Одобрен
Национальным советом
при Президенте Российской Федерации
по профессиональным квалификациям
(Протокол от 19 октября 2018 г. N 30)
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ (ДОРОЖНАЯ КАРТА) ПО РАЗВИТИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА
I. Общие положения
План мероприятий (дорожная карта) по развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации на период до 2024 года (далее - дорожная карта) подготовлен в соответствии с целевыми установками Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ).
Основной целью реализации дорожной карты по развитию национальной системы квалификации является создание необходимых условий для кадровой поддержки решения ключевых задач, определенных Указом .
Создание современного высокомобильного рынка труда, обеспеченного квалифицированными кадрами, является базовой предпосылкой успешной реализации большинства отраслевых проектов и программ.
Основные мероприятия дорожной карты направлены на достижение следующих основных результатов:
повышения производительности труда до уровня ведущих экономик мира на новой технологической, управленческой и кадровой основе путем реализации системного подхода к управлению качеством трудовых ресурсов;
создания безбарьерной среды для широкого применения работодателями и сферой подготовки кадров современных и регулярно обновляемых профессиональных стандартов и квалификаций в соответствии с потребностями рынка труда, прежде всего в высокотехнологичных секторах;
укрепления связи рынка труда и системы подготовки кадров за счет развития в этой сфере государственно-частного партнерства, включенности работодателей в деятельность образовательных организаций и в управление качеством обучения;
формирования необходимой инфраструктуры для обеспечения доступности независимой оценки и подтверждения квалификации для работников; молодежи, вступающей на рынок труда; социально незащищенных групп населения, иностранных работников;
мотивации предприятий и организаций к повышению качества трудовых ресурсов и наращиванию инвестиций в развитие национальной системы квалификаций;
обеспечения необходимой экспертно-аналитической и информационной поддержки широкого внедрения новой системы квалификаций, создания единой методической и цифровой платформы для взаимодействия работодателей, граждан, государственных институтов в области повышения качества трудовых ресурсов.
Мероприятия дорожной карты при сравнительно небольших затратах будут способствовать повышению эффективности реализации крупных ресурсоемких национальных проектов и программ, определенных Указом .
Для реализации дорожной карты необходимы тесное взаимодействие объединений работодателей, профсоюзов, федеральных и региональных органов управления; использование механизмов государственно-частного партнерства; массовая переподготовка кадров в сферах управления персоналом, профессионального образования и обучения. Координация действий участников, ответственных за конкретные мероприятия дорожной карты, должна осуществляться Правительством Российской Федерации с участием Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям в соответствии с функциями, определенными Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 2016 г. N 676.
Обязанности оператора реализации дорожной карты могут быть возложены на АНО "Национальное агентство развития квалификаций", созданное Правительством Российской Федерации, общероссийскими объединениями работодателей и общероссийскими объединениями профсоюзов в соответствии с Федеральным законом N 238-ФЗ "в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации".
II. План мероприятий (дорожная карта) по развитию
национальной системы квалификаций в Российской Федерации
на период до 2024 года
Задача | Мероприятия | Контрольное событие | Сроки реализации | Исполнитель (соисполнители) | |
Начало | Завершение (дата контрольного события) | ||||
Раздел 1. Совершенствование методологических, нормативных правовых и организационных основ национальной системы квалификаций | |||||
1.1. Формирование целостного механизма стратегического и оперативного управления национальной системой квалификаций | 1.1.1. Формирование единого понятийного аппарата национальной системы квалификаций, используемого в сфере труда и сфере подготовки кадров, с учетом международной практики | Сформирован единый понятийный аппарат национальной системы квалификаций | 2018 г. | 2019 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда |
Рекомендации по применению в сфере труда и образования единой системы понятий, сформированной с учетом международной практики, одобрены Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (далее - Национальный совет) | 2019 г. | 2019 г. | Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда | ||
Внесены изменения в нормативные правовые и методические документы в целях использования единого понятийного аппарата национальной системы квалификаций | 2019 г. | 2020 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; советы по профессиональным квалификациям | ||
1.1.2. Разработка Стратегии развития национальной системы квалификаций на период до 2030 года | Стратегия развития национальной системы квалификаций до 2030 года разработана и утверждена Правительством Российской Федерации | 2019 г. | 2020 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ"; советы по профессиональным квалификациям; заинтересованные организации | |
1.1.3. Создание механизма мониторинга состояния и развития национальной системы квалификаций | Разработана система показателей и методика мониторинга основных процессов национальной системы квалификаций | 2019 г. | 2019 г. | Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ"; советы по профессиональным квалификациям | |
Проведен мониторинг состояния и развития Национальной системы квалификаций по не менее 34 областям профессиональной деятельности | 2019 | Ежегодно, в разрезе не менее 17 областей профессиональной деятельности | Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; советы по профессиональным квалификациям | ||
Подготовлена аналитическая информация на основании мониторинга состояния и развития национальной системы квалификаций, включая оценку достигнутых результатов и их влияния на профессионально-квалификационную структуру рынка труда и систему подготовки кадров | 2020 г. | Ежегодно, не позднее I квартала года, следующего за отчетным | советы по профессиональным квалификациям; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; | ||
На основании результатов мониторинга рынка труда внесены изменения в формы регулярного статистического наблюдения, предусматривающие использование новой системы профессиональных квалификаций для сбора информации о структуре рынка труда и его динамике | 2020 г. | 2021 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; | ||
