ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 1999 г. N 35
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ
ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ
ЗАНЯТОСТИ (ОБСЛЕДОВАНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ)
Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследование рабочей силы).
2. С введением указанного в п. 1 настоящего Постановления Положения отменить ранее действовавшее Положение о проведении выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследование рабочей силы), утвержденное Постановлением Госкомстата России от 5 февраля 1997 года N 8.
Исполняющий обязанности
председателя Госкомстата России
В.Л.СОКОЛИН
Утверждено
Постановлением Госкомстата России
от 28 мая 1999 г. N 35
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ
ПО ПРОБЛЕМАМ ЗАНЯТОСТИ (ОБСЛЕДОВАНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ)
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Цель обследований
1.1.1. Выборочные обследования населения по проблемам занятости (обследования рабочей силы) проводятся во всех республиках, краях, областях, автономной области и округах Российской Федерации с целью получения данных о численности и составе экономически активного населения, занятых и безработных, уровне экономической активности и безработицы, изменении состояния рынка рабочей силы.
1.2. Отчетный период
1.2.1. Обследования проводятся один раз в квартал по состоянию на критическую (обследуемую) неделю.
1.2.2. Критической (обследуемой) неделей устанавливается последняя неделя месяца, намеченного для проведения обследования. Критическая (обследуемая) неделя длится с понедельника по воскресенье.
1.2.3. Критическая (обследуемая) неделя устанавливается Госкомстатом России.
1.3. Единицы наблюдения
1.3.1. Единицами наблюдения являются частные домашние хозяйства и отдельные лица, проживающие в этих домашних хозяйствах.
1.3.2. Частное домашнее хозяйство составляют лица, которые проживают совместно и обеспечивают себя всем необходимым для жизни, ведут общее хозяйство, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Эти лица могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми, и другими.
Частное домохозяйство может состоять из одного человека, т.е. лица, проживающего в отдельном жилом помещении или части жилого помещения, обеспечивающего себя всем необходимым для жизни и не объединяющего средства для ведения общего хозяйства с кем-либо из других лиц, проживающих в данном жилом помещении.
1.3.3. При проведении обследования в каждом домашнем хозяйстве учитываются лица, постоянно (обычно) проживающие в нем, включая и тех лиц, которые в отчетный период и период обследования временно отсутствовали, а также постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (т.е. лица, имеющие гражданство только зарубежного государства).
Постоянным местом жительства, как правило, считается тот населенный пункт, дом, квартира, где опрашиваемый проводит большую часть своего времени постоянно (обычно). Это место может совпадать или не совпадать с его юридическим постоянным местом жительства (где человек прописан или зарегистрирован).
1.3.4. Не включаются в число лиц, постоянно (обычно) проживающих по данному адресу, и не подлежат обследованию лица:
находящиеся в командировках в других населенных пунктах Российской Федерации (6 месяцев и более);
находящиеся на лечении в больницах (шесть месяцев и более);
отбывающие наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно - исполнительной системы или находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
живущие по месту учебы студенты (учащиеся).
1.3.5. Минимальный возраст для измерения экономической активности населения 15 лет, максимальный - 72 года.
1.3.6. При формировании региональных итогов экономически активное население учитывается по месту проживания.
Раздел 2. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫБОРКИ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
2.1. Представительность выборки
2.1.1. Для проведения обследований населения по проблемам занятости устанавливается размер выборки, равный в целом по России в расчете на квартал 60 тыс. человек в возрасте 15 - 72 лет (0,055% от численности населения этого возраста), в расчете на год - 240 тыс. человек (0,22%). По субъектам Российской Федерации применяется разная доля отбора с учетом общей численности населения и размера изучаемой категории населения.
2.1.2. Размер квартальной выборки гарантирует получение представительных итогов в пределах заданной степени точности и разрезов разработки в целом по Российской Федерации. Ожидаемая ошибка выборки по показателю "уровень безработицы" не превысит 3%.
По субъектам Российской Федерации представительные итоги обеспечивают совокупность четырех квартальных выборок. Ожидаемая ошибка выборки по показателю "уровень безработицы" не превысит 10%.
2.2. Основа (база) выборки
2.2.1. В качестве информационной базы (основы) для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств используются материалы Всероссийской переписи населения.
2.2.2. Если между Всероссийскими переписями населения проводится 5%-ная микроперепись, то основа выборки обновляется, и выборка домашних хозяйств формируется на базе материалов микропереписи населения.
2.3. Организация выборки домашних хозяйств
2.3.1. Выборка единиц наблюдения для квартальных обследований строится таким образом, что для каждого последующего обследования все единицы наблюдения отобранной совокупности обследования предыдущего квартала заменяются новыми. Адреса, участвующие в обследовании, могут повторно включаться в выборку по истечении двух лет.
2.3.2. Замена единиц наблюдения производится на основе специально сформированных выборок в соответствии с Методическими рекомендациями, утверждаемыми Госкомстатом России.
2.4. Отбор единиц наблюдения
2.4.1. Отбор единиц наблюдения производится централизованно на федеральном уровне на основе вероятностных моделей математическими методами в соответствии с Методическими рекомендациями, утверждаемыми Госкомстатом России.
2.4.2. Процедура отбора основана на схеме случайного включения единиц в выборку из типизированной основы выборки, составленной по 7 переменным: пол, возраст, размер семьи, источник средств существования, образование, национальность, принадлежность жилого помещения.
Для формирования выборочной совокупности применяется стратифицированная двухступенчатая выборка.
На первой ступени из типизированной основы выборки со случайным расположением единиц отбора систематически отбираются портфели (счетные участки переписи). Сформированная на первой ступени выборка представлена по структурным соотношениям 7 показателей (51 группа) и наибольшему числу их сочетаний.
