ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА"
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2022 г. N 11/3
О РАБОТЕ ПРОФСОЮЗНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ТРУДА В 2021 ГОДУ И ЗАДАЧАХ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА, СОЗДАНИЕМ РАБОТАЮЩИМ ЗДОРОВЫХ
И БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА В ПРЕДПРИЯТИЯХ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗА
Заслушав и обсудив Информацию отдела охраны труда и правовой защиты аппарата Профсоюза "О работе профсоюзных инспекций труда Профсоюза в 2021 году и задачах по контролю за охраной труда, созданием для работающих здоровых и безопасных условий труда в предприятиях и обеспечению правовой защиты членов Профсоюза", подготовленную на основании сводных отчетов о правозащитной работе и работе технической инспекции труда Профсоюза за 2021 год, Исполком Профсоюза постановляет:
1. Принять к сведению сводные отчеты (не приводятся) и Информацию отдела правовой защиты и охраны труда аппарата Профсоюза "О работе профсоюзных инспекций труда Профсоюза в 2021 году и задачах по контролю за охраной труда, созданием для работающих здоровых и безопасных условий труда в предприятиях и обеспечению правовой защиты членов Профсоюза" (прилагаются).
Отметить положительный опыт работы в области организации работы инспекций труда Профсоюза, правозащитной деятельности и в области обеспечения соблюдения обязательных требований охраны труда в комитетах Башкирской, Красноярской, г. С.-Петербурга и Ленинградской области, Московской городской, Московской областной, Свердловской, Татарской, Тульской, Тюменской, Чеченской территориальных организаций Профсоюза.
2. Комитетам территориальных и первичных организаций Профсоюза:
2.1. Подвести на заседаниях выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций итоги работы в сфере охраны труда и правозащитной деятельности Профсоюза за 2021 год.
2.2. Разработать мероприятия по совершенствованию контроля за выполнением работодателями норм трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и обязательные государственные требования в сфере охраны труда, созданию безопасных условий труда работникам транспорта и дорожной отрасли - членам Профсоюза, в том числе по:
- организации работы правовой и технической инспекций труда Профсоюза на уровне территориальных организаций Профсоюза в условиях недостаточного финансового состояния профорганизаций, ухудшения положения предприятий, условиях внешнего санкционного давления в различных новых форматах (в форме видеоконференций, по электронной почте, в социальных сетях, проведение телефонных консультаций и т.п.). Развивать новые формы работы для более полного и своевременного оказания консультационной и практической помощи членам Профсоюза и оперативного доведения информации по вопросам изменения в трудовом законодательстве, в нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права;
- обеспечению всех первичных организаций Профсоюза средствами технической связи для участия в работе Профсоюза, его инспекций труда в онлайн-режиме для оперативного доведения информации до структурных организаций Профсоюза по вопросам предполагаемых изменений трудовых и связанных с ними правоотношений и формирование позиции первичного звена Профсоюза по этим вопросам;
- устранению причин производственного травматизма на предприятиях (на основе анализа случаев тяжелого и группового травматизма и несчастных случаев на производстве с летальным исходом) и определению комплекса мер по профилактике и снижению травматизма на основе системного подхода к управлению охраной труда и оценки производственных рисков;
- обеспечению обязательности участия представителей Профсоюза при проведении СОУТ на рабочих местах работников в предприятиях автомобильного, горэлектротранспорта и дорожного хозяйства.
2.3. Усилить контроль за:
- объективностью проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах транспортников и дорожников, требовать от работодателей, в случае наличия оснований о необъективности проведения СОУТ, проведения внеочередной спецоценки условий труда;
- применением норм Особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования, утвержденных приказом Минтруда России от 30.06.2017 г. N 543н, и предоставлением (восстановлением) льгот и гарантий в соответствии с классом (подклассом) вредности на рабочих местах водителей автомобилей, троллейбусов и трамваев;
- соблюдением сроков проведения в предприятиях предварительного и периодического медицинских осмотров работников, в том числе, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда;
- за созданием работникам предприятий автомобильного транспорта и дорожного комплекса условий для возможности прохождения ежегодной диспансеризации;
- за соблюдением трудовых прав работников отраслевых предприятий - членов Профсоюза в особых условиях осуществления ими трудовой деятельности (ЧС, эпидемия, пандемия и т.д.).