1.1.4. Уточнение функций, полномочий и ответственности основных участников развития национальной системы квалификаций | Внесены изменения в нормативные правовые акты в части определения функций, полномочий и ответственности Национального совета, федеральных органов исполнительной власти, советов по профессиональным квалификациям, Национального агентства развития квалификаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и региональных методических центров по формированию и внедрению национальной системы квалификаций | 2020 г. | 2020 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ"; советы по профессиональным квалификациям | |
Разработан порядок взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отвечающих за развитие национальной системы квалификаций с Национальным агентством развития квалификаций, советами по профессиональным квалификациям по вопросам развития национальной системы квалификаций | 2019 г. | 2019 г. | Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; советы по профессиональным квалификациям | ||
В каждом регионе создан региональный методический центр национальной системы квалификаций | 2019 г. | 2024 г. | Органы государственной власти субъектов Российской Федерации; Национальное агентство развития квалификаций | ||
1.1.5. Подготовка концепции и проекта федерального закона о системе квалификаций в Российской Федерации | Разработана и одобрена Национальным советом концепция федерального закона о системе квалификаций в Российской Федерации, определяющая цели, задачи, элементы, структуру, организацию системы квалификаций в Российской Федерации, порядок ее формирования, финансирования и контроля; субъектов, формирующих требования рынка труда к квалификациям работников, их роль и порядок взаимодействия | 2019 г. | 2020 г. | Национальный совет; НИУ "ВШЭ"; Национальное агентство развития квалификаций | |
На основе разработанной концепции федерального закона о системе квалификаций в Российской Федерации подготовлен, одобрен Национальным советом и направлен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о системе квалификаций в Российской Федерации | 2020 г. | 2021 г. | Национальный совет; НИУ "ВШЭ"; Национальное агентство развития квалификаций | ||
1.1.6. Формирование системы подготовки методистов в сфере развития национальной системы квалификаций | Создана открытая платформа для размещения программ подготовки методистов по вопросам развития национальной системы квалификаций, а также информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивающих реализацию этих программ | 2019 г. | 2021 г. | Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ"; РАНХиГС; советы по профессиональным квалификациям заинтересованные организации | |
Создан реестр экспертов национальной системы квалификаций | 2019 г. | 2021 г. | Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ"; РАНХиГС; советы по профессиональным квалификациям заинтересованные организации | ||
1.1.7. Разработка порядка взаимодействия советов по профессиональным квалификациям по сквозным (межотраслевым) видам профессиональной деятельности | Разработан и одобрен Национальным советом механизм взаимодействия советов по профессиональным квалификациям при работе с общеотраслевыми и межотраслевыми видами профессиональной деятельности | 2019 г. | 2020 г. | Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций; советы по профессиональным квалификациям | |
1.1.8. Использование показателей, отражающих масштаб и эффективность применения национальной системы квалификаций при оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | В перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации включены индикаторы, учитывающие результаты влияния механизмов национальной системы квалификаций на улучшение характеристик регионального рынка труда и образования | 2020 г. | 2020 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальное агентство развития квалификаций; АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" | |
1.2. Формирование системы обеспечения качества профессиональных стандартов и квалификаций | 1.2.1. Разработка национальной рамки квалификаций | Закреплено в законодательстве Российской Федерации понятие "Национальная рамка квалификаций" и определен порядок ее разработки и утверждения Национальная рамка квалификаций утверждена Правительством Российской Федерации | 2019 г. | 2020 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ"; советы по профессиональным квалификациям |
Разработаны методические рекомендации по формированию отраслевых рамок квалификаций, основанные на обновленной национальной рамке квалификаций | 2020 г. | 2020 г. | Национальное агентство развития квалификаций | ||
Разработаны или актуализированы (при необходимости) отраслевые рамки квалификаций | 2020 г. | 2024 г. и дальше | Советы по профессиональным квалификациям; Национальное агентство развития квалификаций | ||
Разработаны рекомендации по использованию национальной и отраслевых рамок квалификации | 2020 г. | 2021 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ" | ||
1.2.2. Формирование национального каталога видов квалификаций и документов о квалификации (далее - Национальный каталог) | Разработан Национальный каталог квалификаций, включающий правила описания видов квалификаций и их включения в Национальный каталог, виды документов о квалификации, которые могут быть получены в результате формального, неформального и спонтанного обучения | 2019 г. | 2020 г. | Национальное агентство развития квалификаций; НИУ "ВШЭ"; ВНИИ труда | |
1.2.3. Совершенствование процессов и процедур, связанных с разработкой профессиональных стандартов и квалификаций | Приняты постановление Правительства РФ, приказы Минтруда России о внесении необходимых изменений в систему нормативных и методических документов, определяющих разработку, актуализацию и применение профессиональных стандартов, в том числе: - макет профессионального стандарта; - требования к организациям, ответственным за разработку и организационно-методическую поддержку применения профессиональных стандартов; | 2019 г. | 2020 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций; НИУ "ВШЭ" ВНИИ труда; советы по профессиональным квалификациям | |
1.2.4. Актуализация системы классификаторов сферы труда и сферы подготовки кадров | Согласованная система классификаторов сферы труда и сферы подготовки кадров утверждена уполномоченным органом | 2020 г. | 2022 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; РАНХиГС; НИУ "ВШЭ" | |
Внесены изменения в нормативные правовые акты, обеспечивающие применение единой системы классификаторов сферы труда и сферы подготовки кадров | 2023 г. | 2024 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации заинтересованные организации | ||
Разработаны рекомендации по применению единой системы классификаторов сферы труда и сферы подготовки кадров | 2023 г. | 2023 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации | ||