На второй ступени из отобранных на первой ступени счетных участков, в которых основа выборки стратифицирована по размеру семьи, случайно отбираются домашние хозяйства, где сбор информации проводится по лицам в обследуемом возрасте.
2.4.3. Дополнительный слой для выборки составляют лица, вселившиеся в течение года в новые жилые помещения. Формирование этого слоя осуществляется на основе ежегодной актуализации основы выборки. Доля отбора населения составляет в расчете на год 0,22% численности лиц в возрасте 15 - 72 лет.
Отбор домашних хозяйств в новых домах производится территориальными органами Госкомстата России по специальной схеме, разработанной Госкомстатом России.
2.4.4. В процессе подготовительной работы перед проведением обследования территориальные органы Госкомстата России организуют выверку адресов сформированной выборки на предмет их существования и факта проживания по ним граждан.
Адреса, выпадающие из обследования в связи с тем, что к моменту выверки дом разрушен, поставлен на капитальный ремонт с выселением жильцов, сдан под офис и т.д., заменяются новыми адресами. Массив новых адресов представлен в специально составленных выборках, элементы которых имеют наибольшее число пересечений с заменяемыми элементами. Замена производится в соответствии с рекомендациями, разработанными Госкомстатом России.
Раздел 3. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОБСЛЕДОВАНИЯ
3.1. Бланки форм обследования и инструктивные материалы
3.1.1. При проведении обследования используется следующий инструментарий:
Анкета выборочного обследования населения по проблемам занятости (обследование рабочей силы);
Инструкция о порядке заполнения Анкеты выборочного обследования по проблемам занятости (обследование рабочей силы);
Карточка на помещение, в котором проживает население, обследуемое по проблемам занятости;
Методическое пособие для интервьюеров (счетчиков) по проведению опроса населения по проблемам занятости;
Листовка - обращение к населению;
Удостоверение интервьюера;
Пособие по кодированию материалов выборочного обследования населения по проблемам занятости.
3.1.2. Обследование проводится путем опроса населения и записи сведений в КАРТОЧКУ на помещение и АНКЕТУ.
3.1.3. КАРТОЧКА на помещение ведется в территориальных органах Госкомстата России и представляет собой список всех лиц (независимо от возраста, включая лиц моложе 15 и старше 72 лет), постоянно (обычно) проживающих в помещении, отобранном для проведения обследования.
3.1.4. В КАРТОЧКЕ на помещение по каждому лицу указываются следующие сведения:
номер домохозяйства;
порядковый номер лица в карточке;
фамилия, имя, отчество;
дата рождения;
пол;
информация об участии в обследовании.
3.1.5. АНКЕТА выборочного обследования населения по проблемам занятости содержит вопросы по учетным признакам обследования, которые задаются в логической последовательности. АНКЕТА обследования утверждается постановлением Госкомстата России.
3.1.6. В отдельный бланк АНКЕТЫ вносятся записи по всем опрошенным членам домашнего хозяйства в возрасте 15 - 72 лет (до 5 человек), постоянно (обычно) проживающих по отобранному адресу.
3.1.7. Не подлежат опросу по вопросам АНКЕТЫ лица:
- находящиеся в командировках в других населенных пунктах Российской Федерации (6 месяцев и более);
- находящиеся на лечении в больницах (6 месяцев и более);
- отбывающие наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно - исполнительной системы или находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
- живущие по месту учебы студенты (учащиеся).
3.1.8. После завершения опроса населения по всем отобранным адресам составляется ОТЧЕТ о работе интервьюера (счетчика) по каждому счетному участку, в котором содержатся следующие сводные данные:
- количество первоначально установленных для обследования адресов;
- число первоначально установленных для опроса респондентов;
- количество фактически обследованных помещений;
- число фактически опрошенных респондентов;
- количество необследованных помещений с указанием причин;
- количество не опрошенных респондентов с указанием причин.
3.2. Признаки обследования
3.2.1. В АНКЕТЕ обследования содержатся следующие основные учетные признаки, по которым собирается информация:
а) сведения о респондентах: пол; возраст; семейное положение; гражданство; уровень образования; общее число членов домохозяйства; родственные отношения в домохозяйстве;
б) наличие оплачиваемой работы или доходного занятия: занятость в обследуемую неделю, включая наличие работы, которая временно не выполнялась;
в) признаки, характеризующие основную работу: вид экономической деятельности; занятие (профессия, должность); классификация по статусу занятых; количество привлекаемых наемных работников для работодателей; постоянная, временная работа; региональное месторасположение основной работы; нормальная и фактическая продолжительность рабочей недели; причины работы меньше нормальной продолжительности рабочей недели или временного отсутствия;
г) сведения о второй работе: наличие дополнительной работы; классификация по статусу занятых; вид экономической деятельности; занятие (профессия, должность); постоянная, временная работа; количество фактически отработанного времени на дополнительных работах; поиск или готовность к дополнительной занятости;
д) поиск работы: поиск работы лицами, не занятыми в обследуемую неделю; способы поиска работы; готовность приступить к работе; характер работы, к которой незанятый готов приступить; продолжительность поиска работы; регистрация в службе занятости в качестве безработного; получение пособия по безработице;
е) прошлая деятельность лиц, не занятых в обследуемую неделю: наличие когда-либо ранее работы у незанятых; вид деятельности и занятие (профессия, должность) по последнему месту работы; продолжительность периода незанятости; причины, по которым незанятые оставили последнее место работы; наличие специальности (профессии) у незанятых, не имеющих опыта работы;
ж) сведения об экономически неактивных лицах: социальный статус; причины отказа от поиска работы; причины неготовности приступить к работе;
з) занятость производством товаров или услуг в домашнем хозяйстве: занятость в обследуемую неделю производством продукции в личном подсобном хозяйстве, включая производство продукции для собственного потребления; основной вид производимой сельскохозяйственной продукции и отработанное время в обследуемую неделю в личном подсобном сельском хозяйстве; занятость производством в домашнем хозяйстве промышленных товаров или услуг для получения дохода или обмена; основной вид производимых в домашнем хозяйстве промышленных товаров и услуг и отработанное время на выполнение этих работ.
