттестационных комиссий определяются соответственно ФСЗ России, территориальными службами занятости или Учредительным советом учебного центра.
2.3. Персональный состав аттестационных комиссий, сроки полномочий и график проведения аттестации определяются соответственно приказами Федеральной службы занятости России, территориальных служб занятости или директора учебного центра и доводятся до сведения аттестуемых работников не позже, чем за две недели до начала аттестации.
2.4. В состав Главной аттестационной комиссии входят заместитель Руководителя Федеральной службы занятости России, квалифицированные специалисты ФСЗ России и Российского учебного центра (приложение).
2.5. В состав территориальной аттестационной комиссии включаются работники территориальных служб занятости, представители образовательных учреждений, а также организаций, предприятий, органов исполнительной власти и управления.
Представители Федеральной службы занятости России и Российского учебного центра могут также входить в состав аттестационных комиссий территориальных служб занятости.
2.6. В состав аттестационной комиссии учебного центра входят директор (зам. директора), члены комиссии и секретарь, а также представители местных служб занятости.
При аттестационной комиссии могут быть образованы экспертные группы по аттестации педагогических и руководящих работников по специальностям.
За работниками учебных центров, включенным в состав аттестационных комиссий, на период их непосредственной деятельности в составе комиссии сохраняется заработная плата, установленная при тарификации.
Финансирование затрат, связанных с проведением аттестации работников учебных центров производится в пределах сметы содержания учебных центров по статье "прочие расходы".
2.5. Результаты аттестации определяются открытым голосованием на итоговом заседании комиссии.
По результатам проведенной аттестации комиссия выносит по каждому работнику одно из решений:
а) о соответствии заявленной квалификационной категории,
б) о несоответствии заявленной квалификационной категории.
Решение считается действительным, если в голосовании участвовало не менее 2/3 членов утвержденного состава комиссии и оно было принято большинством голосов. При равенстве аттестуемый работник признается соответствующим квалификационной категории занимаемой должности.
Аттестационная комиссия учебного центра вправе ставить вопрос перед вышестоящей аттестационной комиссией об аттестации педагогического или руководящего работника на более высокую квалификационную категорию.
В случае признания работника не соответствующим заявленной квалификационной категории повторная аттестация на ту же квалификационную категорию по заявлению работника может производиться не ранее, чем через год.
Результаты аттестации оформляются протоколом и заносятся в аттестационный лист, который составляется в двух экземплярах (форма аттестационного листа прилагается) и предъявляется для ознакомления и подписи аттестуемому сразу же после голосования. Один экземпляр аттестационного листа после завершения аттестации хранится в личном деле работника, другой выдается аттестуемому.
Протокол и аттестационный лист подписываются председателем, заместителем председателя, секретарем, членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.
3. Порядок подготовки и проведения аттестации
3.1. Подготовка к проведению аттестации осуществляется соответственно руководством ФСЗ России, территориальной службы занятости или учебного центра и включает следующее:
- определение состава аттестационной комиссии,
- организацию разъяснительной работы о целях, задачах и порядке проведения аттестации,
- подготовку необходимой документации для проведения аттестации,
- составление графика проведения аттестации.
На каждого работника подготавливается представление, в котором обязательно учитывается: соответствие профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты его труда, профессиональная компетентность, выполнение должностных обязанностей, результаты работы за предшествующий период. Аттестуемый работник не менее чем за две недели до прохождения аттестации должен быть ознакомлен с представленным на него материалом.
На заседании аттестационной комиссии рассматривается представление и заслушиваются сообщения аттестуемого и руководителя. При анализе работы аттестуемого необходимо соблюдать объективность, требовательность и доброжелательность.
Если аттестуемый работник является членом аттестационной комиссии, то он не принимает участия в голосовании.
3.2. Основанием для прохождения аттестации является личное обоснованное заявление работника с указанием квалификационной категории, на которую он претендует.
Работник, с соответствующим уровнем образования, заложенным в квалификационных характеристиках, но не имеющий необходимого стажа работы, может претендовать на квалификационную категорию и получить ее при положительных результатах работы и успешном прохождении аттестации.
3.3. Аттестация проводится по двум направлениям:
3.3.1. Первое - обобщение итогов деятельности педагогических и руководящих работников.
Может осуществляться в форме собеседования, творческого отчета, защиты научно - методической или опытно - экспериментальной разработки и других формах.
При аттестации педагогических работников учитываются знание преподаваемых предметов, новых педагогических технологий, теории педагогики и педагогической психологии, уровень практических навыков и умений, а также оценивается творческая деятельность педагогического работника и др.
При аттестации руководящих работников учитывается знание основ теории управленческой деятельности, тенденций развития содержания образования, уровень управленческих навыков и умений, знание нормативных документов, регулирующих работу учебного центра и др. (см. Приложение).
3.3.2. Второе - экспертная оценка деятельности педагогических и руководящих работников.
Может осуществляться путем использования различных форм психолого - педагогической диагностики и изучения результативности профессиональной деятельности.
Оплата труда высококвалифицированных специалистов образовательных учреждений, рабочих и специалистов предприятий и организаций, привлекаемых к работе в учебных центрах производится в соответствии с разрядом, установленным по месту их основной деятельности, а также на условиях совместительства, почасовой оплаты и по трудовому соглашению.
3.4. Директор учебного центра аттестуется территориальной аттестационной комиссией службы занятости как руководитель и как педагогический работник.
3.5. За педагогическими и руководящими работниками, выходящими на аттестацию по собственному желанию до истечения срока установленной ранее квалификационной категории и не получившими положительного решения аттестационной комиссии, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.
3.6. Работнику, не подтвердившему в ходе аттестации имеющейся у него квалификационной категории, решением соответствующей аттестационной комиссии она может быть понижена или снята до следующей аттестации.
