ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2019 г. N 16-9
ОБ ИТОГАХ ПРАВОЗАЩИТНОЙ РАБОТЫ ПРОФСОЮЗА В 2018 ГОДУ
Рассмотрев и обсудив итоги правозащитной работы региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, а также деятельности правовой службы аппарата Профсоюза и Совета по правовой работе при ЦС Профсоюза в 2018 году, Исполнительный комитет Профсоюза отмечает, что в 2018 году все региональные (межрегиональные) организации Профсоюза направили отчеты о правозащитной работе, что свидетельствует об укреплении исполнительской дисциплины.
Общее количество правовых инспекторов труда, штатных юристов в организациях Профсоюза в 2018 году составляет 168 человека, что свидетельствует о незначительном уменьшении количества штатных единиц по сравнению с 2017 годом на 5 человек. Численность внештатных правовых инспекторов труда Профсоюза составляет 3904 человек.
Исполнительный комитет Профсоюза отмечает, что по сравнению с 2017 годом, в котором было проведено 24389 комплексных и тематических проверок работодателей, в 2018 году было проведено 23938 комплексных и тематических проверок работодателей, что свидетельствует о сокращении числа проверок.
Вместе с тем, несмотря на меньшее количества проведенных проверок в 2018 году, отмечается повышение качества и эффективности правозащитного эффекта проверочных мероприятий, который обусловлен активной работой большинства внештатных правовых инспекторов труда, председателей первичных профсоюзных организаций, вниманием к правовым вопросам выборных коллегиальных органов организаций Профсоюза, расширением положительной практики представления и рассмотрения информации о результатах проверок, нарушениях и предложениях об их устранении совместно с органами, осуществляющими управление в сфере образования, руководителями образовательных организаций, проведением совместных обучающих мероприятий.
Комплексные проверки проводились по различным вопросам применения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права: оформление приема на работу и увольнение, наличие эффективного контракта (трудового договора) и его содержание, условия труда на рабочем месте, оплата труда, рабочее время, дисциплина труда и др.
Кроме того, в ходе проведения проверок территориальными организациями Профсоюза исследуются: соблюдение порядка заключения, изменения и прекращения трудовых договоров с работниками образовательных организаций (дополнительных соглашений к трудовым договорам), рабочего времени и времени отдыха, оплаты и нормирования труда, гарантий и компенсаций, трудового распорядка и дисциплины труда, соблюдение порядка при принятии локальных нормативных правовых актов, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, охраны труда, проводится экспертиза положений коллективных договоров и локальных нормативных актов образовательной организации, дается правовая оценка состояния кадрового делопроизводства образовательной организации (соблюдение порядка учета и ведения трудовых книжек, личных дел, хранения и обработки персональных данных работников).
Также в пояснительных записках к отчетам региональных (межрегиональных) организаций отмечается, что зачастую при направлении материалов в Государственную инспекцию труда проводятся исключительно документарные проверки работодателей, отмечается формальный подход при проведении проверочных мероприятий, что отрицательно сказывается на правозащитном эффекте указанных контрольных мероприятий.
В целях повышения эффективности правовой деятельности территориальные организации Профсоюза активно взаимодействуют с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и органами, осуществляющими полномочия по государственному контролю (надзору) в области образования. В 2018 году совместно были проведены 5414 комплексные проверки по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, 2454 тематических региональных проверок, а также 4765 тематических местных.
При осуществлении профсоюзного контроля выявляется, что основными трудностями, недостатками в работе по-прежнему являются несвоевременная информированность руководителей и работников образовательных организаций об изменениях в трудовом законодательстве, слабый контроль за соблюдением трудового законодательства со стороны органов управления в сфере образования; низкая требовательность со стороны муниципальных органов управления к руководителям образовательных организаций, допускающим нарушения трудового законодательства; отсутствие полноценной системы обучения по вопросам трудового законодательства вновь назначенных руководителей образовательных организаций; отсутствие системы правовой подготовки специалистов органов управления в сфере образования и др.
