ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2021 г. N 999
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания.
2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2021 г. N 999
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (далее - государственный контроль (надзор).
2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации требований Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания (далее - обязательные требования).
3. Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами.
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются:
а) руководитель (заместитель руководителя) Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов;
б) должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, должностным регламентом которых установлена обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора).
5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководитель или заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости и руководитель или заместитель руководителя территориального органа Федеральной службы по труду и занятости.
6. Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы осуществляют государственный контроль (надзор) в отношении следующих контролируемых лиц:
а) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
б) организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации.
7. Объектами государственного контроля (надзора) являются:
а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
б) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе услуги, к которым предъявляются обязательные требования.
8. Федеральной службой по труду и занятости в рамках осуществления государственного контроля (надзора) ведется учет объектов государственного контроля (надзора) и связанных с ними контролируемых лиц с использованием информационной системы Федеральной службы по труду и занятости.
9. В целях учета объектов государственного контроля (надзора) и связанных с ними контролируемых лиц в информационной системе Федеральной службы по труду и занятости содержатся следующие сведения:
а) наименование контролируемого лица;
б) идентификационный номер налогоплательщика;
в) наименование объекта государственного контроля (надзора);
г) сведения о категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска);
д) сведения о проведенных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятиях;
е) сведения о количестве получателей социальных услуг по формам социального обслуживания.
10. Информация об объектах государственного контроля (надзора) и связанных с ними контролируемых лицах актуализируется по мере ее поступления.
11. При осуществлении учета объектов государственного контроля (надзора) на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям при осуществлении государственного
контроля (надзора)
12. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
13. Федеральная служба по труду и занятости при осуществлении государственного контроля (надзора) относит объекты государственного контроля (надзора) к одной из следующих категорий риска:
а) чрезвычайно высокий риск;
б) высокий риск;
в) средний риск;
г) низкий риск.
14. Критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска с учетом тяжести и вероятности причинения контролируемыми лицами вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате наступления негативных событий, а также вероятности несоблюдения ими обязательных требований являются:
а) наличие выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований;
б) предоставление контролируемым лицом социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
в) численность получателей социальных услуг, которым контролируемым лицом предоставляются социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
15. Объект государственного контроля (надзора) относится к категории чрезвычайно высокого риска, если:
а) в ходе последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения соблюдения обязательных требований;
б) контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания;
в) численность получателей социальных услуг, которым контролируемым лицом предоставляются социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, составляет более 100 человек.
16. Объект государственного контроля (надзора) относится к категории высокого риска, если:
а) в ходе последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия не выявлены нарушения соблюдения обязательных требований;
б) контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания;
в) численность получателей социальных услуг, которым контролируемым лицом предоставляются социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, составляет более 100 человек.
17. Объект государственного контроля (надзора) относится к категории среднего риска, если:
а) контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания;
б) численность получателей социальных услуг, которым контролируемым лицом предоставляются социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, составляет менее 100 человек.
18. При отсутствии факта, указанного в подпункте "б" пункта 14 настоящего Положения, объект государственного контроля (надзора) относится к категории низкого риска.
19. В отношении объектов государственного контроля (надзора), которые отнесены к категории чрезвычайно высокого риска, проводится инспекционный визит или документарная проверка либо выездная проверка один раз в год.
20. В отношении объектов государственного контроля (надзора), которые отнесены к категории высокого риска, проводится инспекционный визит или документарная проверка либо выездная проверка один раз в 2 года.
20(1). В отношении объектов государственного контроля (надзора), которые отнесены к категории среднего риска, проводится инспекционный визит или документарная проверка либо выездная проверка один раз в 3 года.
20(2). В отношении объектов государственного контроля (надзора), которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям
21. Федеральной службой по труду и занятости ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
22. Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
23. Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами осуществляется информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в порядке, предусмотренном статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
24. Федеральная служба по труду и занятости ежегодно, не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, по итогам обобщения правоприменительной практики подготавливает доклад, содержащий результаты осуществления государственного контроля (надзора) (далее - доклад о правоприменительной практике).
25. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя Федеральной службы по труду и занятости и размещается на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в срок до 10 дней со дня утверждения доклада о правоприменительной практике.
26. В случае наличия у Федеральной службы по труду и занятости или ее территориальных органов сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Федеральная служба по труду и занятости и (или) ее территориальные органы объявляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
27. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в Федеральную службу по труду и занятости либо ее территориальный орган возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
28. В возражении указываются:
а) наименование контролируемого лица;
б) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица;
в) дата и номер направленного предостережения;
г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) организации социального обслуживания, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
29. Возражения направляются контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в Федеральную службу по труду и занятости либо ее территориальный орган, или в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты Федеральной службы по труду и занятости либо ее территориального органа, или иными указанными в предостережении способами.