Ожидаемый результат: - проводится регулярный мониторинг реализации задач развития национальной системы квалификаций, оценка достигнутых результатов, влияния на профессионально-квалификационную структуру рынка труда и систему подготовки кадров; - профессиональные стандарты разрабатываются и поддерживаются в актуальном состоянии в соответствии с темпами развития соответствующих областей профессиональной деятельности; - в сфере труда и в сфере подготовки кадров используется преемственная система классификаторов профессиональных стандартов, квалификаций, профессий и специальностей; - актуализированы механизмы управления развитием национальной системы квалификаций, для работодателей и граждан сформирована оптимальная нормативно-правовая среда для повышения уровня персональных квалификаций работников и развития человеческого капитала предприятий и организаций | |||||
Раздел 2. Развитие механизмов разработки и применения профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации | |||||
2.1. Формирование системы оценки потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах | 2.1.1. Разработка организационной и методической основы мониторинга рынка труда и применения его результатов | Разработаны методические основы мониторинга качественных и количественных изменений занятости, спроса и предложения кадров на рынке труда в разрезе профессий и квалификаций | 2019 | Постоянно, не реже 1 раза в 2 года | Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ" |
Актуализирован единый инструментарий для проведения советами по профессиональным квалификациям мониторинга рынка труда | 2019 г. | 2020 г. | Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ"; советы по профессиональным квалификациям | ||
Проведен мониторинг качественных и количественных изменений занятости, спроса и предложения кадров на рынке труда в разрезе профессий и квалификаций. Результаты мониторинга рынка труда, содержащие, в том числе, оценку кадровых потребностей отраслей, опубликованы на официальных сайтах советов по профессиональным квалификациям | 2020 г. | Постоянно, не реже 1 раза в 2 года | |||
Профессиональные стандарты и требования к квалификации актуализируются на основании результатов мониторинга рынка труда | 2020 г. | постоянно | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; советы по профессиональным квалификациям; заинтересованные организации | ||
2.2. Внедрение в практику управления персоналом профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации | 2.2.1. Анализ применения профессиональных стандартов в государственном секторе экономики (государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности) | Проведен мониторинг применения профессиональных стандартов в бюджетных организациях, связанных с необходимостью внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации и утвержденные профессиональные стандарты Подготовлен доклад Правительству Российской Федерации, содержащий предложения по расширению применения в практике управления персоналом в государственном секторе экономики профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации. Подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации по вопросу расширения применения в практике управления персоналом в государственном секторе экономики профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации Внесены необходимые изменения и дополнения в Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" | 2020 г. | 2020 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; Национальное агентство развития квалификаций ВНИИ труда; советы по профессиональным квалификациям |
2.2.2. Организация подготовки и оказания методической помощи специалистам по управлению персоналом предприятий и организаций по вопросам применения механизмов национальной системы квалификаций | Утверждены методические рекомендации работодателям по применению профессиональных стандартов и квалификаций; независимой оценки квалификации работников и лиц, претендующих на осуществление определенных видов профессиональной деятельности | 2019 г. | 2020 г. | ВНИИ труда; Национальное агентство развития квалификаций; советы по профессиональным квалификациям | |
Организована система подготовки специалистов по управлению персоналом предприятий и организаций, специалистов центров занятости населения по вопросам применения механизмов национальной системы квалификаций, в т.ч. разработаны программы подготовки указанных специалистов | 2020 г. | 2022 | Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; советы по профессиональным квалификациям; региональные методические центры | ||
2.3. Формирование механизмов поддержки участников Национальной системы квалификаций | 2.3.1. Введение стимулов для работодателей (их объединений), граждан, советов по профессиональным квалификациям, центров оценки квалификаций, организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных кадров | Приняты дополнения и изменения в нормативные правовые акты, предусматривающие дополнительное налоговое стимулирование работодателей (их объединений), СПК, ЦОК, участвующих в развитии НСК и применении ее механизмов Внесены изменения в НПА, регулирующие процедуры государственных закупок, предусматривающие наличие единственного поставщика при проведении независимой оценки квалификаций и профессионально - общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, организуемых СПК | 2019 г. | 2020 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций |
Приняты нормативные правовые акты, предусматривающие стимулирование работодателей, граждан, организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных кадров к широкому применению профессиональных стандартов, инструментов независимой оценки квалификаций | 2019 г. | 2022 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций | ||
2.3.2. Формирование базы данных и распространение лучших практик применения профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации в управлении персоналом | Сформированы методические рекомендации по выявлению и распространению лучших практик применения профессиональны стандартов и независимой оценки квалификации в управлении персоналом. База данных лучших практик применения профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации в управлении персоналом создана, опубликована на официальном сайте Национального совета и ежегодно обновляется | 2020 г. | 2021 г. и далее ежегодно | ВНИИ труда; Национальное агентство развития квалификаций; ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации | |
2.4. Создание условий для признания советами по профессиональным квалификациям российских отраслевых и международных систем оценки квалификации работников на основе принципов независимой оценки квалификации | 2.4.1. Интеграция на единой платформе национальной системы квалификаций механизмов оценки квалификаций, основанных на принципах открытости, независимости и доступности процедуры | Внесены изменения в Федеральный закон "О независимой оценке квалификации" в части уточнения критериев для формирования специальных систем оценки квалификации в отдельных секторах и, в частности, признания систем оценки квалификации, основанных на международных и отраслевых стандартах | 2019 г. | 2020 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций; советы по профессиональным квалификациям |
2.4.2. Расширение возможности применения независимой оценки квалификации и уточнение критериев для сохранения государственного участия в оценке квалификаций в отдельных секторах | Внесены изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие применение отраслевых систем оценки квалификации работников | 2021 г. | 2021 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций; советы по профессиональным квалификациям | |
2.5. Совершенствование систем и процедур допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками | 2.5.1. Актуализация процедур допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками с учетом возможностей национальной системы квалификаций | Сформирован перечень профессий, связанных с повышенными рисками. Внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками, предусматривающие применение профессиональных стандартов и результатов независимой оценки квалификаций | 2019 г. | 2021 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; советы по профессиональным квалификациям |
2.6. Использование независимой оценки квалификации для повышения конкурентоспособности социально незащищенных категорий населения | 2.6.1. Расширение использования независимой оценки квалификации в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда безработных граждан и незанятого населения, лиц, находящихся под риском увольнения, лиц, ищущих работу, лиц пенсионного и предпенсионного возраста | Внесены изменения в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон "О независимой оценке квалификации" предусматривающие использование независимой оценки квалификации для содействия в трудоустройстве безработных граждан, высвобождаемых работников, лиц предпенсионного возраста, а также для оценки результатов профессионального обучения указанных категорий населения | 2019 г. | 2020 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальное агентство развития квалификаций |
2.7. Поэтапный переход от квалификационных требований предыдущего поколения к новым профессиональным стандартам и квалификациям | 2.7.1. Создание нормативно-правовых оснований для перехода от квалификационных требований предыдущего поколения к новым профессиональным стандартам и квалификациям | Внесены изменения в Положение о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации. Опубликованы рекомендации Минтруда России о порядке поэтапного перехода от квалификационных требований предыдущего поколения к новым профессиональным стандартам и квалификациям Изданы приказы Минтруда России об отмене квалификационных характеристик предыдущего поколения по мере введения новых профессиональных стандартов и квалификаций (по необходимости) | 2019 г. | 2024 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; советы по профессиональным квалификациям |
Ожидаемый результат: - профессиональные стандарты на постоянной основе применяются в управлении персоналом государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности. - работодателям предоставляется методическая поддержка по применению профессиональных стандартов при управлении персоналом; - работодатели применяют механизм независимой оценки квалификации для подбора персонала; - услуги независимой оценки квалификации доступны для работодателей и соискателей; - данные реестра сведений о результатах независимой оценки квалификаций учитываются при оценке по критерию "квалификация основного персонала" при осуществлении закупки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд; - лучшие практики применения профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации в управлении персоналом доступны для применения работодателями и получают поддержку на федеральном уровне; - функционирует единая платформа процедур оценки квалификации, основанных на принципах открытости, независимости и доступности оценки квалификации, прозрачности и сопоставимости требований к квалификации работников; - сформированы критерии и механизмы признания устоявшихся практик оценки квалификации, которые основаны на международных, отраслевых и корпоративных стандартах, их включения в информационное пространство национальной системы квалификаций; - расширены возможности применения независимой оценки квалификации и уточнены критерии для сохранения государственного участия в оценке квалификаций в отдельных секторах; - механизм независимой оценки квалификации применяется органами службы занятости, центрами содействия трудоустройству, центрами профессиональной ориентации для определения фактической квалификации соискателей рабочих мест, проведения активной политики занятости, содействия в трудоустройстве безработных граждан, высвобождаемых работников, лиц предпенсионного возраста, а также для оценки результатов профессионального обучения указанных категорий населения; - определен и функционирует в постоянном режиме порядок перехода от квалификационных требований предыдущего поколения к новым профессиональным стандартам и квалификациям | |||||
Раздел 3. Укрепление связи рынка труда и системы подготовки кадров | |||||
3.1. Выявление новых профессий и актуализация требований к существующим профессиям с учетом внедрения современных (в том числе цифровых) технологий | 3.1.1. Выявление требований к профессиональным компетенциям работников в связи с внедрением новых технологий | Разработана методика выявления новых требований к профессиональным компетенциям работников с учетом возникновения и распространения новых технологий | 2020 г. | 2021 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; советы по профессиональным квалификациям; АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" |
Актуализирован Справочник профессий с учетом новых требований к профессиональным компетенциям работников | 2021 г. | 1 раз в 2 года | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; ВНИИ труда; Национальное агентство развития квалификаций; советы по профессиональным квалификациям | ||
Обновлен механизм систематической актуализации профессиональных стандартов, требований к квалификации, оценочных средств, федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ с учетом возникновения новых технологий, продуктов и услуг | 2021 г. | 2021 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; ВНИИ труда; Национальное агентство развития квалификаций; советы по профессиональным квалификациям; АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" | ||