3.7. При переходе на новое место работы, в том числе в связи с переездом в другой регион, за педагогическими и руководящими работниками сохраняется присвоенная по прежнему месту работы квалификационная категория и устанавливается соответствующий ей уровень оплаты труда, применяемый в данном регионе на срок до 1 года.
3.8. В случае истечения срока действия квалификационной категории педагогических и руководящих работников во время:
- длительной нетрудоспособности,
- отпуска по уходу за ребенком,
- длительной стажировки, обучения или командировки на работу по специальности в российские образовательные учреждения за рубежом,
- отпуска до одного года в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", по выходе на работу срок действия имевшейся у них квалификационной категории продлевается в индивидуальном порядке не более, чем на один год.
Педагогическим и руководящим работникам, прекратившим педагогическую деятельность в связи с ликвидацией учебного центра или уходом на пенсию, независимо от вида пенсии, в случае возобновления ими педагогической деятельности сохраняется имевшаяся квалификационная категория до окончания срока ее действия или (в случае истечения срока действия) продлевается не более, чем на один год.
В случае истечения срока действия квалификационной категории у педагогических и руководящих работников, которым до пенсии по старости (по возрасту) осталось менее трех лет, имеющаяся у них квалификационная категория сохраняется до наступления пенсионного возраста.
3.9. Аттестационные комиссии с учетом специфики учебных центров самостоятельно определяют порядок проведения аттестации, вносят дополнения, разрабатывают и используют критерии оценки деятельности работников при условии, что они не противоречат Закону РФ "Об образовании" и требованиям данного Положения.
4. Реализация решений аттестационной комиссии;
рассмотрение трудовых споров, связанных с аттестацией
4.1. Руководитель территориальной (городской, районной) службы занятости, директор учебного центра на основании решения соответствующей аттестационной комиссии в течение месяца издает приказ о присвоении работникам квалификационных категорий и установлении уровней оплаты труда по соответствующим им разрядам.
Оплата труда работника в соответствии с присвоенной квалификационной категорией осуществляется с момента вынесения аттестационной комиссией соответствующего решения.
4.2. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.
Приложение
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ 1. Фамилия, имя, отчество ____________________________________ 2. Год рождения ______________________________________________ 3. Сведения об образовании ___________________________________ __________________________________________________________________ (что окончил и когда, специальность и квалификация по образованию, ученая степень, ученое звание) 4. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения (избрания, утверждения) на эту должность _________________________ __________________________________________________________________ 5. Общий трудовой стаж _______________________________________ 6. Стаж работы по специальности ______________________________ 7. Педагогический стаж _______________________________________ 8. Вопросы к аттестуемому и ответы на них ____________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 9. Решение аттестационной комиссии ___________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 10. Результаты голосования. Количество голосов: за ____ против ____ 11. Рекомендации аттестационной комиссии (с указанием мотивов, по которым они даются) ___________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 12. Примечания _______________________________________________ Председатель аттестационной комиссии (подпись) Секретарь аттестационной комиссии (подпись) Члены аттестационной комиссии (подписи) Дата аттестации "__" ______ 199_ г. С аттестационным листом ознакомился __________________________ (подпись аттестованного и дата)СОСТАВ
ГЛАВНОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
Славуцкий О.А. - первый заместитель Руководителя ФСЗ России, председатель комиссии Кязимов К.Г. - начальник управления профессионального обучения незанятого населения ФСЗ, заместитель председателя комиссии Мышаков А.В. - начальник отдела учебных заведений ФСЗ России, член комиссии Новиков П.Н. - первый проректор Российского учебного центра ФСЗ России, член комиссии Никольская Г.И. - ведущий специалист отдела учебных заведений ФСЗ России, член комиссии Медведева Н.С. - начальник отдела экспертизы и аттестации учебных центров Российского учебного центра, член комиссии - представитель Минобразования Российской ФедерацииОБЪЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
И ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ К ГРУППАМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РУКОВОДЯЩИХ
РАБОТНИКОВ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗРЯДОВ
ОПЛАТЫ ТРУДА ПО ЕТС
I. Общие положения
1.1. При определении разряда оплаты труда руководящих работников учебных центров учитываются объемные и качественные показатели.
1.2. К объемным показателям относятся: численность работников учебного центра, количество обучавшихся, наличие филиалов (отделений, групп), совместная работа с территориальными (республиканскими в составе Российской Федерации, краевыми, областными, автономных областей, автономных округов, городов федерального значения) службами занятости населения < * > по профессиональному обучению безработных граждан и незанятого населения по профессиям (специальностям), видам деятельности, пользующимся спросом на рынке труда и для самозанятости населения, многопрофильность подготовки и т.д.
< * > В дальнейшем - (территориальные службы занятости).
1.3. К качественным показателям, характеризующим уровень квалификации руководителей учебных центров, относятся их профессиональная компетентность и эффективность работы, знания, умения, продуктивность управленческой деятельности, создание оптимальных условий для профессионального обучения и др.
1.4. Для определения порядка отнесения учебных центров к группам по оплате труда в территориальных, городских и районных службах занятости населения создаются комиссии.
II. Объемные показатели
По объемным показателям для руководящих работников учебных центров установлено пять групп по оплате труда, каждая из которых предусматривает диапазон разрядов оплаты труда по единой тарифной сетке (ЕТС).