30. Федеральная служба по труду и занятости либо ее территориальный орган рассматривает возражение и по итогам рассмотрения направляет ответ контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.
31. Консультирование контролируемых лиц осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме - по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия.
32. Должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов осуществляют консультирование по следующим вопросам:
а) профилактика рисков нарушения обязательных требований;
б) соблюдение обязательных требований в сфере социального обслуживания;
в) порядок осуществления государственного контроля (надзора);
г) порядок обжалования решений Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов.
33. Должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов осуществляют письменное консультирование по вопросам, предусмотренным пунктом 32 настоящего Положения.
34. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев консультирования на основании обращений контролируемых лиц и их представителей, поступивших в письменной форме или в форме электронного документа.
35. Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, осуществляющих личный прием, и время осуществления ими личного приема устанавливаются руководителем (заместителем руководителя) Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов. Указанная информация размещается в помещениях Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов в общедоступном месте и на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в сети "Интернет".
36. Личный прием осуществляется в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио- и (или) видеозаписи, о применении которых контролируемое лицо уведомляется до начала консультирования.
37. В случае поступления в Федеральную службу по труду и занятости 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в сети "Интернет" письменных разъяснений, подписанных уполномоченным должностным лицом Федеральной службы по труду и занятости.
38. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам государственного контроля (надзора), их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта государственного контроля (надзора) исходя из отнесения его к соответствующей категории риска.
39. Обязательные профилактические визиты проводятся Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в отношении:
а) объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к категории чрезвычайно высокого или высокого риска;
б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания.
40. Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям устанавливается график проведения профилактических визитов.
41. Профилактический визит проводится с предварительным информированием контролируемого лица. Срок проведения профилактического визита не может превышать один рабочий день.
42. Федеральная служба по труду и занятости или ее территориальный орган обязаны предложить проведение профилактического визита контролируемому лицу, приступающему к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
43. Контролируемое лицо имеет право отказаться от проведения обязательного профилактического визита, при этом оно должно уведомить об отказе Федеральную службу по труду и занятости или ее территориальный орган не позднее чем за 3 рабочих дня до дня проведения обязательного профилактического визита.
IV. Осуществление государственного контроля (надзора)
44. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
45. План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий формируется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".
46. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия Федеральной службой по труду и занятости или ее территориальным органом принимается решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия и подписывается уполномоченным должностным лицом, указанным в пункте 5 настоящего Положения.
47. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также содержится перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
48. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) документарная проверка;
в) выездная проверка;
г) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
д) выездное обследование.
49. В ходе инспекционного визита должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 03.09.2024 N 1214;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
50. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и не может превышать один рабочий день.
51. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
52. Внеплановый инспекционный визит при наличии оснований, указанных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.
53. В ходе документарной проверки должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
54. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
55. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
56. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
57. В ходе выездной проверки должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов.
58. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
59. Внеплановая выездная проверка при наличии оснований, указанных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.
60. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
61. Должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов производится наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в соответствии со статьей 74 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
62. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Федеральной службой по труду и занятости или ее территориальным органом могут быть приняты следующие решения:
а) решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
б) решение об объявлении предостережения.
63. Выездное обследование проводится должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
64. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
65. В ходе выездного обследования должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов может осуществляться осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектов контролируемого лица.
66. Срок проведения выездного обследования одного контролируемого лица не может превышать один рабочий день.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
67. Должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
68. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
69. В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
70. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
71. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
72. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений контролируемым лицом обязательных требований должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов после оформления акта выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения.
VI. Досудебный порядок подачи жалобы
73. Подача жалобы в досудебном порядке осуществляется в соответствии со статьей 40 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
74. При обжаловании решений, принятых должностными лицами территориального органа Федеральной службы по труду и занятости, действий (бездействия) должностных лиц территориального органа Федеральной службы по труду и занятости жалоба рассматривается руководителем территориального органа Федеральной службы по труду и занятости.
75. При обжаловании решений, принятых руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Федеральной службы по труду и занятости, действий (бездействия) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по труду и занятости жалоба рассматривается руководителем Федеральной службы по труду и занятости.
76. При обжаловании решений, принятых должностными лицами центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости жалоба рассматривается руководителем Федеральной службы по труду и занятости.
77. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
VII. Ключевой показатель государственного контроля
(надзора) и его целевое значение
78. Ключевым показателем государственного контроля (надзора) является соотношение численности получателей социальных услуг, которым были оказаны социальные услуги не в полном объеме за отчетный год, и общей численности получателей социальных услуг за отчетный год.
Целевое значение указанного ключевого показателя определяется исходя из ежегодного снижения его значения на 0,05.