МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 марта 2011 г. N 446/05
Департамент молодежной политики и общественных связей Минспорттуризма России направляет для использования в работе Методические рекомендации по организации работы органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации.
Директор Департамента
молодежной политики
и общественных связей
Б.Б.ГУСЕВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ В ВОЗРАСТЕ
ОТ 14 ДО 30 ЛЕТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
По данным Всемирной организации здравоохранения до 13 процентов населения имеют нарушения функций организма, которые ограничивают их возможность самостоятельно обеспечивать потребности личной и (или) социальной жизни.
Среди этой части населения можно выделить категорию "инвалидов" в возрасте от 14 до 30 лет (далее - молодые люди с инвалидностью). В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Актуальность проблемы исходит из:
понимания важности государственной поддержки молодых людей с инвалидностью в современных условиях социально-экономической трансформации общества в обеспечении их образования, воспитания и развития на этапе социального становления, в процессе включения в социально-профессиональную деятельность, создания семьи, проявления социальных, гражданских инициатив, реализации ими своих прав и обязанностей;
ответственности государства за соблюдение прав и законных интересов молодых людей с инвалидностью;
обеспечения предоставления молодым людям с инвалидностью гарантированного государством необходимого объема социальных гарантий осуществления поддержки, координации и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных общественных организаций и физических лиц в реализации государственной молодежной политики Российской Федерации в отношении молодых людей с инвалидностью.
Необходимость создания условий, способствующих профилактике заболеваний, связанных с расстройством функций организма, и повышению уровня правовой и социальной защищенности населения, осознана мировым сообществом в лице Организации Объединенных Наций (далее - ООН) в качестве одной из наиболее сложных гуманитарных задач современности.
В целях ее решения международным сообществом приняты следующие документы, определяющие правовой статус инвалидов и основные подходы к вопросам их интеграции в разнообразные общественные институты:
1) Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.;
2) Декларация о правах умственно отсталых лиц, 1971 г.;
3) Декларация о правах инвалидов, 1975 г.;
4) Конвенция о правах инвалидов, 2008 г.
Российская Федерация, разделяя общепризнанные ценности гуманизма и социальной справедливости, в последние годы уделяет все большее внимание совершенствованию социального законодательства в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта, молодежной политики.
Это вызвано последствиями негативных явлений 90-х годов XX века, отразившихся на качестве жизни и здоровье граждан Российской Федерации.
В связи с этим, Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, относит к числу приоритетных целей развитие демографической политики Российской Федерации, что подразумевает улучшение качества социальной среды, модернизацию здравоохранения и образования, формирование эффективных рынков труда и жилья и, как следствие, действенную поддержку граждан Российской Федерации, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе и молодых людей с инвалидностью.
В этой связи следует отметить, что в рамках Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р, реализуется проект "Шаг навстречу", направленный на интеграцию молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
II. Цели и задачи
Государственная политика в отношении молодых людей с инвалидностью осуществляется в целях:
реализации молодыми людьми с инвалидностью конституционных прав и свобод, создания для них правовых, социально-экономических и прочих условий, позволяющих следовать по пути личного жизненного выбора;
содействия и создания условий для более активного созидательного включения молодых людей с инвалидностью в социально-экономическую, профессионально-трудовую, политическую и культурную жизнь общества.