3.2. Актуализация механизмов учета требований рынка труда к квалификации работников в системе подготовки кадров | 3.2.1. Создание нормативных, методических и организационных условий, обеспечивающих применение профессиональных стандартов при формировании примерных основных образовательных программ, основных профессиональных образовательных программ, программ профессионального обучения | Внесены изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части регулирования применения профессиональных стандартов в сфере образования | 2020 г. | 2021 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ"; советы по профессиональным квалификациям; федеральные учебно-методические объединения в сфере образования |
Разработан и утвержден порядок актуализации списков наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий | 2019 г. | 2019 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ"; советы по профессиональным квалификациям; федеральные учебно-методические объединения в сфере образования | ||
Разработан и утвержден порядок актуализации перечней направлений подготовки (специальностей) высшего образования, профессий и специальностей среднего профессионального образования, профессионального обучения, с учетом квалификаций, присваиваемых на основе профессиональных стандартов | 2019 г. | 2020 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций; РАНХиГС; НИУ "ВШЭ" | ||
Внесены изменения в методические документы, регламентирующие порядок синхронизации процедур разработки и взаимодействие разработчиков профессиональных стандартов, квалификаций и примерных основных образовательных программ | 2019 г. | 2020 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования; Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ"; советы по профессиональным квалификациям; федеральные учебно-методические объединения в сфере образования | ||
Разработан механизм применения профессиональных стандартов при формировании примерных и основных профессиональных образовательных программ всех уровней, направленных на овладение выпускниками квалификациями, основанными на профессиональных стандартах | 2020 г. | 2021 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ"; советы по профессиональным квалификациям; федеральные учебно-методические объединения в сфере образования | ||
Внесены изменения в Порядок разработки и применения примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ | 2020 г. | 2021 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций; федеральные учебно-методические объединения в сфере образования | ||
Разработаны и внесены в реестр примерные основные образовательные программы по всем направлениям подготовки, специальностям и профессиям, по которым имеются сопряженные профессиональные стандарты | 2021 г. | 2024 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций; советы по профессиональным квалификациям; федеральные учебно-методические объединения в сфере образования | ||
Разработаны методические рекомендации организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по разработке и модернизации основных образовательных программ профессионального образования и профессионального обучения с учетом введения новых (актуализации действующих) профессиональных стандартов и квалификаций | 2019 г. | 2020 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования; Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ"; советы по профессиональным квалификациям; федеральные учебно-методические объединения в сфере образования | ||
Внесены изменения в подзаконные акты, регламентирующие порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, профессионального обучения, порядок прохождения практики | 2020 г. | 2021 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования | ||
Предложения советов по профессиональным квалификациям, объединений работодателей учитываются при распределении контрольных цифр приема в организации, осуществляющие профессиональное образование и обучение | 2021 г. | постоянно | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования | ||
Внесены изменения в законодательство, регулирующее деятельность учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования, учебно-методических объединений в системе высшего образования | 2020 г. | 2021 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования | ||
Определены базовые организации учебно-методических объединений в сфере образования, источники и порядок финансирования их деятельности | |||||
3.2.2. Подготовка предложений по использованию результатов конкурсов профессионального мастерства для совершенствования профессиональных стандартов, профессиональных образовательных программ, оценочных средств и процедур проведения профессионального экзамена | Профессиональные стандарты, оценочные средства, программы подготовки кадров, направленные на присвоение выпускникам квалификаций, актуализированы и применяются с учетом анализа практики проведения национальных и международных конкурсов профессионального мастерства | 2019 г. | 2020 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Союз "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)"; советы по профессиональным квалификациям | |
3.3. Разработка механизма адаптации и обеспечения доступности инструментов независимой оценки квалификации для выпускников организаций профессионального образования и профессионального обучения | 3.3.1. Актуализация правил разработки и внесения изменений в федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, примерные основные образовательные программы | Актуализированы правила разработки и внесения изменений в федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, примерные основные образовательные программы с целью уменьшения срока утверждения проектов ФГОС и примерных программ и обеспечения экспертизы качества содержания ФГОС и примерных программ, в том числе с участием советов по профессиональным квалификациям и/или объединений работодателей, ведущих работодателей отрасли | 2019 г. | 2021 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; НИУ "ВШЭ" |
3.3.2. Разработка предложений по внесению изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и/или подзаконные акты в части порядка присвоения квалификации по результатам освоения программ профессионального обучения, основного и дополнительного профессионального образования с использованием инструментов независимой оценки квалификации | Внесены изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон "О независимой оценке квалификации" и подзаконные акты в части порядка присвоения квалификации по результатам освоения программ профессионального обучения, основного и дополнительного профессионального образования с использованием инструментов независимой оценки квалификации | 2019 г. | 2021 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальное агентство развития квалификаций НИУ "ВШЭ"; советы по профессиональным квалификациям; федеральные учебно-методические объединения в сфере образования | |