3.2.2. В АНКЕТЕ обследования содержатся следующие вспомогательные признаки, которые не используются при разработке материалов обследования:
а) адрес домохозяйства;
б) фамилия, имя, отчество и номер телефона респондента;
в) дата проведения опроса и его продолжительность;
г) от кого получена информация по вопросам АНКЕТЫ - от самого респондента или от совместно проживающих членов семьи.
3.2.3. Программа основного обследования может дополняться единовременным или периодическим сбором информации по блоку вопросов, характеризующих наиболее актуальные проблемы рынка рабочей силы.
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЙ
4.1. Методологическое и организационное обеспечение обследований
4.1.1. Методологическое сопровождение проведения обследований населения по проблемам занятости обеспечивается Госкомстатом России.
4.1.2. Госкомстат России с участием подведомственных предприятий и организаций разрабатывает:
- инструментарий обследования;
- методологические и организационные положения по проведению обследования;
- методологию формирования выборки домашних хозяйств;
- методологию взвешивания и распространения результатов обследования;
- методологию формирования производных признаков обследования и построения базы индивидуальных данных;
- методические рекомендации для работников территориальных органов Госкомстата России по подбору и инструктированию интервьюеров;
- методическое пособие для интервьюеров по проведению опроса населения;
- технологию компьютерной обработки материалов обследования;
- производит формирование выборки домашних хозяйств;
- обеспечивает тиражирование инструментария обследования и инструктивно - методических материалов.
4.1.3. Организация проведения обследования на региональном уровне осуществляется территориальными органами Госкомстата России в соответствии с методологическими рекомендациями, разработанными Госкомстатом России.
4.1.4. Территориальные органы Госкомстата России:
- систематически проводят актуализацию основы выборки;
- на основании сформированной выборки номеров переписных листов устанавливают адреса домохозяйств, отобранных для обследования;
- организуют выверку отобранных для обследования адресов на предмет их существования и факта проживания по ним граждан;
- проводят дополнительный отбор домашних хозяйств, вселившихся в течение года в новые дома;
- с учетом территориального расположения выборки и определенной нагрузки на одного интервьюера (счетчика) формируют счетные участки для каждого интервьюера (счетчика) и составляют для них перечень домохозяйств, подлежащих обследованию;
- ведут картотеку домашних хозяйств, участвующих в обследовании, с необходимой идентификационной информацией;
- организуют оповещение населения о предстоящем обследовании;
- проводят подбор и инструктирование интервьюеров;
- назначают интервьюеров - инструкторов, ответственных за работу группы интервьюеров;
- обеспечивают интервьюеров инструментарием и инструктивно - методическими материалами для организации работы по проведению опроса, перечнем домохозяйств, подлежащих обследованию, удостоверениями установленного образца;
- организуют обход населения интервьюерами (счетчиками);
- организуют выборочную проверку работы интервьюеров (счетчиков) путем установления повторного контакта с опрошенными лицами;
- проводят первичный контроль и кодирование Анкет обследования, ввод данных в компьютер.
4.1.5. Работа по организации проведения обследования населения по проблемам занятости на региональном уровне проводится во взаимодействии с органами правопорядка и службы занятости.
4.2. Опрос населения
4.2.1. Опрос населения начинается в первый понедельник после критической (обследуемой) недели и проводится интервьюерами в течение последующих двух недель путем непосредственного посещения домашних хозяйств.
4.2.2. При непосредственном посещении домашнего хозяйства ответы на вопросы АНКЕТЫ могут быть получены как от самого респондента, так и со слов совместно проживающих членов домашнего хозяйства в случае отсутствия респондента в момент опроса.
4.2.3. Участие населения в обследовании является добровольным.
4.3. Требования к интервьюерам
4.3.1. Подбор и инструктирование интервьюеров осуществляется в территориальных органах Госкомстата России в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Госкомстатом России.
4.3.2. К работе в качестве интервьюеров не должны привлекаться лица, которые в связи со своей профессиональной деятельностью или по другим причинам могут использовать полученные сведения в ущерб опрашиваемым гражданам.
4.3.3. Интервьюеры дают письменные обязательства о сохранении конфиденциальности статистических данных, а также других сведений об опрошенных лицах, которые они получили при посещении домашних хозяйств. Обязательство остается в силе после окончания работы интервьюером.
4.3.4. При выполнении работы по опросу населения интервьюеры обязаны удостоверять свою личность предъявлением документа. На время работы интервьюеру выдается удостоверение установленного образца, которое подписывается руководителем администрации региона и территориального органа Госкомстата России.
4.4. Организация работы интервьюеров
4.4.1. Интервьюеры (счетчики):
- в период обследуемой недели (в отчетный период) проводят предварительный обход населения по отобранным для обследования адресам с целью оповещения о проводимом обследовании, уточнения списков лиц, постоянно (обычно) проживающих в этих помещениях, и согласования даты и времени проведения непосредственного интервью;
- составляют списки лиц, проживающих в домашних хозяйствах по включенным в выборку адресам;
- проводят опрос лиц в возрасте 15 - 72 лет по вопросам АНКЕТЫ и отмечают ответы на бланке АНКЕТЫ;
- проводят первичный логический контроль ответов на отдельные вопросы АНКЕТЫ в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения АНКЕТЫ;
- после завершения опроса граждан по всем отобранным для обследования адресам составляют Отчет о выполненной работе интервьюера (счетчика);
- передают интервьюеру - инструктору заполненный Отчет о работе интервьюера (счетчика), заполненные бланки АНКЕТ, КАРТОЧКИ на помещение, возвращают удостоверение интервьюера, пособие по проведению обследования и другие инструктивные материалы.