2.4. Обеспечить своевременное представление информации по установленным формам отчетности по охране труда и правозащитной деятельности в вышестоящие профсоюзные органы.
3. Комитетам организаций Профсоюза всех уровней, техническим инспекторам труда Профсоюза обеспечить постоянное взаимодействие и внутренний обмен информацией между инспекторами труда Профсоюза и комитетами структурных организаций Профсоюза с использованием интернет-ресурсов и современных средств связи.
4. Отделу правовой защиты и охраны труда аппарата Профсоюза:
4.1. Продолжить оказание методической, консультативной и практической помощи структурным организациям Профсоюза и членам Профсоюза по вопросам охраны труда, правовой защиты, а также проведение обучения инспекторов труда Профсоюза и профактива с использованием средств электронной связи (по телефону, в форме видеоконференций, по электронной почте, в социальных сетях и т.п.). Проработать вопрос возможности создания единой общественной приемной Профсоюза и работы ее в онлайн-режиме;
4.2. Продолжить проведение предварительной правовой экспертизы исковых заявлений и других правовых документов, выработку рекомендаций и возможности представительства их интересов в суде в случаях обращения структурных организаций Профсоюза, его членов в случаях судебной защиты их прав;
4.3. Продолжить проведение предварительного обсуждения проектов нормативно-правовых актов, размещенных на сайтах regulation.gov.ru, Минтруда, РОСАВТОДОРА, Минтранса России, затрагивающих интересы работников отраслей, а также по проектам законов и ведомственных нормативных актов, поступающих по линии обсуждения Общественными Советами при Минтрансе России и Федеральном дорожном агентстве, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, ФНПР;
4.4. Готовить материалы для использования в работе для комитетов профорганизаций и для публикации в газете "Единство" и размещения на сайте Профсоюза и в телекоммуникационной сети Интернет;
4.5. Оказывать практическую помощь комитетам территориальных и первичных организаций Профсоюза в работе по своевременному перечислению работодателями на счета профсоюзных организаций удержанных из заработной платы членов Профсоюза членских профсоюзных взносов и судебному взысканию задолженностей по их перечислению;
4.6. Продолжить в 2022 году работу по учету конфликтных ситуаций в предприятиях городского пассажирского транспорта, анализу причин их возникновения и принятию рекомендаций по проведению мониторинга коллективных действий и разрешению трудовых конфликтов на предприятиях автомобильного транспорта и дорожного хозяйства;
4.7. Принимать участие в обеспечении судебной защиты законных прав членов Профсоюза.
5. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя председателя Профсоюза Калинкина Е.Ю.
Председатель Профсоюза
В.В.ЛОМАКИН
Приложение N 1
к постановлению Исполкома Профсоюза
от 31 марта 2022 г. N 11/3
ИНФОРМАЦИЯ
О РАБОТЕ ПРОФСОЮЗНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ТРУДА В 2021 ГОДУ И ЗАДАЧАХ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА, СОЗДАНИЕМ РАБОТАЮЩИМ ЗДОРОВЫХ
И БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА В ПРЕДПРИЯТИЯХ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗА
Правовая и техническая инспекции труда Профсоюза в 2021 году продолжили проведение работы по контролю за обеспечением работодателями соблюдения норм действующего трудового законодательства, по созданию работникам отрасли безопасных условий труда в предприятиях автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, оказанию правовой помощи и обеспечению правовой защиты членов Профсоюза, по повышению эффективности работы профсоюзных инспекций труда в территориальных организациях Профсоюза и поиску новых форм взаимодействия инспекций со структурными организациями Профсоюза.
Деятельность технической инспекции труда Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства была направлена на осуществление контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда: объективностью и полнотой проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) в предприятиях отрасли, полнотой и периодичностью обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), соблюдения порядка и сроков проведения работодателями медицинских осмотров, соблюдения в предприятиях отрасли повышенной оплаты труда на рабочих местах, признанных вредными по результатам СОУТ.