Отнесение учебных центров к одной из групп по оплате труда руководящих работников производится по сумме баллов после оценки сложности руководства учебными центрами по следующим показателям:
Таблица 1
┌───┬──────────────────────────────────┬──────────────────┬──────┐ │ N │ Показатели │ Условия │Кол-во│ │п/п│ │ │баллов│ ├───┼──────────────────────────────────┼──────────────────┼──────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ ├───┼──────────────────────────────────┼──────────────────┼──────┤ │1 │Количество территориальных,│Из расчета на │ 1,5 │ │ │районных и городских служб│каждую │ │ │ │занятости населения, направивших│ │ │ │ │на обучение в учебные центры│ │ │ │ │безработных граждан │ │ │ │2 │Количество профилей (профессий,│Из расчета за │ 1 │ │ │специальностей) подготовки │каждую │ │ │3 │Общее количество обучающихся │См. расчет │ 5 │ │4 │Количество филиалов (отделений,│Из расчета за │ 2 │ │ │пунктов, отдельных групп) учебного│каждое структ. │ │ │ │центра │подразделение │ │ │5 │Количество оборудованных и│ │ │ │ │оснащенных учебно -│ │ │ │ │производственных помещений│ │ │ │ │(собственных арендованных): │ │ │ │ │- уч. кабинеты, лаборатории │За каждый │ 2/1 │ │ │- уч. мастерские │За каждую │ 4/2 │ │6 │Наличие методического кабинета,│За каждый вид │ 5 │ │ │библиотеки, столовой, буфета,│ │ │ │ │общежития, гостиницы и других│ │ │ │ │помещений, оборудованных в│ │ │ │ │соответствии с действующими│ │ │ │ │нормами и правилами │ │ │ │7 │Количество педагогических│За каждого │ 0,3 │ │ │работников учебного центра,│работника │ │ │ │организующих и осуществляющих│ │ │ │ │обучение безработных граждан и│ │ │ │ │незанятого населения │ │ │ └───┴──────────────────────────────────┴──────────────────┴──────┘Расчет по п. 3
N x K (SUM ───── : 10) x 5, 144где N - количество обучившихся безработных граждан, незанятого населения и персонала служб занятости в одной группе,
К - количество часов по учебному плану,
144 - количество часов в месяц,
10 - количество учебных месяцев в году.
III. Порядок отнесения учебных центров к группам
по оплате труда
1. Группа по оплате труда определяется в зависимости от подчиненности Главной, территориальной аттестационной комиссией на основе соответствующих документов, подтверждающих наличие указанных показателей.
Группа по оплате труда для вновь открываемых учебных центров устанавливается из плановых (проектных) показателей, но не более чем на 2 года.
2. Территориальные службы занятости, имеющие в своем ведении учебные центры, могут относить руководящих работников учебных центров к одной из приведенных ниже пяти групп по оплате труда, не предусмотренной в настоящих показателях, а также относить учебные центры, добившиеся высоких и стабильных результатов работы, на одну группу по оплате труда выше по сравнению с группой, определенной по настоящим показателям.
Группы по оплате труда и диапазон разрядов оплаты
по ЕТС для руководящих работников учебных центров
федеральной государственной службы занятости населения
Российской Федерации (в зависимости от суммы баллов,
исчисленной по объемным показателям)
Таблица 2
┌────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐ │ Тип (вид) │ Группа по оплате труда руководящих │ │ образовательного │работников, диапазон разрядов по ЕТС и │ │ учреждения │ сумма баллов │ │ ├───────┬───────┬───────┬───────┬───┬───┤ │ │ I │ II │ III │ IV │ V │ │ │ ├───────┼───────┼───────┼───────┼───┼───┤ │ │14 - 16│13 - 15│12 - 14│11 - 13│ │ │ ├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───┼───┤ │Учебный центр │свыше │до 400 │до 300 │ │ │ │ │федеральной │ 400 │ │ │ │ │ │ │государственной службы │ │ │ │ │ │ │ │занятости населения │ │ │ │ │ │ │ │Российской Федерации │ │ │ │ │ │ │ └────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───┴───┘IV. Показатели уровня квалификации руководящих работников
1. Для оценки уровня квалификации руководящих работников учебных центров вводится две квалификационные категории: первая и высшая, которые устанавливаются по результатам аттестации. Оценка квалификации производится в баллах по показателям:
Таблица 3
┌───────────────────────────────────────────────────────┬────────┐ │ Показатели уровня знаний, умений и продуктивности │ Кол-во │ │ управленческой деятельности │ баллов │ │ ├──┬──┬──┤ │ │0 │1 │2 │ ├───────────────────────────────────────────────────────┴──┴──┴──┤ │ I. Уровень владения профессиональными знаниями │ ├───────────────────────────────────────────────────────┬──┬──┬──┤ │- педагогики менеджмента │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │- системы образования, ее основных компонентов,│ │ │ │ │особенностей их функционирования и развития │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │- содержания профессионального образования и его│ │ │ │ │дидактических требований │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │- сущности современных образовательных технологий,│ │ │ │ │передового педагогического, отечественного и│ │ │ │ │зарубежного опыта организации профессионального│ │ │ │ │обучения безработных граждан и незанятого населения │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │- правовых основ функционирования и развития системы│ │ │ │ │образования │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │- государственного устройства, социально - политических│ │ │ │ │и экономических проблем развития своего региона │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │- педагогики и психологии │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┴──┴──┴──┤ │ II. Владение основами управленческой деятельности │ ├───────────────────────────────────────────────────────┬──┬──┬──┤ │- прогнозирование и планирование │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │- подготовка и принятие управленческого решения │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │- организационно - административные качества и умения │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │- осуществление контроля и координации │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┴──┴──┴──┤ │ III. Оценка личности руководителя │ ├───────────────────────────────────────────────────────┬──┬──┬──┤ │способности: │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │- интеллектуальные │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │- организаторские │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │- коммуникативные │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │- прогностические │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │нравственно - волевые качества │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┴──┴──┴──┤ │ IV. Результаты деятельности руководителя учебного центра │ ├───────────────────────────────────────────────────────┬──┬──┬──┤ │- продуктивность хозяйственной деятельности; │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │- качество и уровень: │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │ работы с кадрами │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │ материальной базы (наличие, использование, развитие) │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │ санитарно - гигиенических условий │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │ документации, определяющей деятельность учебного│ │ │ │ │ центра; │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │- психологический климат коллектива │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │- авторитет руководителя среди: │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │ инженерно - педагогических работников учебного центра│ │ │ │ │ и других образовательных учреждений, руководителей│ │ │ │ │ региона (города, округа, края, области, республики) │ │ │ │ └───────────────────────────────────────────────────────┴──┴──┴──┘Примечания. 1. Данные показатели уровня квалификации руководящих работников являются основными и могут дополняться и конкретизироваться в зависимости от сложности работы.