4.4.2. При проведении опроса интервьюеры (счетчики), руководствуясь приведенными в АНКЕТЕ подсказами, последовательно зачитывают вопросы, сформулированные в АНКЕТЕ. Изменение формулировки вопросов АНКЕТЫ не допускается. При необходимости интервьюеры (счетчики) могут дать пояснения к вопросам АНКЕТЫ, руководствуясь Инструкцией о порядке ее заполнения и методологическими понятиями и определениями.
4.4.3. Интервьюерам (счетчикам) не разрешается опрашивать население по адресам, не представленным в КАРТОЧКАХ на помещение.
4.4.4. В своей работе интервьюеры (счетчики) руководствуются Методическим пособием по проведению опроса населения, которое разрабатывается Госкомстатом России.
4.4.5. Среди интервьюеров назначаются интервьюеры - инструкторы, ответственные за работу группы интервьюеров.
4.4.6. Интервьюер - инструктор:
- руководит работой группы интервьюеров и контролирует выполнение объема работ каждым интервьюером и в целом по инструкторскому участку;
- при необходимости оказывает помощь интервьюерам (счетчикам) в установлении контактов с домашним хозяйством и в проведении опроса;
- принимает АНКЕТЫ от интервьюеров (счетчиков) и осуществляет контроль полноты и правильности заполнения АНКЕТ;
- участвует в разрешении сложных вопросов при вводе информации на ПЭВМ;
- проводит выборочные проверки работы интервьюеров (счетчиков) путем установления повторного контакта с опрошенными лицами, а также другие виды контроля.
Раздел 5. ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ
5.1. Кодирование данных обследования
5.1.1. В целях обеспечения идентификации единиц наблюдения формируется идентификационный код по каждому опрошенному лицу, который увязан с местом проживания и конкретным домохозяйством.
5.1.2. Кодирование видов экономической деятельности занятых лиц производится с применением Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93, принятого и введенного в действие с 1 января 1994 г. Постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993 г. N 17.
Базовой статистической единицей для классификации видов экономической деятельности принимается подразделение хозяйственной единицы, в котором работал респондент, осуществляющее исключительно или главным образом один вид деятельности, или хозяйственная единица в целом (предприятие, организация), если респондент работал в хозяйственной единице без структурных подразделений.
5.1.3. Кодирование видов экономической деятельности непосредственно в АНКЕТАХ производится четырехразрядным кодом классификационных группировок для видов экономической деятельности.
5.1.4. Кодирование занятий в АНКЕТЕ производится с применением кодов Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) ОК 010-93, принятого и введенного в действие с 1 января 1995 г. Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 298, и пояснений к группировкам ОКЗ, входящим в состав данного классификатора.
5.2. Схема компьютерной обработки данных
5.2.1. В территориальных органах Госкомстата России:
производится запись всей информации, которая включает идентификационный код респондента и основные учетные признаки, с бланков АНКЕТ на ПЭВМ с использованием программы ввода и контроля данных, подготовленной Госкомстатом России;
в процессе ввода осуществляется логический контроль информации;
после завершения записи с АНКЕТ производится вторичный контроль введенной информации.
5.2.2. Отконтролированная запись индивидуальных данных и протокол контроля в сроки, предусмотренные Федеральной программой статистических работ, передаются по каналам электронной связи на федеральный уровень для дальнейшей обработки.
5.2.3. На федеральном уровне производится:
при обработке материалов текущего обследования:
дополнительный контроль поступившей от территориальных органов Госкомстата России информации и слияние региональных данных в единый информационный массив;
формирование производных признаков для каждого обследованного лица;
взвешивание и распространение данных, расчет индивидуальных весов;
создание по итогам текущего обследования базы индивидуальных данных, содержащей идентификационный код респондента, основные учетные признаки, производные признаки, индивидуальный вес;
формирование агрегированных таблиц в целом по Российской Федерации;
доведение до территориальных органов Госкомстата России фрагментов баз индивидуальных данных текущего обследования;
подготовка оригинал - макета и выпуск публикационного бюллетеня;
при обработке результатов объединенных массивов четырех квартальных опросов:
формирование объединенного массива индивидуальных данных четырех последовательных квартальных опросов;
взвешивание и распространение данных, расчет индивидуальных среднегодовых весов;
формирование агрегированных таблиц со среднегодовыми данными по России и субъектам Российской Федерации;
подготовка оригинал - макетов таблиц со среднегодовыми данными для публикационного бюллетеня;
доведение до территориальных органов Госкомстата России фрагментов баз индивидуальных данных объединенного массива четырех последовательных квартальных опросов и основных агрегированных таблиц со среднегодовыми данными.
5.3. Взвешивание и распространение выборки. Формирование агрегированных данных
5.3.1. Методология взвешивания и распространения выборочных данных обследования основана на присвоении соответствующего индивидуального веса каждой отдельной единице наблюдения - персоне.
5.3.2. Применяется метод итеративного взвешивания выборки с использованием в качестве генеральной совокупности внешних данных о численности населения в периоде, наиболее приближенном к отчетному периоду обследования (обследуемой неделе).
Процедура заключается в сопоставлении выборочной совокупности (численности обследованных граждан), стратифицированной с учетом половозрастной и региональной характеристик, с генеральной совокупностью населения по данным текущих расчетов, стратифицированной по этим же характеристикам.
5.3.3. После завершения процедуры итеративного взвешивания каждой обследованной персоне присваивается индивидуальный вес, который в качестве производного признака записывается в базу индивидуальных данных.
5.3.4. Формирование агрегированных данных, распространенных до генеральной совокупности, по материалам выборочного обследования населения по проблемам занятости производится с использованием базы индивидуальных данных обследованных персон и индивидуальных весов.