3.3.3. Определение порядка присвоения квалификаций обучающимся по результатам освоения отдельных профессиональных модулей образовательной программы или программ профессионального обучения за пределами основной образовательной программы | Внесены изменения в Федеральный закон "Об образовании в российской Федерации", Федеральный закон "О независимой оценке квалификации", подзаконные акты и утвержден порядок присвоения квалификаций обучающимся по результатам освоения отдельных профессиональных модулей образовательной программы или программ профессионального обучения за пределами основной образовательной программы | 2022 г. | 2022 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; НИУ "ВШЭ"; советы по профессиональным квалификациям; федеральные учебно-методические объединения в сфере образования | |
Внесены изменения в профессиональные стандарты и квалификации | 2022 г. | 2024 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальное агентство развития квалификаций; НИУ "ВШЭ"; советы по профессиональным квалификациям; | ||
3.4. Развитие механизма профессионально-общественной и государственной аккредитации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, программ профессионального обучения | 3.4.1. Внесение изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части уточнения механизмов профессионально-общественной и государственной аккредитации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, программ профессионального обучения | Внесены изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", предусматривающие в том числе: Изменение модели государственной аккредитации с целью обеспечения качества подготовки кадров с учетом потребностей рынка труда; создание условий для учета результатов профессионально-общественной аккредитации при проведении государственной аккредитации; Создание условий для применения результатов профессионально-общественной аккредитации в качестве одного из критериев при формировании заказа на целевое обучение и распределении контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также в процедурах государственной аккредитации основных программ профессионального и высшего образования; | 2020 г. | 2021 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальное агентство развития квалификаций; НИУ "ВШЭ"; советы по профессиональным квалификациям; федеральные учебно-методические объединения в сфере образования |
Ожидаемый результат: - сформирован порядок синхронной разработки профессиональных стандартов, квалификаций, примерных основных образовательных программ; - профессиональные стандарты непосредственно применяются при формировании примерных и основных профессиональных образовательных программ всех уровней, направленных на овладение выпускниками квалификациями, основанными на профессиональных стандартах; - основные профессиональные образовательные программы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, ежегодно актуализируются в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, требованиями рынка труда; - обеспечена оперативная реакция системы образования на изменения требований рынка труда: от утверждения профессионального стандарта до утверждения актуализированных основных образовательных программ в соответствии с новыми требованиями проходит, как правило, не более 1 года, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ - не более 6 месяцев; - созданы условия для получения молодежью первой квалификации, обеспечивающей успешное трудоустройство и профессиональную адаптацию; - механизмы профессионально-общественной аккредитации активно применяются для повышения качества подготовки кадров с учетом требований работодателей, профессиональных сообществ; - государственная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ функционируют как взаимодополняющие механизмы обеспечения качества подготовки квалифицированных кадров | |||||
Раздел 4. Учет требований цифровой экономики в процессе развития национальной системы квалификаций | |||||
4.1. Анализ потребностей в квалификациях и подготовка предложений по совершенствованию законодательства по вопросам учета специфики работы компаний цифровой экономики в части обеспечения предложения квалифицированных кадров на рынке труда (в рамках программы "Цифровая экономика Российской Федерации") | 4.1.1. Внесение изменений в нормативные правовые и методические документы, направленные, в том числе, на учет современных цифровых технологий при разработке/актуализации профессиональных стандартов, квалификаций и соответствующих оценочных средств | Подготовлены и направлены в Минтруд России проекты нормативных правовых актов и методических документов, нацеленных на учет современных цифровых технологий при разработке профессиональных стандартов, квалификаций и соответствующих оценочных средств согласно задачам программы "Цифровая экономика Российской Федерации" Утверждены нормативные правовые акты, нацеленные на учет современных цифровых технологий при разработке профессиональных стандартов, квалификаций и соответствующих оценочных средств согласно задачам программы "Цифровая экономика Российской Федерации" | 2019 г. | 2020 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальный совет; иные организации в соответствии с планом мероприятий федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" программы "Цифровая экономика Российской Федерации" |
4.2. Учет потребностей цифровой экономики в квалификациях и квалификационных требованиях к работникам (в рамках программы "Цифровая экономика Российской Федерации") | 4.2.1. Учет потребностей цифровых технологий при разработке и актуализации профессиональных стандартов, квалификаций и оценочных средств | Профессиональные стандарты, требования к квалификациям, оценочные средства для профессиональных экзаменов актуализированы в соответствии с требованиями технологий, развиваемых в рамках программы "Цифровая экономика Российской Федерации" | 2019 г. | 2024 г. | Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций; иные организации в соответствии с планом мероприятий федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" программы "Цифровая экономика Российской Федерации" |
4.3. Определение новых видов профессиональной деятельности, связанных с развитием цифровой экономики | 4.3.1. Проведение мониторинга потребностей предприятий цифровой экономики в квалифицированных кадрах и определение новых видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных квалификациях | Определены новые виды профессиональной деятельности и соответствующие профессиональные квалификации для предприятий цифровой экономики Определены необходимые дополнительные требования к действующим профессиональным квалификациям с учетом потребностей предприятий цифровой экономики | 2019 г. | Далее каждые два года | Советы по профессиональным квалификациям; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ" |