2. При сумме баллов, составляющей не менее 30% от максимального количества баллов, определенных по показателям уровня квалификации, руководящим работникам присваивается первая квалификационная категория, а при сумме свыше 70% от максимального количества - высшая квалификационная категория.
3. Директорам учебных центров должностные оклады устанавливаются в диапазоне разрядов оплаты труда по ЕТС, предусмотренном для одной из пяти групп по оплате труда:
- не имеющим квалификационной категории - по начальному разряду группы,
- имеющим первую квалификационную категорию - на один разряд выше начального данной группы,
- имеющим высшую квалификационную категорию - на два разряда выше начального этой же группы.
4. При наличии других показателей, значительно увеличивающих объем и сложность работы в учебном центре, таких, как:
Таблица 4
┌──┬────────────────────────────────────────────────────┬────────┐ │ │ Показатели │Кол-во │ │ │ │баллов │ │ │ ├──┬──┬──┤ │ │ │0 │1 │2 │ ├──┼────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │1.│Наличие индивидуальной профессиональной подготовки│ │ │ │ │ │безработных граждан, в том числе с выездом│ │ │ │ │ │преподавателей на места проживания клиентов службы│ │ │ │ │ │занятости │ │ │ │ ├──┼────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │2.│Реализация педагогических инноваций (внедрение│ │ │ │ │ │интенсивного обучения, компьютерных методик,│ │ │ │ │ │проведение педагогических экспериментов и т.д.) │ │ │ │ ├──┼────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │3.│Организация практики на предприятиях различных форм│ │ │ │ │ │собственности │ │ │ │ ├──┼────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │4.│Изготовление в процессе профессионального обучения│ │ │ │ │ │товарной продукции и оказание услуг населению │ │ │ │ ├──┼────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │5.│Оказание методической помощи органам службы│ │ │ │ │ │занятости, предприятиям по вопросам│ │ │ │ │ │профессионального обучения граждан путем проведения│ │ │ │ │ │консультаций, разработки методических рекомендаций,│ │ │ │ │ │учебных планов и программ │ │ │ │ ├──┼────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │6.│Оказание услуг своим выпускникам в трудоустройстве │ │ │ │ │ │Работа по созданию "Бизнес - инкубаторов" │ │ │ │ ├──┼────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │7.│Обучение инвалидов │ │ │ │ ├──┼────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │8.│Хозрасчетная деятельность учебного центра │ │ │ │ ├──┼────────────────────────────────────────────────────┼──┼──┼──┤ │9.│Наличие автотранспортных средств │ │ │ │ └──┴────────────────────────────────────────────────────┴──┴──┴──┘При сумме баллов, составляющей не менее 30% от максимального количества баллов, определенных по показателям (таблица 4) руководящим, а также педагогическим работникам учебных центров предусматривается надбавка от 50 до 75% должностного оклада, а при сумме свыше 70% от максимального количества - до 100% должностного оклада.
В соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 15 мая 1991 г. N 466-р предоставляется право руководителям органов служб занятости устанавливать директорам учебных центров надбавки в размере до 60% должностного оклада, а за счет внебюджетных средств - без ограничения размерами.
5. Должностные оклады заместителям руководителей учебного центра определяются в том же диапазоне разрядов оплаты труда по объемным показателям, что и руководителю учебного центра и в том же порядке, но на 10 - 20% ниже оклада, соответствующего разряду оплаты труда, установленного директору учебного центра.
6. Руководителям структурных подразделений учебных центров должностные оклады устанавливаются в таком же порядке по уровням квалификации, что и директорам учебных центров, но в диапазоне 3 - 10 разрядов оплаты труда по ЕТС - для учебных центров, отнесенных к V, IV и III группам по оплате труда руководящих работников; 9 - 11 разрядов - ко II группе и 10 - 12 разрядов - к I группе.
7. Решение об установлении директорам учебных центров высшей квалификационной категории принимают комиссии территориальных служб занятости, имеющие в своем ведении учебные центры, при этом работнику, предусмотренному на высшую квалификационную категорию, может быть установлен максимальный разряд оплаты труда по ЕТС в диапазоне разрядов, предусмотренных для следующей группы по оплате труда руководящих работников с обоснованием принятого решения.
Приложение
к Приказу ФСЗ России
от 05.05.94 N 58
ИЗВЛЕЧЕНИЕ
ИЗ ПРИКАЗА МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 11 НОЯБРЯ 1992 Г. N 406
"ТАРИФНО - КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПО ДОЛЖНОСТЯМ
РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ" -
СОГЛАСОВАНО С МИНТРУДА РФ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ
МИНТРУДА РФ ОТ 11 НОЯБРЯ 1992 Г. N 33)
Руководитель (директор, начальник, заведующий)
образовательного учреждения
Должностные обязанности. Непосредственно управляет образовательным учреждением в соответствии с лицензией, уставом и свидетельством об аккредитации. Совместно с общественными организациями, советами образовательного учреждения организует разработку образовательных программ, учебных планов, рабочих программ, учебных курсов и дисциплин, годовых календарных учебных графиков; разработку и утверждение устава учреждения, правил внутреннего распорядка, иных локальных актов. Определяет структуру управления учреждением, решает финансовые, хозяйственные, научные, методические и иные вопросы, обеспечивает контроль всех видов деятельности учреждения. Формирует контингент обучавшихся, обеспечивает их социальную защиту, соблюдение требований к охране жизни и здоровья. Обеспечивает необходимые условия для работы предприятий общественного питания, медицинских, контроль их работы в целях укрепления и охраны здоровья обучающихся, работников; рациональное использование бюджетных средств, а также поступавших из других источников, распоряжается имеющимся имуществом и средствами, представляет ежегодный отчет о поступлениях и расходовании средств учредителей.
Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно - материальной базы, соблюдение правил санитарно - гигиенического режима, охраны труда.
Осуществляет подбор и расстановку педагогических кадров и вспомогательного персонала, устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего распорядка, квалификационными характеристиками должностные обязанности работников, создает условия для повышения профессионального мастерства, организует аттестацию работников. Обеспечивает выполнение коллективного договора между администрацией и трудовым коллективом.
Несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников, жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод.
Осуществляет связь с общественностью, предприятиями и организациями. Представляет учреждение образования в государственных, общественных и иных органах; обеспечивает подготовку и представление необходимой отчетности.
Требования к квалификации по разрядам оплаты труда
Высшее образование и стаж работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях в учреждениях, организациях, предприятиях соответствующих профилю образовательного учреждения.
10 разряд - руководитель учреждения, отнесенного к V группе по оплате труда руководящих работников, не имеющий квалификационной категории;
11 разряд - руководитель учреждения, отнесенного к V группе по оплате труда руководящих работников, имеющий I квалификационную категорию;
- руководитель учреждения, отнесенного к V группе по оплате труда руководящих работников, не имеющий квалификационной категории;
12 разряд - руководитель учреждения, отнесенного к III группе по оплате труда руководящих работников, имеющий I квалификационную категорию;
- руководитель учреждения, отнесенного к III группе по оплате труда руководящих работников, не имеющий квалификационной категории;
13 разряд - руководитель учреждения, отнесенного к IV группе по оплате труда руководящих работников, имеющий высшую квалификационную категорию;
- руководитель учреждения, отнесенного к III группе по оплате труда руководящих работников, имеющий I квалификационную категорию;
- руководитель учреждения, отнесенного ко II группе по оплате труда руководящих работников, не имеющий квалификационной категории;
14 разряд - руководитель учреждения, отнесенного к III группе по оплате труда руководящих работников, имеющий высшую квалификационную категорию;
- руководитель учреждения, отнесенного ко II группе по оплате труда руководящих работников, имеющий I квалификационную категорию;
- руководитель учреждения, отнесенного к I группе по оплате труда руководящих работников, не имеющий квалификационной категории;
15 разряд - руководитель учреждения, отнесенного ко II группе по оплате труда руководящих работников, имеющий высшую квалификационную категорию;
- руководитель учреждения, отнесенного к I группе по оплате труда руководящих работников, имеющий I квалификационную категорию;
16 разряд - руководитель учреждения, отнесенного к I группе по оплате труда руководящих работников, имеющий высшую квалификационную категорию.
Заместитель директора (начальника, заведующего)
по административно - хозяйственной работе
Должностные обязанности. Осуществляет руководство хозяйственной деятельностью учреждения и организации образования. Обеспечивает хозяйственное обслуживание и надлежащее состояние в соответствии с правилами и нормами санитарии и пожарной безопасности зданий и помещений, в которых расположено учреждение. Осуществляет контроль за исправностью освещения, систем отопления, вентиляции и др., создает условия для эффективной работы сотрудников. Организует работу складского хозяйства, создает условия для его надлежащего хранения и сохранности. Принимает меры к максимальному оснащению образовательного процесса учебным оборудованием, техническими средствами обучения, наглядными пособиями, обеспечению мебелью, хозяйственным инвентарем, необходимыми материалами и средствами, его сохранности, восстановлению и пополнению. Контролирует рациональное расходование материалов и средств для хозяйственных целей. Руководит работами по благоустройству, озеленению и уборке территории. Координирует работу подчиненных ему служб и структурных подразделений. Принимает меры по расширению хозяйственной самостоятельности учреждения, своевременному заключению необходимых договоров.
Должен знать. Нормативные документы, касающиеся административно - хозяйственного обслуживания учреждений, организаций, порядок заключения и оформления договоров со сторонними организациями на оказание услуг; средства механизации ручного труда по хозяйственному обслуживанию: порядок приобретения оборудования, мебели, инвентаря, канцелярских принадлежностей и оформления расчетов за услуги; основы экономики, научной организации труда; основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Требования к квалификации по разрядам оплаты труда
Высшее образование или среднее специальное образование, стаж работы в должностях по хозяйственному обслуживанию не менее 3 лет.
10 разряд - заместитель директора (начальника, заведующего) учреждения и организации, отнесенных к V группе по оплате труда руководящих работников, не имеющий квалификационной категории.