5.3.5. Данные по показателям занятости и безработицы по изолированным квартальным опросам формируются в целом по России и отдельным крупным регионам с использованием индивидуальных весов, рассчитанных при взвешивании каждой квартальной выборки.
5.3.6. Для увеличения объема анализируемой выборочной совокупности и повышения представительности по регионам, а также устранения влияния сезонных колебаний производится объединение массива четырех последовательных квартальных выборок и расчет индивидуальных среднегодовых весов путем взвешивания этого объединенного массива.
5.3.7. Данные по показателям занятости и безработицы, сформированные на основе объединенных массивов обследованных персон в четырех последовательных квартальных опросах, являются средними годовыми.
5.4. Расчет индивидуальных весов по результатам квартального опроса
5.4.1. При обработке результатов каждого квартального опроса взвешивание и распространение в одной итерации производится последовательно в три этапа.
Первый этап - взвешивание или расчет первоначального множителя распространения для каждой группы элементов выборочной совокупности, стратифицированной по России в целом по полу (мужчины, женщины) и возрасту (38 возрастных групп: 15 - 24 лет - погодно, 25 - 49 лет - пятилетние группы, 50 - 72 лет - погодно).
Второй этап - расчет корректирующего множителя для каждой группы элементов выборочной совокупности, стратифицированной по субъектам Российской Федерации по полу (мужчины и женщины) и городской и сельской местности.
Третий этап - расчет корректирующего множителя для каждой группы элементов выборочной совокупности, стратифицированной по субъектам Российской Федерации по полу (мужчины и женщины) и возрасту (12 пятилетних возрастных групп: 15 - 19 лет, 20 - 24, 25 - 29, 30 - 34, 35 - 39, 40 - 44, 45 - 49, 50 - 54, 55 - 59, 60 - 64, 65 - 69, 70 - 72 года).
5.4.2. Во второй и следующих итерациях последовательно проводятся операции расчета корректирующих множителей по параметрам, применяемым для трех этапов первой итерации.
5.4.3. Индивидуальный вес представляет собой произведение первоначального множителя распространения, рассчитанного на первом этапе взвешивания в первой итерации, и всех корректирующих множителей, полученных в первой и последующих итерациях.
5.4.4. Индивидуальные веса, рассчитанные для квартального выборочного массива единиц наблюдения, используются при формировании агрегированных данных по соответствующему кварталу.
5.5. Расчет индивидуальных весов по результатах объединенных массивов четырех квартальных опросов
5.5.1. При обработке объединенного массива четырех последовательных квартальных опросов и расчете индивидуальных среднегодовых весов для данного периода объединенный массив опрошенных персон взвешивается и перевзвешивается в каждой итерации в четыре этапа.
5.5.2. Взвешивание на первых трех этапах производится аналогично трем этапам взвешивания и распространения, применяемым при обработке результатов квартального опроса. При проведении расчетов на каждом из этапов данные группируются по тем же параметрам, что и при взвешивании изолированных квартальных массивов, операции выполняются в аналогичной последовательности.
Четвертый этап - согласование данных с учетом размеров квартальных выборок или расчет корректирующего множителя для каждой группы элементов объединенного массива выборочной совокупности, стратифицированной по субъектам Российской Федерации по принадлежности к соответствующему квартальному опросу и по городской и сельской местности.
5.5.3. Во второй и следующей итерации последовательно проводятся операции расчета корректирующих множителей по параметрам, применяемым для четырех этапов первой итерации.
5.5.4. Индивидуальные веса, рассчитанные путем взвешивания объединенного массива четырех последовательных квартальных опросов, используются при формировании агрегированных данных по признакам соответствующей объединенной совокупности обследованных лиц как в целом по России, так и по республикам, краям, областям, автономным округам, принимавшим участие в обследовании.
5.6. Создание и ведение баз данных
5.6.1. В процессе компьютерной обработки материалов обследования создаются следующие базы данных:
на региональном уровне
- база индивидуальных данных обследованных лиц;
- база данных домашних хозяйств, участвующих в обследовании;
- база агрегированных данных по основным показателям;
на федеральном уровне
- база индивидуальных данных обследованных лиц;
- база агрегированных данных по основным показателям;
- база стандартизированных таблиц публикационных бюллетеней.
5.6.2. База индивидуальных данных обследованных лиц представляет собой записи по каждому опрошенному лицу идентификационного кода, основных учетных признаков, производных признаков и индивидуального веса.
5.7. Хранение информации
5.7.1. Бланки АНКЕТ с ответами опрошенных лиц на бумажном носителе сохраняются в течение двух лет после периода опроса и затем уничтожаются.
5.7.2. КАРТОЧКИ на помещения, обследованные по проблемам занятости, хранятся на бумажных носителях до момента изменения основы выборки и затем уничтожаются.
Раздел 6. ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Приведенные в настоящем разделе понятия и определения используются в целях проведения статистических обследований и обобщения их результатов. Разработаны с учетом рекомендаций Международной Организации Труда (МОТ), Резолюции, относящейся к международной классификации статуса занятых, принятой 15-й Международной конференцией статистиков труда (1993 г.).
6.1. Экономически активное население
6.1.1. Экономически активное население - часть населения в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения (раздел 1, п. 3.5), обеспечивающая в рассматриваемый период предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.
В численность экономически активного населения включаются лица, занятые экономической деятельностью, и безработные.
6.1.2. Различают "население, активное в данный период (рабочая сила)" и "обычно активное население".
6.1.3. Население, активное в данный период (рабочая сила), включает всех лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые удовлетворяют требованиям отнесения к занятым и безработным в течение краткого периода времени, например недели (текущая активность).
