МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 апреля 2018 г. N 08-ПГ-МОН-18273
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) рассмотрел обращение и сообщает.
Составление учителями той или иной отчетной документации определяется их должностными обязанностями. Конкретные должностные обязанности педагогических работников в соответствии с частью 6 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.
В качестве основы для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников, применяются квалификационные характеристики, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (далее - квалификационные характеристики).
В соответствии с разделом "Должностные обязанности" квалификационной характеристики должности "учитель" в должностной инструкции и (или) трудовом договоре могут предусматриваться следующие обязанности, непосредственно связанные с составлением отчетной документации:
разработка рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ;
осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
Одновременно следует учитывать, что, при необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности (в том числе учителя), могут быть распределены между несколькими исполнителями (на основании пункта 3 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик).
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536, дополнительные виды работ, непосредственно связанные с образовательной деятельностью (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты), выполняются с письменного согласия педагогического работника на условиях дополнительной оплаты и регулируются трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору).
Таким образом, в трудовых договорах и должностных инструкциях учителей могут быть определены следующие должностные обязанности, связанные с составлением отчетной документации:
обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой должности "учитель";
дополнительно возложенные с письменного согласия учителей обязанности, непосредственно связанные с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда.
Дополнительно Департамент информирует о том, что с целью устранения избыточной отчетности учителей Минобрнауки России совместно с Профсоюзом в 2016 году были подготовлены соответствующие рекомендации, а также дополнительные разъяснения (инструкция) в целях оказания помощи в реализации мероприятий по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей, которые направлены руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для доведения до руководителей образовательных организаций и использования в работе.
Заместитель директора
Департамента государственной
политики в сфере общего образования
С.Д.ЕРМАКОВА