11 разряд - заместитель директора (начальника, заведующего) учреждения и организации, отнесенных к V группе по оплате труда руководящих работников, имеющий I квалификационную категорию, с опытом работы в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по административно - хозяйственной работе, стаж работы не менее 5 лет;
- заместитель директора (начальника, заведующего) учреждения и организации, отнесенных к V группе по оплате труда руководящих работников, имеющий I квалификационную категорию, с опытом работы в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по административно - хозяйственной работе, стаж работы не менее 5 лет;
- заместитель директора (начальника, заведующего) учреждения и организации, отнесенных к IV группе по оплате труда руководящих работников, не имеющий квалификационной категории;
12 разряд - заместитель руководителя учреждения и организации, отнесенных к V группе по оплате труда руководящих работников, имеющий высшую квалификационную категорию, с опытом работы в должности заместителя директора (начальника, заведующего), завхоза не менее 3 лет;
- заместитель директора (начальника, заведующего) учреждения и организации, отнесенных к IV группе по оплате труда руководящих работников, имеющий I квалификационную категорию, с опытом работы в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по административно - хозяйственной работе, стаж не менее 5 лет;
- заместитель директора (начальника, заведующего) учреждения и организации, отнесенных к III группе по оплате труда руководящих работников, не имеющий квалификационной категории;
13 разряд - заместитель руководителя учреждения и организации, отнесенных к IV группе по оплате труда руководящих работников, имеющий высшую квалификационную категорию, с опытом работы в должности заместителя директора (начальника, заведующего), завхоза не менее 3 лет;
- заместитель директора (начальника, заведующего) учреждения и организации, отнесенных к III группе по оплате труда руководящих работников, имеющий I квалификационную категорию, с опытом работы в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по административно - хозяйственной работе не менее 5 лет;
- заместитель директора (начальника, заведующего) учреждения и организации, отнесенной ко II группе по оплате труда руководящих работников, не имеющий квалификационной категории.
14 разряд - заместитель руководителя учреждения и организации, отнесенных к III группе по оплате труда руководящих работников, имеющий высшую квалификационную категорию, с опытом работы в должности заместителя директора (начальника, заведующего), завхоза не менее 8 лет;
- заместитель директора (начальника, заведующего) учреждения и организации, отнесенных ко II группе по оплате труда руководящих работников, имеющий I квалификационную категорию; с опытом работы в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по административно - хозяйственной работе не менее 5 лет;
- заместитель директора (начальника, заведующего) учреждения и организации, отнесенных к I группе по оплате труда руководящих работников, не имеющий квалификационной категории;
15 разряд - заместитель руководителя учреждения и организации, отнесенного ко II группе по оплате труда руководящих работников, имеющий высшую квалификационную категорию, с опытом работы в должности заместителя директора (начальника, заведующего), завхоза не менее 8 лет;
- заместитель директора (начальника, заведующего) учреждения и организации, отнесенных к I группе по оплате труда руководящих работников, имеющий I квалификационную категорию, с опытом работы в должности заместителя руководителя (начальника, заведующего) по административно - хозяйственной работе не менее 5 лет;
16 разряд - заместитель руководителя учреждения и организации, отнесенных к I группе по оплате труда руководящих работников, имеющий высшую квалификационную категорию, с опытом работы в должности заместителя директора (начальника, заведующего), завхоза не менее 8 лет.
Руководитель структурного подразделения,
заведующий (начальник), учебно - консультационным
пунктом, отделением, отделом, секцией,
лабораторией, интерната
Должностные обязанности. Руководит деятельностью структурного подразделения образовательного учреждения. Организует образовательный процесс. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ, финансово - хозяйственную деятельность, контролирует качество работы непосредственно подчиненных ему работников. Принимает меры по методическому обеспечению образовательного процесса, развитию и укреплению учебно - материальной базы. Организует заключение договоров с заинтересованными предприятиями, учреждениями и организациями на подготовку кадров. Обеспечивает необходимые социально - бытовые условия обучающимся и подчиненным работникам. Вносит предложения руководству по подбору и расстановке кадров. Обеспечивает комплектование и принимает меры по сохранению контингента обучающихся. Руководит методической работой и подготовкой программно - методических материалов. Обеспечивает сохранность оборудования и инвентаря, соблюдение санитарно - гигиенических требований, правил охраны труда.
Должен знать. Законодательные и нормативные документы по вопросам образования и финансово - хозяйственной деятельности; основы трудового законодательства; основы педагогики, психологии, методики профессионального обучения, гигиены, физиологии, социологии; содержание деятельности образовательного учреждения; современные достижения в соответствующем направлении науки, культуры и искусства; программно - методическую документацию; правила и нормы охраны труда; вопросы экономики, управления, техники и технологии производства.
Требования к квалификации по разрядам оплаты труда
Высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3 лет на педагогических или руководящих должностях в учреждениях, организациях, предприятиях, соответствующих профилю образовательного учреждения.
8 разряд - руководитель структурного подразделения учреждения, отнесенного к III группе по оплате труда руководящих работников, не имеющий квалификационной категории;
9 разряд - руководитель структурного подразделения учреждения, отнесенного к III группе по оплате труда руководящих работников, имеющий I квалификационную категорию;
- руководитель структурного подразделения учреждения, отнесенного ко II группе по оплате труда руководящих работников, не имеющий квалификационной категории;
10 разряд - руководитель структурного подразделения учреждения, отнесенного к III группе по оплате труда руководящих работников, имеющий высшую квалификационную категорию;
- руководитель структурного подразделения учреждения, отнесенного ко II группе по оплате труда руководящих работников, имеющий I квалификационную категорию;
- руководитель структурного подразделения учреждения, отнесенного к I группе по оплате труда руководящих работников, не имеющий квалификационной категории;
- руководитель структурного подразделения учреждения, отнесенного ко II группе по оплате труда руководящих работников, имеющий высшую квалификационную категорию;
- руководитель структурного подразделения учреждения, отнесенного к I группе по оплате труда руководящих работников, имеющий высшую квалификационную категорию.
Преподаватель
7 - 14 разряды
Должностные обязанности. Проводит обучение учащихся на высоком научном и методическом уровне, индивидуальные занятия с обучающимися, организует и контролирует их самостоятельную работу. Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Формирует у них профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической деятельности. Участвует в разработке образовательных программ, несет ответственность за реализацию их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ, соблюдение требований безопасности труда в учебном процессе и во время прохождения производственной практики. Проводит воспитательную работу. Повышает свою профессиональную квалификацию.