6.1.4. К лицам, занятым экономической деятельностью, относятся лица, которые в рассматриваемый период:
- выполняли работу (хотя бы один час в неделю) по найму за вознаграждение деньгами или натурой, а также не по найму для получения прибыли или семейного дохода независимо от сроков получения вознаграждения или дохода за свою деятельность;
- временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней, компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни, работы по специальному графику, нахождения в резерве, установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком, обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации, забастовки, других подобных причин;
- выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
Лица, владеющие собственным предприятием или собственным делом и работающие на нем, но в рассматриваемый период на работе отсутствующие по любой причине, считаются занятыми, если в период их отсутствия предприятие (дело) продолжало функционировать.
Лица, участвующие по направлениям центров занятости в оплачиваемых общественных работах, считаются занятыми.
Не считаются "имеющими работу, но временно отсутствующими" и не учитываются в числе занятого населения:
неоплачиваемые работающие члены семьи, участвующие в деятельности семейного предприятия, но в рассматриваемый период не выполнявшие на предприятии никакой работы;
сезонные работники, у которых истек срок трудового договора;
лица, у которых есть договоренность о начале работы, но еще не приступившие к реальной работе;
лица, у которых нет устойчивых трудовых отношений с организацией или работодателем (выполняли случайные эпизодические работы) и которые не выполняли оплачиваемую работу в течение обследуемой недели.
Не считается оплачиваемой работой или доходным занятием:
учеба в военной академии, аспирантуре, докторантуре дневной формы обучения;
работа в собственном домашнем хозяйстве по уборке дома, приготовлению пищи для членов домашнего хозяйства, пошиву, ремонту и содержанию в чистоте одежды для членов домашнего хозяйства, воспитанию детей, уходу за пожилыми или больными членами домашнего хозяйства.
6.1.5. К безработным < * > относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:
< * > Существуют методологические различия в определении общей численности безработных в соответствии с рекомендациями МОТ и безработных, официально признанных в органах службы занятости.
Безработные, официально признанные в органах службы занятости - это трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.
Безработными в соответствии с законодательством о занятости не могут быть признаны граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по возрасту (по старости), за выслугу лет;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (одно и то же место учебы) дважды;
- не явившиеся без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный им для регистрации в качестве безработного.
- не имели работы (доходного занятия);
- занимались поиском работы - обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
- были готовы приступить к работе в течение определенного периода времени.
При проведении обследования населения по проблемам занятости (обследование рабочей силы) и измерении безработицы критерий отсутствия работы относится к обследуемой неделе, критерий поиска работы распространяется на четыре недели, предшествующие обследуемой неделе, критерий готовности приступить работе - на две недели после обследуемой недели. Несмотря на то, что каждый критерий имеет собственные временные пределы, показатель безработицы относится к обследуемой неделе.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.
К безработным относятся также лица, которые в рассматриваемый период:
- не имели работы, но договорились о сроке начала работы (в течение 2 недель после рассматриваемого периода), и не продолжали дальнейшего ее поиска;
- не имели работы, были готовы приступить, но не искали работу, так как ожидали ответа от администрации или работодателя на сделанное ранее обращение. При этом период ожидания ответа не должен превышать один месяц.
6.1.6. Для лиц, организующих собственное дело, периодом поиска работы считается деятельность до регистрации предприятия. Деятельность после регистрации предприятия считается занятостью на собственном предприятии.
В случаях, когда коммерческая деятельность организуется без формальной регистрации, моментом перехода от поиска работы к самой работе является готовность получить и выполнить первый заказ или момент поступления финансовых ресурсов, или момент окончания подготовки производственной среды.
6.1.7. При измерении текущей активности населения отнесение лиц к занятым, безработным и экономически неактивным в данном периоде (обследуемой неделе) производится с применением правил приоритетности: занятости отдается предпочтение перед безработицей, а безработице - перед отсутствием экономической активности.
6.1.8. Показатель "обычно активное население" относится к преобладающему статусу лиц в течение более длительного периода времени, например, года.
Обычно активное население включает всех лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности, у которых в течение отчетного года суммарная продолжительность занятости и безработицы была 26 недель и более.
При этом определение вида активности лица в каждую конкретную неделю производится в рамках концепции измерения текущей активности, и неделей занятости считается работа хотя бы один час в неделю.
Обычно активных лиц можно отнести или к занятому населению, или к безработным в зависимости от того, были ли они преимущественно занятыми или преимущественно безработными в течение периода, когда считались активными.
К числу лиц, основным видом активности которых в течение года была занятость, относятся все обычно активные лица, которые в течение периода, когда считались активными, были больше недель заняты, чем без работы.
К числу лиц, основным видом активности которых в течение года была безработица, относятся все обычно активные лица, которые в течение периода, когда считались активными, были больше недель без работы, чем заняты.
В случаях, когда в течение года периоды занятости и безработицы равны, следуя правилу приоритетности, предпочтение отдается занятости.
6.1.9. Уровень экономической активности - удельный вес численности экономически активного населения в общей численности населения, измеренный в процентах.
6.1.10. Уровень безработицы - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения, измеренный в процентах.
6.1.11. Продолжительность безработицы (продолжительность поиска работы) - промежуток времени, в течение которого лицо ищет работу, используя при этом любые способы.
Различают продолжительность завершенной (законченной) безработицы, которая учитывает время с момента начала поиска работы до момента трудоустройства, и продолжительность незавершенной безработицы - время с момента начала поиска работы до рассматриваемого периода.
6.2. Экономически неактивное население
6.2.1. Экономически неактивное население - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными в течение рассматриваемого периода.
6.2.2. Различают "население, не активное в данный период" - применительно к краткому периоду времени (неделе), и "население, обычно неактивное" - применительно к более длительному периоду, например, году.
6.2.3. Население, не активное в данный период, включает всех лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности, которые в данный период (обследуемую неделю) не включены в состав рабочей силы.