Введенные еще в позапрошлом, 2020 году, органами федеральной и исполнительной власти ограничительные меры, направленные на недопущение распространения коронавирусной инфекции, в той или иной степени продолжали действовать и в 2021 году, в зависимости от эпидемиологической ситуации в регионах, что порождало неопределенность перспектив в предприятиях отрасли и, как следствие, нестабильность их работы.
В условиях экономического спада и сокращения объемов работы, многие предприятия стали применять жесткие меры экономии, результатов которых зачастую пытались добиться не всегда законно. Участились случаи нарушений работодателями трудового законодательства, невыполнение или отказ от выполнения норм отраслевых соглашений, заключенных на разных уровнях социального партнерства.
Во многих случаях это отразилось на заработной плате работников. Участились также случаи возложения на работников предприятий отрасли дополнительных трудовых функций без соответствующей доплаты. Работодатели стали сокращать численность работников, иногда без законного обоснования и с нарушением процедуры сокращения. При увольнении членов Профсоюза, зачастую, не запрашивалось мнение соответствующей профсоюзной организации или оно игнорировалось.
Все эти вопросы требовали оперативного реагирования и организации Профсоюза совместно с его инспекциями труда в меру сил и возможностей пытались их решать.
Введение моратория на проведение плановых проверок предприятий государственными органами надзора и контроля и введения института самопроверок работодателей, по сути, превратило профсоюзные инспекции труда в единственный инструмент постоянного контроля за соблюдением работодателем норм охраны труда и трудового законодательства. Поэтому участились случаи необоснованных претензий со стороны работодателей к профсоюзным активистам.
Поэтому усиление правовой защиты членов Профсоюза в 2022 году является настоятельной необходимостью в связи со сложившейся на рынке труда обстановкой, что потребовало от территориальных и первичных организаций Профсоюза уделения большего внимания построению правозащитной работы в своих организациях, поисков новых направлений и форм построения правозащитной функции Профсоюза, оперативного решения задач по реагированию на факты и сигналы о нарушениях прав членов Профсоюза, его структурных организаций, выстраивания социального диалога в предприятиях отрасли.
Все это требует в текущем году систематизации, анализа и построения оперативной системы информирования и реагирования инспекций труда на допускаемые работодателями нарушения трудового законодательства и норм охраны труда для своевременного принятия мер по защите законных прав работников - членов Профсоюза.
I. Правовая инспекция труда Профсоюза
В Профсоюзе правозащитная работа обеспечивается 6 штатными и 51 внештатными правовыми инспекторами труда Профсоюза. Иных юристов, привлекаемых на договорной основе, в Профсоюзе - 12. В территориальных организациях Профсоюза, где по различным причинам нет штатных правовых инспекторов, эта работа велась, как правило, самими председателями. Некоторые председатели территориальных организаций профсоюза (ТОП) ТОП получили или получают дополнительное правовое образование.
Одним из основных направлений правозащитной деятельности профсоюза являются проверки соблюдения законодательства о труде в предприятиях автомобильного транспорта, городского электротранспорта и дорожного хозяйства. По данным, полученным из 59 территориальных организаций Профсоюза, за отчетный год силами правовой инспекцией труда Профсоюза была проведена 501 проверка, в их числе, 399 - комплексных, по всем направлениям, затрагивающим трудовые отношения (включая охрану труда).
Совместно с органами прокуратуры было проведено 5 проверок, 11 проверок осуществлено совместно с территориальными органами государственной инспекции по труду. По результатам этих проверок было направлено 490 представлений об устранении выявленных в ходе проверок нарушений.
Из 4311 выявленных нарушений трудового законодательства добровольно были устранены работодателями 3472 нарушения.
По результатам проверок соблюдения требований действующего трудового законодательства в прокуратуру направлено 55 материалов, по которым приняты меры прокурорского реагирования в 9 случаях.
В территориальные органы государственной инспекции труда направлено 159 материалов, по результатам рассмотрения которых 7 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
В 2021 году по искам работников или с участием Профсоюза было рассмотрено в судах 401 гражданское дело. В 296 случаях состоявшиеся решения были полностью или частично вынесены в пользу работников и профсоюзных организаций, восстановлено на работе в судебном порядке 3 члена Профсоюза.