Должен знать. Закон Российской Федерации "Об образовании", содержание и принципы организации обучения по преподаваемому предмету, основные технологические процессы и приемы работы по профилю специальности, основы экономики и организации производства и управления; педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения; законодательные и нормативные документы по вопросам образования, организации учебно - воспитательной работы; основы трудового законодательства, правила охраны труда.
Требования к квалификации по разрядам оплаты труда
7 разряд - среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;
8 разряд - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;
9 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 3 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;
10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;
11 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;
12 разряд - преподаватель II категории: должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к преподавателям; уметь самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета, обеспечивать устойчивые положительные результаты в образовательном процессе, участвовать в методической работе предметных (цикловых) комиссий, школ передового опыта и т.д., а также: иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности преподавателя (учителя) не менее 2 лет; высшее педагогическое образование и стаж работы в должности преподавателя (учителя) не менее 1 года;
13 разряд - преподаватель I категории: должен отвечать требованиям, предъявляемым к преподавателям II квалификационной категории; владеть методиками анализа учебно - методической работы по предмету; разрабатывать методические материалы для практического применения в образовательном процессе, участвовать в работе по внедрению новых образовательных программ, учебников, учебных пособий, а также: иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности преподавателя (учителя) не менее 3 лет; высшее педагогическое образование и стаж работы в должности преподавателя (учителя) не менее 2 лет;
14 разряд - преподаватель высшей категории: должен отвечать требованиям, предъявляемым к преподавателям I квалификационной категории; владеть методами научно - исследовательской, экспериментальной работы; составлять экспериментальные задачи по своему предмету, иметь авторские разработки по вопросам обучения и воспитания, а также: иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности преподавателя (учителя) не менее 5 лет; высшее педагогическое образование и стаж работы в должности преподавателя (учителя) не менее 4 лет; ученую степень кандидата наук и стаж работы в должности преподавателя (учителя) не менее 3 лет; ученую степень доктора наук и стаж работы в должности преподавателя (учителя) не менее 2 лет.
Учитель
7 - 14 разряды
Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным планам, ускоренным курсам в рамках государственных стандартов. Планирует материал по преподаваемому предмету. Обеспечивает выполнение учебной программы, достижение и подтверждение обучающимся уровней образования (образовательных цензов). Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Участвует в разработке и выполнении образовательных программ. Несет ответственность за: реализацию их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Участвует в методической работе. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Осуществляет связь с родителями несовершеннолетних учащихся или лицами, их заменяющими. Выполняет требования техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации учебного оборудования; отвечает за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.
Должен знать: закон об образовании, основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно - методических и организационно - управленческих задач; теорию педагогики, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета, методику воспитательной работы, программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права и научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания.
Требования к квалификации по разрядам оплаты труда
7 разряд - среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;
8 разряд - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;
9 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;
10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;
11 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;
12 разряд - учитель II категории: должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к учителю; уметь самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета, использовать в своей работе прогрессивные идеи прошлого и современности, формы и методы активного обучения; владеть организационными формами диагностической работы с обучающимися; обеспечивать устойчивые положительные результаты в учебно - воспитательном процессе; руководить или участвовать в работе творческих групп, методических объединений, школ передового опыта в рамках образовательного учреждения, а также: иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности учителя (преподавателя) не менее 2 лет, высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя (преподавателя) не менее 1 года;
13 разряд - учитель I категории: должен отвечать требованиям, предъявляемым к учителю II квалификационной категории; владеть методиками анализа учебно - методической работы по предмету; составлять и реализовывать индивидуальные программы обучения, уметь руководить творческими семинарами, использовать передовой педагогический опыт в своей работе, а также: иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности учителя (преподавателя) не менее 3 лет, высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя (преподавателя) не менее 2 лет;
14 разряд - учитель высшей категории: должен отвечать требованиям, предъявляемым к учителю I квалификационной категории, разрабатывать новые учебные программы, педагогические технологии, методики обучения и воспитания, вести работу по их апробации; составлять экспериментальные задачи по своему предмету; руководить творческими группами по разработке актуальных проблем в области образования, а также: иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности учителя (преподавателя) не менее 5 лет; высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя (преподавателя) не менее 5 лет; ученую степень кандидата наук и стаж работы в должности учителя (преподавателя) не менее 4 лет; ученую степень доктора наук и стаж работы в должности учителя (преподавателя) не менее 2 лет.
Методист образовательного учреждения, методического,
учебно - методического кабинета (центра), фильмотеки
3 - 13 разряды
Должностные обязанности. Организует методическую работу образовательного учреждения. Анализирует состояние учебно - методической и воспитательной работы образовательного учреждения. Разрабатывает предложения по повышению эффективности образовательного процесса и методической работы. Систематизирует методические и составляет информационные материалы. Разрабатывает методы прогнозирования и планирования подготовки специалистов и учебные планы по конкретным специальностям. Организует разработку, рецензирование и подготовку к утверждению учебно - методической документации, пособий (образовательных учебных дисциплин, типовых перечней оборудования, дидактических материалов и т.д.). Анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы образовательных учреждений. Обобщает и принимает меры к распространению наиболее результативного опыта руководителей и педагогических работников образовательных учреждений. Оказывает консультативную и практическую помощь руководителям и педагогическим работникам образовательных учреждений в организации учебной, методической работы. Принимает участие в организации повышения квалификации работников образовательных учреждений. Принимает участие в разработке перспективных планов издания учебников, учебных пособий и в подборе авторов. Оказывает помощь авторам в подготовке к изданию учебников и учебных пособий. Информирует учебно - методические кабинеты и образовательные учреждения об издающихся учебниках, учебных пособиях, кинодиафильмах и т.д. Воспринимает и ретранслирует информации по передовым технологиям обучения и воспитания. Анализирует потребности образовательных учреждений в аудиовизуальных и интерактивных средствах обучения и состояния действующего прокатного фонда. Организует обслуживание абонентов фильмотеки и изучение содержания пособий.