4.3.2. Проведение мониторинга потребностей предприятий различных отраслей экономики с целью выявления потребностей в дополнительных квалификациях персонала указанных предприятий с учетом внедрения цифровых технологий в производственные процессы | Проведен мониторинг потребностей предприятий различных отраслей экономики с целью выявления потребностей в дополнительных квалификациях персонала указанных предприятий с учетом внедрения цифровых технологий в производственные процессы | 2020 г. | Далее каждые два года | Советы по профессиональным квалификациям; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ" | |
4.4. Создание условий для учета потребностей предприятий различных отраслей экономики в квалифицированных кадров | Актуализация нормативно - методических документов, определяющих требования к квалифицированным кадрам предприятий различных отраслей экономики с учетом внедрения цифровых технологий в производственные процессы Организация повышения квалификации специалистов советов по профессиональным квалификациям, центров оценки квалификаций в части методических вопросов учета требований цифровой экономики к квалифицированным кадрам в нормативно - методических документах национальной системы квалификаций. | Внесены изменения и дополнения в отраслевые рамки квалификаций, профессиональные стандарты, описания квалификаций, оценочные средства профессиональных экзаменов для различных отраслей экономики с учетом внедрения цифровых технологий в производственные процессы Специалисты советов по профессиональным квалификациям, центров оценки квалификаций прошли обучение в целях учета требований цифровой экономики при разработке рамок квалификаций, профессиональных стандартов, квалификаций, оценочных средств в различных отраслях экономики. | 2020 г. | 2024 г. | Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ"; Советы по профессиональным квалификациям; |
Ожидаемый результат: - созданы условия для учета новых квалификационных требований, возникших в связи с цифровизацией экономики, при разработке профессиональных стандартов, квалификаций, оценочных средств; - профессиональные стандарты, требования к квалификациям, оценочные средства для независимой оценки квалификаций систематически актуализируются с учетом требований цифровой экономики - Квалификации работников и лиц, претендующих на осуществление определенных видов профессиональной деятельности, получающих квалификацию по результатам профессиональных экзаменов соответствуют потребностям цифровой экономики | |||||
Раздел 5. Развитие инфраструктуры НСК | |||||
5.1. Формирование развитой системы информирования населения о национальной системе квалификаций и порядке доступа к ее ресурсам | 5.1.1. Организация системы консультирования по вопросам функционирования национальной системы квалификаций на федеральном уровне и в каждом субъекте Российской Федерации | Во всех регионах создана система консультирования по вопросам функционирования национальной системы квалификаций для работодателей, образовательных организаций, российских и иностранных граждан | 2020 г. | 2024 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; советы по профессиональным квалификациям; органы исполнительной власти субъектов РФ объединения работодателей |
5.1.2. Организация систематического информирования общества о задачах и ресурсах национальной системы квалификаций через средства массовой информации: публикации в СМИ, репортажи на телевидении, интернет-ресурсы, ориентированные на массового пользователя | Подготовлены аналитические материалы по результатам ежегодного мониторинга информированности населения о национальной системе квалификаций и возможностях использования ее инструментов | 2020 г. | Ежегодно, не позднее I квартала года, следующего за отчетным | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; советы по профессиональным квалификациям; органы исполнительной власти субъектов РФ | |
Подготовлены публикации о процедурах и сервисах национальной системы квалификаций для средств массовой информации федерального и регионального уровня, профильных сайтов органов государственной власти, объединений работодателей, крупных компаний с государственным участием | 2020 г. | 2024 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; заинтересованные органы государственной власти субъектов Российской Федерации; объединения работодателей; компании с государственным участием | ||
5.2. Развитие и поддержка сети центров оценки квалификаций | 5.2.1. Разработка и реализация программ развития сети центров оценки квалификаций в отраслевом и территориальном разрезе, предусматривающих предоставление грантов на создание центров оценки квалификаций в приоритетных секторах экономики и территориальных социально-экономических кластерах | Утверждены отраслевые программы развития сети многопрофильных центров оценки квалификаций для приоритетных секторов экономики и территориальных социально-экономических кластеров | 2020 г. | 2024 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальное агентство развития квалификаций; органы государственной власти субъектов Российской Федерации отраслевые объединения работодателей; советы по профессиональным квалификациям |
Созданы новые, многопрофильные центры оценки квалификации для приоритетных секторов экономики и территориальных социально-экономических кластеров | 2021 | 2024 | |||
5.3. Формирование единой цифровой платформы национальной системы квалификаций | 5.3.1. Создание единой цифровой платформы, обеспечивающей взаимосвязанное функционирование основных информационных ресурсов национальной системы квалификаций федерального, отраслевого и регионального уровня | Создана единая цифровая платформа, обеспечивающая доступность информации о функционировании национальной системы квалификаций и ее основных цифровых сервисах для широкого круга пользователей (государственных органов управления, работодателей, абитуриентов, учащихся, образовательных организаций, служб занятости, кадровых агентств, зарубежных партнеров и др.) | 2019 г. | 2021 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; органы государственной власти субъектов РФ; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ"; советы по профессиональным квалификациям |
Переведены в цифровой формат процедуры разработки и экспертизы профессиональных стандартов, требований к квалификации, оценочных средств, проектов федеральных государственных образовательных стандартов, примерных и основных профессиональных образовательных программ, программ профессионального обучения, учебно-методических материалов | 2019 г. | 2021 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда | ||