Была рассмотрена 3051 жалоба (обращение) членов Профсоюза, 2494 из них были признаны обоснованными и удовлетворены. Принято на личном приеме (включая использование средств видеосвязи, обращения по телефону и в соцсетях) 18 221 член Профсоюза, положительное для заявителя решение принято в 13 476 случаях.
Экономический эффект в целом от правозащитной работы составил 119.1 млн. рублей.
В первом квартале 2022 года осуществлен сбор и анализ информации о состоянии правозащитной работы и ее результатах в 2021 году. Подготовлены и направлены в ФНПР сводные данные о правозащитной работе Профсоюза за этот период и пояснительная записка к ним.
Всего за отчетный период было зафиксировано 44 нарушения прав Профсоюза, из которых: 29 - на контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, выполнения условий коллективных договоров соглашений, 10 - на перечисление членских профсоюзных взносов, 5 - на преследование профсоюзных активистов в связи с их общественной деятельностью в виде увольнения (В 3-х случаях профсоюзные активисты были восстановлены на работе в судебном порядке), 29 - на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, контроля за выполнением условий коллективных договоров и соглашений.
Наиболее остро ситуация контроля за выполнением условий коллективных договоров и соглашений развивалась в Уральском регионе. Несмотря на декларирование Конституцией Российской Федерации в ст. 75.1 развитие отношений в сфере труда на принципах социального партнерства, подавляющая часть работодателей и должностных лиц администраций субъектов Федерации, муниципальных образований под любыми предлогами пытались избегать социального диалога, а профсоюзных активистов, требующих выполнения договоренностей, под надуманными предлогами вынуждали увольняться или увольняли по инициативе работодателя. В стремлении вынудить Профсоюз принять позицию работодателя, были инициированы обращения работодателей в ФНПР, в Генеральную прокуратуру. Одним из представителей работодателя подан иск на руководителя Тюменской территориальной организации Профсоюза в суд.
В Екатеринбурге под давлением Администрации города крупнейший перевозчик города МУП "Гортранс" вышел из состава отраслевого объединения работодателей с целью иметь возможность не выполнять в дальнейшем нормы отраслевого соглашения.
Результатом прекращения социального диалога рядом работодателей по поиску с Профсоюзом компромиссных решений в вопросе безусловного выполнения норм отраслевого соглашения стали многочисленные иски работников в суды и принятие судами положительных для работников решений.
Ситуация осложнилась тем, что Российский автотранспортный союз, социальный партнер Профсоюза в автотранспортной сфере, под давлением работодателей занял деструктивную позицию, выразившуюся в пересмотре, в сторону отмены всех договоренностей, отраслевого соглашения.
Профсоюз в этой ситуации занял твердую, но конструктивную позицию по максимальному сохранению гарантий работников предприятий транспорта, членов Профсоюза.
В результате длительной и сложной работы ситуацию удалось нивелировать, но состояние социального партнерства в отрасли на конец отчетного периода не удовлетворяет Профсоюз.
Профсоюзная правовая инспекция труда контролировала соблюдение на предприятиях норм действующего трудового законодательства.
Правовые инспекторы труда Профсоюза оказали помощь при подготовке документов в суд. В 421 случае обращений за помощью членов Профсоюза правовыми инспекторами труда, иными юристами или представителями Профсоюза подготовлены исковые заявления в суд.
Большая часть судебных споров связана с неполной оплатой труда работников отрасли и невыполнение условий Отраслевых соглашений и коллективных договоров.
Впервые Профсоюз столкнулся с практикой обжалования решений коллегиальных органов Профсоюза и действий отдельных членов Профсоюза в надзорном и судебном порядке в порядке статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации членом Профсоюза, бывшим председателем Московской областной ТОП Емельяненко Л.Н.
В результате Профсоюз приобрел положительный опыт в области оформления профсоюзных документов, построения внутрипрофсоюзного контроля, рассмотрения жалоб членов Профсоюза, в том числе, членов коллегиальных органов Профсоюза или занимавших профсоюзные должности.