Остается высоким уровень устраненных нарушений, указанных в представлениях, по отношению к общему количеству выявленных нарушений, что свидетельствует об эффективности и качестве правозащитной работы территориальных профсоюзных организаций, правовых инспекций труда организаций Профсоюза при реализации своих полномочий и результативности мероприятий, направленных на усиление работы по повышению правовой грамотности профсоюзных кадров, профсоюзного актива территориальных и первичных организаций Профсоюза.
В отчетном году актуальными вопросами, по которым оказывается правовая помощь, по-прежнему оставались вопросы, связанные с изменением условий и расторжение трудового договора; нарушением порядка увольнения в связи с сокращением численности или штата работников; нарушением процедуры перевода работников на другую работу; корректностью начисления заработной платы и установления выплат стимулирующего характера; предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа); оплатой времени прохождения медосмотра; оплатой командировочных расходов за период нахождения на курсах повышения квалификации; распределением учебной нагрузки, порядком ее изменения; аттестацией педагогических работников в целях установления квалификационной категории и подтверждения соответствия занимаемой должности; оформлением трудовых книжек, трудовых договоров, иных локальных нормативных актов и прочее.
Помимо указанных вопросов, правовая помощь, которая оказывалась членам Профсоюза в отчетном году, заключалась в разработке коллективных договоров и соглашений, оформлении документов в суды разных инстанций и в комиссию по трудовым спорам.
В 2018 году оказана помощь в разработке проектов 24831 коллективных договоров и соглашений.
Разрабатывались типовые коллективные договоры, соглашения об оплате труда, положения о стимулирующих выплатах, положения о компенсирующих выплатах и т.д. с учетом всех изменений законодательства Российской Федерации в 2018 году.
Судебная форма защиты социально-трудовых прав работников образования по-прежнему остается одним из самых эффективных и результативных способов правовой защиты и является мотивационным фактором членства в Профсоюзе. В 2018 году количество дел в судах, рассмотренных с участием правовых инспекторов труда, юристов территориальных организаций Профсоюза составило 6283, в 2017 году - 4908. При этом в 96% случаев (6028) иски были удовлетворены полностью или частично. Наиболее актуальными вопросами судебной защиты в отчетном году были: отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в досрочном назначении пенсии, участившиеся случаи непредоставления педагогическим работникам мер социальной поддержки и случаи привлечения педагогических работников к административной ответственности.
В 2018 году региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза вносились предложения и замечания к проектам законов и иным нормативным правовым актам органов государственной власти, велась подготовка экспертных заключений по проектам нормативных правовых актов, аналитических материалов по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников образовательных учреждений, в том числе по вопросам совершенствования системы оплаты труда работников образовательных организаций, увеличения базовых окладов, доведения размера оплаты труда педагогических работников до средней заработной платы по экономике соответствующего региона, предложения по проведению мероприятий, направленных на сокращение и устранение избыточной отчетности учителей.
Также работа по вопросам нормативно-правового обеспечения в сфере образования и науки при государственных органах власти субъектов Российской Федерации велась представителями региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в экспертных комиссиях, комитетах, рабочих группах.
За отчетный период было осуществлено 2940 правовых экспертиз проектов законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих различные вопросы в сфере образования (2679 проектов законов и иных нормативных правовых актов в 2017 году), что свидетельствует о положительной тенденции вовлечения в нормотворческий процесс организаций Профсоюза. Большинство предложений и замечаний, вносимых региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза в проекты нормативных правовых актов, касались вопросов оплаты труда и социальной поддержки педагогических работников.
В 2018 году региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза проводились экспертизы коллективных договоров, соглашений и локальных нормативных актов. В 2018 году проведена экспертиза 64193 актов социального партнерства, содержащих нормы трудового права (в 2017 году - 65252).
Важно также отметить активное участие организаций Профсоюза в правовом просвещении, в частности, в 2018 году количество выступлений и других публикаций по вопросам правовой защиты в средствах массовой информации, в т.ч. в электронных СМИ, включая изданные информационно-методические бюллетени (сборники) составило 7641 (в 2017 году - 6791).
Исполнительный комитет Профсоюза постановляет.
1. Утвердить Сводный отчет о правозащитной работе региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза за 2018 год по форме N 4-ПИ (приложение 1 - не приводится).