6.2.4. Население, не активное в данный период (обследуемую неделю) и не входящее в состав рабочей силы, в зависимости от соответствия критерию поиска работы и критерию готовности приступить к работе группируется следующим образом:
лица, которые хотят работать, ищут работу в рассматриваемый период, но не готовы приступить к работе;
лица, которые хотят работать, но в рассматриваемый период не ищут работу;
лица, которые не хотят работать.
6.2.5. Выделяются следующие причины экономической неактивности:
посещение дневных отделений учебных заведений;
выход на пенсию, в отставку;
по состоянию здоровья;
выполнение домашних обязанностей, уход за детьми и другими членами семьи;
отчаялись найти работу после длительных поисков;
не знают, как и где искать работу;
другие причины.
6.2.6. Экономически неактивное население, исходя из социального статуса, делится на следующие категории:
студенты и учащиеся дневной формы обучения;
пенсионеры по возрасту, выслуге лет и на льготных условиях;
пенсионеры по инвалидности;
получатели дохода от собственности или капитала;
домашние хозяева или родственники, отвечающие за уход за домом и детьми;
прочие (все остальные лица, не попадающие ни под одну из перечисленных выше категорий).
6.2.7. Население, обычно неактивное, включает всех лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности, основным статусом которых в течение отчетного года не была ни занятость, ни безработица, т.е. лиц, у которых количество недель неактивности в отчетном году превышало 26 недель.
6.3. Незанятое население
6.3.1. Незанятое население - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в течение рассматриваемого периода не считались занятыми экономической деятельностью.
В численность незанятого населения включаются безработные и экономически неактивное население.
6.4. Статус занятых
6.4.1. Объектом при классификации статуса занятых является работа, выполняемая лицами в рассматриваемый период времени. Работы классифицируются с учетом явного или подразумеваемого трудового договора лица с другими лицами или организациями.
Основными критериями при определении групп служат характер экономического риска, элементом которого является прочность связей лица с его работой, характер власти над предприятием и другими работниками, которую лица имеют или будут иметь.
6.4.2. Предусматривается следующая группировка занятых по статусу:
работающие по найму; работающие не по найму; из них: работодатели; самостоятельно занятые; члены производственных кооперативов; неоплачиваемые семейные работники.6.4.3. Группы определены, исходя из различия между "работой по найму" и "работой на собственном предприятии" с учетом одного или нескольких аспектов экономического риска или характера власти, которую явный или подразумеваемый трудовой договор дает лицам, или которой договор обязывает подчиняться.
6.4.4. Работа по найму - это работа, при которой лицо заключает явный (письменный или устный) или подразумеваемый трудовой договор, гарантирующий ему базовое вознаграждение (деньгами или натурой), которое прямо не зависит от дохода единицы, где лицо работает. Основные фонды, некоторые или все инструменты, помещение, которые использует лицо в процессе труда, могут принадлежать другим лицам. Деятельность работника может осуществляться под непосредственным контролем владельца или лиц, определенных владельцем и работающих у него по найму.
6.4.5. Лица, работающие по найму, или наемные работники - это лица, которые выполняют работу, определенную как "работа по найму".
Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность лица, включая руководителей, управляющих деятельностью организации от лица владельца, служителей религиозных культов, считаются наемными работниками.
К наемным работникам также относятся лица, проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел.
6.4.6. Наемные работники распределяются на подгруппы:
гражданское население;
военнослужащие.
6.4.7. К военнослужащим относятся лица, имеющие воинское звание и находящиеся на действительной военной службе по контракту или призыву.
К военнослужащим не относятся лица, состоящие на службе в органах внутренних дел в качестве рядового или начальствующего состава, которым присвоены специальные звания "милиции", "внутренней службы", "юстиции".
6.4.8. В зависимости от характера договора наемные работники делятся на следующие группы:
постоянные работники;
работники, нанятые на определенный срок;
работники, выполняющие случайные или эпизодические работы;
работники, выполняющие работу по договору на определенный объем работ или услуг.
6.4.9. Работающие не по найму - это лица, которые выполняют работу, определенную как "работа на собственном предприятии". Эта группа объединяет работодателей, самостоятельно занятых лиц, членов производственных кооперативов, неоплачиваемых семейных работников.
6.4.10. Работа на собственном предприятии (собственном деле) - это работа, при которой вознаграждение непосредственно зависит от дохода, получаемого от производства товаров и услуг. Лицо принимает производственные решения, относящиеся к деятельности предприятия (собственному делу), или делегирует эти полномочия, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия (собственного дела).
6.4.11. Работодатели - это лица, которые работали самостоятельно или с одним или несколькими деловыми партнерами на собственном предприятии (в собственном деле) и в этом качестве нанимали на постоянной основе для работы на своем предприятии наемных работников. Все деловые партнеры в этом случае являются работодателями. Партнеры могут быть и не быть членами одной семьи или одного домашнего хозяйства.
К работодателям также относятся лица, занятые коммерческой деятельностью без образования юридического лица, профессиональной деятельностью или ремеслом на индивидуальной основе и постоянно использующие труд наемных работников.
К работодателям могут быть отнесены лица, работающие в акционерном обществе, где они самостоятельно или совместно с другими членами семьи, либо с одним или несколькими работающими в этом акционерном обществе партнерами располагают решающей долей собственности, и имеющие право от имени организации заключать договоры с другими организациями, нанимать или увольнять лиц, работающих по найму в этой организации.
6.4.12. Самостоятельно занятые - это лица, самостоятельно или с одним или несколькими деловыми партнерами осуществляющие деятельность, приносящую доход, и не нанимающие наемных работников на постоянной основе. Все деловые партнеры в этом случае являются лицами, самостоятельно занятыми. Партнеры могут быть и не быть членами одной семьи или одного домашнего хозяйства.