Как одно из направлений правозащитной работы Профсоюза, решался вопрос об оказании бесплатной юридической помощи членам Профсоюза силами штатных или привлекаемых специалистов, сотрудников структурных организаций Профсоюза путем открытия общественных юридических консультаций при территориальных организациях Профсоюза.
Такие консультации (общественные приемные) уже действуют в Профсоюзе в Воронежской, Башкирской, Московской городской, Московской областной, Свердловской, Татарской, Тюменской ТОП.
Задача правовой инспекции труда Профсоюза в ближайшее время обобщить этот опыт и попытаться создать единый консультационно-информационный ресурс правозащитной работы на уровне всей отраслевой профсоюзной структуры с задействованием возможностей территориальных организаций Профсоюза.
Для этого есть предпосылки. Так, для консультаций правовой инспекцией труда Профсоюза в тестовом режиме уже использовались интернет-ресурсы социальных сетей: WhatsApp, Facebook и другие.
Предполагается, что в условиях санкционного давления будут выбраны в дальнейшем более устойчивые телекоммуникационные каналы, определены и закреплены в нормативных документах Профсоюза общие принципы работы этой системы.
Существенным и приоритетным направлением правозащитной работы являлось в отчетном периоде оказание помощи первичным профсоюзным организациям в отстаивании социально-экономических и трудовых прав работников на достойный труд, его оплату в соответствии с коллективными договорами и соглашениями, предоставлении предусмотренных действующим законодательством гарантий и компенсаций, формировании пенсионных прав членов Профсоюза, при оформлении и подаче членами Профсоюза исковых заявлений в суд в защиту своих трудовых прав.
Одним из вопросов правовой работы Профсоюза является неперечисление отдельными работодателями первичным профсоюзным организациям удержанных профсоюзных взносов. В этом направлении также велась работа с территориальными организациями Профсоюза. Была оказана практическая помощь ряду территориальных организаций Профсоюза по перечислению профорганизациям работодателями удержанных из заработной платы работников членских профсоюзных взносов.
Состояние правозащитной работы Профсоюза постоянно рассматривается на заседаниях Исполкома Профсоюза, по итогам рассмотрения вопросов намечаются и реализуются меры по повышению ее эффективности.
Как одно из направлений правозащитной работы Профсоюза, решался вопрос об оказании бесплатной юридической помощи членам Профсоюза силами штатных или привлекаемых специалистов, сотрудников структурных организаций Профсоюза путем открытия общественных юридических консультаций при территориальных организациях Профсоюза.
Такие консультации уже действуют в Профсоюзе в Воронежской, Башкирской, Московской городской, Московской областной, Свердловской, Татарской, Тюменской ТОП.
Для консультаций правовой инспекцией труда Профсоюза в тестовом режиме использовались интернет-ресурсы социальных сетей: WhatsApp, Facebook и другие. Идет систематизация и обобщение этой работы в целях создания полноценной в режиме онлайн единой общественной приемной Профсоюза с задействованием возможностей территориальных организаций Профсоюза. Предлагается запустить пилотный проект на базе одной или нескольких территориальных организаций Профсоюза с изучением опыта и распространением на всю структуру правовой инспекции на федеральном уровне.
II. Техническая инспекция труда Профсоюза
В 2021 году деятельность технической инспекции труда Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства была направлена на осуществление контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда: объективностью и полнотой проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) в предприятиях отрасли, полнотой и периодичностью обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), соблюдения порядка и сроков проведения работодателями медицинских осмотров, соблюдения в предприятиях отрасли повышенной оплаты труда на рабочих местах, признанных вредными по результатам СОУТ.
Техническая инспекция труда Профсоюза насчитывает 14 технических инспекторов труда, 13 из которых работают в территориальных организациях Профсоюза. В штате аппарата Профсоюза имеется главный технический инспектор труда Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
В ряде регионов для проведения конкретных мероприятий и проверок по соблюдению правил и инструкций по охране труда, а также контроля за их исполнением работодателями осуществлялся силами председателей территориальных организаций Профсоюза и профсоюзного актива.