Цели государственной политики в отношении молодых людей с инвалидностью реализуются органами государственной власти различного уровня, органами местного самоуправления, иными общественными организациями.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
разработать правовой механизм, стимулирующий активность государственных и общественных организаций по оказанию полного комплекса социальных услуг молодым людям с инвалидностью;
обеспечить качественное профессиональное (начальное, среднее и высшее) обучение инвалидов, с привлечением передовых отечественных и иностранных методик, учитывающих возможности современных технологий и повысить конкурентоспособность молодых людей с инвалидностью на рынке труда;
создать условия для формирования идеологии здорового образа жизни и обеспечить доступность объектов спорта;
разработать и реализовать с другими заинтересованными органами государственной власти совместные программы по социальной интеграции (адаптации) молодых людей с инвалидностью в жизнедеятельность молодежного движения и реализацию молодежной политики;
разработать и внедрить систему экономических мер государственной поддержки семей молодых людей с инвалидностью;
разработать и внедрить систему поиска и поддержки одаренных молодых людей с инвалидностью;
создать информационно-консультативную базу, обобщающую имеющиеся современные социальные и научные технологии, формирующую и реализующую инновационные проекты, способствующие полноценной интеграции молодых людей с инвалидностью;
обеспечить проведение мероприятий по повышению квалификации работников социальной сферы, непосредственным образом контактирующих с молодыми людьми с инвалидностью, а также привлечь в их число молодых людей с инвалидностью.
III. Основные механизмы реализации государственной политики
в отношении молодых людей с инвалидностью
В формировании и реализации государственной политики в отношении молодых людей с инвалидностью выделяются следующие основные механизмы:
1. Государственная поддержка молодых людей с инвалидностью в сфере воспитания и обучения:
создание базы данных о молодых людях с инвалидностью;
создание условий для реализации равных прав и возможностей в получении полноценного образования молодыми людьми с инвалидностью;
поддержка различных форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодых людей с инвалидностью;
развитие системы дополнительного образования на базе федеральных образовательных центров и окружных учебно-методических центров по обучению молодых людей с инвалидностью среди образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, определенных в соответствии с приказом Минобразования России от 12 ноября 2003 г. N 4206 "О совершенствовании профессионального образования инвалидов", и иных учебных заведений, имеющих многолетний успешный опыт в данной области;
работа с молодыми людьми, получающими образование, создание оптимальных условий для реализации их научного потенциала;
разработка и осуществление долгосрочных мер по обеспечению занятости выпускников профессиональных образовательных учреждений, по поддержке их стабильной, полноценной трудовой деятельности;
формирование и реализация системы мер по повышению правовой культуры молодых людей с инвалидностью;
формирование и реализация мер для приобщения к ценностям мировой и национальной культуры, для активизации их участия в культурной жизни общества.
2. Содействие и поддержка молодых людей с инвалидностью в формировании здорового образа жизни:
совершенствование мер государственной поддержки и помощи молодым людям с инвалидностью в обеспечении охраны здорового образа жизни, обеспечение безопасного материнства, создание условий для реабилитации и адаптации молодых людей с инвалидностью;
совершенствование мер по спортивно-оздоровительной работе и развитию массовых видов спорта, туризма молодых людей с инвалидностью, паралимпийского вида спорта;
осуществление мер поддержки деятельности оздоровительных, образовательных учреждений, экспериментальных площадок в целях развития и внедрения инновационных технологий и методик в области профилактики и предупреждения инвалидности.
3. Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых людей с инвалидностью и реализации их трудовых прав и обязанностей:
создание условий для занятости молодых людей с инвалидностью, в том числе разработка и принятие мер по квотированию рабочих мест для молодых инвалидов;
создание и поддержка структур, осуществляющих деятельность по содействию занятости, профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке молодых людей с инвалидностью;
формирование и реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодых людей с инвалидностью на рынке труда;
развитие консультативно-информационных пунктов, способствующих социально-бытовой и профессиональной реабилитации молодых людей с инвалидностью;
формирование государственных механизмов поддержки предпринимательства в отношении молодых людей с инвалидностью.
4. Государственная поддержка семей молодых людей с инвалидностью:
разработка и принятие федеральных, региональных, муниципальных целевых программ (проектов) по государственной поддержке семей молодых людей с инвалидностью, по оказанию им материальной и иной помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, по формированию здорового образа жизни;
введение в практику социологических мониторингов по проблемам семей молодых людей с инвалидностью, с научно-методическим обеспечением работы с семьями из числа молодых людей с инвалидностью;
совершенствование законодательства Российской Федерации по вопросам поддержки семей из числа молодых людей с инвалидностью в строительстве и приобретении жилья (по осуществлению субсидирования, ипотечного кредитования и т.д.), улучшения жилищных условий для молодых людей с инвалидностью.
