МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 марта 2018 г. N 02-ПГ-МОН-7200
В соответствии с письмом Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций (от 13 февраля 2018 г. N А26-06-16410512) Департамент стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России (далее - Департамент) в рамках своей компетенции рассмотрел обращение и сообщает.
По вопросу выделения дополнительных финансовых средств на повышение заработной платы педагогическим работникам и научным сотрудникам Департамент сообщает, что на повышение оплаты труда педагогических работников из средств федерального бюджета было распределено в 2015 году - 40 942,1 млн. рублей, в 2016 году - 44 725,6 млн. рублей, в 2017 году - 51 268,2 млн. рублей. В федеральном бюджете на 2018 - 2020 гг. предусмотрены объемы бюджетных ассигнований на указанные выше цели в 2018 году - 86 358,6 млн. рублей, в 2019 году - 87 222,2 млн. рублей, в 2020 году - 90 711,1 млн. рублей.
При этом согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 22 января 2018 г. N 62-р на выполнение указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" на финансовое обеспечение в 2018 году повышения оплаты труда отдельных категорий работников федеральных государственных учреждений предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования в объеме 7 200 млн. рублей, в том числе Минобрнауки России - 4 678,8 млн. рублей.
В связи с этим, Минобрнауки России проведена работа по распределению дополнительных бюджетных ассигнований на повышение оплаты труда профессорско-преподавательского состава в феврале 2018 года. Средства субсидии доведены до каждого учреждения согласно графику перечисления платежей.
По вопросу назначения руководителей образовательных организаций высшего образования (далее - ректор) Департамент информирует, что в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации; назначается учредителем образовательной организации; назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами; назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).
Порядок выдвижения кандидатур на должность ректора, в котором предусматривается, в том числе, возможность их самовыдвижения, сроки и процедура проведения выборов ректора, определяется положением, утверждаемым Ученым советом университета.
В соответствии с Федеральным законом ректор назначается из числа кандидатур, прошедших аттестацию в установленном порядке и соответствующих квалификационным требованиям на замещение должности ректора высшего учебного заведения, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей, руководителей, специалистов и служащих" (далее - приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11 января 2011 года N 1н), раздел "квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования".
Аттестационная комиссия Минобрнауки России является коллегиальным органом, состоящим из представителей Минобрнауки России, Федерального собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, других органов власти и организаций. Аттестационная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с приказом Минобрнауки России от 16 марта 2015 г. N 240 "Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации", рассматривает представленные Ученым советом университета кандидатуры на соответствие квалификационным требованиям, установленным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11 января 2011 года N 1н, а также заслушивает кандидатов в очном порядке. Решение Аттестационной комиссии о допуске кандидатов к выборам ректора принимается на основе голосования большинством голосов.
Кроме того, ректор избирается тайным голосованием на конференции работников и обучающихся университета из числа кандидатур, прошедших аттестацию, с последующим утверждением учредителем.
По вопросу реформирования структуры Высшей аттестационной комиссии (далее - ВАК) Департамент сообщает, что согласно статье 6.1 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127 "О науке и государственной научно-технической политике" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 100 "О внесении изменений в федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации" и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике") в целях обеспечения государственной научной аттестации Правительством Российской Федерации создается ВАК, утверждаются Положение о Высшей аттестационной комиссии и состав указанной комиссии.
По вопросу закрытия образовательных организаций высшего образования Департамент информирует, что в соответствии со статьей 22 Федерального закона образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, по решению учредителя образовательной организации. Принятие учредителем решения о реорганизации государственной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
Департамент обращает внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона образовательная организация самостоятельно осуществляет образовательную, научную, административную, финансово-экономическую деятельность, разработку и принятие локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Кроме того, вопросы контроля за соблюдением действующего законодательства Российской Федерации, в том числе за реализацией положений Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" отнесены к компетенции Прокуратуры Российской Федерации ( статья 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Заместитель директора Департамента
стратегии, анализа и прогноза
С.Ю.ТОРБИН