Немногочисленность большинства территориальных организаций Профсоюза не позволяет им в силу финансовых возможностей создавать полноценные профсоюзные инспекции труда в этих регионах. Для решения задач осуществления профсоюзного контроля за исполнением работодателями трудового законодательства и правил и инструкций по охране труда в отраслевых предприятиях в этих регионах привлекались помимо профсоюзного актива и уполномоченных по охране труда комитетов профсоюза, профсоюзные и иные юристы, специалисты в области охраны труда как самих предприятий, так и инспекторы труда территориальных объединений профсоюзов.
На основании данных, поступивших из 54 территориальных организаций Профсоюза, за отчетный год технической инспекцией труда Профсоюза было проведено 978 проверок соблюдения законодательства в сфере охраны труда в отраслевых предприятиях, где работают члены Профсоюза, в ходе которых было выявлено 1105 нарушений требований действующего законодательства в сфере охраны труда. Для устранения выявленных нарушений технической инспекцией труда Профсоюза внесено работодателям 970 представлений.
В большинстве случаев проверки проводились по определенной тематике: по объективности проведения СОУТ, организации и проведению медосмотров, обеспечению работников сертифицированной спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, соблюдению законодательства при использовании труда женщин, обеспечению гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, соблюдению режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобильного и городского пассажирского транспорта. По результатам этих проверок технической инспекцией труда Профсоюза работодателям выдавались предписания об устранении нарушений, готовились материалы по вопросам охраны труда для рассмотрения на заседаниях выборных органов Профсоюза.
В отчетном периоде возросло количество происшедших несчастных случаев на производстве. Всего зафиксировано по итогам 2021 года 57 несчастных случаев на производстве (групповых, тяжелых и со смертельным исходом). Возросло количество несчастных случаев со смертельным исходом по сравнению с предыдущим годом с 8 до 10. В 2021 году зафиксировано 17 групповых несчастных случаев (в 2020 году - 1) на производстве. Количество тяжелых несчастных случаев возросло с 26 до 30. По всем фактам несчастных случаев со смертельным исходом производились компенсационные выплаты родственникам потерпевших и оказывалась материальная помощь.
Анализ изложенного позволяет сделать вывод о недостаточной оценке работодателем производственных рисков и низком уровне контроля со стороны руководства предприятий за состоянием охраны труда в предприятиях, особенно, предприятиях автомобильного транспорта.
Учитывая то, что автотранспорт является источником повышенной опасности, анализ несчастных случаев на примере региона, где их зафиксировано наибольшее количество (г. Москва), показывает, что основными причинами несчастных случаев были ДТП или неосторожность потерпевшего.
Технической инспекцией труда Профсоюза в 2020 году проводилась работа по контролю за проведением специальной оценки условий труда в отраслевых предприятиях, объективностью и полнотой ее проведения с учетом особенностей проведения СОУТ на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования.
Технической инспекцией труда Профсоюза по итогам 2021 года проведен мониторинг практики применения Федерального закона "О специальной оценке условий труда" и сохранения установленных гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и выполнения приказа Минтруда России N 543-н от 30.06.2017 "Об утверждении особенностей проведения СОУТ на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования" в автопредприятиях Республики Татарстан.
В результате реализации норм приказа N 543-н удалось сохранить в автопредприятиях республики класс вредности на рабочих местах водителей городского пассажирского транспорта не ниже 3.1.
Определенная работа проводилась технической инспекцией труда Профсоюза в области охраны труда по оказанию помощи первичным профсоюзным организациям в отстаивании прав работников на безопасный труд, предоставлении предусмотренных действующим законодательством льгот и гарантий в связи с особыми условиями труда, при проведении СОУТ, при оформлении и подаче членами Профсоюза исковых заявлений в суд в защиту своих трудовых прав в сфере охраны труда, по контролю за проведением работодателями мероприятий по обеспечению безопасных условий труда на рабочих местах (сокращению производственных рисков на рабочих местах), предупреждению производственного травматизма, соблюдению требований экологической безопасности, соблюдению особенностей режима и условий труда и отдыха водителей.
Одним из направлений работы Профсоюза и его технической инспекции в сфере охраны труда был контроль за прохождением предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых во вредных и опасных условиях труда. Факты нарушения порядка прохождения предварительных и периодических медосмотров, регламентированных Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры", статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", имели место в предприятиях отрасли, где работают члены нашего Профсоюза.