Нормативное правовое обеспечение:
разработка нормативной правовой базы, стимулирующей активность государственных структур всех уровней власти по оказанию услуг молодым людям с инвалидностью в сфере образования, медицины, воспитания, культурного, духовного и физического развития, трудоустройства.
Организационно-управленческое обеспечение:
для эффективного решения проблем молодых людей с инвалидностью необходима постоянная целенаправленная деятельность различных государственных структур, в том числе общественных объединений и благотворительных фондов. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления следует обеспечивать координацию деятельности связанной с решением проблем молодых людей с инвалидностью;
необходимо организовать эффективное управление и общественно-государственный контроль за выполнением всех социальных целевых программ, в той или иной степени затрагивающих интересы молодых людей с инвалидностью, способствующих их укреплению и развитию.
Финансовое обеспечение:
создать эффективный механизм финансирования мероприятий, направленных на улучшение качества жизни молодых людей с инвалидностью;
обеспечить в полной мере выполнение федеральных и региональных социальных гарантий за счет федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также за счет региональных бюджетов и привлечения внебюджетных средств;
активно привлекать внебюджетные средства для финансирования федеральных и региональных целевых программ, центров социального обслуживания инвалидов, используя и создавая для этого федеральные и региональные фонды поддержки молодых людей с инвалидностью.
Информационно-аналитическое обеспечение:
постоянно и систематически исследовать социально-экономические, правовые, социально-психологические и другие проблемы молодых людей с инвалидностью, осуществляя координацию научных исследований в данной сфере различных научных учреждений федерального и регионального уровней;
государственным структурам, осуществляющим организацию научных исследований по изучению социальных проблем молодых людей с инвалидностью, регулярно осуществлять подготовку национальных докладов о положении молодых людей с инвалидностью, с целью информирования федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и населения о проблемах молодых людей с инвалидностью;
проблемы молодых людей с инвалидностью, статистическая и социологическая информация о положении молодых людей с инвалидностью в большей мере должны найти свое отражение в средствах массовой информации, научных журналах, в специальной литературе;
в средствах массовой информации необходимо пропагандировать позитивный опыт по работе с молодыми людьми с инвалидностью в различных регионах и социальных слоях населения.
Кадровое обеспечение:
провести анализ кадрового состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных общественных организаций, осуществляющих в той или иной степени работу с молодыми людьми с инвалидностью для выявления потребности в подготовке квалифицированных специалистов различного профиля для устранения кадрового дефицита;
осуществлять в необходимых количествах подготовку и переподготовку научных и преподавательских кадров, а также специалистов широкого профиля с целью обеспечения разработки и реализации государственной политики в отношении молодых людей с инвалидностью;
обеспечить проведение мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов для работы в органах и учреждениях, связанных с решением проблем молодых людей с инвалидностью.
IV. Ожидаемые результаты
Главными результатами реализации государственной политики в отношении молодых людей с инвалидностью должны стать:
улучшение качества жизни молодых людей с инвалидностью в Российской Федерации;
создание программ профилактики среди молодых людей с инвалидностью в Российской Федерации;
развитие системы выявления и поддержки одаренных молодых людей с инвалидностью;
улучшение физического здоровья молодых людей с инвалидностью;
улучшение социально-бытовых и жилищных условий молодых людей с инвалидностью;
снижение уровня безработицы среди молодых людей с инвалидностью на основе повышения их профессиональной квалификации;
увеличение числа учреждений по работе с молодыми людьми с инвалидностью;
активизация общественного движения молодых людей с инвалидностью;
формирование общественного позитивного сознания по отношению к молодым людям с инвалидностью.