2. Принять к сведению аналитическую информацию о правозащитной работе Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации за 2018 год (приложение 2 - не приводится)
3. Направить сводный отчет и аналитическую информацию о правозащитной работе Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации за 2018 год в региональные (межрегиональные) профсоюзные организации для использования в работе.
4. Региональным (межрегиональным) организациям Профсоюза принять меры, направленные на:
- участие в совершенствовании и развитии нормативной правовой базы, относящейся к социально-трудовой сфере, сфере образования, в том числе в форме подготовки проектов нормативных правовых актов, проведения правовой экспертизы законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
- сохранение уровня правовой защищенности социально-трудовых прав и интересов работников, в том числе путем отстаивания прав и интересов педагогических работников по вопросам, связанным с изменением условий и расторжение трудового договора; нарушением порядка увольнения в связи с сокращением численности или штата работников; нарушением процедуры перевода работников на другую работу; корректностью начисления заработной платы и установления выплат стимулирующего характера; предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа); оплатой времени прохождения медосмотра; оплатой командировочных расходов за период нахождения на курсах повышения квалификации; распределением учебной нагрузки, порядком ее изменения; аттестацией педагогических работников в целях установления квалификационной категории и подтверждения соответствия занимаемой должности; оформлением трудовых книжек, трудовых договоров и прочее;
- организацию системы мониторинга по результатам устранения выявленных нарушений работодателями трудового законодательства Российской Федерации по итогам проведенных проверок. Результаты полученного мониторинга включать в ежегодный отчет о правозащитной работе в виде информации (справки) о результатах проверок, нарушениях и предложениях об их устранении начальникам отделов образования, руководителям образовательных организаций;
- разработку эффективных механизмов, обеспечивающих выполнение работодателями представлений и требований правовых инспекторов труда Профсоюза, в том числе на основе совместных мероприятий с органами контроля и надзора и органами, осуществляющими управление в сфере образования в субъектах Российской Федерации;
- дальнейшее кадровое укрепление правовой инспекции труда (правовой службы) Профсоюза путем введения в аппаратах профсоюзных организаций штатных единиц правовых инспекторов труда Профсоюза, а также привлечения внештатных правовых инспекторов труда Профсоюза;
- широкое информирование членов Профсоюза о правозащитной деятельности организаций Профсоюза путем активного использования СМИ, а также современных информационных технологий (электронная почта, Интернет-сайты, социальные сети, видеоконференции, онлайн-конференции, вебинары и др.);
- повышение правовой грамотности профсоюзного актива и членов Профсоюза.
5. Правовой службе аппарата Профсоюза совместно со структурными подразделениями аппарата Профсоюза и с участием Совета по правовой работе при ЦС Профсоюза:
- продолжить обеспечение правового и экспертного сопровождения взаимодействия с профильными комитетами палат Федерального Собрания Российской Федерации в целях совершенствования социально-трудовых отношений в системе образования и необходимости учета интересов работников образовательных учреждений и обучающихся при рассмотрении проектов федеральных законов и актов, принимаемых Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- продолжить активное участие в работе над проектами, разрабатываемыми Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы работников и студентов, в форме проведения совместных консультаций, совещаний с соответствующими департаментами обоих министерств;
- обеспечить взаимодействие с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в рамках заключенного Соглашения о взаимодействии;
- осуществлять правовое сопровождение социального партнерства в системе образования на федеральном уровне, в т.ч. в рамках участия Профсоюза в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и ее рабочих групп, а также участия в Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для осуществления текущего контроля за выполнением Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018 - 2020 годы;
- продолжить обобщение практики работы профсоюзных организаций по судебным делам об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также по наиболее актуальным вопросам правовой защиты членов Профсоюза;
- осуществлять изучение, обобщение и распространение правоприменительной, прежде всего судебной, практики правозащитной работы территориальных правовых инспекций труда Профсоюза;
- усилить работу по методико-правовому сопровождению деятельности профсоюзных организаций в условиях изменения законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, общественных объединений, профессиональных союзов.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Профсоюза М.В. Авдеенко, члена Исполкома Профсоюза М.Н. Сотникова и правовую службу аппарата Профсоюза.
Председатель Профсоюза
Г.И.МЕРКУЛОВА