6.4.13. Члены производственных кооперативов - лица, работающие на собственном предприятии - кооперативе, производящем товары и услуги, где каждый имеет равные с другими членами права при решении вопросов организации производства, инвестирования и распределения дохода между членами организации.
В соответствии со статьей 107 Гражданского кодекса Российской Федерации "производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов".
6.4.14. Неоплачиваемый семейный работник (неоплачиваемый работник семейного предприятия) - это лицо, которое работает в качестве помогающего на предприятии, принадлежащем члену домашнего хозяйства или родственнику (как проживающему, так и не проживающему в одном с ним домашнем хозяйстве), и не получает за это вознаграждение деньгами или натурой, как получал бы за эту же работу оплачиваемый семейный работник. Эти работники не могут считаться партнерами, так как степень их участия в работе предприятия незначительна по сравнению с участием главы предприятия.
6.4.15. Лица, выполняющие работы по договорам подряда и другим гражданско - правовым договорам, которые они заключили с юридическим или физическим лицом, могут быть отнесены к наемным работникам, если выполняемая ими работа может быть классифицирована как "работа по найму", или к самостоятельно занятым или работодателям - если, исходя из характера и условий выполнения, работа в большей степени соответствует "работе на собственном предприятии".
6.4.16. Классификацию статуса занятых можно условно применять к безработным. В данном случае критерием для классификации является характер прежней выполняемой работы, если она имелась, или характер работы, которую безработный ищет.
6.5. Основная и дополнительная работа
6.5.1. Для лиц, занятых экономической деятельностью и имеющих в рассматриваемый период более одной работы (доходного занятия), определяется основная работа и дополнительная работа.
6.5.2. Имеющим более одной работы считается тот, кто на обследуемой неделе кроме основной работы выполнял другую работу или имел другое доходное занятие (или временно отсутствовал). Это может быть совместительство любого рода, выполняемое на постоянной, временной, сезонной основе, другая работа по контракту или случайные, разовые работы, работа на индивидуальной основе, предпринимательская деятельность без образования юридического лица, работа по найму у отдельных граждан.
6.5.3. Основная работа (основное доходное занятие) или первая работа - это та работа, которую лицо само считает для себя основной.
Другая работа, которую данное лицо имело в рассматриваемом периоде, считается дополнительной работой.
6.5.4. Если респондент работал по основному месту работы больше часов, чем установленная нормальная продолжительность для данного вида работ (т.е. полторы ставки), то в этом случае основной считается работа в пределах нормальной продолжительности для данного вида работ. Работа, выполняемая сверх нормальной продолжительности рабочего времени, т.е. дополнительная ставка, рассматривается как вторая работа.
6.5.5. Если респондент наряду с основной выполнял дополнительную работу в пределах рабочего времени основной работы, и эта дополнительная работа не была связана с трудовыми функциями основного занятия, то респондент считается имеющим более одной работы, и эта дополнительная работа рассматривается как вторая работа.
6.5.6. Второй или дополнительной работой не считается работа на другом предприятии в случаях, предусмотренных родом деятельности по основному месту работы, т.е. командировки, выполнение сельскохозяйственных работ по направлению предприятия и т.п., а также работа на приусадебном участке для удовлетворения собственных нужд, а не для продажи на сторону, производство ремонтных работ, производство одежды, обуви, мебели и т.п. для удовлетворения нужд своего домашнего хозяйства, а не для продажи на сторону.
6.6. Использование рабочего времени
6.6.1. В зависимости от количества отработанного времени занятые граждане распределяются на лиц:
- работавших больше часов по сравнению с нормальной или обычной продолжительностью рабочей недели;
- работавших меньше часов по сравнению с нормальной или обычной продолжительностью рабочей недели;
- работавших столько же часов, как и нормальная или обычная продолжительность рабочей недели;
- не работавших на обследуемой неделе.
6.6.2. Нормальной продолжительностью рабочей недели являются часы работы, установленные законодательством, правилами, коллективными договорами для данного вида работ и категорий работников. Если респондент выполнял работу на условиях внутреннего совместительства, нормальная продолжительность рабочей недели определяется только по ОСНОВНОЙ должности (работе). Дополнительная ставка рассматривается как вторая работа.
Там, где не установлена нормальная продолжительность рабочей недели законами или правилами, коллективными договорами, указывается обычная продолжительность рабочей недели, т.е. часы, которые респондент обычно тратит на выполнение заданного объема работ за неделю.
6.6.3. Среди занятого населения выделяются лица, вынужденно не полностью занятые. К ним относятся лица наемного труда или занятые на собственных предприятиях как работающие, так и отсутствующие на работе, которые были вынуждены работать в данный период меньше часов в неделю, чем установлено распорядком, графиком на данном предприятии или законодательством для данной категории работников, или меньше, чем обычно, в связи со снижением спроса на продукцию или услуги, отсутствием клиентов, заказов и т.д., искали дополнительную работу или были готовы работать больше в течение отчетного периода.
По отношению к этой группе занятых лиц применяется понятие неполная видимая занятость.
6.6.4. Неполная видимая занятость отражает недостаточный объем занятости. Измеряется двумя показателями: количество не полностью занятых лиц и масштабы видимой неполной занятости.
6.6.5. Количество не полностью занятых лиц объединяет следующие категории работников:
лица, работающие "с неполной рабочей неделей" или "с неполным рабочим днем" по условиям трудового договора, в связи с тем, что не смогли найти работу на большее количество времени;
лица, переведенные на неполную рабочую неделю по инициативе администраций (работодателя) или вынужденные перейти на неполную рабочую неделю по причине спада экономической активности;
лица, находящиеся в отпусках по инициативе администрации.
6.6.6. Масштабы (объемы) видимой неполной занятости - это суммарное время, имеющееся для дополнительной занятости в рассматриваемом периоде применительно к каждому не полностью занятому и исчисленное в часах, днях или в условных лицах, приведенных к полному рабочему времени.