Должен знать. Закон Российской Федерации "Об образовании", нормативные документы по вопросам деятельности образовательных учреждений, принципы дидактики, основы педагогики и возрастной психологии; общие и частные методы преподавания; систему организации образовательного процесса в образовательном учреждении; принципы и порядок разработки учебно - программной документации, учебных планов по специальностям, образовательных программ, типовых перечней оборудования и другой учебно - методической документации; методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы в образовательных учреждениях; принципы организации и содержание работы методических объединений педагогических работников образовательных учреждений; основы работы с издательствами; принципы систематизации методических и информационных материалов; основные требования к аудиовизуальным и интерактивным средствам обучения, организации проката, содержанию фонда пособий; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда; жизни и здоровья обучающихся; пожарной безопасности.
Требования к квалификации по разрядам оплаты труда
Методист образовательного учреждения, фильмотеки
8 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;
9 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;
10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;
11 разряд - методист II категории: должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к методисту; уметь организовать разработку и подготовку к изданию учебно - методической документации, провести анализ учебного занятия, участвовать в организации работы методических объединений работников образовательных учреждений, а также: иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста не менее 3 лет,
- методист методического, учебно - методического кабинета (центра), института усовершенствования учителей должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к учителям, преподавателям и др. педагогическим работникам (по профилю деятельности методиста) не ниже II квалификационной категории, а также: иметь высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы в должности методиста;
12 разряд - методист I категории: должен отвечать требованиям, предъявляемым к методисту II квалификационной категории; владеть методикой анализа учебно - методической работы образовательного учреждения; уметь руководить творческими семинарами, методическими объединениями, самостоятельно разрабатывать учебные и тематические планы, оказывать консультативную помощь преподавателям и руководителям подразделений образовательных учреждений, а также: иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста не менее 3 лет;
- методист методического, учебно - методического кабинета (центра), института усовершенствования учителей должен отвечать требованиям, предъявляемым к учителю, преподавателю и пр. педагогическим работникам (по профилю деятельности методиста) не ниже II квалификационной категории, а также: иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста не менее 3 лет;
13 разряд - методист высшей категории: должен отвечать требованиям, предъявляемым к методисту I квалификационной категории; владеть методами научно - исследовательской и экспериментальной работы; руководить творческими группами по разработке актуальных проблем образовательного процесса; ретранслировать информацию по передовым образовательным технологиям, а также: иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста не менее 5 лет;
- методист методического, учебно - методического кабинета (центра), института усовершенствования учителей должен отвечать требованиям, предъявляемым к учителю, преподавателю и др. педагогическим работникам (по профилю деятельности методиста) не ниже II квалификационной категории, а также: иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста не менее 6 лет.
Мастер производственного обучения
3 - 13 разряды
Должностные обязанности. Планирует, проводит практические занятия и учебно - производственные работы по производственному обучению обучающихся и обеспечивает их выполнение. Участвует в профессиональной ориентации обучавшихся. Подготавливает материальную базу. При необходимости заведует кабинетом, мастерской, гаражом. Принимает меры к своевременному обеспечению их оборудованием, инструментом, материалами, запасными частями и средствами обучения. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, оснащение современной техникой и технологией производства. Организует выполнение работ по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению. Принимает участие в заключении договоров с предприятиями (организациям) и хозяйствами на проведение учебной практики и осуществляет контроль за их выполнением. Готовит обучающихся к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов. Участвует в работе предметных комиссий, конференций, семинаров. Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству.
Должен знать. Закон РФ "Об образовании", законодательные и нормативные акты по вопросам профессионального образования; основы трудового законодательства, учебные программы по производственному обучению; технологию производства, оборудование, технику и правила их технической эксплуатации; основы педагогики, психологии, методики профессионального обучения и воспитания обучающихся, правила охраны труда.
Требования к квалификации по разрядам оплаты труда
8 разряд - мастер производственного обучения, не имеющий высшего профессионального образования, стаж педагогической работы до 5 лет;
9 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы до 5 лет или не имеющий высшего профессионального образования при стаже педагогической работы от 5 до 10 лет;
10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или не имеющий высшего профессионального образования при стаже педагогической работы свыше 10 лет;
11 разряд - мастер производственного обучения II категории: должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к мастеру производственного обучения; иметь квалификационный разряд (класс) по действующей тарифной сетке на один - два разряда (класса) выше установленных по данной профессии для выпускников учреждений начального профессионального образования; обеспечивать высокий уровень профессиональной подготовки; участвовать в методической работе, рационализации и изобретательстве, конкурсах профессионального мастерства, а также: иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности мастера производственного обучения не менее 3 лет;
12 разряд - мастер производственного обучения I категории: должен отвечать требованиям, предъявляемым к мастеру производственного обучения II квалификационной категории; иметь квалификационный разряд (класс), предшествующий высшему по действующей разрядной сетке по соответствующей профессии; принимать непосредственное участие в работе методических комиссий, секций, научно - практических конференций, изучать и внедрять опыт лучших мастеров производственного обучения в практику педагогического коллектива, а также: иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности мастера производственного обучения не менее 4 лет;
13 разряд - мастер производственного обучения высшей категории: должен отвечать требованиям, предъявляемым к мастеру производственного обучения I квалификационной категории; уметь разрабатывать частные методики профессионального обучения, участвовать во внедрении новых обучающих программ, а также: иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности мастера производственного обучения не менее 5 лет.