5.3.2. Введение унифицированных цифровых стандартов и интерфейсов для свободного обмена информацией о функционировании национальной системы квалификаций для всех участников, в том числе обмена данными между цифровой платформой национальной системы квалификации и системой информационных ресурсов сферы образования | Разработаны единые унифицированные цифровые стандарты и интерфейсы для свободного обмена информацией о функционировании национальной системы квалификаций для участников разработки и экспертизы профессиональных стандартов, требований к квалификации, оценочных средств, проектов федеральных государственных образовательных стандартов, примерных и основных профессиональных образовательных программ, программ профессионального обучения, учебно-методических материалов. | 2020 г. | 2021 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; органы государственной власти субъектов РФ; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ"; советы по профессиональным квалификациям | |
Создана и интегрирована в единую цифровую платформу национальной системы квалификаций база данных единиц профессиональных стандартов | |||||
5.3.3. Внедрена система "одного окна", обеспечивающая доступ граждан и организаций к основным услугам национальной системы квалификаций | Внедрение системы "одного окна" для всех категорий пользователей национальной системы квалификаций, оснащенного удобной навигацией и средствами отбора и поиска информации, предусматривающего сервисы для граждан по записи для прохождения профессиональных экзаменов и соответствующих программ подготовки, формированию должностных требований для служб управления персоналом предприятий, прохождению процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, процедур отбора центров оценки квалификации и экзаменационных площадок, а также сервисы по профессиональной ориентации и экспертизе | 2022 г. | 2024 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; органы государственной власти субъектов РФ; Национальное агентство развития квалификаций ВНИИ труда; НИУ ВШЭ; советы по профессиональным квалификациям; РСПП | |
Расширение возможностей применения информационных ресурсов национальной системы квалификаций при подборе персонала | Обеспечен, на основе добровольного согласия граждан, доступ заинтересованных организаций к сведениям о присвоенных квалификациях в целях эффективного подбора работников и повышения прозрачности рынка труда, управления качеством трудового потенциала | 2019 г. | 2020 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальное агентство развития квалификаций | |
Ожидаемый результат: - во всех регионах функционирует система консультирования по вопросам функционирования национальной системы квалификаций для работодателей, образовательных организаций, российских и иностранных граждан; - в средствах массовой информации федерального и регионального уровня, на профильных сайтах органов государственной власти, объединений работодателей, крупных компаний с государственным участием размещается информация о процедурах и сервисах национальной системы квалификаций; - функционирует единая цифровая платформа национальной системы квалификаций; - ежегодно возрастает количество лиц, проходящих независимую оценку квалификаций; - информационные ресурсы национальной системы квалификаций и ее основные цифровые сервисы доступны для широкого круга пользователей (государственных органов управления, работодателей, абитуриентов, учащихся, образовательных организаций, служб занятости, кадровых агентств, зарубежных партнеров и др.) | |||||
Раздел 6. Обеспечение международной сопоставимости и признания квалификаций | |||||
6.1. Обеспечение международной сопоставимости квалификаций | 6.1.1. Создание перечня профессий, допуск к которым регулируется через согласованные квалификационные требования в государствах - участниках ЕАЭС и СНГ | Создан перечень профессий, допуск к которым регулируется через согласованные квалификационные требования в государствах - участниках ЕАЭС и СНГ | 2021 г. | 2022 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальное агентство развития квалификаций; советы по профессиональным квалификациям |
6.1.2. Создание единой базы данных профессий, наиболее востребованных в рамках миграционного обмена между государствами - участниками ЕАЭС и СНГ | Создана и поддерживается в актуальном состоянии база данных профессий, наиболее востребованных в рамках миграционного обмена между государствами - участниками ЕАЭС и СНГ, включая описания квалификационных требований и механизмы их подтверждения гражданами | 2021 г. | 2024 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Органы ЕАЭС и СНГ; РСПП; ТПП России; Национальный совет; Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ"; советы по профессиональным квалификациям | |
6.2. Создание условий для признания квалификаций в рамках международного обмена трудовыми ресурсами | 6.2.1. Подготовка проектов двухсторонних соглашений по вопросам взаимного признания свидетельств о квалификации | Проведены переговоры и подготовлены проекты соглашений о взаимном международном признании свидетельств о квалификации с заинтересованными государствами (не менее чем для 3 стран) | 2020 г. | 2022 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; советы по профессиональным квалификациям; РСПП; ТПП России; Национальный совет Национальное агентство развития квалификаций; ВНИИ труда; НИУ "ВШЭ"; |
Определены пилотные отрасли и квалификации, советы по профессиональным квалификациям для подготовки двусторонних соглашений по вопросам взаимного признания свидетельств о квалификации работников | 2020 г. | 2022 г. | |||
6.2.2. Созданы условия для подтверждения квалификаций, применяемых в Российской Федерации иностранными гражданами | Внесены изменения в законодательство в части подтверждения квалификаций, применяемых в Российской Федерации иностранными гражданами по отдельным видам профессиональной деятельности для получения работы в России с использованием независимой оценки квалификации | 2023 г. | 2024 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; Национальное агентство развития квалификаций; советы по профессиональным квалификациям | |
6.2.3. Формирование учебных и экзаменационных центров на территории государств - участников ЕАЭС и СНГ по квалификациям, связанным с повышенными рисками и высоким уровнем миграционного обмена | На территории государств - участников ЕАЭС и СНГ созданы учебные и экзаменационные центры по квалификациям, связанным с повышенными рисками и высоким уровнем миграционного обмена | 2023 г. | 2024 г. | ФОИВ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации; советы по профессиональным квалификациям; Национальное агентство развития квалификаций | |
Ожидаемый результат: - обеспечены условия для повышения мобильности и качества трудовых ресурсов для подтверждения иностранными гражданами, претендующими на осуществление профессиональной деятельности в Российской Федерации, квалификации в своих странах в рамках двухсторонних соглашений с получением свидетельства о квалификации установленного образца |