III. Общие мероприятия инспекций труда Профсоюза
Профсоюзные инспекции труда, отдел правовой защиты и охраны труда аппарата Профсоюза, совместно с другими отделами и профсоюзным активом ТОП, в отчетном периоде проводили экспертизу проектов нормативно-правовых актов, размещенных на сайтах Минтруда, РОСАВТОДОРА, Минтранса России, затрагивающих интересы работников отраслей, а также по проектам законов и ведомственных нормативных актов, поступающих по линии обсуждения Общественными Советами Минтранса России и Федерального дорожного агентства, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, ФНПР.
Были высказаны замечания и предложения по проектам законов и нормативных правовых актов, затрагивающих периодические медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, по изменениям в Трудовой кодекс Российской Федерации (глава X) .
Проводимая Правительством Российской Федерации работа по замене устаревших или избыточных обязательных государственных требований (так называемая "регуляторная гильотина") предусматривает инкорпорацию отдельных положений ряда отмененных в 2020 году законов и нормативных правовых актов во вновь принимаемые в 2021 году законы, регламентирующие в том числе современные экономические и трудовые отношения по отраслям экономической деятельности.
ЦК Профсоюза продолжил участие в работе ряда комиссий, экспертных и рабочих групп, созданных в целях реализации механизма "регуляторной гильотины", давал свои заключения по проектам законов и нормативных правовых актов, принимаемых в рамках "регуляторной гильотины", отстаивал нормы, действие которых могли бы негативно сказаться на интересах членов Профсоюза.
Профсоюз рассматривал ряд предложений по внесению изменений в приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. N 424 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей" по совершенствованию современных требований, предъявляемых к грузовым и пассажирским перевозкам автомобильным транспортом, по кругу лиц, на которых эти особенности распространяются и другие.
Для обоснования своей позиции по отстаиванию интересов членов Профсоюза и формирования коллегиального мнения Профсоюза в законотворческой работе, для оценки ситуации по важнейшим направлениям профсоюзной работы ЦК Профсоюза неоднократно запрашивал данные, мнение комитетов территориальных организаций Профсоюза по многим вопросам, в том числе по проектам законов и нормативных правовых актов.
Профсоюзом продолжается проведение мониторинга конфликтных ситуаций в отрасли и акций протеста работников отрасли и выработки решений по ликвидации конфликтов.
Следует отметить, что в текущем году практически не возникало открытых конфликтов в предприятиях транспорта и дорожного хозяйства, а возникающие противоречия разрешались в рабочем или индивидуальном порядке.
Отдельные длящиеся локальные конфликты между малочисленными первичными профсоюзными организациями и работодателями сохраняются в Сургуте, в АО ГК "Северавтодор", и в МП НРМУТТП города Нефтеюганска.
Совместно с комитетами Профсоюза проводилась работа по сохранению пенсионных прав работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Вопрос об изменении условий назначения пенсии всем водителям пассажирского транспорта и водителям грузовых автомобилей общей массой свыше 12 тонн вновь поднят на площадке Минтруда России. Этот вопрос продолжает контролироваться Профсоюзом.
Профсоюзом актуализирован ряд нормативных документов Профсоюза, в том числе, касающихся деятельности инспекций труда, подготовленных с участием инспекций труда Профсоюза.
В отчетном периоде в рабочем порядке рассматривались поступившие в ЦК Профсоюза обращения руководителей территориальных организаций Профсоюза и членов Профсоюза. По фактам обращений давались необходимые разъяснения и консультации, заявителям направлялись необходимые материалы, оказывалась методическая помощь комитетам организаций Профсоюза по разрешению спорных ситуаций.
В первом квартале 2022 года осуществлен сбор и анализ информации о состоянии правозащитной работы и работы в сфере охраны труда, ее результатах в 2021 году. Подготовлены и направлены в ФНПР сводные данные об этой работе Профсоюза по формам 19-ТИ , 4-ПИ , 5-ПИ и пояснительные записки к ним.
Главный правовой и технический
инспектор труда Профсоюза -
заведующий отделом правовой защиты
и охраны труда аппарата Профсоюза
Е.Ю.ЧУМАЕВСКИЙ